Девятилетний мальчик пропал в Тюмени  1

декабря
16.06.2009 / 18:32

Астрономы уменьшили число потенциально обитаемых планет

Астрономы обнаружили дополнительное условие, необходимое для зарождения жизни. В статье, принятой к публикации в журнале The Astrophysical Journal Letters, авторы объясняют необходимость активных извержений для «оживления» планет. Коротко о работе рассказано на портале ScienceNOW.

До настоящего момента считалось, что необходимым условием для появления живых организмов на экзопланетах является наличие жидкой воды. Для выполнения этого условия планета должна располагаться в так называемой зоне обитаемости — достаточно узкой области пространства вокруг звезды-хозяина. Если орбита планеты проходит слишком близко от светила — вода будет испаряться. Когда планета обращается далеко от звезды — вода находится в состоянии льда.

Авторы нового исследования доказывают, что среди планет, находящихся в зоне обитаемости, далеко не все могут служить «колыбелями» для зарождения жизни. Подходящим кандидатами являются только планеты, на которых протекает или протекала активная вулканическая деятельность. Во время извержения углекислый газ и водяной пар, спрятанные в недрах, выбрасываются на поверхность и разносятся на большие расстояния. При этом создаются условия, благоприятствующие процессу фотосинтеза — образованию органических веществ из CO2 H2O под воздействием излучения.

Однако планетам важно «не переборщить» с вулканической деятельностью. Слишком сильные извержения, при которых вся поверхность планеты постоянно заливается лавой, не способствуют появлению живых существ.

Извержения вулканов вызываются действием приливных сил. Приливные силы возникают при воздействии на планету одного или нескольких массивных тел. Таким образом, для оценки потенциальной обитаемости планеты необходимо учитывать не только её положение относительно звезды, но также её космическое окружение.

В качестве примера работы своей теории астрономы выбрали экзопланету GJ 581 d, удаленную от Земли на 20 световых лет. Несмотря на «правильные» для потенциально обитаемой планеты характеристики, гравитационное воздействие на GJ 581 d со стороны соседей недостаточно для того, чтобы стимулировать вулканическую деятельность в достаточной мере.

Поиск жизни за пределами Земли является одной из важных целей астрономических исследований. Ученые ищут жизнь не только на удаленных планетах, но также на космических телах, находящихся в Солнечной системе. Одним из самых перспективных объектов является спутник Сатурна Энцелад. В последнее время астрономы получили множество данных, которые серьезно увеличивают шансы Энцелада «породить» живые существа.

Читайте новости по темам: Космос, Ученые