Происшествие Авария Пожар ДТП

Сообщи нам
Проблемы Тюмени
Обсуждаем
Новости от Нашгород.ру
Добавить на Яндекс
20.02 / 19:34
Опасения авиаторов: ряд пилотов Utair может лишиться летных свидетельств после катастрофы Ан-148 в Подмосковье

«Катастрофа Ан-148 в Подмосковье может стать причиной очередного витка спорных мер в отношении тюменских пилотов. В частности летных свидетельств может лишиться часть сотрудников авиакомании Utair», — такое предположение выдвинул один из тюменских общественников, связанных с авиацией. Своими комментариями о возможных последствий инцидента активист поделился с редакцией NashGorod.ru.

Как пояснил собеседник, представившийся Алексеем, предпосылкой к беспокойству летного состава стали действия, предпринятые Росавиацией после другого инцидента, произошедшего 5 лет назад. Респондент также попросил не называть его фамилию и название компании-работодателя в силу корпоративных ограничений.

Казанская трагедия

В ноябре 2013 года в Казани разбился Boeing 737–500, следовавший в столицу Татарстана из Москвы. Официальной причиной трагедии международный авиакомитет (МАК) назвал ошибку экипажа при уходе на второй круг, однако предпосылкой к этому, по мнению комиссии, стали недостатки в подготовке летного состава. Фактором № 1 МАК счел отсутствовавшую у командира первоначальную летную подготовку.

«Многие из пилотов сочли этот довод абсурдным — из текста заключения МАК следовало, якобы человек, несколько лет управлявший реактивным лайнером, в принципе не умел летать», — пояснил Алексей.

В реальности же, как сообщали СМИ, командир Рустем Салихов, сидевший в левом кресле Boeing’а, начинал свою карьеру с должности штурмана. Позже летчик прошел переподготовку в одном из коммерческих учебных центров, а затем и обучение на тип воздушного судна.

«Тут важно понимать, что после обучения Салихов успешно прошел отбор, доказал профпригодность на тренажерах и в рейсах, налетал около 2000 часов в качестве второго пилота и только после этого стал командиром воздушного судна. Уровень подготовки у него чисто физически не мог быть ниже, чем у типичного выпускника того же Ульяновского института или Бугурусланского училища», — подчеркнул общественник.

Опасения авиаторов: ряд пилотов Utair может лишиться летных свидетельств после катастрофы Ан-148 в Подмосковье 2
Кадры с места падения B737-500 в Казани, © xboxnews.ru

Эхо катастрофы

Как отметил Алексей, казанскую трагедию, многие авиаторы называют «началом конца». При этом пилоты обращают внимание на тот факт, что в результате крушения погибли высокопоставленные пассажиры — глава регионального управления ФСБ и сын президента Татарстана. «Возможно, если бы не это обстоятельство, то никакого „махания шашкой“ бы не было. Здесь же нужно было найти как можно больше нарушений», — предположил тюменский эксперт.

Спикер также рассказал, что вскоре после катастрофы в Казани Росавиация начала массово лишать пилотских свидетельств всех авиаторов, получивших профессию «нестандартным» с точки зрения чиновников способом. Как следствие, под увольнение попали выпускники зарубежных авиашкол, частных учебных центров, и опытные сотрудники, в чьем дипломе не было слова «пилот».

Эту информацию подтверждают и другие источники в том числе и представители агентства воздушного транспорта. В частности, по данным РБК, советник главы Росавиации Сергей Извольский признал аннулирование порядка четырех сотен лицензий за пять лет. Причиной он назвал предоставление пилотами ложных сведений о себе.

Сами авиаторы при этом не согласились с доводами ведомства. В коллективном письме, направленном в мае 2017 года в международную организацию гражданской авиации ICAO, пилоты назвали действия Росавиации беспричинными. При этом петицию подписали в основном выпускники авиационных учебных центров, не обучавшиеся по специальности «летная эксплуатация» в государственных учебных заведениях.

«Тут надо пояснить, что Россия — одна из немногих стран, -де-факто считающих, что летные экипажи нужно учить исключительно в государственных ВУЗах и ССУЗах. В других государствах, в том числе и в тех, где аварийность крайне низкая, ниже российской, профессию пилота обычно получают в частных структурах. Там признают, что пилот — это в первую очередь навык, а не количество часов, проведенных за партой. Прямо сейчас в небе находятся сотни лайнеров, которыми командуют выпускники учебных центров. Это норма! Это общемировые стандарты подготовки, идеально зарекомендовавшие себя. Но наша страна, к сожалению, выбрала „особый духовный“ путь», — прокомментировал эти события Алексей.

