Posted 31 марта 2016,, 07:52

Published 31 марта 2016,, 07:52

Modified 11 ноября 2022,, 19:45

Updated 11 ноября 2022,, 19:45

Владимир Юдин: Современных детей не учат самоорганизации

31 марта 2016, 07:52
Владимир Юдин живет в Первом Заречном микрорайоне и местные дети называют не иначе как дядей Вовой. Почему так? Потому что Владимир Алексеевич каждый зимний сезон практически все свое свободное время проводит с ними на хоккейной площадке: тренирует, организует и просто общается. Два года назад это увлечение трансформировалось в первый в Зареке дворовый турнир по хоккею с мячом, который еще называют русским хоккеем. Начинание тюменца с той поры стало ежегодным, несмотря на то, что проводится исключительно на волонтерских началах. Как и зачем он начал этим заниматься, сам Владимир Юдин рассказал в беседе с корреспондентом портала Nashgorod.ru.

Владимир Юдин живет в Первом Заречном микрорайоне и местные дети называют не иначе как дядей Вовой. Почему так? Потому что Владимир Алексеевич каждый зимний сезон практически все свое свободное время проводит с ними на хоккейной площадке: тренирует, организует и просто общается. Два года назад это увлечение трансформировалось в первый в Зареке дворовый турнир по хоккею с мячом, который еще называют русским хоккеем. Начинание тюменца с той поры стало ежегодным, несмотря на то, что проводится исключительно на волонтерских началах. Как и зачем он начал этим заниматься, сам Владимир Юдин рассказал в беседе с корреспондентом портала Nashgorod.ru.

— Владимир Алексеевич, расскажите немного о себе. Чем вы занимаетесь и почему решили тренировать детей?

— Конкретно сейчас я работаю в такси, занимаюсь заключением договоров с перевозчиками. До этого около семи лет работал в страховании, руководил продажами, отслужил в свое время во Вневедомственной охране…

— То есть занятия все сугубо не связанные со спортом?

— Конечно. Но со спортом я дружу с самого детства. Двадцать лет с лишним играл в баскетбол, примерно со второго класса, выступал за школу, за университет и потом после его окончания еще долгое время играл в Заречной баскетбольной лиге после переезда в Первый заречный.

Мне, считаю, очень крупно повезло, что я познакомился с замечательным наставником — Николаем Николаевичем Квитовым, который раньше был учителем физкультуры в школе № 43. Сейчас он уже на пенсии, работает спортивным организатором в нашем микрорайоне.

Хоть я и не вырос в этом районе, но мы в школе еще в советские годы приезжали туда к ним играть, там с Николаем Николаевичем и познакомились. А когда в 90-е, начале нулевых он по своей инициативе принялся строить хоккейные корты во дворах, я взялся ему помогать. Ну это отдельная история: я сам на своей машине возил эти щиты для хоккейных коробок, а потом все вместе силами ребятишек и волонтеров мы эти коробки ставили. Сейчас летом на них Николай Николаевич проводит дворовые турниры по футболу, а зимой мы там играем в хоккей и катаемся на коньках.

Был еще корт на территории школы № 43, но там провели реконструкцию и доступ к школьной поляне нам прикрыли. Заливать лед там особо никто не заливает. Так что мы переместились на корт по Щербакова, 112, поближе к дому Николая Николаевича. У него там еще с советских времен оборудована кандейка под лестницей, есть смеситель, доступ к воде, есть шланг. Теперь каждый сезон своими силами заливаем каток, следим за ним и играем в хоккей. Сейчас добавился еще один корт на Газовиков, 30. Я больше сейчас там с детьми занимаюсь. На следующий сезон рассчитываем еще площадку на Щербакова, 98 освоить.

— А с движением спорторганизаторов вы как-нибудь связаны?

