Posted 28 мая 2012,, 11:43

Published 28 мая 2012,, 11:43

Modified 11 ноября 2022,, 20:19

Updated 11 ноября 2022,, 20:19

Или ты живешь в ожидании, или ты мертв

28 мая 2012, 11:43
Новая постановка театра «Буриме», на репетиции которой на прошлой неделе побывали тюменские журналисты, напомнила, что мы живем в постоянном ожидании чего то, у каждого из нас есть сокровище, которое оправдывает существование всего остального. Молодой театр покусился на постановку абсурдного спектакля, а именно — пьесы Самюэля Беккета «В ожидании Годо».

Пасмурным зимним питерским вечером моей подруге было до того тоскливо, что ее руки сами собой набрали в строке любимого браузера адрес сайта авиараспродаж. Она купила билет на май в солнечную, пропахшую соленым Адриатическим морем, Хорватию — чтобы было чего ждать и ради чего жить. И, действительно, свинцовое небо культурной столицы перестало давить так сильно.

Новая постановка театра «Буриме», на репетиции которой на прошлой неделе побывали тюменские журналисты, напомнила, что мы живем в постоянном ожидании чего то, у каждого из нас есть сокровище, которое оправдывает существование всего остального. Молодой театр покусился на постановку абсурдного спектакля, а именно — пьесы Самюэля Беккета «В ожидании Годо». «Что за молодой режиссер, если он не поставил абсурд», — шутит 24-летний руководитель театра. Постановку этого спектакля Никита Бетехтин считает затяжным прыжком неизвестно куда.

Чем необычен «В ожидании Годо»? Это первая пьеса, после которой заговорили об абсурде. До этого были каноны, железная логика. Здесь видимой логики нет, хотя при разборе обнаруживается, что есть логика персонажей. Русскоязычный читатель может проследить ее в тексте, переведенном Натальей Санниковой — именно он лег в основу спектакля «Буриме». Необычно и то, что в новой постановке театра нет музыкального оформления, только какие-то звуковые эффекты, шум.

Нам показали кульминационный момент первого акта спектакля — монолог Лакки: в центре зала «сцены на пятом» расположился деревянный помост, под ним — труба, на нем — сухое дерево в горшке и кое-где зеленая трава в горшках. Это мертвое пространство, в нем пахнет апокалипсисом, и этому противостоит природа — живая трава. На доски взобрались четыре героя — Владимир и Эстрагон, а также Поццо, который держит на веревке Лакки.

Эпизод рождался прямо на наших глазах — одни и те же диалоги проигрывались несколько раз с разным темпоритмом, громкостью, эмоциональностью. «Вам нужно выстроить процесс — чтобы интерес героев к действию то спадал, то нарастал, как кардиограмма, а у вас получается ровная линия — эмоционально объясняет режиссер Никита Бетехтин. — Добавьте внутренние монологи, покажите эмоции — от пика интереса до ужаса. Для вас это должно быть шоу, чувства — как будто в затрапезную деревню приехал Полунин…».

Нас, зрителей, сделали соучастниками творения спектакля, и мы уже не могли воспринимать происходящее на сцене отстраненно, тем более что эпизод расцвел на наших глазах, обогатился акцентами, общением со зрителем — глаза в глаза.

«Выдели основные фразы в диалоге», — просил худрук театра. «Несмотря на все, что делает человек, человечество оскудевает…», — отвечал исполнитель роли Лакки. «Именно, — соглашался Никита, — несмотря на все айпады, технический прогресс, бешеное количество информации, человечество оскудевает. Эта тема была актуальна и в 50-е, когда создавалась пьеса, и в 2012-ом… Мы все дальше уходим куда то, а нужно возвращаться к истокам».

Не так просто донести главную мысль из сумбурного монолога всем 74 зрителям, которые придут на спектакль, но хочется верить, что в каждом из них «Буриме» найдет соучастника и партнера.

Необычна и афиша спектакля — оптическая иллюзия. Если смотреть издалека или расфокусировать взгляд, то за чередованием черно-белых полосок мы видим человека в шляпе, как только приближаемся к афише или фокусируем взгляд — он исчезает. «Возможно, это и есть тот самый Годо», — резюмирует Никита Бетехтин.

«Мы все находимся в ожидании, — рассказал журналистам о своем видении главной мысли пьесы художественный руководитель „Буриме“ Никита Бетехтин. — Кто-то ждет ключей от новой квартиры, кто-то — машины, кто-то — претворения проекта в жизнь. Герои пьесы ждут у дерева некого Годо, но существует ли он на самом деле? Скорее, это категория для размышлений… Ожидание — это вера. Либо ты дурачок, который верит, что это случится, либо ты мертв».

Моя подруга вернулась из Хорватии — загорелая, со счастливыми глазами. Сейчас у нее новые грандиозные планы, и есть чего ждать — не сомневаюсь. Ну а мы подождем премьеры спектакля, которая перенеслась с конца мая на середину июня — актер Антон Лавренов, исполняющий главную роль, повредил ногу.

Уже 15, 16, 17 июня «В ожидании Годо» наконец-то родится на «сцене на пятом» Тюменского драмтеатра. Ну а пока можно предвкушать, освежать в памяти текст и верить, что «В ожидании Годо» — то самое сокровище.

"