Posted 3 ноября 2011,, 04:42

Published 3 ноября 2011,, 04:42

Modified 11 ноября 2022,, 18:48

Updated 11 ноября 2022,, 18:48

Данис Щербаков: Самое важное в развитии — научиться играть свою музыку

3 ноября 2011, 04:42
Концерт великолепного гитарного дуэта Даниса Щербакова и Никиты Савельева прошел в минувшую пятницу в Тюмени при поддержке центра развития гитары «Romantic Sound». Программа называлась «Музыка Австралии, Ирландии и Америки».

Концерт великолепного гитарного дуэта Даниса Щербакова и Никиты Савельева прошел в Тюмени в минувшую пятницу при поддержке центра развития гитары «Romantic Sound». Программа называлась «Музыка Австралии, Ирландии и Америки».

Данис Щербаков — уникальный гитарист, которого по праву называют виртуозом, владеющий популярной и очень интересной техникой игры на гитаре под названием «fingerstyle». Данис — выпускник Казанской государственной консерватории по классу классической гитары. В настоящее время активно занимается концертной деятельностью, выступал на одной сцене с шоу-балетом «Тодес», знаменитым гитаристом-виртуозом Томми Эммануэлем и другими музыкантами.

Лауреат международного конкурса на струнных инструментах в г. Канев (Украина). Стал победителем самого престижного международного конкурса гитаристов, проводимого в России, — VIII открытого международного конкурса-фестиваля «Виртуозы гитары» в Санкт-Петербурге. Является призером двух международных конкурсов в России и Польше.

В репертуаре Даниса — кантри, блюз, джаз, ирландские мотивы. Работает также над современными хитами — музыкой Майкла Джексона, группы «АББА» и других исполнителей.

Перед началом концерта нам удалось пообщаться с Данисом и задать ему пару вопросов.

Данис, как давно Вы занимаетесь гитарой?

— Учиться играть профессионально начал в 17 лет, в училище. До этого играл на электрогитаре в школьном ансамбле, как многие мальчишки.

Как Вы пришли к музыке, к гитаре в частности?

— Мой отец — музыкант, с детства я постоянно наблюдал, как он во всем этом вращается. Мне было интересно, захотелось тоже чего-то достичь.

А как начинался Ваш путь, кто-то помогал осваивать инструмент?

— Папа и помогал на первых порах. Мы играли в ансамбле, которым он руководил.

В России очень серьезная школа классической гитары, школа фингерстайл практически не представлена, даже в Интернете очень мало информации на эту тему. Что повлияло на выбор этого направления Вами?

— Действительно, такой школы в России нет. А повлияло… Еще будучи студентом консерватории, на 5 курсе я увидел гитариста Томми Эммануэля. Он меня поразил! И я стал учиться самостоятельно: включал его записи, слушал концерты и пытался выучить это, как язык. Слушал много, после чего стал пробовать сыграть сам. То есть сначала заложил основы игры в мозг, потом — в руки. Далее стал развивать эту тему, много переиграл его музыки, сейчас по большей части играю собственные сочинения.

Что было самым трудным в карьере гитариста?

— Мне кажется, самое трудное — найти себя. У меня были разные периоды развития — сначала я был классическим гитаристом. Первая мечта была — поступить в консерваторию, потом — выиграть международный конкурс (и я его выиграл). А когда уже закончил консерваторию, увидел, как на акустике можно играть, понял, что тут надо по-другому работать. И, самое главное, потом, когда начал более-менее уже владеть этой техникой, до меня дошло, что я играю только чужие произведения. Самое интересное и важное в развитии, в становлении пути — научиться играть свою музыку.

Сейчас много споров о том, каким должен быть настоящий гитарист. Одни уделяют максимум внимания технике, другие ищут свой звук, по которому их будут узнавать. По Вашему мнению, каким должен быть настоящий гитарист?