— Нет, я к нему не имею никакого отношения. Николай Николаевич после выхода на пенсию занимается. В заречных микрорайонах 11 кортов, только в нашем первом их пять или шесть. За ними все время надо следить, плюс еще он там договорился поставил баскетбольные кольца, волейбольную площадку у себя во дворе организовал. То есть он создает условия и по возможности что-то проводит. Но ему уже под семьдесят — здоровье не позволяет везде успевать. Николай Николаевич, можно сказать, мой идейный вдохновитель. Сначала просто хотелось ему помочь, а теперь уже где-то и заместить.

— Расскажите, как начали заниматься хоккеем и почему именно хоккей с мячом выбрали?

— В детстве я клюшку только один раз в жизни держал. А году в 2002-ом у меня подрос сын, и я его решил поставить на коньки. Где ставить? Во дворе, конечно. Вот, уже больше десяти лет прошло. Сын у меня в школе отучился, в армии отслужил, уже работает. А я как встал на коньки, так до сих пор и не слезаю (смеется).

А почему русский хоккей — он менее травмоопасен. Даже когда мы играли обычными хоккейными клюшками, я все равно приносил теннисный мячик вместо шайбы. Ребятишки ведь… бьют со всей дури, шайба летит неизвестно куда, могут травмироваться. Ну и плюс никакой особой экипировки для русского хоккея не требуется — коньки и клюшка. 25 клюшек для русского хоккея нам, кстати, тоже нашел Николай Николаевич. Пришлось их, правда, проклеить-подшаманить, зато теперь есть инвентарь.

Чем еще мне нравится именно хоккей с мячом: уравнивает шансы. На площадку, бывает, приходят пацаны постарше, которые уже где-то там в спортшколах позанимались. То есть база какая-никакая у них есть. И вот принимает такой орел шайбу и начинает виражи по площадке закладывать. Меня это фигурное катание в какой-то момент уже раздражать начало: ты перед кем рисуешься? Шел бы в Ночную лигу тогда, раз такой профессионал, нечего перед шестиклашками выступать. А с мячом уже так не погарцуешь, игра меняется.

— А как появилась идея дворовых турниров? Вы раньше занимались организацией соревнований?

— Первый опыт у меня был, когда на День города проводил турнир по стритболу в заречных микрорайонах. А потом подумалось: что я, что-то другое не смогу организовать? Расписать регламент, собрать команды по шесть человек, какие-нибудь призы и все. Тем более опыт соревнований у меня всегда был перед глазами, раз я играл в баскетбол. Ну и плюс была некоторая педагогическая практика в Дворце «Пионер» — там есть такое клубное объединение для старшеклассников «Вега». Вот в нем я участвовал, пока учился в школе, а потом еще работал организатором.

В общем, сначала мы просто с ребятишками собирались и играли. А два года назад на свой день рождения я собрал турнир на приз дяди Вовы — меня там все так называют. Этой зимой был второй турнирный сезон. Отыграли в начале зимы «Приз дяди Вовы», а потом я еще на 23 февраля собрал «Зимние битвы». В нем участвовало пять команд. Год назад мы тоже нечто подобное проводили ближе к 8 марта, но тогда все растаяло и после обеда уже пришлось доигрывать на снеговой каше. Теперь рассчитываю такие турниры собирать каждый сезон. В перерывах «Зимних битв», кстати, мы еще собрали соревнования по шорт-треку на том же катке.

— Вы и призы победителям вручаете?

— Конечно. Сначала просто шоколадки, газировку покупал. Теперь, когда турнир начался, уже все, как полагается: медали, грамоты. Сам покупал, сам заказывал.

— А что дает детям этот соревновательный момент с воспитательной точки зрения? Неужели они сами не могут организоваться и просто поиграть?

— Как выяснилось, не могут. Когда я еще только затевал эту историю с русским хоккеем, они начинали: «Да ну! Не хотим с мячиком играть, давайте с шайбой». Я им отвечал: «Ну, так и не играйте. Мы тут на своей половине корта втроем поиграем, а вы там на своей». И вот стоит их человек двадцать, кидают шайбу от борта к борту, а поделиться на команды не могут.

