Posted 3 февраля 2016,, 10:51

Published 3 февраля 2016,, 10:51

Modified 11 ноября 2022,, 19:43

Updated 11 ноября 2022,, 19:43

Студенты исполнили «подпольную» оперу Шостаковича

3 февраля 2016, 10:51
Сатирическую оперу-памфлет с элементами абсурда и кабаре «Антиформалистический раёк» исполнили 30 января в Институте культуры его студенты и преподаватели. Выступали симфонический оркестр ТГИК, солисты и смешанный хор колледжа искусств ТГИК.

Сатирическую оперу-памфлет с элементами абсурда и кабаре Шостаковича «Антиформалистический раёк» исполнили 30 января в Институте культуры его студенты и преподаватели. Выступали симфонический оркестр ТГИК, солисты и смешанный хор колледжа искусств ТГИК.

Подробнее об опере рассказала преподаватель института Ирина Яблокова. По ее словам, которые приводит студенческий информационный центр ТГИК, «Антиформалистический раёк» — опус сам по себе удивительный тем, что он создавался Шостаковичем «подпольно» в течение 20 лет (с 1948 по 1968). И чудом сохранился вместе с его автором. Но композитор свою оперу-кантату при жизни так и не увидел — впервые «Раёк» был поставлен только в 1989 году. Советским классиком была написана и музыка, и либретто, и даже сатирическое предисловие к рукописи.

Если заглянуть в либретто, то понимаешь, почему так долго работал композитор — ткань произведения соткана из слов, словечек и выражений «выдающихся музыковедов» нашей страны: музыковедов номер один и номер два, а также чиновников от культуры, ведущих непримиримую борьбу с формализмом в советской музыке.

Атмосфера травли композиторов (не только Шостаковича) на «совещании деятелей советской музыки» в 1948 году, доходящие до абсурда тягостные, одновременно смешные и страшные выпады в сторону инакомыслящих и инакозвучащих с точным определением их окончательного местонахождения (лагеря строгого режима) с бодрящими аплодисментами при этом — из всего этого потока советской действительности 1940–1960-х годов гениальный композитор своим тонким слухом выуживает точные, меткие выражения «деятелей».

Автор музыкально «лепит» узнаваемые образы, насыщая свою оперу известными музыкальными цитатами. Он бесстрашен и свободен в своем творчестве. Шостакович смеется зло, саркастично, едко, и от этого смеха становится не по себе, особенно, когда в конце заседание переходит в фарс и сменяется бодрым канканом.

«Когда я накануне концерта прочитала либретто, узнала историю создания этого необычайного произведения — была поражена таким Шостаковичем, — поделилась Ирина Владимировна. — Для меня „Антиформалистический раёк“ стал настоящим открытием! Хорошо, что Тюменский институт культуры решился на такую непростую постановку — не в каждом городе (тем более в вузе) ставят такие вещи… Возможно, „Антиформалистический раёк“ вызвал у слушателей некоторое недоумение и удивление (и по содержанию, и по кратковременности звучания — постановка длится менее получаса). И еще показалось, что участникам действа не всегда хватало артистизма и уверенности, но, возможно, при повторении этого произведения (а на это хочется надеяться!) оно зазвучит более выразительно и ярко. В целом, премьера прошла успешно, с чем и хочется поздравить всех ее участников».

"