Posted 10 августа 2012,, 02:37

Published 10 августа 2012,, 02:37

Modified 11 ноября 2022,, 18:57

Updated 11 ноября 2022,, 18:57

Сергей Ермолаев о «Призраке Юбилейного», новых проектах и российском кинематографе

10 августа 2012, 02:37
В апреле этого года Тюмень увидела уникальный фильм «Призрак Юбилейного», ставший дебютом молодого режиссера, оператора и сценариста Сергея Ермолаева. За месяц проката картину посмотрели в Тобольске, Екатеринбурге, Тюмени, узнали о ней даже в Чикаго.

Таинственная история «Арт-паласа», бывшего «Юбилейного», не оставила равнодушных. Сегодня оператор готовит новый документально-игровой фильм «Тура», рассказывающего о судьбе одного из старинных, но малоизвестных мест нашего города. Тем, как возникла идея новой ленты и что вообще представляет собой кинематограф, тюменский режиссер поделился в эксклюзивном интервью Nashgorod.ru.

«Призрак Юбилейного»

В первую очередь, я хотел сделать интересный телевизионный сюжет или программу, рассказать о том, что был когда-то такой кинотеатр «Юбилейный», и потом с ним случилась известная всем история. Но по мере того, как продвигался съемочный процесс, информационный сюжет начал перерастать в нечто большее, мне даже захотелось снять небольшой сериал.

Потом я познакомился с Ириной Ильиной, архитектором «Арт-Паласа» и решил взять у нее интервью. Я сделал эксклюзивный материал, так как обычно Ирина не дает комментариев о своем проекте, не беседует с журналистами. Архитектор показала мне эскизы «Арт-паласа», рассказала о том, что должно было возникнуть на месте старого «Юбилейного».

Позже, расписывая сценарий, я понял, что у меня может получиться настоящий фильм. Я предложил эту идею нескольким знакомым, и в последние дни декабря прошлого года мы сняли постановочные сцены. Работа пошла, начались съемки и, тогда возникло понимание того, что я делаю. Я стал осознавать, что от того, как я сниму фильм, может последовать та или иная реакция. Презентуя готовый фильм, я хотел не просто показать картинку, а вызвать интерес к этому архитектурному объекту и решить его судьбу.

Однако я не ожидал, что мой фильм вызовет такой резонанс. Фильм был показан в различных киноклубах, в зале Тюменского дома кино в ДНК «Строитель», в библиотеке Тобольска, а также в Чикаго. Отзывы о фильме я получал разные: от самых разгромных до благоприятных. Иногда люди находили меня и благодарили лично. Но главное, что общество заинтересовалось «Арт-Паласом». Это была первая качественная работа, которая открыла для меня дальнейшие пути развития в полухудожественном, полудокументальном кино. «Призрак Юбилейного» стал для меня знаковым проектом и, в целом, неплохим.

«Станция Тура»

На идею фильма меня натолкнул краевед и писатель Александр Антонович Петрушин. Он сказал мне, что в нашем городе есть одно старинное и интересное место — станция Тура, и в скором времени от него ничего не останется, а потому было бы неплохо уловить момент и показать его таким, какой он есть или был, сохранить его в памяти тюменцев. Мне показалось это интересным, и мы начали разрабатывать сценарий.

В игровой части «Призрака «Юбилейного» мы вскользь упомянули о Бюро, которое следит за историей. Агент Кристиана, сотрудник Бюро, получила задание узнать о судьбе и истории «Арт-паласа». В «Туре» мы более подробно покажем работу этой закрытой, полусекретной организаций, которая занимается сбором информации о прошлом. Главная героиня Юлиана (Марина Чебан) приходит на смену Кристиане, и в качестве первого задания должна узнать всю информацию по станции Тура.

Первые 25 минут фильма будут исключительно игровые, а дальше начинается что-то вроде журналистского расследования. В этой части фильма ведутся документальные съемки, мы берем интервью с разными людьми. Я хочу, чтоб этот фильм увидели многие, а потому не буду торопиться с его выходом, мне хотелось бы сделать качественное кино. В фильме мы будем прорабатывать звук, повышать его качество. Запишем мощный саундтрек.

История города

Мне всегда была интересна история, судьба старых зданий и мест. С прошлого года я начал увлекаться краеведением, узнал много интересного. Теперь я иначе воспринимаю наш город и проникся уважением к нему. О нашем городе есть что сказать. Я считаю, что истинный житель Тюмени, который здесь родился и вырос, каждый уважающий себя человек должен ценить свою родину и что-то знать о ней. Это часть культуры, образования любого из нас, и для нормального человека знать свою историю — это естественно.

