Тюменцев удивляют розовые собаки  12

февраля
26.06.2009 / 18:21

С Галактики сняли обвинения в изменении климата Земли

Астрономы опровергли выдвинутую ранее гипотезу о том, что изменения климата на Земле связаны с её движением относительно спиральных рукавов Млечного Пути. Работа пока не нигде не опубликована, но её препринт можно найти на сайте arXiv.org. Кратко выводы ученых представлены на портале Physics World.

Предположение о «галактических» причинах периодических колебаний климата на Земле появилось в 2003 году. Физики Нир Шавив (Nir Shaviv) и Jan Veizer (Ян Вайцер) обнаружили корреляцию между периодами похолодания и прохождением Солнечной системы через спиральные рукава Галактики. Оба события случаются приблизительно раз в 140 миллионов лет.

Исследователи предложили следующее объяснение этому совпадению. Рукава представляют собой области с повышенной плотностью звезд, в том числе и сверхновых. Взрывы сверхновых сопровождаются мощными потоками космических лучей. Образующиеся высокоэнергетические частицы сталкиваются с другими, порождая вторичные потоки. Ускоренные частицы проникают сквозь земную атмосферу и приводят к образованию «затравок» для формирования облаков. Облака закрывают часть солнечного излучения, и на Земле становится холоднее.

В своей работе группа ученых под руководством Мартина Пола (Martin Pohl) выдвинула контраргументы против этой интересной гипотезы. Исследователи использовали новую модель строения Галактики, предложенную в 2008 году астрономом Питером Энглмэйером (Peter Englmaier). На основании данных о распределении в Млечном Пути кислорода и монооксида углерода, полученных телескопом Spitzer, Энглмэйер заключил, что Галактика обладает выраженной асимметрией.

Ориентируясь на новые представления о Млечном Пути, Пол и коллеги заключили, что интервалы между пересечениями Землей рукавов непостоянны и корреляции между прохождением по рукаву и очередным Ледниковым периодом не существует.

Несмотря на то что Млечный Путь является нашим галактическим «домом», он изучен относительно слабо. Например, совсем недавно группа ученых показала, что масса и скорость вращения Млечного Пути оказались в несколько раз больше, чем считалось до сих пор.

Читайте новости по темам: Климат, Космос