Соревнования просто кардинальным образом меняют отношение. Раньше тоже как тренировались: кто придет на корт, кто не придет — шаляй-валяй, короче. А стоило только объявление повесить, что скоро турнир — тем же вечером шесть команд явилось. Причем пришли уже со своими названиями, списком, капитаном. Хоть сейчас строй, да на международный турнир отправляй. Детям просто нужен стимул — и они все сделают, как подобает.

Самое ценное, что при этом они учатся договариваться, взаимодействовать в коллективе, учатся находить друг у друга слабые и сильные стороны и использовать их в игре. Они думать начинают, понимаете? Конечно, без подсказок никуда. В этом году я уже начал их тренировать с конусами, ставить в пары, технику показывать. Но самоорганизовываются теперь они исключительно сами.

Еще один немаловажный момент: уровень участников на соревнованиях, как ни крути, разный. И когда более слабый соперник тебе забивает, появляется чувство уважения к нему. Он борется, он не отступает, он добивается своего. Для детей, особенно для мальчишек, это очень важный момент социализации. Они таким образом обретают уверенность в себе и ставят себя в коллективе.

Поэтому я немного изменил правила в этом сезоне, чтобы более слабые могли побороться с более сильными. Раньше просто играли в круг, и победитель получал приз. Николай Николаевич подсказал уравнять шансы: сначала идет квалификация, а на следующий день проигравшая команда против победителя выходит с гандикапом. И очень интересно получилось. Те, кто проиграл вчистую в первый день, во второй игре так упирались, что их не могли уже так просто пробить. Вот этот спортивный азарт, стремление бороться до конца мне всегда нравилось.

— И тем не менее все равно у вас есть более подготовленные участники?

— Конечно. Команда «Титан» в этом году опять всех разула, но во втором матче уже не с таким явным преимуществом. Но я ведь не готовлю олимпийских чемпионов, сами понимаете. Гораздо важнее массовая детская физкультура. Я еще школьником в своем советском детстве участвовал в Стартах надежд. Были такие общегородские физкультурные соревнования среди школьников. Это не были состязания на значки ГТО, это было именно массовое соревнование, где каждый мог себя проявить. Самые высокие и самые низкие результаты в расчет не брались, важен был именно усредненный результат всех участников. Если уровень физкультуры в школе был поднят достаточно высоко, то и команда побеждала.

— Сколько вообще ребят сейчас к вам приходит заниматься?

— Из тех, что на постоянной основе, человек двадцать. Это я только беру подростковый возраст — от 12 до 16 лет. Но у нас же все-таки не спортивная секция — каток открытый. Ходит очень много разнопланового народа: поиграть, просто покататься. Кто-то вообще первый раз на коньки становится. Выпускников и тех, кто постарше, я вообще даже не считаю. На самом деле корт на Щербакова не полноразмерный, бывает иногда тесновато.

— И все-таки удивительно: почему дети сами-то не могут организоваться? Вспоминаю себя в подростковом возрасте: нам чтобы поделиться на команды и поиграть, взрослые были не нужны.

— Так и мы это умели. А нынешние дети, видимо, нет. Их этому и не учит никто. Они у нас теперь все яркие индивидуальности. Школа в этом смысле самоустранилась, у родителей свои заботы — они там материальное благополучие куют. Про атомизацию общества не я ведь придумал, об этом уже давно социологи говорят.

Вообще, как мне кажется, худшее во взаимоотношениях с детьми — это лицемерие. Накачивать ребенка своими нереализованными амбициями, выдавая за воспитание. С ним сначала сюсюкаются до третьего класса, таскают по разным кружкам и секциям, а потом, когда ребенок подрастает, просто начинают игнорировать его интересы. А может пацану сто лет не нужны эти их бальные танцы? Может он хочет на хоккей, потому что все друзья из школы на него ходят. А что родители ему отвечают? «Сколько денег уже потрачено на твои танцы! Это все для твоего блага». Но ребенок же понимает, что это не ради него, а ради них самих.

