Posted 14 августа 2011,, 12:18

Published 14 августа 2011,, 12:18

Modified 11 ноября 2022,, 18:45

Updated 11 ноября 2022,, 18:45

Михаил Намятов: Как только начнет «крутиться» счетчик тепла, поймем — надо что-то делать

14 августа 2011, 12:18
Тюменские журналисты зачастили в подвалы домов, расположенных в районе улицы Малыгина. Однажды это был дом на Малыгина, 5, который обслуживает одноименное ТСЖ, в очередной раз — дом 51 (управляющей компании «Комфортный дом»)… В этих подвалах установлено энергосервисное оборудование, которое регулирует подачу тепла, горячей и холодной воды. А сами дома расположены в энергоэффективном квартале Тюмени. Опыт по обслуживанию домов, полученный в этом квартале, администрация намерена использовать для всего города. После очередного «похода в подвал» на вопросы журналистов ответил начальник управления по энергосберегающей политике и мониторингу администрации Тюмени Михаил Намятов.

Тюменские журналисты зачастили в подвалы домов, расположенных в районе улицы Малыгина. Однажды это был дом на Малыгина, 5, который обслуживает одноименное ТСЖ, в очередной раз — дом 51 (управляющей компании «Комфортный дом»)… В этих подвалах установлено энергосервисное оборудование, которое регулирует подачу тепла, горячей и холодной воды. А сами дома расположены в энергоэффективном квартале Тюмени. Опыт по обслуживанию домов, полученный в этом квартале, администрация намерена использовать для всего города. После очередного «похода в подвал» на вопросы журналистов ответил начальник управления по энергосберегающей политике и мониторингу администрации Тюмени Михаил Намятов.

Михаил Леонидович, Тюмень учится рационально расходовать энергию (тепло и электричество) и, соответственно, не платить за нее больше, на примере нескольких «продвинутых» домов. Определенный опыт уже накоплен, но, наверное, что-то пришлось менять в планах?

— Когда начиналось внедрение энергоэффективной политики, мы говорили, что собственник квартиры, житель сможет сэкономить 10, 15, 25% от стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Однако, собственник, который проживает в доме, где установлено энергоэффективное оборудование, сэкономит по сравнению с жильцами домов, где такого оборудования нет. То есть в абсолютных цифрах (по сравнению с прошлым годом) у него платеж примерно такой же. Но у собственника, который не проводит энергоэффективные мероприятия в своем доме, платеж в этом году намного больше, чем в минувшем.

Другими словами, нельзя сказать, что собственник платил за тепло в прошлом году, например, тысячу рублей, а в этом — 750 рублей. Нет, он заплатит и в этом году около тысячи рублей, а собственник без энергоэффективных мероприятий — 1500 руб. Таким образом экономия все равно есть.

Тарифы будут расти и инфляция сохранится, поэтому разница между теми, кто использует энергоэффективное оборудование и теми, кто его еще не использует, будет со временем все значительнее.

Во многих тюменских домах установлено энергосервисное оборудование?

— В энергоэффективном квартале (его границы: улицы Малыгина — Холодильная — Республики -Мориса Тореза) домов с энергоэффективным оборудованием по теплоснабжению — 95%.

Всего в этом квартале 45 объектов, в том числе два муниципальных садика, один строящийся дом, плюс дома застройщиков, которые уже изначально были с таким оборудованием. Все остальные — 32 дома — прошли капремонт, и только после этого в них было установлено это оборудование.

Я уже говорил, повторю: ставить автоматику для регулировки ресурсов, если в доме дырявые трубы, не отремонтирован подвал, кровля и т. д. — бессмысленно. Сначала — подготовка, потом — энергосервис.

В процессе капремонта, который идет по другим домам, мы закладываем в сметную документацию установку регулировочного оборудования. Большинство домов в Тюмени пока потребляют тепло без регулировочного оборудования, но дома, которые прошли капремонт в последние три года, оборудованы такими системами.

В энергоэффективном квартале все установленные приборы введены в эксплуатацию и уже по некоторым домам, в частности, по Малыгина, 5 механизм энергосервиса заработал.

Там, где подачу тепла регулирует автоматика, все идет гладко? Или в ходе эксплуатации проявились какие-то проблемы?

— Ряд управляющих компаний не готов к использованию такого оборудования. В таких компаниях нет нужных специалистов и эти УК просто отключают автоматику, а жильцы оплачивают потребление ресурса по нормативу. Но это глупо: то же самое, что вместо того, чтобы научиться пользоваться телефоном, отправлять сообщения голубиной почтой.

