23
июня
KapitanTrololo

Популяризация науки

4
Вы находитесь в архиве форума. Выйти из архива
Страницы: 1 2 3
Аватара пользователя
Завсегдатай
5
Да популяризация науки, да на отдельно взятом форуме. Вроде как соответствует тематике ветки форума. И да, крестовые походы верунов буду всячески карать, идите хулиганить в свой двор тему.

Наткнулся тут на статью с забавным названием в стиле Яндекс.новости " "Новый антибиотик убивает всех"
Скрытый текст:
Множество широко используемых лекарств пришло к нам в буквальном смысле из земли - из грибов и бактерий, обитающих в почве. (Всем известный пенициллин впервые был получен из почвенного грибка Penicillium notatum.) В своё время пенициллин произвёл революцию в биологии и медицине - и, возможно, новое открытие, сделанное исследователями из Северо-Западного университета (США) вместе с коллегами из компании NovoBiotic Pharmaceuticals, окажется столь же грандиозным: им удалось обнаружить почвенную бактерию, чей антибиотик был сильнее любого, сколь угодно устойчивого к антибиотикам микроба.

Лекарственная устойчивость бактерий ныне стала настоящей головной болью для медиков: благодаря пластичности генетического аппарата и способности обмениваться генами бактерии могут приспособиться фактически к любому лекарству, будь оно из какого-нибудь естественного источника или же синтезировано с нуля в лаборатории. Любопытно, что микробам даже не нужно контактировать с антибиотиками: нужный ген может попасть к ним по цепочке от других клеток. Причём устойчивость может развиваться не против какого-то одного средства - в таком случае проблем бы никаких не было - а против целых групп антибиотиков. Наверно, самый известный пример здесь - метициллин-резистентный стафилококк, или MRSA, устойчивый к широкому спектру лекарств. Его часто используют как модельный исследовательский объект, чтобы понять механизмы, задействованные при развитии лекарственной устойчивости, а заодно и для испытания новых веществ, которые могли бы такую устойчивость преодолеть.

Теиксобактин, описываемый в свежей статье в Nature, оказался просто таки волшебным средством, «пробивающим» абсолютно любое сопротивление со стороны патогенных бактерий. Он не просто убивал MRSA и туберкулёзную Mycobacterium tuberculosis (которая тоже славится умением игнорировать антибиотики) - авторам работы вообще не удалось найти ни одной разновидности лекарственной устойчивости, которую теиксобактину не удалось бы преодолеть. Поначалу, обнаружив такое, исследователи посчитали, что у них в руках оказался какой-то редкостный яд, который будет убивать не только бактерий, но и самого больного. Однако опасения не подтвердились: мыши, которым сначала вводили смертельные дозы патогенов, а потом добавляли ещё и теиксобактин, оставались в живых, и никаких признаков отравления новым веществом у них не было.

Суперантибиотик выделили из доселе неизвестной почвенной бактерии Eleftheria terrae, которую к тому же, как оказалось, невозможно выращивать с помощью обычных лабораторных методов. То есть бактерия нуждается в таких веществах и в такой пропорции, которые можно найти только в почве, но не в микробиологических питательных средах. Чтобы поймать капризного микроба, Киму Льюису (Kim Lewis) и его коллегам пришлось использовать недавно изобретённое устройство под названием Ichip: образец почвы разбавляют так, чтобы бактериальные клетки смогли поштучно распределиться между несколькими десятками микрокамер, заполненных агаром и отделённых от внешней среды полупроницаемой мембраной. Затем устройство погружали в почву: бактерии в камерах не могли покинуть их, но могли получать через мембрану необходимые для роста и размножения почвенные вещества. Так удалось выделить и размножить бактерию с теиксобактином.

В чём причина его суперсилы? Новый антибиотик портит клеточную стенку микробов, здесь он сходен со многими другими «коллегами», но конкретная его мишень вовсе не фермент, отвечающий за ту или иную стадию её сборки, и не пептид, входящий в её состав. Теиксобактин связывается с предшественниками пептидогликана и тейхоевой кислоты, из которых складывается клеточная стенка. Антибиотик взаимодействует с очень консервативным участком в полимерных структурах, настолько консервативным, что до сих пор ни у одной бактерии не удалось найти в нём каких-либо модификаций. Обычно, если лекарство бьёт по структурному белку, или белку-ферменту, микробы используют мутации, которые так меняют структуру белка, что он продолжает выполнять свою работу, но делается нечувствительным к антибиотику. Однако в данном случае вещество нацелено против исключительно важных молекулярных комплексов, которые в принципе не терпят никаких мутаций. То есть нельзя никак изменить ферменты, отвечающие за этот кусок клеточной стенки, чтобы он (полимерный кусок) стал невидим для антибиотика.

Похожий механизм действия можно найти у ванкомицина, но он связывается с пептидным компонентом клеточной стенки, который сам по себе можно изменить без вреда для клетки. Что бактерии и сделали: уже почти 30 лет мы имеем дело с ванкомицин-устойчивыми микробами, которые промутировали упомянутый пептид.

Сама бактерия, производящая теиксобактин, устроена так, что ей нет нужды защищаться от собственного антибиотика: в её клеточной стенке нет мишеней для него. Скорее всего, готовых генов против теиксобактина в природе нет, и приобрести устойчивость к нему благодаря горизонтальному переносу нужного гена от одной бактерии к другой просто невозможно. Не исключено, что устойчивость к теиксобактину всё же появится, но это займёт намного больше времени, чем обычно. И всё же более корректно было бы сказать, что новый антибиотик убивает всех - пока...

