Posted 13 июня 2013,, 03:27

Published 13 июня 2013,, 03:27

Modified 11 ноября 2022,, 20:20

Updated 11 ноября 2022,, 20:20

Peking to Paris-2013: ретро-автомобили побывали в Тюмени

13 июня 2013, 03:27
В День России, 12 июня, парковка гостиницы «Восток» превратилась в самый настоящий музей ретро-автомобилей под открытым небом – в Тюмень приехали участники уникального ралли исторических автомобилей Peking to Paris-2013.

Как ясно из названия, участники едут из китайского Пекина во французский Париж – приурочена гонка 2013 года к очередной годовщине самого первого заезда, который состоялся в 1907 году. Тогда это была сложнейшая дистанция для самых современных на тот период автомобилей, а сегодня организаторы справедливо называют марафон «сложнейшим автомобильным приключением». От истины это утверждение ушло недалеко, ведь за 33 дня, с 28 мая по 29 июня, сотне машин, некоторые из которых едва ли не ровесники самой гонки, нужно преодолеть дистанцию в 14 тысяч километров по дорогам самого разного качества, а иногда и в отсутствие этих самых дорог.

Конечно, на всем протяжении непростого пути караван ретро-машин сопровождают автомобили поддержки, в городах, где участники «Пекин – Париж» останавливаются на ночлег, им помогают координаторы из числа местных автомобильных клубов, но все равно представьте, каково это – за рулем машин начала позапрошлого века, не оснащенных усилителями руля и тормозов, в отсутствие электронных систем помощи и элементов комфорта (на некоторых авто нет даже крыши!), день за днем ехать по разным городам и странам, успевая при этом любоваться постоянно меняющимися пейзажами и картинами «за окном». Для этого, безусловно, нужно быть по-хорошему «сумасшедшим» и обеспеченным энтузиастом, чтобы позволить себе приобрести исторический автомобиль, а потом на месяц вырваться в путешествие.

Таких героев нашлось немало – почти сотня машин. В каждой – экипаж из двух человек: пилот и штурман, ведь Peking to Paris-2013 – это гонка, в которой ведется учет времени прохождения дистанции, машины движутся в соответствии с указаниями дорожной книги, а сама техника оснащена современными средствами безопасности, включая в некоторых автомобилях каркасы и спортивные сиденья, и штурманским оборудованием. Увы, но не всегда это помогает избежать трагедий…

Поломки машин не в счет – участники гонки знали, на что идут, поэтому к «травмам» своим стальных коней относятся с философским спокойствием, хотя у фанатов автомобилей разбитые фары Bentley, помятая крыша Datsun и прочие боевые «шрамы» Porsche словно ножом по сердцу. Для спортсменов же настоящим горем стал перегон из Омска в Тюмень. На трассе в Голышмановском районе на 212 километре на встречную полосу вылетел Volkswagen Polo жителя Сургута, который, по предварительной версии, заснул за рулем – на беду на пути нерадивого водителя оказался пикап Chevrolet C10 1970 года. Раритетом управляла британская пилотесса Эмма Уилкинсон, которая в столкновении трагически погибла… Умерли на месте и водитель «Фольксвагена», и его малолетний сын, которого на руках держала жена – никто из пассажиров немецкой иномарки пристегнут не был, чего не скажешь о без вины виноватом экипаже ралли «Пекин-Париж»: Эмма Уилкинсон скончалась на месте, ее штурман Питер Дэвис в ДТП пострадал.

Неудивительно, что прибывшие на бивак у «Востока» участники пробега пребывали в не самом радужном настроении, но нашли в себе силы радушно встретить тюменцев, которые в свою очередь гостеприимно принимали автораритеты. К слову, с 1907 года это лишь пятая гонка из Китая во Францию через полмира, а в прошлый раз, в 2007 году, областной центр также был удостоен чести принять гонку Peking to Paris.