Был такой случай. Подрядчику звонит представитель управляющей компании и требует: вы нам в прошлом году устанавливали оборудование, пожалуйста, заплатите теперь 100 тыс. рублей — нам теплосети выставили оплату за перегрев, оборудование ваше не работает. Подрядчик приезжает на место, смотрит в подвале регулирующий клапан, с помощью которого должна увеличиваться и уменьшатся подача тепла — а клапан с помощью проволоки закреплен неподвижно.

Выяснилось, что сантехник, когда было похолодание, не смог отрегулировать клапан на щите управления. Он просто зафиксировал клапан проволокой. На улице потеплело, а клапан не может уменьшить подачу — закреплен неподвижно. Вот и получился перерасход тепла.

Как можно добиться, чтобы в управляющих компаниях были специалисты, способные обращаться с автоматикой?

— Эта проблема уже решается и в скором времени будет снята. Такая аналогия: в 2005–2006 годах все города переходили на новые формы управления домами. Тогда говорили, что процесс сложный, на рынке нет управляющих компаний и т. д. Но вот прошло пять лет и мы видим, что УК на рынке уже есть, и хорошие УК реагируют на потребности жителей домов.

Здесь будет происходить также. И для этого тоже был нужен энергоэффективный квартал — на нем УК начинают дома эксплуатировать с другим качеством, другими специалистами. И в конце концов, УК, которые будут вне требований времени, уйдут с рынка. Если компания хочет остаться, продолжать обслуживать дом — она будет совершенствоваться.

За чей счет устанавливается энергосервисное оборудование в подвалах домов?

— Энергосервисные мероприятия — самоокупаемые, за счет экономии они позволяют оплачивать приборы, их установку. Если капремонт в доме проведен, сети отремонтированы — самое время установить энергосервисное оборудование. Кто должен проявить инициативу? Собственники, жильцы — экономия средств, которые идут на оплату ресурсов, это их забота. Они должны обратиться с предложением в свою управляющую компанию: установите у нас энергосервисное оборудование, чтобы мы могли сэкономить на оплате ресурсов.

Энергосервисные компании на тюменском рынке начали появляться, число их растет. Управляющая компания — если она здравая — должна сама определить, какие энергосервисные мероприятия надо провести, сколько времени будет окупаться оборудование.

Когда все начиналось, энергосервисные компании говорили: не получится внедрение энергосервиса, это дорогое удовольствие, мы не сможем с собственников собрать деньги. Но практика показала, что это не так. Например, на Малыгина, 5 мы рассчитывали компенсировать деньги, потраченные на оплату энергосервисных мероприятий, в течение трех лет — по факту это произойдет не более чем за 1,5 года. Говорили, что собственники не будут сдавать деньги — на самом деле сдают.

Когда УК посмотрят этот опыт, убедятся, что сделать такое реально, они тоже пойдут по этому пути. И затем еще сами будут инициировать другие энергосервисные мероприятия.

Определены ли сроки для установки такого оборудования в обязательном порядке?

— Предполагалось, что до конца этого года все дома по закону об энергосбережении должны установить общедомовые приборы учета. Подчеркну: это еще не энергосервисное оборудование, а только приборы учета. В данный момент срок перенесен — до 1 июля 2012 года.

Также в законе сказано: если собственники не установят приборы, то ресурсоснабжающая организация вправе войти в подвал дома (если потребуется — вскрыть его), установить прибор учета и обязать собственника оплатить все расходы, связанные с установкой.

Как собственники могут установить приборы учета?

— Можно действовать двумя способами. Первый: провести собрание, собрать деньги, установить на эти деньги приборы учета. Второй: собственники могут обратиться в ресурсоснабжающую организацию, и она обязана установить прибор учета, дать рассрочку на пять лет по оплате за его установку. Причем, смета, которую составит ресурсоснабжающая организация на работы по установке счетчика, должна быть одобрена собственником.

В Тюмени у всех УК есть возможность поставить общедомовые счетчики тепла?

— Техническая возможность есть, но мы столкнулись с такой ситуацией: приборы учета в некоторых случаях повысят платежи. Например, если в доме нет циркуляционного водоснабжения, то установка прибора учета по горячей воде вызовет рост платежей на эту услугу. Или дом давно без капремонта, в нем большие потери тепла (через подвал, кровлю, подъезды и др.) — здесь тоже, скорее всего, возрастут счета за тепло.

Надежда только на то, что рост платы заставит действовать. Как только начнет «крутиться» счетчик и будут в рублях видны потери тепла — у собственников возникнет понимание, что надо относится к ресурсу внимательно и использовать его эффективно.

Напомню, что приборы учета не будут устанавливать в ветхих и аварийных домах.

До 60 процентов потерь тепла на этапе распределения (в сетях и домах) — это варварское состояние. Из него надо выбираться, и как можно быстрее.

"