Posted 1 февраля 2012,, 06:49

Published 1 февраля 2012,, 06:49

Modified 11 ноября 2022,, 18:51

Updated 11 ноября 2022,, 18:51

Илья Пискулин: В этом году я хочу стать настоящим маркетологом и директором

1 февраля 2012, 06:49
С Ильей Пискулиным знакомы многие тюменцы, если не лично, то хотя бы через его работы. Студенты 2000-х наверняка помнят газету Fuckультет, которую он издавал в возрасте 18 лет; сейчас Илья занял заметное место на маркетинговой ниве Тюмени — редкий человек не видел рекламы, созданной под его шефством.

С Ильей Пискулиным знакомы многие тюменцы, если не лично, то хотя бы через его работы. Студенты 2000-х наверняка помнят газету Fuckультет, которую он издавал в возрасте 18 лет; сейчас Илья занял заметное место на маркетинговой ниве Тюмени – редкий человек не видел рекламы, созданной под его шефством.

Илья создал и развивает компанию Love marketing, активно участвует в качестве эксперта в мероприятиях Фонда развития и поддержки предпринимательства, был признан «Лучшим молодым предпринимателем Тюменской области 2011» в номинации «Социально-ответственный бизнес», а также лучшим молодым предпринимателем города. Из его социальных инициатив можно вспомнить День без Интернета. Корреспондент NashGorod.ru задал одному из самых активных молодых бизнесменов Тюмени несколько вопросов.

Самая известная работа Love marketing – рекламная кампания про Кошкиных и Бабочкиных. Тюменцы отнеслись к ней неоднозначно. Мой коллега, например, говорит, что запомнил рекламу, но к какой компании пытались привлечь внимание – нет…

- Любой продукт идет на стыке наших предложений, желаний клиента и того, что он утверждает. Этот проект мы предложили в соответствии с поставленными целями, и за него мы полностью несём ответственность. К нему можно относиться по-разному, но компания целей достигла. Этот факт неоспорим. С клиентом продолжаем вести сотрудничество, и все очень довольны.

Кроме того, ведутся переговоры об организации аналогичных рекламных кампаний в других городах, один из них – Краснодар, другие называть не буду. Нашим потенциальным партнёрам нас порекомендовал наш клиент – «Пластконструкция». Это тоже показатель успешности.

Наверняка в работе не всегда все идет гладко, случается всякое. Какие свои ошибки ты признаешь? И чем, наоборот, ты гордишься?

- Ошибки есть в каждом маркетинговом проекте. Главное – не врать себе. Если говорить о «Кошкиных-Бабочкиных», здесь были допущены ошибки по части образов персонажей.

А если говорить вообще об ошибках в маркетинге, то самая большая оплошность, которую может допустить маркетолог-консультант – начать работать с клиентом, которому он не может быть полезен. Например, когда уровень знаний у клиента выше, чем у маркетолога. Бывает, что ты к клиенту нелоялен, или наоборот, или вы несовместимы. Я одному знакомому, с которым у нас намечалось сотрудничество, и который в работе являлся очень сложным человеком, сказал, что, лучше я буду его любить бесплатно, чем буду ненавидеть за деньги.

Если же вы выбираете деньги, а не человеческие отношения, то полмиллиона, которые вы рассчитывали заработать за 2 месяца, «растянутся» на год. Возненавидишь клиента, клиент возненавидит тебя, положит крест на маркетинг, как на абсолютно тупиковый вид деятельности, и все останутся недовольны.

Самая большая ошибка в маркетинге – врать себе. Я приучаю себя быть честным с самим собой.

Чем горжусь? Тем, что мои родители счастливы, что у них такой сын. Для меня семья – это главное.

В одном из интервью ты говорил, что хочешь продавать не свои услуги, а то, что можно тиражировать. В каком состоянии находится сейчас эта идея?

- На этот год у меня другие цели: стать настоящим маркетологом – это раз, стать настоящим директором – это два.

В прошлом году, чтобы заработать на жизнь, чтобы у моей маркетинговой команды были деньги, мы брали много клиентов и работали в ритме белки в колесе. По маркетингу мы не всегда делали так, как считали нужным, а чаще так, как хотели наши клиенты. Маркетинг – это как раз та сфера, где клиент может быть неправ, но должен быть доволен, и у нас клиент часто неправ. Клиенты выбирают тупиковые методы и настаивают на том, чтоб именно их мы использовали. Конечно, стараемся переубеждать, но не всегда это получается.