Все автомобили поделены на четыре класса: Vintage Cars (1920-1931 года выпуска), Vintageant Cars (1932-1941 года выпуска), Classic Cars up to 2Ltr (1942-1975 года выпуска с двигателем объемом до двух литров) и Classic Cars over 2Ltr (1942-1975 года выпуска с двигателем объемом свыше двух литров). Экипажи в основном представлены Великобританией, США и, что особенно удивительно, Австралией, ну и кроме того в числе участников представители едва ли не всех стран Евросоюза, а также гонщики из Японии, Новой Зеландии – нашлось среди них место и нашим соотечественникам на «Москвиче-412», который выглядел слегка инородно среди породистых иномарок.

А посмотреть тюменцам и гостям города было на что – на парковке, куда организовали свободный доступ всем желающим, стояли разнообразные спортивные Bentley 30-40-х годов, величественные Rolls-Royce, элегантные Porsche разных лет, редкие в наших широтах классические Packard, Studebaker, Chrysler, Dodge, Ford, Chevrolet, Buick, Cadillac, Pontiac, La Salle, Mercury, La France словно сошедшие с экранов фильмов о гангстерах, а также многочисленные представители европейских марок – MG, Mercedes-Benz, Vauxhall, Delage, Citroen, Volvo, Lancia, Volkswagen, Renault, Rover, Peugeot, Leyland азиатские Datsun, Nissan, Toyota, а также редчайшие в нашей стране Holden из Австралии.

С гостями с Зеленого континента удалось пообщаться – семейный экипаж Майка и Джеймса Киллингсуортов рассказал, что свой Holden 1964 года отправил паромом в Китай, откуда и отправился в путь. Обратно в Пекин машину также погонят своим ходом, а уж потом морем она вернется на свою родину. Специально автомобиль к гонке не готовили – отремонтировали, заменили расходники, привели в оригинальное состояние, да разве что установили каркас безопасности, спортивные сиденья-«ковши» и добавили в багажник увеличенного объема топливный бак.

Австралийцы были безмерно рады России – после Монголии, где ужасные дороги, плохой бензин и крайне недружелюбное население – участники гонки счастливы были не найти подтверждения тем ужасам, которыми их пугали соотечественники.

«Дороги в России отличные, бензин – качественный, люди очень доброжелательные. Никаких медведей, разбитых трасс и пьяных мужиков с балалайками, которыми нас стращали, мы не встретили! – смеются Киллингсуорты. – Очень жаль только лишь, что мы не знаем русского языка, а жители России плохо понимают английский. Мы бы с радостью поговорили о машинах, о наших странах, но нет контакта. Зато мы без всяких слов понимаем искренние улыбки россиян».

Впрочем, не все тюменцы оказались «одинаково полезны» – открытые и добродушные гости, заехав на парковку, тотчас начинали распаковывать багаж или заниматься текущим ремонтом своих заслуженных автоветеранов. При этом открытые кузова машин оставались без присмотра, чем пытались воспользоваться некоторые горожане от мала до велика – то пытались скрутить красивейшие накапотные маскоты, то рвались усесться в салон, раскидав личные вещи и понажимав на все кнопочки и подергав все рычажки на приборной панели, то просто бесцеремонно отодвигали потягивающих прохладительные напитки хозяев машин, чтобы внаглую сфотографироваться с понравившимся автомобилем… Словом, до цивилизованного посещения подобных шоу нам ещё расти и расти – ладно, хоть камнями как монголы не кидаемся.

Но в любом случае даже такие досадные эпизоды не смогли омрачить впечатление от грандиозного исторического автомобильного праздника, прошедшего достаточно буднично и незаметно для основной части Тюмени. А те, кто 12 июня вечером побывал у «Востока», надолго запомнят монструозный La France Tourer 1917 года с 14,5-литровым мотором, цепным приводом задней оси и деревянными колесами, скромный Ford Model T 1913 года, роскошных «британцев», элегантно-сдержанных «немцев», экзотических «австралийцев», утонченных «европейцев» и пышных «американцев». Следующее трансконтинентальное ралли исторических автомобилей Peking to Paris пройдет в 2016 году, но территорию России дистанция гонки не затронет – проникнуться непередаваемой атмосферой истории мирового автомобилестроения, прикоснуться к живым легендам автопрома, вдохнуть запах чистой мощи и насладиться волнующим душу неповторимым звуком моторов удастся далеко не скоро.

Максим Вершинин, фото автора

"