Posted 28 октября 2013,, 02:41

Published 28 октября 2013,, 02:41

Modified 11 ноября 2022,, 19:09

Updated 11 ноября 2022,, 19:09

Госдума приняла в первом чтении «бюджет дефолта»

28 октября 2013, 02:41
Министр финансов Антон Силуанов сумел отстоять проект федерального бюджета на трехлетку, который в пятницу проходил первое чтение в Госдуме.
Сюжет
Бюджет

Это было непросто: все члены парламента, включая обычно лояльных депутатов от «Единой России», и приглашенная глава Счетной палаты Татьяна Голикова документ резко критиковали.

За принятие проекта бюджета страны в первом чтении проголосовали 243 депутата, против — 142, воздержались трое. Прохождение документа было ожидаемо, говорит гендиректор Центра исследований бюджетных отношений Артем Бараховский: «Прецедентов непринятия бюджета в первом чтении еще не было».

Но обсуждение было горячим. Татьяна Голикова назвала проект нереалистичным и противоречивым, эсэр Оксана Дмитриева окрестила его «бюджетом плачевных итогов», а Сергей Калашников из ЛДПР — «бюджетом дефолта». Заметив, что дело идет к бойкотированию законопроекта, председателю комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрею Макарову пришлось даже припугнуть депутатов заморозкой всех бюджетных расходов в случае непринятия бюджета и напомнить о печальном прецеденте в США.

Проект главного финансового документа верстался в условиях непростой макроэкономической ситуации. Экономический рост, достигнув пика в 5,2% в начале 2012 года, начал устойчиво снижаться и замедлился до 1,2% во втором квартале 2013 года.

В результате в финальной верстке пришлось резать по живому: сокращать на 5% госзакупки, отказаться от индексации зарплат госслужащим и военным, перенести закупки в рамках программы вооружения за пределы 2016 года. Важным стратегическим новшеством министр считает переход к программно-целевому бюджетированию. «Экономическая ситуация остается непростой, а проект бюджета отвечает на имеющиеся вызовы», — заключил г-н Силуанов, призывая депутатов поддержать законопроект.

После него выступила Татьяна Голикова, речью которой Андрей Макаров был восхищен настолько, что даже предложил внести ее в учебники.

Глава палаты в своей «блестящей» речи указала, что по ряду пунктов проекта отсутствуют обоснования, и заключила, что он нереалистичен и не учитывает многих рисков, а некоторые параметры вовсе абсолютно недостижимы. Из наиболее ярких угроз она выделила высокую вероятность более существенного ослабления рубля, недопоступления налогов, провала планов по приватизации. Вряд ли удастся и перевести экономику на инновационные рельсы, поскольку выделенных на это денег явно недостаточно, указала Татьяна Голикова. Высока вероятность того, что из-за просчетов планирования под нож пойдет Резервный фонд, предостерегла она.

Особо жесткой критике участники обсуждения подвергли планирование госпрограмм: утверждено только 40 из необходимых 43, не утверждены программы развития пенсионной системы, обеспечения обороноспособности страны и социально-экономического развития Арктики. Пять из представленных госпрограмм не содержат плана разбивки бюджетных ассигнований по годам, обращает внимание глава СП.

Бюджет сырой, отмечали почти все выступающие. Оксана Дмитриева указала на то, что в нем ничего не говорится о заморозке тарифов для естественных монополий, а макроэкономический прогноз МЭР, на котором он основан, вообще предусматривает рост тарифов. Она уверена, что все трудности этого бюджета вызваны ошибками прошлых лет: не нужно было вкладывать средства суверенных фондов в западные страны под низкие проценты, а самим занимать у тех под высокие ставки, это «раскрутило пирамиду долга». «Вкладывая деньги в чужую экономику, мы создаем искусственный тормоз экономического роста. Создали. Экономика встала», — отметила Оксана Дмитриева.

Документ отправили обратно в Минфин на доработку, где и будут дописаны госпрограммы.

"