Дальнейшие проекты

У меня в планах делать не только документальные работы, но и художественные. На следующий год я планирую представить интересный проект — экшн фильм-клип, действие которого будет разворачиваться сразу в нескольких городах. Мы поедем снимать в Москву, Екатеринбург, подойдем основательно к съемкам этого фильма: проведем клиповую съемку, клиповый монтаж, запишем мощный саундтрек, впервые сделаем особый звук, которого нет ни на одной студии и практически ни в одном кинотеатре в Тюмени. На выходе должен получиться особый аудиовизуальный коктейль, от которого бы зритель получил настоящее удовольствие. В планах также у меня 3D фильм.

Оператор vs. cценарист vs. режиссер

В первую очередь, я — оператор. Если я делаю какой-то клип или, как сейчас, кино, весь съемочный процесс я прослеживаю через дисплей камеры. Когда я снимаю что то, кажется, что мир несколько иной, чем тот, к которому ты уже привык. Но иногда лучше быть просто зрителем.

В России две беды: кино и его отсутствие

Я думаю, нашему кинематографу не хватает русской изюминки. Российский кинематограф устремился на Запад и делает все под копирку. Но национальное кино должно нести что-то от своей страны. К сожалению, сейчас в российском кинематографе потерялся русский дух, русская атмосфера — и это большой минус. Хотя касается это не только нас. Например, классика ужасов изначально пришла из азиатских стран. Значительно позже их стали копировать, делать «американское шоу». Китайское, японское кино ушло в мейнстрим, и несколько потерялись атмосфера, камерность этих ужастиков, которая была раньше. Но все равно, азиатский кинематограф старается держать марку и не все там так плохо, в отличие от нас.

Надежда российского кино

Кого-то одного, к сожалению, выделить не получается. Хотя можно сказать, что этим режиссером является Бондарчук. Сейчас он снимает фильм «Сталинград», где применяя совершенно новые технологии, IMAX-камеры, делает современное кино о российском прошлом. Я смотрел разные дополнительные материалы о съемках этого фильма, и создается впечатление неплохого проекта. На мой взгляд, должно что-то такое интересное «выстрелить». Бондарчук старается совмещать западные технологии и особенности российского кино, пытается вернуться к нашим традициям, но время покажет, насколько хорошо он сделает это и сможет ли вообще передать русский дух, сплоченность и атмосферу того времени.

Два Михалковых

У некоторых критиков есть два таких понятия: Михалков — прошлый и Михалков — настоящий. На самом деле, сейчас этот режиссер значительно сдал свои позиции. Самые первые его фильмы, еще советского периода, мне нравятся. Но то, что он выпускал в последние годы, даже продолжения своих собственных фильмов, можно обозначить всего одной фразой: «Картинка хорошая, но чего-то не хватает».

Сиквел

Я бы не стал делать продолжение того или иного советского фильма. Хотя тот же Михалков идет по этому пути. Если брать американское кино, то у них фильм, имеющий коммерческий успех, почти обязан быть с продолжением. Это уже своя, особая культура. Например, категория фильмов по комиксам. Они должны быть многосерийными. У супергероя должна быть какая-то история, в которой он развивается. В нашем кино вряд ли есть такие герои или истории, да и нет культуры продолжения. У нас другое общество, другие люди, нам, в принципе, этого и не надо.

Режиссерские качества

Целеустремленность и четкое понимание того, чего ты действительно хочешь. Если человек, взявший камеру, пошел куда-то снимать и не понимает, что он планирует получить на выходе, то вряд ли у него получится что- то интересное не только для него, но и для кого-то еще.

Кино — это…

Визуальное шоу, особое представление. Современное кино должно быть яркое, качественное. Зритель очень быстро к этому привыкает. В кинематографии используются новые технологии, требования к фильму постоянно повышается. Со времен «Аватара» уже сменились технологии, последняя часть «Темного рыцаря» снята новейшими IMAX- камерами. Сам я тоже не остаюсь на каком-то одном уровне технического развития. Если «Призрак «Юбилейного» снимался полностью любительскими HD-камерами, то в «Туре» уже частично используется съемка высококачественной полупрофессиональной камерой со сменной оптикой NEX–VG20EH. В следующих работах собираюсь как следует опробовать DSLR-видеосъемку, один из будущих фильмов полностью снять на полнокадровую зеркальную фотокамеру. Если эксперимент пройдет успешно, то дальше буду совершенствоваться только в видеосъемке профессиональными зеркалками!

Что донести до зрителя?

На самом деле, здесь бывает по-разному. Если, к примеру, это видеоклип для какого-то музыканта, тут я, прежде всего, выстраиваю красивую картинку, чтобы необычно и интересно показать самого исполнителя. Фильм — это совсем другое, здесь должна присутствовать какая-то идея, пусть небольшая, но цепляющая зрителя. Например, мой фильм «Тура» говорит о том, что есть настоящее города, а есть его прошлое, которое по-прежнему продолжает жить. И с этим прошлым нужно считаться, находить для него место в настоящем. Нельзя забывать истоки — это основная идея нашего фильма. Насколько ясно она звучит, позже решит сам зритель.

Беседовала Марина Рыбьякова

"