
По словам Иванова, зависимость от наркотиков — это болезнь, а не преступление. «Сегодня употребление наркотиков декриминализированно, за исключением случаев употребления в общественных местах. Преступлением считаются контрабанда, распространение, производство, культивирование наркотиков. Менять такие нормы не планируется. Более того, мы выступаем за введение так называемого альтернативного лечения», — рассказал Иванов.
Он пояснил, что смысл таких судов в том, что если преступление совершил наркозависимый, его дело будет рассматриваться отдельным порядком. В ходе процесса доказывается факт совершения преступления, а потом подсудимому предлагается выбор: либо лишение свободы, либо принудительное лечение.
При этом в случае совершения тяжкого преступления никакой альтернативы не будет, отмечает Иванов. «Только лишение свободы. Выбор может быть только в случае, если совершено преступление меньшей тяжести. Допустим, наркозависимый украл у знакомых, а может, даже у родственников деньги, чтобы купить дозу. Да — это преступление. Но разве тюрьма вылечит такого человека?» — говорит глава ФСКН.
Он отметил, что ФСКН совместно с Минздравом готовы предоставить возможности для снятия наркозависимости и лечения осужденного.
Планируется, что осужденного будут регулярно вызывать на слушания в суд, где он будет отчитываться о прохождении реабилитации. Специализированный суд должен и дальше отслеживать судьбу преступника.