Собеседник также поделился мнением о том, что кульминацией последствий стало закрытие первого в РФ частного летного училища, действовавшего в Челябинске. Заведение, которое, по мнению экспертов, было способно конкурировать с Бугурусланом и Сасово, прекратило работу.

Командир Ан-148 тоже не имел «традиционного» диплома

Как сообщали федеральные СМИ, в левом кресле разбившегося 11 февраля Ан-148 находился командир Валерий Губанов. Именно его биография, по мнению Алексея, и станет поводом для очередной серии рейдов Росавиации по подразделениям авиаперевозчиков.

Россия — одна из немногих стран, считающих, что летные экипажи нужно учить исключительно в государственных ВУЗах и ССУЗах. В других государствах, в том числе и в тех, где аварийность крайне низкая, ниже российской, профессию пилота обычно получают в частных структурах.

Судя по имеющимся данным, Губанов так же как и Салихов не имел традиционного диплома гражданского летного ВУЗа — это был человек, начавший карьеру в армии. Он закончил Тамбовское военное училище летчиков, и за штурвал гражданского воздушного судна пересел уже позже. «Если развивать типовую логику Росавиации, то это тоже был „не профессионал“. Такой же, как командир Казанского Boeing’а», — пояснил авиатор.

«Проблема в том, что Губанов — это не уникальный случай. В гражданском воздушном флоте у нас работают бывшие военные, это норма. Но вот сможем ли мы донести этот факт до проверяющих — это большой вопрос», — резюмировал Алексей.

При этом авиатор отметил, что в Тюмени, а в частности — в четвертом летном отряде а/к UTair, есть действующие летчики с военным авиационным образованием.

Опасения авиаторов: ряд пилотов Utair может лишиться летных свидетельств после катастрофы Ан-148 в Подмосковье 3
Разбившийся Ан-148, © В. Ежов

Обойдется без перегибов?

Сбудутся ли неприятные ожидания авиаторов относительно проверок, и смогут ли «нестандартные» с точки зрения надзорных органов специалисты сохранить свои летные лицензии — станет известно в ближайшее время. Вместе с тем, представители Utair, отвечая на запрос NashGorod.ru, подтвердили, что в составе эскадрилий есть сотрудники, пришедшие в гражданскую авиацию из министерства обороны.

«В Utair работают пилоты, закончившие военные летные учреждения. Они подтвердили свою квалификацию пилотов гражданской авиации и получили официальное разрешение на полеты. Плановые проверки в Тюмени проходят 2 раза в год, не считая аудитов при допуске к новым видам работ и аудитов IOSA», — говорится в официальном ответе. Вопросы о потенциальных последствиях подмосковного инцидента для авиаторов, вместе с тем, остались без комментариев.

В региональном МТУ «Росавиации» тем временем заверили, что проверки, запланированные на 2018 год обойдутся, по всей видимости, без отзыва свидетельств у военных летчиков. При этом в управлении ведомства подчеркнули, что в Тюменской области вообще не было подобных прецедентов.

Авиаторы, тем не менее, относятся к таким доводам скептически. В частности, об уже начавшихся сложностях военных летчиков, пытающихся продолжить карьеру на гражданском поприще, сообщил бывший российский пилот-инструктор Денис Окань, ныне работающий в одной из зарубежных компаний.

Стоит также отметить, что в кресле второго пилота Ан-148, упавшего в Раменском районе, находился Сергей Гамбарян, выпускник упомянутого ранее Челябинского учебного заведения, выходцы из которого уже неоднократно сталкивались с претензиями со стороны контролирующих органов. Эту информацию подтвердил в интервью МК отец погибшего. «В свете этих фактов очень маловероятно, что расследование инцидента обойдется без очередной „чистки“ в пилотской среде. Вопрос остается лишь в ее масштабах и сроках, а также в том, какая компания сильнее ощутит на себе последствия злоупотреблений», — считает тюменский авиатор Алексей.

Добавим, уральская транспортная прокуратура уже обратила внимание на то, что профессиональный путь второго пилота Ан-148 отличался от общепринятого сценария. Об этом в частности заявил заместитель главы надзорного ведомства Сергей Забелов. «Проверка (инициированная прокуратурой — прим. ред.) должна завершиться в самое ближайшее время, возможно, в течение нескольких дней. Проверяем подлинность документов, свидетельствующих о профессиональной подготовке Гамбаряна», — приводит слова руководителя агенство ТАСС.

Источник: собственная информация
Просмотров: 6995 | Версия для печати
Читайте новости по темам: ЮТэйр, Авиация
Увидели опечатку или ошибку?
Выделите ее и нажмите