Однако сам по себе способ ловли почвенных бактерий, которых невозможно выделить обычными лабораторными методами, может и впредь снабжать нас целыми классами лекарств, с которыми патогенным микроорганизмам будет очень трудно справиться. Считается, что лишь 1% существующих микробов поддаётся культивации в лабораториях. Прочих же мы можем видеть только в небольшом количестве в образцах почв или вод и в результатах генетического анализа, сканирующего всю ДНК в таких образцах. Разрабатывая новые методы, подобныеIchip, с помощью которых мы сможем лучше изучать микробное разнообразие, мы тем самым можем получить богатый источник новых лекарств - кто знает, какие секреты прячут в себе бактерии, остающиеся пока что невидимыми для исследователей.

Сама статья
www.nkj.ru/news/25639/
Информация даже на википедии уже появилась
https:/ru.wikipedia.org/wiki/Теиксобактин
"Сегодня они выступают за традиционные ценности, а завтра захотят вернуть крепостное право" (с)
Аватара пользователя
Завсегдатай
1
Есть такой сериал "Космос: пространство и время". На мой взгляд, самый лучший пример популяризации науки. 13 серий, каждая длится по 60 минут. Даже если все разом осилить, хочется еще. Но, к сожалению, деньги у нас выделяют на строительство храмов, а не на популяризацию науки, так что довольствуемся тем что есть.

Ну и Нил Тайсон как всегда шикарен.

Вот трейлер, короткий и малопонятный. Сам сериал ищите на торрентиках.
"Сегодня они выступают за традиционные ценности, а завтра захотят вернуть крепостное право" (с)
Аватара пользователя
Завсегдатай
1




Статья исключительно только критикующая. Но это не значит что она плохая. В школах нужны предметы "Критического мышления" или типа того. А то получается что дети после выпуска буквально не приспособлены к реальной жизни. Да и банальное неумение или нежелание людей копаться и разбираться в социальных, экономических, да и любых других вопросах.
magazines.russ.ru/oz/2014/5/3zh.html

Скрытый текст:
Если спросить первого встречного, зачем нужно учить детей в школе, то ответ - если не сразу, то через один-два уточняющих вопроса (типа «научить читать-писать-считать? А зачем?» и т.д.) - почти наверняка сведется к тезису: чтобы подготовить их к самостоятельной жизни в современном обществе.Если даже ваш собеседник сам не выскажет эту мысль, то наверняка согласится с ней - независимо от того, каковы его взгляды на школьное образование вообще и на состояние такового в современной России в частности.

Странным образом почти столь же всеобщее единодушие наблюдается в ответах на другой вопрос: готовы ли выпускники современной средней школы к самостоятельной жизни? Если задать его в такой форме, то не понадобится даже уточняющих вопросов - ответом будет решительное и дружное отрицание. Причем, возможно, в довольно резкой форме, так как ваш собеседник может счесть, что вы над ним издеваетесь.

Скорее всего, дальше вам будут рассказывать всякие ужасы о том, чего не знают и не умеют нынешние получатели аттестатов о среднем образовании - вплоть до элементарной малограмотности, то есть неспособности написать хотя бы пару фраз без орфографических ошибок. Но эту тему мы сейчас затрагивать не будем. О поразительной неэффективности средней школы как системы обучения и о ее возможных причинах автор этих строк уже писал в «ОЗ», и в любом случае этот предмет требует отдельного разговора.

Попробуем посмотреть на проблему по-иному. «Подготовить к самостоятельной жизни» не сводится (и с этим тоже все согласны) к той или иной сумме знаний (тем более что большая часть их в этой самой «самостоятельной жизни» никогда не понадобится). Если верить тому, что школы пишут в своих уставных документах о целях и задачах своей работы, их ученик к моменту выпуска должен не только владеть преподаваемыми там знаниями, но и уметь «организовывать свою деятельность - определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в полиэтнической среде <...> оценивать достигнутые результаты» и т.д. Иными словами - быть компетентным, ответственным гражданином, знающим, чего он хочет, что для этого нужно сделать, готовым к экономической самостоятельности, вступлению в трудовые и семейные отношения и в целом - к жизни в обществе.

Не будем задаваться бестактным вопросом, какая часть вполне взрослого населения страны (в том числе обладателей полного среднего и даже высшего образования) на самом деле соответствует этим требованиям. Но даже на этом не слишком благополучном фоне свежеиспеченные выпускники средней школы выглядят существами совершенно беспомощными в социальном отношении. Конечно, инфантильность трудно измерить количественно - такого показателя нет в демографической, экономической или медицинской статистике, ее нельзя оценить по данным социологических опросов. Тем не менее жалобы на инфантильность выпускников средней школы стали уже общим местом: «не хочет ни работать, ни учиться», «поступил - бросил», «сам не знает, чего хочет», «целыми днями сидит за компьютером, в игрушки играет или шатается где-то с друзьями» и т.д. Эти ламентации можно было бы списать на родительскую пристрастность, но о том же говорят сотрудники приемных комиссий вузов и психотерапевты, православные публицисты и инструкторы по туризму. Споры идут разве что о причинах этой повальной инфантильности да о том, усиливается ли она от поколения к поколению.

К вопросу о причинах мы еще вернемся, а пока отметим такой факт: психологи, работающие с подростками выпускного возраста, давно отмечают быстрый прогресс социальной адаптации в первый же год после окончания школы. Некогда эти данные рассматривались как аргумент в пользу перехода ко всеобщему полному среднему образованию: дескать, смотрите, какие несмышленыши выходят из восьмилетки и как много они прибавляют сразу после окончания! Давайте, мол, мы подержим их в школе еще годик, чтобы они выходили в жизнь достаточно зрелыми. Увы, после того как «полное среднее» стало уделом всех, из десятого (а затем - одиннадцатого) класса стали выходить такие же «несмышленыши», каких раньше выпускала восьмилетка. И так же стремительно взрослеть в первый же год послешкольной жизни - почти независимо от того, поступил ли школьник в престижный вуз, устроился на какую-нибудь работу, проболтался год без определенных занятий или - если это девушка - сразу после получения аттестата выскочила замуж и сидит дома с первенцем.