— А вы себя считаете наставником для этих детей?

— Скажем так, я чувствую перед ними ответственность. Если я что-то им обещаю, то обязан сделать. Бывает, что из-за работы разрываешься, не успеваешь. Но даже если пообещал заехать в два часа, то там нужно обязательно появиться. Они обман просекают моментально. Первый раз может быть вида не подадут. Но обманешь два-три раза, и никто тебя больше там воспринимать не будет. Для ребенка любой обман -­ уже предательство.

На самом деле я их, слава богу, не один воспитываю. Ходят на корт мужики моего возраста, есть чуть помладше. У детей всегда перед глазами должен быть ориентир, старший товарищ, с кого нужно брать пример. На нашем корте есть еще дядя Дима, например. Он вообще можно сказать профессиональный хоккеист. В Ночной хоккейной лиге в этом сезоне выступал вратарем сразу за две команды. Времени у него, конечно, почти не было с детворой возиться. Но тем не менее по субботам он приходил и с теми же пацанами играл на равных, объяснял какие-то схемы, тактику разучивал с ними. Это самое ценное в общении и в воспитании, понимаете? Учить пацанов чему-то на своем примере, быть с ними в процессе коммуникации постоянно. Не скажу, что я прямо такой великий педагог, но двоих своих детей я воспитывал именно таким образом.

— Кто-нибудь еще занимается русским хоккеем в других районах? Нет желания общегородской любительский турнир организовать?

— Ну выходил на меня один человек с предложением, но, если честно, я пока этим вопросом не озаботился. Я совсем недавно только в эту тему с турнирами погрузился, со временем можно будет выйти на районный уровень. В принципе, с нашего микрорайона уже можно найти четыре-пять стабильных коллективов. По крайней мере я уже знаю, кому свистнуть, чтобы выставить команду. И дети сами, кстати, уже привыкли: будет ноябрь, значит, будут соревнования и надо готовиться. Может быть, если получится, на будущий сезон что-нибудь побольше масштабом организуем.

— Тогда и площадка должна быть соответствующая.

— В принципе на базе 63-ей школы можно было бы организовать турнир. Но не это главное. Надо чтобы сначала во дворах ребятишки занимались на постоянной основе и кто-то их организовывал, понимаете? Все равно нужен взрослый, чтобы он с ними возился. Чтобы кто-то за кортами следил, заливал их и поддерживал в порядке. Спорторганизаторам хватает той нагрузки, которая есть сейчас. А взрослых, как выясняется, организовать еще сложнее. Но я, надеюсь, постепенно найдем ответственных родителей, кого-то из старшеклассников и сможем этот процесс поставить.

Материальную базу тоже не мешало бы подтянуть. Когда это движение спорторганизаторов начиналось, девять лет назад поставили нам вагончик. Поставить-то поставили, даже кабель протянули, но неправильно оформили документы, и электричества нет до сих пор. В итоге стоит он у нас мертвым капиталом — мы его как склад используем для клюшек и инвентаря. Короче говоря, ходил я по всем инстанциям, дошел до главы администрации. Вроде бы к маю обещали подключить. А то помещение есть, а коньки заточить негде. Мы там еще планируем организовать что-то вроде обменного фонда коньков, чтобы ребенок мог брать пару на сезон под запись, а потом отдавать.

— Планируете что-нибудь летом организовывать?

— Летом у них каникулы, так что сложнее. Но попробую еще потренировать команду на траве — почему бы и нет? Клюшки есть, мячик найдем. Главное только подходящее поле подыскать.

Фото: из паблика «Русский хоккей» vk.com/public106895342

"