Posted 12 февраля 2013,, 11:15

Published 12 февраля 2013,, 11:15

Modified 11 ноября 2022,, 19:02

Updated 11 ноября 2022,, 19:02

Mecuro B. Cotto: Я смотрю на женское тело не как на эротический объект

12 февраля 2013, 11:15
В Тюмени прошел первый в России трехдневный мастер-класс одного из самых известных ню-фотографов страны Михаила Судакова, который работает под псевдонимом Mecuro B. Cotto.

В Тюмени прошел первый в России трехдневный мастер-класс одного из самых известных ню-фотографов страны Михаила Судакова, который работает под псевдонимом Mecuro B. Cotto.

В течение трех дней тюменские и не только фотографы анализировали шедевры фотоискусства, изучали композицию, узнавали секреты мастерства. Второй день обучения был посвящен практике: фотографировали двух девушек – из Тюмени и из Омска. Гостья из соседнего города Тина Рузина, обладающая очень яркой внешностью, рассказала NashGorod.ru, как она попала на мастер-класс.

«Моделью я бываю часто, а вот на мастер-классе – впервые. Миша попросил выручить – нужна была модель на мастер-класс, купил билеты – и вот я здесь, - рассказала Тина. – Раньше я занималась фотографией, но сейчас поняла, что это немного не мое – мне больше нравится быть по ту сторону кадра. Это хобби: я периодически снимаюсь и в Омске, и в Москве. Я не обладаю модельными параметрами – у меня невысокий рост. Моя среда - альтернативная, меня знают как тату-модель.

Backstage с мастер-класса

Когда был мастер-класс в Омске, модель снимали на стройке. Наверное, был самый холодный день лета, все были в куртках, а модель голенькая, тряслась. Было ее по-человечески жалко. – Когда мне Миша написал, я ответила: «Только не на стройку». Съемка будет в студии».

«Фотостудия Artroom хорошо подходит для проведения мастер-класса Mecuro Cotto. У нас есть вещи, которые очень любит Михаил, которых в других, достаточно «вылизанных» студиях нет. Он любит снимать на стройках, заброшенных объектах, - рассказала NashGorod.ru директор фотостудии Ева Рейман. – У нас есть и подходящий по настроению антураж, и достаточно комфортно. Перед мастер-классом он увидел наше пространство вживую и сказал, что ему все понравилось. Будем творить».

В первый день мастер-класса Михаил выделил немного времени на общение с журналистами. Представителей СМИ интересовало, что нужно делать, чтобы добиться выразительных кадров и стать известными, как не скатиться в пошлость при съемке ню, можно ли стать знаменитым, не переезжая в столицу.

Здравствуйте, Михаил. Расскажите, как добиться того, чтобы снимки вызывали эмоции?

- Я не считаю, что каждая фотография должна вызывать эмоции – это было мое давнее заблуждение. Добиться этого несложно, если уметь работать с моделью. Я считаю, что фотография должна, упрощенно говоря, иметь содержание, рассказывать историю. Это намного больше и ценнее, чем эмоции, запечатленные на снимке. Люди, которые выносят на первое место эмоции, зачастую делают это в ущерб содержанию.

Фотография – это универсальная единица, благодаря которой вы можете рассказать будущим поколениям, через десятилетия, свою историю, передать свой взгляд, личный опыт. Это делали живописцы в прошлом и настоящем и это делают хорошие фотографы сегодня.

Сейчас фотография набирает популярность, каждый второй называет себя фотографом, вызывается снимать. Что бы вы посоветовали тем, кто начинает и хочет заявить о себе миру?

- Для начала после покупки камеры нужно изучить минимальную базу. Лично я, когда начинал, понимал, что прежде чем брать с людей деньги, нужно научиться хоть чему-то. Сейчас люди «страдают» немного другим: они покупают камеры и хотят, прежде всего, денег. Очень важно, чтобы любой фотограф, купив камеру и решив стать звездой фотографии, имел хотя бы минимальное представление об основах композиции, технике фотосъемки, владел художественной базой, был в состоянии грамотно решить любые задачи. Если же он хочет добиться большего, я бы порекомендовал только терпение: учиться придется долго.

Что вы думаете о компьютерной обработке фотографий?

- Как к постретуши. Раньше, снимая на пленку, при проявке фотографы улучшали что-то посредством затенения и так далее – просто дорабатывали фотографию. Компьютерная обработка сейчас выполняет те же функции. Также сейчас очень модным становится digital art, где фотография - только база, а остальное дорисовывается. Если это сделано хорошо и интересно, то я воспринимаю такую работу как искусство; если же это сделано тяп-ляп и бездумно, то и отношение соответствующее. Не важно, как именно и какими средствами человек выражается, любое искусство есть искусство. Как сказал, если мне не изменяет память, Ирвин Пэнн, и фотографирование торта может быть искусством. Все зависит от того, как вы это делаете.

Расскажите о своем творческом пути и почему вы работаете именно в жанре арт-ню.