Из этого следует, что школа не просто не выполняет декларируемой (как ею самой, так и обществом) задачи «подготовки к самостоятельной жизни». Она контрпродуктивна по отношению к этой задаче, выступая как механизм, искусственно сдерживающий социальное взросление подростков.

Здесь необходимо сказать несколько слов о том, что такое социальная зрелость и как она соотносится со зрелостью физиологической. Когда речь идет о животных, особь считается взрослой с момента завершения полового созревания. На самом деле даже для многих видов животных это не совсем так: между наступлением половой зрелости и окончательным достижением взрослого статуса проходит значительное время, иногда годы. Чаще всего этот разрыв наблюдается у самцов (особенно у «гаремных» видов, для которых характерны схватки между самцами); у самок этот феномен если и встречается, то имеет совсем иной социобиологический смысл. Но в эти дебри мы сейчас углубляться не будем, нам важен факт: даже у животных окончательная социальная зрелость не наступает автоматически при достижении зрелости физиологической. Причем если сроки наступления последней обычно заданы довольно жестко, то сроки взросления социального очень сильно зависят от окружающих условий, и прежде всего - от структуры сообщества, в котором растет юная особь. Если стадо кабанов или стая павианов по каким-либо причинам утратит разом всех или большинство матерых самцов, их место займут молодые, которым при «нормальной» структуре сообщества еще пару лет ничего не светило бы. Причем новоявленные взрослые будут не только пользоваться привилегиями матерых самцов (доступ к самкам, возможность создания собственных постоянных гаремов, у павианов - участие в «политических коалициях», которые претендуют на власть в стае и в случае успеха обретают полномочия принимать решения за все сообщество, и т.д.), но и вести себя как матерые - хотя, конечно, их поведение будет менее успешным, особенно поначалу, из-за более скромного индивидуального опыта. Заметим, что эти поведенческие изменения наступают очень быстро - значительно быстрее, чем могли бы созреть какие-либо ткани или анатомические структуры.

У человека разрыв между физиологической и социальной зрелостью еще больше и заметнее: возраст, в котором подросший ребенок становится полноправным членом общества, в разных культурах различается очень сильно, почти нигде не совпадая с возрастом половой зрелости. (Последний определяется в основном биологическими - в первую очередь генетическими - факторами. Поэтому даже в одной и той же человеческой популяции он различается у разных индивидуумов очень сильно - гораздо сильнее, чем средние значения для разных популяций.) Парадоксальным образом в некоторых обществах социальная зрелость оказалась даже «отвязанной» от брачного возраста, что сделало возможным признание «социально взрослыми» подростков, еще не завершивших пубертата, - ситуация, абсолютно немыслимая ни у какого другого вида социальных животных! В то же время в обществах иного типа было принято женить и выдавать замуж молодых людей, не достигших признаваемого обществом совершеннолетия, а порой - и полной половой зрелости. Достаточно вспомнить, в скольких произведениях викторианской литературы сюжетная коллизия строится на том, что герой или (чаще) героиня не достигли 21 года - что не препятствует вступлению в брак как таковому, но лишает «несовершеннолетних» права самим решать этот вопрос. И, конечно, классическое: «...мой Ваня / Моложе был меня, мой свет, / А было мне тринадцать лет». Подобная практика русских крестьян XIX века не была чем-то исключительным: браки между малолетними «супругами» известны в старом (императорском) Китае, Корее, у цыган и у многих других народов.

Впрочем, противоречивые отношения возраста взросления с брачным - отдельный сюжет, интересующий нас сейчас лишь постольку, поскольку он подчеркивает: в человеческом обществе возраст «взрослости» (зрелости) очень слабо связан с физиологией и в огромной степени определяется культурой конкретного общества. Причем если фазы физиологического созревания, каким бы неравномерным оно ни было, никогда не имеют четких границ (невозможно представить себе, чтобы некий организм еще вчера был телом мальчика, а сегодня уже - телом мужчины), то культура обычно старается сделать границу детства и взрослости по возможности дискретной. В одних обществах эта граница обозначается специальным обрядом инициации, в других - просто законодательно установленным возрастом совершеннолетия. Но в любом случае эта грань однозначна: прошел - не проходил, исполнилось - не исполнилось. И даже если закон предусматривает несколько ступеней взросления (возраст уголовной ответственности, получения водительских прав, брачный возраст, возраст политического совершеннолетия и т.д., причем внутри каждого могут существовать дополнительные градации), это все равно серия дискретных границ, а не непрерывное изменение. И практически во всех современных обществах планка совершеннолетия установлена много выше возраста физиологической (репродуктивной) зрелости.

Понятно, что двумя этими аспектами - физиологической зрелостью и юридическим совершеннолетием - картина не исчерпывается. Даже если молодой человек не только созрел физически, но и по всем правилам перешел установленный рубеж совершеннолетия, это еще не означает, что с этого дня он будет вести себя как взрослый. Наверное, каждый из нас может вспомнить эпизоды - если не из собственного опыта, то из жизни своих детей или кого-нибудь из близких, - когда новоиспеченные обладатели «аттестатов зрелости» проявляли поразительную психологическую и социальную незрелость. И хорошо еще, если это ограничивалось комическими формами - девочка берет с собой в турпоход плойку для термозавивки и очень удивляется, обнаружив на первой же стоянке, что в лесу нет розеток, куда можно было бы включить это устройство; мальчик едва ли не сутками просиживает в интернете, но при этом ему даже в голову не приходит поискать там объявления о временных вакансиях, которые его вообще-то весьма интересуют. Бывает и хуже - когда приступ беспомощности и безответственности (взятый под неизвестно какие заработки кредит или угнанный для развлечения автомобиль) ломает молодому человеку жизнь.

