Posted 27 февраля 2012,, 05:24

Published 27 февраля 2012,, 05:24

Modified 11 ноября 2022,, 18:51

Updated 11 ноября 2022,, 18:51

Политологи доказали: поддержка партии власти в Тюмени падает

27 февраля 2012, 05:24
В минувшую субботу студенты-политологи провели в ТюмГУ круглый стол на тему «Электоральный процесс в Тюменской области». Проблемы, связанные с выборами, вместе с начинающими учеными обсудили профессиональные социологи и политологи.

Встречу открыл доклад молодого специалиста по электоральному процессу, ассистента кафедры политологии Дианы Булатовой. При помощи статистического анализа результатов прошедших выборов она изучила вопрос управляемости электоральными процессами на юге Тюменской области.

Прежде всего, Диана заметила, что в 2000-х годах произошла инверсия в картине голосования в малых и крупных населенных пунктах региона. Если раньше село поддерживало коммунистов, то теперь там возросла поддержка партии власти. Город, напротив, от поддержки демократов обратился к поддержке левых или национал-патриотических сил.

Причем исследования показали, что реально поддержка партии власти снизилась гораздо сильнее, чем это показывает простое сравнение результатов выборов в Госдуму 2007 и 2011 годов.

Об этом позволяет говорить исследование индекса корреляции, показывающего зависимость между явкой на избирательные участки и голосованием за определенные партии. При нормальном голосовании этот индекс равняется нулю — то есть зависимости не наблюдается. Отклоняющийся же показатель свидетельствует о положительной или отрицательной связи. Например, увеличение процента голосов, отданных за определенную партию на участках с высокой явкой это положительная зависимость. Она позволяет делать выводы о том, что на ситуацию оказывается влияние. В 2011 году индекс корреляции по сравнению с 2007-м возрос значительно: примерно в три раза в малых и в полтора — в крупных городах. Из этого следует, что реальная поддержка партии власти снизилась гораздо больше, чем на «официальные» 15 — 17%, и «власти пришлось приложить больше усилий, чтобы набрать необходимые психологические 50%».

Есть и дополнительный показатель, доказывающий наличие управляющего воздействия на процесс и результаты выборов — распределение участковых комиссий в зависимости от явки избирателей. Оно должно иметь вид холма: с одним пиком, от комиссий с минимальной до комиссий с максимальной явкой. Однако графики, иллюстрирующие ситуацию в регионе, отклоняются от нормы. На селе больше комиссий с большой явкой — «холм» сдвинут к правому краю. В городах картина больше приближена к нормальной, но выделяется и дополнительный «холмик» — группа участков с большой явкой.

Из полученных данных аспирантка сделала выводы о том, что юг Тюменской области является управляемым регионом, причем в малых населенных пунктах эта управляемость больше. Эти данные, как подчеркнула исследователь, особенно интересны в связи с тем, что область была в числе регионов с высокой поддержкой партии власти. Теперь же тенденция такова, что регион превращается, как и многие другие, в область, где эта партия поддержку теряет.

Также на круглом столе обсудили опыт работы студентов в качестве наблюдателей или членов избирательны комиссий на прошедших выборах. Большая часть из выступивших говорила о том, что на их участках фальсификаций и серьезных нарушений замечено не было. Однако присутствовавший на встрече лидер ишимского отделения КПРФ Константин Шевченко, имеющий опыт в обучении наблюдателей, горячо объяснял, где студенты могли не заметить обмана, и какие методы фальсификации применяются на выборах.

В завершение встречи были показаны результаты социологического опроса, проведенного среди участников тюменского протестного митинга 4 декабря. По словам представившего эти данные преподавателя кафедры политологии Андрея Семенова, портрет среднего митингующего тюменца в этот день мало отличался от портрета вышедшего на митинг жителя Москвы.

"