В этом году мы будем делать выбор в пользу настоящего маркетинга, и поэтому будем отказывать многим клиентам. Этот подход несет за собой большие риски. Главный риск – это высочайшая ответственность, и к ней мы готовы. Ещё один риск – это то, что не так просто найти 6-7 компаний, которые будут платить хорошие деньги за хороший результат и полностью тебе доверять: в каких-то организациях есть собственные сильные отделы маркетинга, где-то условно монопольное положение на рынке, и в этом нет потребностей.

Второе. Я очень плохой директор, потому что неправильно организовываю работу. В этом году я хочу изменить это.

Что, по-твоему, мешает твоему бизнесу развиваться, помимо неэффективного управления? Возможно, высокие налоговые ставки (насколько я понимаю, в сфере услуг основные расходы – зарплата) или еще что-то?

- Ничего не мешает, кроме меня самого. Конечно, я могу сказать, что-то против того режима налогообложения, который сейчас введен, но мы же не можем это поменять, поэтому приходится смириться и платить высокие налоги на зарплаты.

С какими трудностями ты сталкивался, когда начинал бизнес, как ты их преодолел?

- Предпринимательство – это внутри тебя. Самое сложное – перестроить самого себя и не всем это нужно. Это по-настоящему тяжело и непросто. Предприниматель – это не тот, кто зарегистрировался, а тот, кто приучил себя дисциплинированно работать, кто понимает, ради чего встал на этот путь, осознает ответственность перед клиентами и сотрудниками.

Предпринимательство - это системное мышление, самодисциплина, когда ты наступаешь на горло собственной песне, несешь ответственность, делаешь через «не могу» и «не хочу».

Налоги, кадровый рынок – это не сложность, а данность. Ведь у кого-то ведь получается в этих условиях работать. И моя модель мышления только сейчас стала подходить к предпринимательской модели мышления.

Расскажи, чем обернулась твоя инициатива по поводу Дня без интернета.

- Я считаю, что Интернет – это суперздорово, потому что это – информационное общество. Сеть одновременно и очень сильно сближает людей, и отдаляет их. Через некоторое время ты начинаешь общаться не с самим человеком, а с тем образом, который ты сам себе создал, с его профайлом.

Когда я писал заметку под названием «Друзьям Ильи Пискулина, которые онлайн», то не думал, что она получит такую огласку. Человек двести написали мне личные сообщения, 1600 поставили «Мне нравится», телевидение показало сюжет на эту тему, причем, не предупреждая меня. Мне предложили пустить ролик на радио, откликнулись операторы наружной рекламы. Для меня это был шок. И когда я слышу критику в свой адрес, то недоумеваю. Прочитайте название моей заметки – она для друзей и ведь это моя страничка, мой маленький мирок. И если стольких людей это затронуло, значит, это актуально.

Я агитировал не за День без интернета, а за общение вне социальных сетей. Здорово, что у нас есть такие инструменты, как соцсети, но все должно быть в балансе. Некоторые люди забыли о том, что такое видеться, гулять, заниматься спортом.

Мне радостно, что появилась такая ниша, как Интернет-коммерция. С другой стороны, предполагаю, постепенно коммерция на улицах (магазины, рынки) сойдет на «нет». Конечно, в ней есть много недостатков, но она побуждает людей выходить на улицы. Я убеждён, что моя бабушка, которой уже много лет, живет так долго и по-прежнему активна, потому что она очень много ходит, мои родители каждый вечер гуляют по часу. Я стараюсь подражать примеру родственников – 3-4 раза в неделю бегаю на лыжах. И когда я бегу, рассылаю друзьям смс-ки с приглашением присоединиться. Мало кто соглашается.

Для меня эта заметка была чем-то интимным, для узкого круга лиц. Когда ты пишешь на широкую публику, ты так или иначе подбираешь фразы, а для друзей – можешь допускать огрехи в формулировках. Ну, раз уж она так разошлась – дай бог, чтобы у кого-то что-то поменялось.

Как относишься к критике?

Я знаю людей, которых не критикуют, но их не за что критиковать - они ничего не делают. Легко осуждать того, кто что-то делает. Лучше не критиковать, а попытаться понять и проявить к позиции человека уважение. А если ты с чем-то не согласен, вступить в диалог. Другое дело, что у нас большинство критикует на форумах, в жж, и они делают это не очень открыто. Я же выступаю со всеми своими инициативам от своего имени, я открыт для диалога и, конечно, в меня легко из толпы помидорами кидать, а вот один на один смельчаков кинуть мало.