Когда речь заходит о подобном поведении, многие винят в нем чрезмерную родительскую заботу и вообще «тепличные» условия, в которых растят детей благополучные семьи. Другие сетуют на то, что детей вовремя не научили элементарным бытовым навыкам - от варки яиц вкрутую и стирки собственной одежды до высокого искусства делать покупки в супермаркете и передвигаться по родному городу на общественном транспорте. Однако если приглядеться к подобному поведению старшеклассников и выпускников повнимательнее, то складывается впечатление, что причины тут гораздо глубже, чем «избаловали», «не научили» или «не приучили».

Скажем, выпускников интернатов и детских домов уж никак не заподозришь в том, что они росли в тепличных условиях и все им преподносилось готовым на блюдечке. Фактически вся жизнь таких ребят проходит в школе, под плотным надзором профессиональных педагогов; их планомерно и целенаправленно приучают к бытовому самообслуживанию и гигиеническим нормам. Тем не менее, эта категория выпускников оказывается едва ли не наиболее социально дезадаптированной и уязвимой. И тут уже дело не ограничивается поиском розетки в лесу или макаронами, засыпанными в холодную воду. Как известно, воспитанники детских домов после выпуска из этих учреждений по закону должны получать собственное жилье. Когда эта норма стала наконец реализовываться в российских регионах, оказалось, что она порождает проблемы едва ли не более тяжкие, чем прежняя бездомность подросших сирот. «Они половину сразу сдают, а в оставшихся пьянствуют на вырученные деньги. (Имеется в виду, что владельцы сдаваемых квартир переселяются в квартиры однокашников, превращая их тем самым в своего рода коммуналки или общежития. - Б.Ж.) Залезают в долги, переходят на наркоту - продают квартиры. Сначала одну, потом все остальные», - пишет тульский священник Михаил Ваннах. По его словам, такое поведение новоявленных «собственников» - не эксцесс (хотя бы даже и частый), а практически поголовное явление. Опытные риелторы, зная, сколько квартир в доме отдано детдомовцам, могут точно назвать срок, к концу которого вся эта жилплощадь сменит хозяев.

Можно, конечно, сказать, что здесь роль родительской гиперопеки играет чересчур плотный педагогический контроль: воспитанники интернатов усваивают «домашние» бытовые навыки, но научиться обращению с деньгами, планированию расходов и т.п. им попросту негде. Однако вот свидетельство из совсем другого социального пласта.

«Нас там из нашего биологического научного общества было пятеро, и все с блестящим по школьным меркам знанием биологии, не вылезавшие с лекций, из лабораторий, из-за книжек, очень мотивированные (как бы сейчас выразились) и все такое. В общем, классические «ботаники»... И вот две недели типа «краткосрочных подготовительных курсов», студгородок, общага, и у всех рвет крышу от внезапной свободы.

Две девочки по итогам этого затяжного праздника жизни накануне первого экзамена (биологии) решили просто на него не ходить, а родителям сказать, что получили двойки. Еще один юноша сдал с блеском оба профилирующих (химию и биологию), решил отметить это дело, отмечал вечер, ночь, день, вечер и ночь - до самого сочинения, которое достаточно было написать не на двойку. Дошел до аудитории, где просто уснул, сочинения не написал, пошел в итоге Родину защищать.

Оставшиеся двое (включая меня) поступили. Меня даже хватило позаниматься месяца два, а потом <…> я впала в печаль и депрессию, <…> появилась в универе ровно один раз - в январе, чтобы забрать документы (отчислена была с редкой формулировкой «как прекратившая посещать занятия»;). А вот пятого хотели отчислить как раз за прогулы и хвосты, но он поднапрягся и оформил академотпуск, так что за прогулы и хвосты его в итоге отчислили не в этом году, а в следующем, когда академотпуск иссяк».


Обратим внимание: пять абитуриентов, фигурирующих в этом маленьком мемуаре, - развитые школьники из благополучных семей, не попадавшие под родительскую или педагогическую гиперопеку, сами выбравшие и специальность, и вуз, долго и увлеченно готовившиеся к поступлению. Они и сами понимали, что совершают непоправимое - но не могли остановиться. Как не может остановиться ребенок, дорвавшийся до лакомства или до увлекательной игрушки, как не могут остановиться выпускники детдома, получившие на руки собственные деньги, за которые ни перед кем не надо отчитываться. Это типичное поведение незрелой, невзрослой личности.

Почему столь разные молодые люди демонстрируют такое поведение? Чего не дает им школа - и не просто не дает, а словно бы отнимает?

По мнению известного психолога Маргариты Жамкочьян, много лет работавшей со школами и школьниками, ключевой фактор формирования взрослого поведения - это опыт самостоятельного выбора. Под выбором здесь понимается не судьбоносный акт, определяющий всю дальнейшую жизнь, а мелкие повсе-дневные решения: что надеть, куда пойти, чем позавтракать и т. п. До того как полностью взять на себя ответственность за собственную жизнь и будущее, формирующаяся личность должна научиться выбирать, натренироваться в этом искусстве. Причем имеется в виду не только и не столько выбор на основе каких-то рациональных соображений, позволяющих определить, какой из вариантов лучше. Речь вообще не идет о выборе между лучшим и худшим - но о выборе между возможностями, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы, причем «вес» этих плюсов и минусов различен для разных выбирающих. Если человеку предлагают, скажем, выбирать между нормальным яблоком и гнилым, это никак не содействует тренировке выбора, поскольку при таком раскладе выбор очевиден и однозначен. Чтобы выбор был выбором, выбирать нужно хотя бы между яблоком и грушей. Чем более привлекательными и трудносопоставимыми будут все предлагаемые альтернативы, тем выбор труднее - но тем сильнее он стимулирует становление самостоятельности.

