Posted 26 марта 2014,, 08:19

Published 26 марта 2014,, 08:19

Modified 11 ноября 2022,, 20:21

Updated 11 ноября 2022,, 20:21

Успешного ТРЦ не может быть без хорошей парковки

26 марта 2014, 08:19
Как театр начинается с вешалки, так торговый центр начинается с парковки. Без нее ТРЦ не может быть успешным. Так считает руководитель компании «Денова», представитель Гильдии управляющих и девелоперов Наталья Девяткова.

На сегодняшний день обеспеченность тюменцев качественными торговыми площадями составляет 815 квадратных метров на тысячу жителей. Практически на 41% он прирос в конце 2013 года, когда в Тюмени появились ТРЦ «Кристалл», «Вояж», «Магеллан» и другие. Это достаточно высокий показатель. Он выше, чем в Москве и Екатеринбурге, но меньше, чем в Сургуте, пояснила на круглом столе «Взаимодействие бизнеса и власти в строительстве паркингов» специалист.

«На сегодняшний день начинается конкурентная борьба за своего покупателя. Ранее она не наблюдалась. В 2012–2013 годах практически во всех торговых центрах были листы ожидания, согласно которым арендатор мог попасть в тот или иной ТЦ. Сейчас эта ситуация меняется. И хотя мы еще не видим с вами свободных площадей в торговых центрах, но есть тенденция на снижение ставок, либо на отток арендаторов. Посетителей в ТЦ становится меньше: количество населения не возросло, а количество качественных торговых центров выросло», — рассказала Наталья Леонидовна.

Есть четыре критерия, которые относят торговый центр к разряду качественных: это формат — от 5 тысяч квадратных метров площади; единое управление (управляющая компания); проект, специально должен быть разработан под торговлю и непременно иметь парковки. В Тюмени руководствуются местными градостроительными нормативами, в которых указано, что магазины и мелкооптовые склады должны иметь не менее 3–4 машиномест на 100 метров общих площадей, торговым центрам с широким ассортиментом потребуется 12 мест для машин на каждые 100 метров площади; специализированным магазинам достаточно 2 машиноместа на каждые 100; а ресторанам — 1 место для авто на 5 посадочных мест. Есть еще понижающие и повышающие коэффициенты. Но по факту, говорит Девяткова, ни один торговый центр этих показателей не выполняет. «Проектировщики советуют девелоперам заложить эти нормы, но, как правило, девелопер начинает уходить от той специфики здания, которая изначально заявлена (и в итоге будет реализована), и вводит объект как специализированный или мелкооптовый, тем самым уменьшая парковочный индекс. А паркинг — это необходимая норма для того, чтобы торговый центр был успешен. Порядка 30% мы теряем транзитного пассажиропотока от того, что у покупателей нет возможности припарковаться у ТЦ. А это значит, что арендаторы не дополучают прибыль, торговые операторы не довольны, рентабельность торгового центра снижается», — пояснила она.

Какими должны быть парковки в торговом центре — надземными, подземными или полуподземными — в регламентах не указано. Этот путь определяет для себя владелец ТЦ. «Самый дешевый — это наземный паркинг, в среднем он обходится в 2 тысячи рублей за квадратный метр. Подземный — в зависимости от грунтовых вод и изысканий цена может измениться в 10 раз», — говорит Наталья Девяткова.

Участники круглого стола отметили, что в том же ТЦ «Вояж» паркинг под зданием полупустой, а наземные парковочные места заняты. Это, безусловно, связано с тюменским менталитетом, считают специалисты. Наталья Девяткова рассказала, что навигация в паркингах очень важна, и именно в «Вояже» она выполнена правильно: зоны отмечены цифрами и цветом, а «визуальные образы запоминаются намного проще».

Если вчера мы все ходили в магазин у дома, а периодически посещали имеющиеся в Тюмени торговые центры, то сегодня этих центров стало больше, и мы вправе отказаться от одних и начать посещать другие — те, где нам удобно не только купить нужные вещи, перекусить или посмотреть фильм, а еще и те, где удобно парковать своего «железного друга».

"