— Техника и звук — это арсенал. Если не будет музыки, — это будет никому не интересно вообще. Нужно мыслить шире, важно научиться доносить свой взгляд на мир, как ты его понимаешь. Сегодня на концерте я буду рассказывать истории, которые со мной случались, попытаюсь их переложить на инструмент.

Что бы Вы рекомендовали новичкам, желающим научится играть в стиле фингерстайл?

— Слушать нашего гуру Томми Эммануэля и не забывать о том, что нужно делать свои вещи. Можно подражать, но важно научиться играть его вещи со всеми моментами, потому что техника очень сложная, очень много новых приемов игры. Но потом обязательно нужно делать свои аранжировки, свои сочинения. Так становятся настоящими гитаристами. Тем более, в этом стиле не так много, как для классической гитары, например, или для фортепиано, написано. Репертуар, исполняемый именно в стиле фингерстайл, можно по пальцам пересчитать, и он будет у всех один. Это проблема. Важно и нужно играть, стараться, пробовать, развиваться.

Вы заканчивали консерваторию, по образованию преподаватель. Сейчас где-то преподаете?

— Да, по образованию я преподаватель, артист оркестра, артист ансамбля, солист-гитарист. Сейчас являюсь доцентом Ульяновского государственного университета, старший преподаватель Татарского государственного педагогического университета.

Ваш самый запоминающийся концерт?

— В этом году я играл на фестивале «Сотворение мира» в Казани, там и Андрей Макаревич был, и другие звезды, из разных стран люди приезжали. Еще я три недели гастролировал в Китае, там тоже было интересно.

Расскажите о встрече с Томми Эммануэлем?

— Томми Эммануэля я впервые увидел в 2006 году в Москве на фестивале «Мамакабо», а потом мне ребята позвонили, сказали, что он в Казань приезжает, и надо было помочь встретить его. Я приехал в аэропорт, заказал ему лимузин белый, бутылку шампанского поставил, потому что этот человек научил меня играть! Это мой кумир до сих пор! Главный человек в акустической гитаре, и мы с ним играли на следующий день на пресс-конференции. Ну, и в гостинице еще немного поиграли, он показал мне какие-то моменты, поправил, что-то подсказал.

Вас называют виртуозом, при этом играете профессионально около 10 лет. Как считаете, Вам есть еще чему учиться?

— Конечно! Я не считаю себя виртуозом. Если ты сыграл быстро — это еще не показатель. Главное, как это применить. Многие молодые люди увлекаются этим, а если их попросить сыграть пьесу какую-нибудь или сочинение — они не могут. Только элементарные рифы знают, и все. Если я не умею чего то, я начинаю над этим работать. Специально не сижу, не хочу быстрее всех сыграть, я просто играю для каждого, чтобы народ понял.

Строите планы на будущее?

— Сейчас идет работа над диском, в котором будут звучать все мои вещи, инструментальная музыка. Завтра телеканалом Шадринска будет записываться концерт для еще одного DVD-диска. Один диск уже есть, называется «Встреча на Эльбе», второй, новый, будет называться «Вниз по реке».

Вы дуэтом сегодня выступаете?

— Да, сегодня приехал мой студент Никита Савельев, лауреат международного конкурса. Учится на 1 курсе. Он родом из Шадринска, Красная Звезда. Сегодня также будет играть собственные сочинения. Еще дуэтом с ним поиграем, пускай растет парень.

Полуторачасовая программа, состоящая как из произведений собственного сочинения Даниса Щербакова и Никиты Савельева, так и из нескольких переработанных каверов (Michael Jackson — Billie Jean, композиции американского исполнителя кантри Брэда Пейсли), завершилась мастер-классом, на котором желающие смогли получить несколько ценных уроков от мастера гитары.

Хотелось бы пожелать всем начинающим гитаристам такого же упорства и любви к своему делу, коими обладают наши гости. Потому что такого мастерства можно добиться лишь при постоянных и усердных тренировках. А Данису и Никите — дальнейших творческих побед, чтобы они продолжали расти в искусстве игры фингерстайл и дальше радовали публику своими замечательными пьесами!

Беседовала Любовь Судейко

"