- Я начал фотографировать 4,5 года назад, может, чуть больше. Купил свой первый фотоаппарат, побегал, пощелкал все, что только можно, как и любой фотограф: водичку из-под крана, паучков, заборы и так далее. В процессе я понял, что фотография должна строиться по-другому, потому что мои «шедевры» не соответствовали тому, что я увидел в мире выдающейся фотографии. Понял, что этому нужно учиться, чем я и занимаюсь по сей день.

Учился я исключительно на плечевом портрете, потом перешел на поясной портрет. Обнаженная натура – один из самых сложных жанров. Я начал его снимать, во-первых, потому что люблю обнаженную женскую натуру, так как я все-таки мальчик, а во-вторых, тогда ню не снимал каждый второй. Я понимал, что если я буду совершенствоваться в этом жанре, то достаточно быстро добьюсь популярности и известности.

Сейчас фотографировать женское ню я бы не порекомендовал никому. Лучше сконцентрироваться на съемке если и обнаженной натуры - то мужчин, потому что их никто не снимает; либо маленьких детей. Это отдельная ниша, которая только-только появляется в российской фотографии и на этом достаточно быстро можно стать известным.

А почему не стоит снимать женское тело?

- Люди сегодня подходят к съемке обнаженной натуры как к эротике и лайт-порно. Они настолько забыли о том, что женщину можно показать возвышенно, что многие девочки испытывают неприязнь, когда им предлагают попозировать обнаженными. У девушки нет представления, что раздев ее и сфотографировав, хороший фотограф этого жанра может сделать снимок настолько приличный, что она может выглядеть гораздо неприличнее в одежде.

Вам легко уговорить модель раздеться?

- Мне – да. Девочки сами раздеваются передо мной и уговаривают меня пофотографировать. Раньше мне было тяжело найти моделей, а сейчас сделать это намного легче.

Вы работаете с профессиональными моделями?

- Нет, чаще всего я снимаю обычных девочек, которые фотографируются первый раз. С ними работать легче. У профессиональной модели есть свои запросы, капризы, а также отточенные профессиональные тактика и стиль, которые могут не дать мне добиться того, что я хочу. Мне проще работать с непрофессионалом, так как я точно знаю, что и как я хочу, и в состоянии провести 10-15-минутный брифинг перед съемкой, в ходе которого девочка узнает очень много о себе, возможностях. Она поймет, как нужно встать, что сделать, чтобы это смотрелось красиво, что такое пошло и непошло и что я хочу получить.

Глядя на ваши работы, у меня возникает впечатление, что вы очень долго обдумываете сюжет. Это не просто женское тело…

- Я стараюсь подходить к съемке обнаженной натуры как к искусству и стараюсь смотреть на женское тело не как на эротический объект, а показать эстетику, красоту, фееричность. Если вы окунетесь в историю искусств и изучите работы с обнаженной натурой, то поймете, что каждый художник стремился показать женскую грацию, утонченность, возвышенность – он уходил от пошлости. Я стараюсь делать то же самое. Тяжело снять обнаженное женское тело, чтобы снимок говорил о большем, чем просто о натуре. Я хочу, чтобы даже пожилой человек с совершенно другими моральными рамками, мог восхищаться моими работами.

Композиционное решение приходит во время съемки или вы обдумываете его заранее?

- Бывает по-разному. Конечно, лучше продумать все заранее. Но иногда вы рассчитываете на одно освещение, а видите на месте совсем другое – конечно, приходится перестраивать, передумывать на ходу.

Заказчикам больше нравится черно-белые фотографии или цветные?

- Пока тенденций не выявлено. Заказчику больше нравится что-то среднее между совсем высокими и сложным искусством и популярной фотографией. Чтобы понимать искусство, нужно учиться, и долго. Как сказали великие, искусство – это не для всех, а если это для всех, то это не искусство. Человек не в состоянии понять твои высокие порывы, потому что он не обучался, а не потому что он плохой. Часто мужские журналы и другие заказчики просят решения четко поставленных задач: нам нужно 50% вашего искусства, красоту, эстетику, плюс добавьте чуть-чуть эротизма. Заказчик платит деньги, поэтому приходится подстраиваться под него.

Каковы ваши личные предпочтения – ч/б или цвет? Какое значение для вас имеет фон?

- Все, что попадает в кадр, имеет огромнейшее и колоссальнейшее значение. Оно влияет на содержание, на то, что я выражу и как. По поводу цвета. Я не делю фотографию на цветную и черно-белую. Мне нравятся хорошие фотографии, а не цвет или его отсутствие в снимке. Под хорошими я подразумеваю – художественные, ориентируюсь на фотографию как искусство.

Есть ли у вас кумиры или ориентиры, на которых вы равняетесь или равнялись? Как вы относитесь к подражанию?

- К подражанию не отношусь никак. С детства я старался уходить от фанатизма, и у меня не было кумиров. Мне может нравиться чье-то творчество, но я не являюсь фанатом этого человека. Есть фотографы, которые мне нравятся, как правило, это самые известные мастера в мире. Фамилии вам вряд ли о чем-то скажут: Герб Ритц – классик эротического искусства, имевший новаторские взгляды. Он, на мой взгляд, произвел переворот в эротической фотографии.

