Александра Анисимова: «Лишний человек» — это я?  14

марта
09.07.2009 / 18:33

Ученые отодвинули в прошлое озеленение Земли

Ученые установили, что мхи и печеночники завоевали континенты уже 600-800 миллионов лет назад. Ранее считалось, что растения захватили сушу не ранее 475 миллионов лет назад. Свои результаты исследователи представили в журнале Nature, а краткое изложение работы приводит New Scientist.

В рамках работы исследователи проводили изучение известняковых отложений возрастом 1-0,5 миллиарда лет. В частности исследователей интересовало соотношение в образцах изотопов углерода 13С и 12С, а также изотопов кислорода 16O и 18O.

Известно, что в ходе жизнедеятельности растения "предпочитают" использовать 12С, поэтому наличие растений сказывается на соотношении данных изотопов в отложениях. В свою очередь дождевая вода содержит большее, чем океаническая, количество молекул, в которые входит 16O. Это связано с тем, что подобные молекулы легче испаряются.

В результате исследователям удалось установить, что большая часть известняковых отложений сформировалась в неглубоких морских бухтах, куда попадало много дождевой воды с повышенным содержанием изотопа 12С. По словам исследователей, последнее указывает на тот факт, что на земле в это время уже существовало некоторое подобие почвы, являющееся результатом жизнедеятельности растений.

Данные результаты косвенно подтверждаются тем, что анализ ДНК мхов и печеночников указывает на тот факт, что эти растения появились примерно 700 миллионов лет назад. Традиционно считается, что в течение долгого времени растения обитали небольшими островками, а основная часть земного массива оставалась голой.

Многие специалисты, однако, встретили выводы ученых критикой. В частности, они отмечают, что окаменелых останков того периода до сих пор не обнаружено. Кроме этого, время озеленения совпадает с криогением - периодом в истории Земли 850-635 миллионов лет назад. Считается, что в это время большая часть планеты была покрыта ледниками, и, по некоторым данным, льды доходили даже до экватора. Отсюда критики работы заключают, что существование растительной жизни на суше в то время представляется проблематичным.

Читайте новости по темам: Природа, Ученые