Но именно ситуации такого выбора очень плохо совместимы со школьным укладом жизни. Школа как социальный институт последовательно, шаг за шагом устраняет с пути воспитанника возможность собственного выбора - где целенаправленно, где по бедности, где из соображений технического или организационного удобства. В самом деле, для того чтобы школьники могли выбрать себе завтрак по вкусу, надо, чтобы школьная столовая предлагала им такой выбор - а это сразу увеличивает объем необходимой работы в разы (не говоря уже о том, что если школа получает готовые завтраки, то у нее не так уж много возможностей добиться расширения ассортимента). Не говоря уже о том, чтобы ученики сами выбирали себе учителя математики из трех кандидатур (как это было принято в «Школе самоопределения» покойного Александра Тубельского) - для этого ведь надо, чтобы в школе были эти три учителя, причем ни один из них не был бы явно лучше или хуже остальных. И потом еще придется решать проблему загрузки и уязвленного самолюбия того педагога, который оказался недостаточно популярным. Многие ли российские школы готовы на это пойти - и многим ли это позволят вышестоящие инстанции и действующие нормы?

Но даже и там, где выбор реально возможен и не требует существенных дополнительных затрат ресурсов, наличия специальных квалифицированных кадров и т. п., школа как институт упорно отторгает его. Не будем лишний раз поминать печальный опыт попыток граждан реализовать свое право на выбор между одиозными «Основами православной культуры» и альтернативными им дисциплинами - инициаторы этой затеи меньше всего были озабочены обеспечением реальной возможности выбора, да и в любом случае это выбор родителей, а не самих четвероклассников. Но вспомним, какой всплеск протестов вызывает всякая попытка образовательного ведомства объявить ту или иную дисциплину «предметом по выбору» хотя бы в старших классах - причем инициаторами и наиболее активными участниками этих протестов неизменно оказываются школьные учителя. Вспомним, какое жалкое место занимают в массовой российской школе факультативы и как часто они превращаются просто в обязательные дополнительные занятия (по крайней мере, для успешных учеников). Наконец, недавнее триумфальное возвращение обязательной школьной формы (даже те, кому вид одинаково одетых детей кажется эстетичным зрелищем или кто верит, что униформа благотворно влияет на дисциплину и смягчает социальное расслоение, вряд ли смогут отрицать, что она лишает детей еще одного маленького, но регулярного выбора - что надеть в школу) показывает, что отторжение ситуаций выбора характерно не только для школы, но и для общества в целом.


Впрочем, причины, по которым школа постоянно стремится ограничить и сократить число ситуаций выбора для своих воспитанников - это большая отдельная тема, выходящая далеко за рамки данной статьи. Нам сейчас достаточно зафиксировать, что это происходит постоянно и повсеместно. В одних школах эта тенденция выражена слабее, в других - сильнее (например, там, где сознательные усилия педагогов направлены в ту же сторону), но заметить ее можно во всех школах, так как она присуща школе как социальному институту. Не удивительно, что чем большую часть своей жизни ребенок проводит в школе, тем меньше его опыт выбора - и тем менее психологически зрелым оказывается он сам к моменту выпуска. Впрочем, пресловутая родительская гиперопека, неизбежно лишающая свой объект возможности выбора, приводит к аналогичным результатам - причем часто еще более тяжким, поскольку ни один детдом не может обеспечить такую плотность контроля за воспитанником, какую обеспечивает любящая мама.

Другая неустранимая особенность школы как воспитательной системы состоит в том, что практически любая деятельность ученика в ней оказывается непродуктивной в том смысле, который вкладывает в понятие «продуктивность» психологическая школа Маслоу[8]. Продуктивность - это способность производить нечто, удовлетворяющее реальные потребности (самого изготовителя или других лиц) и потому обладающее объективной ценностью, которая не может быть уничтожена чьим-то субъективным мнением[9]. Продукт не обязательно должен быть чем-то материальным: компьютерная программа, песня, услуги ремонтника или курьера - это тоже продукт (при условии, что они кому-то нужны). Но все, что производит ученик в процессе учебы - будь то домашнее задание, контрольная, сочинение, лабораторная работа, учебное изделие на уроках труда и т. д., - не имеет самостоятельной ценности и не служит ничьим потребностям; оно нужно только для того, чтобы учитель его оценил, и ценно ровно настолько, насколько он его оценит. Годами производя такой «продукт», можно составить очень точное представление о вкусах и слабостях учителя и успешно играть на них (что некоторые школьники прекрасно умеют делать)[10] - но невозможно выработать собственных, внутренних критериев оценки качества своей работы. А без способности трезво оценить свои умения и возможности (и соотнести с ними свои притязания - о чем мы еще поговорим ниже) социально зрелая личность просто немыслима.

Из сказанного следует, что тормозящий эффект, который оказывает школа на социальное созревание подростка, - не результат каких-то недоработок, просчетов или перекосов, он порождается самой технологией школьного обучения. Его нельзя устранить ни разработкой и внедрением какого-нибудь специального учебного курса, ни всевозможными конкурсами и шоу, которые в работах независимых психологов прямо именуются «псевдодеятельностью». Продлевая срок обучения в средней школе, увеличивая время, которое дети проводят в ней в течение суток и года (группы продленного дня, летние лагеря), мы неизбежно будем оттягивать их реальное взросление.