У определенных мастеров есть какое-то количество фотографий, которые мне нравятся, но нет ни одного фотографа, чье творчество нравилось бы мне исключительно. Если кому-то нравится чьи-то работы полностью, это говорит о неизбирательности либо о начальном этапе становления фотографа. Чем более опытный фотограф, тем меньше работ ему нравится.

Есть ли у вас свой фотографический рецепт, как не перейти границу от искусства к пошлости?

- Универсального ответа нет, но я бы предложил сфотографировать что-то большее, чем просто голую женщину или любые плотские реализации этого образа.

Знакомы ли вы с работами тюменских фотографов? Можете сказать, на каком уровне находится фотоискусство у нас?

- К сожалению, с работами ваших фотографов я еще не знаком. Но могу сказать в целом, выходя за рамки Москвы и других мегаполисов, что уровень фотографии достаточно низкий. Более-менее добившийся успехов фотограф в Тюмени, Новосибирске, Уфе тут же покупает билет до столицы. В столице очень сложно чего-то добиться в силу огромной конкуренции.

Вопрос не где вы, а как вы к этому подходите. Люди считают, что фотография – это нечто, данное свыше. На самом деле, фотографии нужно учиться. Покупая машину, люди понимают, что нужно сдать на права, покупая флейту – надо идти в музыкальную школу, ну а купив фотоаппарат – считают, что они уже готовые фотографы и все умеют. Если вы будете учиться – и неважно, где вы живете, - вы добьетесь успеха везде.

Я считаю, что в маленьком городе гораздо легче стать известным фотографом – в формате города и области. Чтоб было яснее – в Москве я один из лучших фотографов ню-индустрии, приехав сюда и оставшись здесь жить – я уже лучший фотограф ближайшей области. А в Москве я один из лучших, а не лучший. Там выше конкуренция, а конкуренция рождает изощренность в обучении.

Тем не менее, из Москвы в регионы никто не едет.

- Отдельные люди едут. Фотографы, которые многого добились в Москве, покупают жилье в провинции и радуются жизни.

Репортажной фотографией не увлекаетесь?

- Я очень сильно ее люблю и серьезно к ней отношусь – как к искусству. Компания Magnum photo, Анри-Картье Брессон – мне близки их взгляды, но я до этого еще не дорос. Чтобы этим заниматься, нужно иметь огромные навыки, колоссальнейший опыт. Я пока просто не успеваю. Чтобы было понятно, для моей фотографии задержка на задумчивость составляет от 30 секунд до 5-7 минут. Чтобы заниматься репортажной фотографией, задержка должна составлять 1,5-3 секунды. Мой опыт пока не позволяет мне настолько быстро перестраиваться, соображать и все делать. Надеюсь, что лет через 5 я расширю свои возможности и для души займусь street фотографией.

Свадебной фотографией приходилось заниматься?

- Да, конечно. В начале карьеры. Меня в данном случае смущает, что люди хотят то, чего не хочу я. А я хочу то, чего не хотят люди. Мало кто готов экспериментировать в рамках свадьбы, это событие, к которому все подходят очень ответственно. Если вы запортачите, то испортите впечатление о мероприятии на всю жизнь. Мне свадебная съемка не импонирует, и я надеюсь, что не буду ею заниматься, и ничто не приведет меня к этому.

То есть фотограф не развивается в свадебной фотографии?

- В большинстве случаев свадебная фотография – это бизнес. Я же стараюсь подходить к фотографии как к искусству. Зарабатывать на искусстве - долгий, нудный и кропотливый процесс, а люди хотят денег здесь и сейчас. Наша свадебная фотография двигается в очень невыгодном направлении, и мне интересно, что с ней будет лет через пять.

Как вы относитесь к критике?

- Она держит меня в тонусе, заставляет двигаться вперед. Я стараюсь пропускать мимо ушей все похвалы и восхищения. В целом, за съемку в 3-4 часа я требую от себя 3-4 хороших фотографий – это отличный результат, если за это время у меня получилась 1-2 хороших фотографии – это неплохо, если за съемку сделана одна хорошая фотография – съемка прошла не зря. Хороший фотограф – не тот, кто много снимает, а тот, кто много удаляет. Я очень критично подхожу: лучше сделать один, но очень хороший снимок, чем 10 средненьких, которых не заметит никто.

Вы для себя фотографируете?

- В основном, для себя я почти перестал снимать. Чтобы у вас было понимание… Чем больше фотографий хочет человек, тем дороже для него это будет стоить. В среднем, фотография стоит от 3 до 5 тысяч рублей.

Я заметил, что у вас на снимках все модели не смотрят в кадр. Это ваш стиль?

- Я стараюсь не снимать портреты и сделать фотографию не про модель, сказать нечто большее. Модель лишь часть, вспомогательный, грубо говоря, инструмент для того, чтобы что-то выразить – так же как и свет, и композиция. Главное – это хорошая фотография, а в ней уже заключено композиционное решение, световое пространство, модель, техника съемки.

"