Posted 28 февраля 2011,, 12:01

Published 28 февраля 2011,, 12:01

Modified 11 ноября 2022,, 18:40

Updated 11 ноября 2022,, 18:40

Театральная критика — профессия или искусство?

28 февраля 2011, 12:01
В рамках третьего международного фестиваля молодежных и студенческих театров «Театральная революция» прошел мастер-класс Анастасии Ефремовой на тему «Критика и театроведение, столичная и провинциальная».

В рамках третьего международного фестиваля молодежных и студенческих театров «Театральная революция» прошел мастер-класс Анастасии Ефремовой на тему «Критика и театроведение, столичная и провинциальная».

Спикер начала с рассказа о том, какой бывает критика. Существует три ее вида: оценочная, информационная и аналитическая. По мнению Анастасии Олеговны, критика-анализ в наше время практически исчезнувший вид, в столичных изданиях ее вытеснили рекламно-информационные рецензии. «Все чаще встречаются продажные критики, которые анонсируют не достойные просмотра спектакли, а те, которые им проплатили», — отметила Анастасия Ефремова.

Анастасия Олеговна — редактор журнала «Страстной бульвар, 10». По её словам, это единственный журнал только о театре. Большинство материалов в нем — информационные рецензии, но уже то, что это не рекламные статьи, не может не радовать. По словам редактора, журнал «Страстной бульвар, 10» невозможно купить даже в Москве. Он издается тиражом в 1000 экземпляров и рассылается по театрам всей России. Анастасия Олеговна пообещала включить в общую рассылку также и нашу академию культуры и искусств.

Театр — не только самое прекрасное из искусств, но и самое сложное, заметила редактор. Невообразимый труд вкладывается в постановку спектакля, в то, чтобы грань, которая есть между режиссером и актером, была незаметной. Именно поэтому профессия критика также очень сложная. Ведь ему нужно разобрать спектакль по полочкам, «раскусить» то, что хотел сказать режиссер, передавая свою мысль с помощью актерской игры.

Зачастую люди, пишущие театральные рецензии забывают, что это вовсе не пересказ сюжета. Рецензия — это своего рода «круги по воде», повествующие о ритме, музыке, актерах, атмосфере, которая царила в зале, об эмоциях, которые транслировали зрителям актеры.

Критик должен очень много знать, читать, смотреть и сравнивать. «Но если вдруг он скажет вам, что ничем не отличается от простого зрителя — не верьте, — говорит Анастасия Олеговна. — Ни один нормальный человек не будет смотреть по 45 раз один и тот же спектакль».

Но чем же все-таки отличается столичная критика от критики провинциальной? Все очень просто, отмечает редактор «Страстного бульвара, 10». В столице больше образованных критиков, а в провинциях зачастую театральные рецензии пишут журналисты. И хорошо, если они хоть немного разбираются в театроведении. Иначе из рецензии получается пересказ и хваленые/гневные слова в адрес актеров. Таким журналистам можно посоветовать только одно — больше читайте классику, ходите в театр, господа журналисты. А еще лучше посетите семинар театральных критиков Н. Старосельской. В основном, семинары организуются в рамках крупных театральных фестивалей.

Анастасия Добрынько

"