Ты уже пару лет выступаешь на семинарах для начинающих предпринимателей, которые организует Фонд поддержки предпринимательства. Мне показалось, что в последнее время твое рвение немного утихло, ты стал более формально подходить. Вообще, зачем тебе участие в этих семинарах?

- Впечатление верное. Когда ты что-то делаешь в первый раз или хотя бы в седьмой, у тебя это получается с большим энтузиазмом. Опасная вещь для человека – эффект законченности, когда ты знаешь по стадиям, как все будет. Когда же ты проводишь семинар в 25 раз, ты представляешь, как будет идти каждая из 20-30 минут выступления. Этот эффект законченности лишает энтузиазма, и меня это беспокоит. Изменения будут внесены, хотя бы затем, чтобы мне самому было интересно.

Что мне дало участие в семинарах? Понятно, что речь о деньгах не идет…

Разве участники семинаров не хотят впоследствии стать твоими клиентами?

Мы сейчас не работаем с маленькими компаниями. Мне проще дать человеку совет, подсказать направление или книгу. Маркетинг – процесс с энным количеством ошибок, для маленькой компании они могут стать фатальными. И пока мы будем нащупывать правильный маркетинг, мы обязательно совершим несколько ошибок. Тем более что сначала необходимо изучить, товар, рынок, это занимает время и, соответственно, влечет за собой расходы. Предприниматель же на своём рынке сам эксперт и он может, не теряя времени, приступить к действиям, стоит ему только дать толчок. Причём он будет работать с минимальными ошибками.

Участвуя в семинарах, я не получаю никакого коммерческого удовлетворения, исключительно удовольствие от общения с людьми. Думаю, что человек должен сделать что-то хорошее. Для меня семинары - это определенная социальная деятельность.

Что тебе нравится и не нравится в нашем городе?

- Я очень люблю Тюмень, инфраструктуру, которая у нас создана. Но город – это не дороги и не инфраструктура. Город - это люди. Я был бы рад, если бы они у нас были более контактными, относились друг к другу уважительно и больше улыбались. Считаю, что с этим есть сложности. Улыбке никто не в состоянии сопротивляться, у меня даже на телефоне мелодия «От улыбки хмурый день светлей», поэтому хотелось бы видеть больше улыбок.

Есть что-то, чего у нас не хватает, за что ты готов платить?

- Во многом, все бизнес-идеи, которые лежат на поверхности, у нас уже воплощены. Может быть, Тюмень не до конца развита в плане технологий, которые используются в бизнесе, но идеями очень насыщена. И люди у нас инициативные. Конечно, было бы здорово, если бы каждый второй у нас что-то инициировал, но так тоже не бывает. Хотя и не нужно, ведь кто-то же должен работать.

Каждая компания пытается ослабить роль личности в своей работе, создать систему, которая по минимуму зависит от людей. Но ни одна система не смогла устоять от влияния на нее сильных личностей, есть люди, которые могут ломать любую систему, «тащить» ее на себе. Я принципиально не пользуюсь техникой Apple (правда, скоро начну), есть у меня «тараканы» на этот счет. Стив Джобс сделал эту компанию такой. Да и сила многих тюменских компаний заключается в силе их руководителей.

И твоей компании тоже.

- Да, и моя компания – это я. Моя задача в этом году – уменьшить свою роль в Love marketing. Мои люди слишком сильно зависят от меня, так быть не должно. И я слишком сильно завишу от себя – даже поболеть не имею возможности. У меня был случай, что я с очень дорогостоящего лечения в Германии, ради которого мне пришлось многое сделать, улетел на 3 дня раньше – из-за работы. Так не должно быть.

Ты вроде бы с одной стороны выступаешь против автоматизации и систематизации бизнеса, с другой стороны – за нее…

- Я – за взаимозаменяемость людей, они должны уметь друг друга подстраховать.

А что за «тараканы» по поводу Apple?

- Модель построения отношений с людьми внутри компании Стива Джобса не соответствует принципам, которыми я бы хотел руководствоваться. Да, он добивался результата, но мне не понравилось, как он обращался со своими людьми. Люди – это очень важно. Главная цель-то у нас в жизни – не зарабатывать деньги (да, это очень важно, без них мы никуда), а быть счастливым. Люди не должны чувствовать облегчение, уходя из компании, а так было в Apple, если верить книгам.

Беседовала Ирина Шарова

"