Posted 4 мая 2011,, 07:02
Published 4 мая 2011,, 07:02
Modified 11 ноября 2022,, 18:42
Updated 11 ноября 2022,, 18:42
Конечно, полностью отступить от традиций своего театра Ефимов не мог. Танцоров много, выступить хочется всем, поэтому на сцену обязательно несколько раз должны выйти первый и второй составы, дуэт, женский и мужской коллективы и так далее. Все это динамики спектаклю не прибавило, однако впервые «Европу» было интересно смотреть не из-за знакомых танцоров, а из-за идеи.
На этот раз Дмитрий Ефимов потрудился над сюжетом. Еще в анонсе спектакля были поставлены вопросы, на которые режиссер пытается найти ответ: «Что такое душа?», «Что происходит с человеком, когда он находится на грани жизни и смерти?», «Что самое главное в жизни любого человека?». Журналистам были даны подробные разъяснения: «По сюжету, главный герой — известный фотограф — попадает в автокатастрофу. Он должен доказать себе, что должен вернуться к жизни». Стоит отметить, что обилие номеров на этот раз не помешало режиссеру выстроить их в логичном, понятном зрителю порядке.
Создание спектакля — от идеи до финального па — принадлежит руководителю «Европы». «Я это сам придумал. Я не читаю книги, не смотрю спектакли, только хореографические, и только французские», — заявил Дмитрий Ефимов на пресс-конференции перед премьерой. Французские мэтры, конечно, оказали влияние на тюменского постановщика. Танцы теней, расширение сценического пространства, даже хореография — все это можно увидеть у любимого Ефимовым Мориса Бежара. Однако заимствования в современном искусстве давно стали нормой, поэтому тюменского режиссера можно лишь похвалить за удачное копирование мировых шедевров.
Успех спектаклю, несомненно, принесла и замена главных героев. Андрей Зубов и Светлана Гончарова положительно отличаются от прежних солистов. Возможно, это их заслуга, возможно, режиссерский замысел, но в новом спектакле танцы главных героев, наконец, лишены подчеркнутого эротизма. От приевшихся синхронных ритмичных комбинаций танцоры перешли к модерну и классическому джазу. Самой удачной сценой можно назвать встречу с матерью — мало кто ожидал от «Европы» такой сдержанной и уместной хореографии. Впрочем, удачно вписалось в сценарий и мужское трио — любимцы публики словно играли сами себя — зал рукоплескал. Вышел на сцену и сам Дмитрий Ефимов. В лучших традициях Тарантино себе он оставил второстепенную роль главврача.
Нельзя не отметить и удачную работу ди-джея. Если исключить слащавую песню во время первой встречи героя со своей душой, на протяжении всего спектакля музыка была хорошим фоном для актерских действий.
При положительном ощущении от спектакля в целом, один вопрос так и остался без ответа. Зачем «Кому» назвали перфомансом? Не считая перевода, ничего общего у ефимовского представления с этой формой современного искусства нет. Зрители отдельно, актеры — отдельно. Возможно, режиссер подстраховался и сделал это для привлечения зрителей. Однако вряд ли об этом стоило заботиться: поклонников у «Европы» всегда было много, да и спектакль удался.
Надежда Корнеева