С этим прогнозом, как и с предложенным объяснением отрицательного влияния школы на взросление, можно, конечно, спорить. Но сам факт именно такого влияния не вызывает сомнения ни у кого, кто так или иначе связан со средней школой. Причем если в педагогическом сообществе это обсуждается в основном в формате частных и кулуарных разговоров, то в академической психологии тормозящий эффект школы обсуждается совершенно открыто уже не первое десятилетие. Более того, по мнению некоторых авторов, этот эффект представляет собой не досадное побочное действие, а одну из функций средней школы как социального института - если не главную, то во всяком случае достаточно важную. И что бы там ни декларировали официальные документы, реально общество ждет от школы именно этого: не только подольше подержать подросшую молодежь вне самостоятельной жизни, но и снизить ее готовность к таковой. Отсюда и бесконечное удлинение сроков обучения, и настойчивые попытки всех развитых государств охватить школьной системой всех без исключения детей соответствующего возраста - несмотря на явную пагубность этих попыток для самого учебного процесса и для качества получаемого образования.

Этот вывод может показаться странным и даже противоречащим здравому смыслу. Можно еще поверить, что такие соображения могли сыграть свою роль во времена Великой депрессии, когда нужно было хоть как-то оттянуть выход на и без того переполненный рынок труда все новых и новых масс неквалифицированной и согласной на минимальную плату рабочей силы[11]. Или в середине 1960-х, когда над рынком труда нависли многолюдные поколения детей послевоенного бэби-бума, для которых в экономиках развитых стран заведомо не было достаточного числа рабочих мест. Но кому и зачем может быть нужна такая практика сейчас? Почти все страны, в которых полное среднее образование считается обязательным, испытывают хронический, непрерывно углубляющийся дефицит трудовых ресурсов[12]. Их экономики правдами и неправдами втягивают в эти страны гигантские потоки трудовых иммигрантов. Их растущее число тревожит и пугает население этих стран, ведет к усилению ксенофобских настроений (и позиций соответствующих партий), заставляет государства возводить против иммигрантов все новые и новые заградительные барьеры - но все они оказываются малоэффективными, так как этим странам объективно нужны рабочие руки. И в это же самое время общество и государство отчаянно пытаются как можно дольше оттягивать вступление в экономическую и трудовую жизнь миллионов молодых соотечественников - неся немалые расходы не только на их содержание, но и на содержание необходимой инфраструктуры и персонала. Где логика?

Проблема, однако, в том, что социальные и экономические притязания выпускника средней школы совершенно не соответствуют его трудовой квалификации. Молодой человек, окончивший среднюю школу, просто не пойдет в уборщики, разнорабочие на стройке и на тому подобные рабочие места - он не для того столько лет учился, чтобы довольствоваться работой, с которой может справиться неграмотный и даже не владеющий языком страны проживания гастарбайтер. А для более престижной, «чистой» и высокооплачиваемой работы требуется не только квалификация (которую ему взять было просто неоткуда), но еще и взрослое поведение, необходимое для обеспечения его надежности как работника и контрагента. Кто-то, конечно, пристроится, но огромная часть вчерашних школьников будет болтаться без дела - со всеми вытекающими последствиями, от криминальных до политических. Однако искусственно задерживая их в учебных заведениях, общество лишь усугубляет ситуацию: чем больше срок обучения, тем выше притязания выпускников при все том же уровне профессиональной квалификации и социальной зрелости.

Впрочем, если посмотреть шире, то у этой абсурдной ситуации можно увидеть и другие, более глубокие корни. Известно, что в сообществах приматов (как и многих других животных) подросшая молодежь часто изгоняется взрослыми особями на периферию территории стаи или даже за ее пределы. Как и многие другие врожденные поведенческие паттерны, стремление «прогнать молокососов» было унаследовано человеком и в разных типах обществ проявлялось в разных исторических формах. Сегодня такое изгнание и морально неприемлемо, и просто неосуществимо технически (куда прогонять-то?). Но врожденной реакции до этого дела нет: она упорно требует убрать подростков «с территории стаи», то есть из области «взрослых» занятий - вопреки не только любым декларациям, но даже прямым требованиям экономики.

Впрочем, вопрос об инстинктивной подоплеке массового поведения требует не только отдельного обсуждения, но и специальных исследований, для которых еще предстоит разработать методы.

В общем то это отличная тема для обсуждения - чего так не хватает нашим школам. Предметов или программ стимулирующих детей вырабатывать критическое мышление.

"Сегодня они выступают за традиционные ценности, а завтра захотят вернуть крепостное право" (с)
Аватара пользователя
Завсегдатай
1

Японские исследователи сконструировали 3D-биопринтер для печати костей, суставов и кожи человека

В прошлом году были проведены многочисленные исследования и сделаны научные открытия, которые воплотят печать органов, кровеносных сосудов и тканей кожи в реальность в течение ближайших нескольких лет. Только на этой неделе японское правительство объявило о целом ряде инвестиций в развитие 3D-печати человеческих органов.

В то же время ученые из Токио объявили, что они нашли путь для развития «нового поколения 3D-биопринтеров», которые могут производить биоматериалы из стволовых клеток, белков, коллагена и синтетических компонентов.

Теоретически, 3D-биопринтер будет в состоянии прочитать результаты компьютерной томографии так же, как обычный трехмерный принтер читает STL-файлы, а затем просто напечатает тканевые структуры за несколько часов. Это может быть что угодно: внутренние органы или кости. Так как печатные органы создаются на основе сканирования собственного тела человека, то такие имплантаты будут максимально точными и прекрасно подойдут для замены любой части тела. Если все пойдет хорошо, то тело даже никак не среагирует на имплантат.

