Posted 4 мая 2011,, 07:02

Published 4 мая 2011,, 07:02

Modified 11 ноября 2022,, 18:42

Updated 11 ноября 2022,, 18:42

«Кома» изменила «Европу» до неузнаваемости

4 мая 2011, 07:02
Спектакль «Кома» от театра пластики «Европа» с уверенностью можно назвать лучшим творением Дмитрия Ефимова. Режиссеру, пожалуй, впервые удалось объединить отдельные танцы общей идеей.

Конечно, полностью отступить от традиций своего театра Ефимов не мог. Танцоров много, выступить хочется всем, поэтому на сцену обязательно несколько раз должны выйти первый и второй составы, дуэт, женский и мужской коллективы и так далее. Все это динамики спектаклю не прибавило, однако впервые «Европу» было интересно смотреть не из-за знакомых танцоров, а из-за идеи.

На этот раз Дмитрий Ефимов потрудился над сюжетом. Еще в анонсе спектакля были поставлены вопросы, на которые режиссер пытается найти ответ: «Что такое душа?», «Что происходит с человеком, когда он находится на грани жизни и смерти?», «Что самое главное в жизни любого человека?». Журналистам были даны подробные разъяснения: «По сюжету, главный герой — известный фотограф — попадает в автокатастрофу. Он должен доказать себе, что должен вернуться к жизни». Стоит отметить, что обилие номеров на этот раз не помешало режиссеру выстроить их в логичном, понятном зрителю порядке.

Создание спектакля — от идеи до финального па — принадлежит руководителю «Европы». «Я это сам придумал. Я не читаю книги, не смотрю спектакли, только хореографические, и только французские», — заявил Дмитрий Ефимов на пресс-конференции перед премьерой. Французские мэтры, конечно, оказали влияние на тюменского постановщика. Танцы теней, расширение сценического пространства, даже хореография — все это можно увидеть у любимого Ефимовым Мориса Бежара. Однако заимствования в современном искусстве давно стали нормой, поэтому тюменского режиссера можно лишь похвалить за удачное копирование мировых шедевров.

Успех спектаклю, несомненно, принесла и замена главных героев. Андрей Зубов и Светлана Гончарова положительно отличаются от прежних солистов. Возможно, это их заслуга, возможно, режиссерский замысел, но в новом спектакле танцы главных героев, наконец, лишены подчеркнутого эротизма. От приевшихся синхронных ритмичных комбинаций танцоры перешли к модерну и классическому джазу. Самой удачной сценой можно назвать встречу с матерью — мало кто ожидал от «Европы» такой сдержанной и уместной хореографии. Впрочем, удачно вписалось в сценарий и мужское трио — любимцы публики словно играли сами себя — зал рукоплескал. Вышел на сцену и сам Дмитрий Ефимов. В лучших традициях Тарантино себе он оставил второстепенную роль главврача.

Нельзя не отметить и удачную работу ди-джея. Если исключить слащавую песню во время первой встречи героя со своей душой, на протяжении всего спектакля музыка была хорошим фоном для актерских действий.

При положительном ощущении от спектакля в целом, один вопрос так и остался без ответа. Зачем «Кому» назвали перфомансом? Не считая перевода, ничего общего у ефимовского представления с этой формой современного искусства нет. Зрители отдельно, актеры — отдельно. Возможно, режиссер подстраховался и сделал это для привлечения зрителей. Однако вряд ли об этом стоило заботиться: поклонников у «Европы» всегда было много, да и спектакль удался.

Надежда Корнеева

"