Posted 17 сентября 2010,, 09:38

Published 17 сентября 2010,, 09:38

Modified 11 ноября 2022,, 18:34

Updated 11 ноября 2022,, 18:34

Памятник Ермаку: быть или не быть?

17 сентября 2010, 09:38
Вечером 16 сентября в Историческом сквере Тюмени должен был пройти пикет, организованный казаками и православными. Поводом к нему стали слухи о сносе в ходе реконструкции сквера Поклонного креста, установленного там в память о Ермаке. Однако собрание не состоялось.



Как пояснил наказной атаман Тюменского линейного казачьего войска Союза Казаков России Иван Статьев, накануне атаман Николай Сергеевич Афанасьев был приглашен на заседание, проводимое вице-губернатором Сарычевым, где ему было обещано, что крест останется в сохранности. Так что формальный повод проводить пикет исчез, и организаторами был написан отказ от акции.

Тем не менее, казаки все же намерены следить за судьбой своей святыни, а также требовать создания памятника Ермаку. Пришедшим на место предполагаемого пикета были розданы памятки с номером телефона, по которому нужно звонить в администрацию с просьбой «сохранить Поклонный крест Ермаку и установить рядом с ним памятник Ермаку в Историческом сквере, а Мясного и Сукина Воевод у камня основания поставить на исторической площади».

Ситуацию прокомментировал кандидат исторических наук, доцент ТюмГУ Михаил Агапов: «Как это ни парадоксально, памятники историческим деятелям, как правило, имеют мало отношения к истории. Характеризуя советскую историческую науку, один из ее основоположников говорил, что история — это политика, обращенная в прошлое. То же самое можно сказать и о памятниках историческим деятелям, в частности Ермаку, Мясному и Сукину. Что именно должны символизировать эти памятники по замыслу сторонников их установления? Наше отношение к истории зачастую оказывается весьма избирательным, и возникает вопрос, почему из всего многообразия деятелей прошлого выбраны именно эти персонажи?

Скажем прямо — это завоеватели Сибири. Значительной частью населения нашего региона, идентичность которого так же, как идентичность казаков, во многом формируется на основании их представлений о своем историческом прошлом, эти памятники будут восприниматься именно как памятники завоевателям. В истории нашего края было не только завоевание, но и освоение. Освоение силами многих народов, которые и сейчас представлены в нашем регионе. Строительство новых городов, разработка месторождений, добыча нефти и газа — это был масштабный и интернациональный, по сути своей, проект освоения Сибири. Тот уровень благосостояния, который мы сейчас имеем, гораздо в большей степени был обеспечен этим освоением, нежели завоеванием Ермака. Вот об этом нужно помнить».

"