Процесс, как объясняет профессор Цуёси Такато, весьма отличается от традиционных методов имплантации: «Мы, как правило, берем хрящ или кость из собственного тела пациента, но в случае печати такая выемка не понадобится».

Его команда работает с предыдущими наработками токийской фирмы Next 21 и государственных учреждений. Хотя этот проект не нацелен на использование стволовых клеток, их можно добавлять в процесс печати. Другим важным новым компонентом является искусственный белок, который был разработан (как ни странно) компанией Fujifilm. В то время как большинство белков, которые используются в медицине, получают от коров и других животных, этот материал является синтетическим.

Согласно заявлению профессора Такато, клинические испытания их биопринтера для печати кожи человека состоятся в течение ближайших трех лет. После этого ученые перейдут к печати костей, хрящей и суставов.

www.3ders.org/articles/20150116-japanese-scientists-develop-bio-3d-printer-to-print-bones-and-joints-skin.html

Хотя какая разница? Да, ученые нашли новое средство, да врачи будут этим средством лечить людей. Но потом найдутся умники заявляющие что болезни исцеляет бог после молитвы.

"Сегодня они выступают за традиционные ценности, а завтра захотят вернуть крепостное право" (с)
Аватара пользователя
Завсегдатай
1
Во мне так всепропаст умер:death:

На самом деле, это очень здорово.
"Сегодня они выступают за традиционные ценности, а завтра захотят вернуть крепостное право" (с)
Аватара пользователя
Горожанин
0
подпишусь на твой буквоканал :)
Чем тупее система образования, тем умнее правительство в глазах подрастающего поколения.  
Ученые против мифов суеверий, заблуждений. 
Зарплата это наказание за то, что не умеешь воровать...
Самые честные сообщения пользователей НГ

Аватара пользователя
Завсегдатай
1
верностьнауке.рф (ссылку скопируйте в браузер, так как она на русском то копируется криво или я рукожоп)

ПРЕМИЯ

Министерство образования и науки РФ учредило премию в области популяризации научных достижений - «За верность науке». Целью инициативы является поощрение представителей московских и федеральных СМИ, новых медиа и других пропагандистов современного научного процесса. Сегодня, когда популяризация науки и технологий является одним из важнейших приоритетов государственной деятельности, миссия премии «За верность науке» представляется особенно важной, так как проливает свет на не всегда доступные широкой аудитории результаты работы ученых и на знаковые события, происходящие в различных областях науки.

В настоящее время Организационный комитет премии формирует Экспертный совет и ведет отбор номинантов.

ЦЕРЕМОНИЯ

Премия «За верность науке» будет вручена в рамках одноименного торжественного мероприятия 10 февраля 2015 года и станет флагманским событием официальной программы празднования Дня российской науки. На сцене Колонного зала Дома союзов выступят известные актеры театра и кино в сопровождении симфонического оркестра. Постановщиками гала-концерта станут театральный режиссер Константин Богомолов и художник и сценограф Катя Бочавар.


Это просто замечательная новость. Остается надеяться только на то что премию будут выдавать за действительную популяризацию науки. А то большая часть научно-популярных фильмов снятых в России или "доказывает существование Бога и опровергает всеголишьтеорию эволюции" или носят названия типа "новое открытие/оружие сделает Россию мировым лидером". Уж простите мой скептицизм, но что на "Культуре" что на "Первом" одно только откровенное мракобесие или популизм, а не наука. Данная премия или что-то изменит (на что я очень надеюсь) или будет очередной профанацией.
"Сегодня они выступают за традиционные ценности, а завтра захотят вернуть крепостное право" (с)
Аватара пользователя
Завсегдатай
0
В гостях у Ларри Кинга популярный ученый астрофизик Нил Деграсс Тайсон.



Больше всего мне понравилось это:
"Если бы мы были искренни перед собой, в первую очередь, то не называли бы себя пионерами космической гонки. Мы лишь реагировали на успехи Советского Союза. Они работали на опережение. Мы все делали в ответ на советские достижения"
"Сегодня они выступают за традиционные ценности, а завтра захотят вернуть крепостное право" (с)
Аватара пользователя
Завсегдатай
1
Скоро в каждом доме будет 3д принтер способный напечатать любую икону/скрепу/тот_самый_гвоздь.


И так. Перед вами 3D-принтер позволяющий "печатать" платы, схемы, различные мелкие устройства. В частности на видео показано как "напечатали" мини-дрон, с винтами, моторчиком и всем остальным. На мой взгляд если придумают схему быстрой и 100% утилизации напечатанных устройств то этому принтеру цены не будет. На любую задачу "напечатал" любой предмет или инструмент, использовал по назначению и отправил в утиль, который в последствии используется как ресурс для новой печати.
"Сегодня они выступают за традиционные ценности, а завтра захотят вернуть крепостное право" (с)
Аватара пользователя
Завсегдатай
2
У верующих есть 1 излюбленный довод: мол эта ваша наука сама же себе противоречит и колдуны-ученые то говорят что свет - это частица, то свет это волна.
Ученые в Тюменском технопарке (в видео сказано что в Федеральной политехнической школе Лозанны, но мы то с вами знаем что это все вражеская пропаганда) смогли заснять свет одновременно и как волну и как частицу.
"Сегодня они выступают за традиционные ценности, а завтра захотят вернуть крепостное право" (с)
Аватара пользователя
Беларускі партызан
0
KapitanTrololo пишет:Сообщение Во мне так всепропаст умер:death:
Скрытый текст:


На самом деле, это очень здорово.

Мое мнение таково что эта обсерватория не откроет НИЧЕГО. Потому что открывают не приборы а люди которые ими управляют и которые интерпретируют то что прибор увидел.

Поясню свою мысль. Почти 20 лет СССР был обладателем крупнейшего в мире телескопа - БТА с зеркалом диаметром 6 метров, и что же было открыто с его помощью за 20 лет непрерывных наблюдений? Ничего!!! Абсолютно ничего принципиально нового, его использовали для наблюдений нужных при написании кандидатских и докторских диссертаций по третьестепенным астрономическим темам и ничего более.

То же самое наблюдалось тогда и наблюдается сейчас в космонавтике: проводятся исследования, по их реультатам получаются чины и звания, а реального толку, реальных открытий - ноль.
Кадыров, Сердюков и Васильева поддерживают Путина. Бери с них пример, сделай то же что сделали они - и Путин и тебе присвоит звание Героя России!
Аватара пользователя
Завсегдатай
2
А потом он скажет "робототехника - всего лишь теория! Меня создал бог!!" :death:


Блин, скорее бы их в массовое производство пустили. Быть может на нашем веку все же увидим нечто такое:

Добавлено спустя 12 минут 21 секунду:
Да и еще немножечко достижений в... даже не знаю какая это область, протезирование или робототехника. Кароче киборгов делают)))
"Сегодня они выступают за традиционные ценности, а завтра захотят вернуть крепостное право" (с)
Аватара пользователя
Беларускі партызан
0
пехотинец пишет:Сообщение правильно, кочегар. Бог когда решит, что можно что-то открыть, то человек и без телескопа откроет, например с помощью яблока. ;)
Ага, но вот американцы с помощью "Хаббла" сделали массу крупных открытий, в том числе фундаментальных.
Кадыров, Сердюков и Васильева поддерживают Путина. Бери с них пример, сделай то же что сделали они - и Путин и тебе присвоит звание Героя России!
Аватара пользователя
нету статуса
0
или с телескопом. Главное, чтоб Бог решил. ;)
Аватара пользователя
Горожанин
5
Изображение
Чем тупее система образования, тем умнее правительство в глазах подрастающего поколения.  
Ученые против мифов суеверий, заблуждений. 
Зарплата это наказание за то, что не умеешь воровать...
Самые честные сообщения пользователей НГ

Аватара пользователя
Местный
1
Может ли быть наука, оставаясь научной, в своём популярном виде? Исчезают математические формулы, опускаются подробности, остаётся что-то типа "британские учёные обнаружили..." Это превращается в придания и верования, но немного другие и более изощрённые, чем предлагают религии, которые ещё и опровергнуть сложнее. :?
http://e922047g.bget.ru/
https:/radiostep.livejournal.com/
money.yandex.ru/to/410011459533828/1000
Аватара пользователя
reply
1
Может ли быть наука, оставаясь научной, в своём популярном виде?

Потрудился бы хоть сформулировать, что-ли. Чего хотел сказать-то?


Исчезают математические формулы, опускаются подробности, остаётся что-то типа "британские учёные обнаружили..."

Не обобщай подборки фактов из пабликов вконтакте и фильтры Петрика с наукой. Как насчет привести пример?


Это превращается в придания и верования, но немного другие и более изощрённые, чем предлагают религии

1) Изощренно-ли, просто-ли, да только бессмысленный бред остается бессмысленным бредом. Причем заблуждения в научных кругах оспариваются, разоблачаются и, как правило не получают продвижения до состояния, когда они способны влиять на жизнь рядового человека.

2) Опять же, прошу примеров.
Богу плевать, что тебе интереснее. (с) Пехотинец
Аватара пользователя
Завсегдатай
2
Как образовались сложные клетки.
"Сегодня они выступают за традиционные ценности, а завтра захотят вернуть крепостное право" (с)
Аватара пользователя
Местный
1
KapitanTrololo пишет:Сообщение А потом он скажет "робототехника - всего лишь теория! Меня создал бог!!" :death:


Блин, скорее бы их в массовое производство пустили. Быть может на нашем веку все же увидим нечто такое:

Добавлено спустя 12 минут 21 секунду:
Да и еще немножечко достижений в... даже не знаю какая это область, протезирование или робототехника. Кароче киборгов делают)))
http://e922047g.bget.ru/
https:/radiostep.livejournal.com/
money.yandex.ru/to/410011459533828/1000
Аватара пользователя
Местный
2
Не знаю, может в этом разделе уже было, но вот недавно случайно наткнулся на сайт http://antropogenez.ru/zveno/ и залип на несколько дней, весьма интересно.
Завсегдатай
3
У меня с недавних пор в закладка сайт Популярная механика.
Аватара пользователя
Горожанин
1
вот один из моих :
http://www.membrana.ru/
Чем тупее система образования, тем умнее правительство в глазах подрастающего поколения.  
Ученые против мифов суеверий, заблуждений. 
Зарплата это наказание за то, что не умеешь воровать...
Самые честные сообщения пользователей НГ

Аватара пользователя
reply
0
nplus1.ru
Богу плевать, что тебе интереснее. (с) Пехотинец
Завсегдатай
2
Интересное интервью с физиком-теоретиком Брайаном Грином.
Городовой
0
Офтопик:
Kaan, спасибо вам за это видео! Хоть и чувствуешь себя после просмотра букашкой, а интересно :best: :bravo:
Страницы: 1 2 3
Модераторы: KP0H, Cyb_
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1
Северное волокно

Информационное агентство «Наш город» («Nash Gorod»), Учредитель: ООО «УРА Медиа»,
+7 (3452) 57-83-84, edit@nashgorod.ru. Главный редактор: Прадедов Е.А.
Регистрационный номер СМИ ИА № ТУ72–01512 от 27 марта 2018г. зарегистрировано Управлением Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу.
Информационная продукция предназначена для лиц старше 18 лет (18+)

© 2002–2018, Тюмень © При использовании материалов активная ссылка обязательна.