Тюменец залез на козырек над крыльцом с петлей на шее  8

июля
07.10.2009 / 13:35

Химики предложили улучшить таблицу Менделеева

Сразу двое ученых опубликовали работы, посвященные новым интерпретациям привычной всем таблицы Менделеева. Один из исследователей, Марис Киблер, предлагает использовать теоретико-групповой подход, аналогичный тому, который применяется в квантовой механике. Статья ученого ещё нигде не опубликована, однако её препринт доступен на сайте arXiv.org.

В рамках своего исследования Киблер изучал группу SO (4,2)xSU (2). Первый множитель называется специальной псевдоортогональной группой для пространства 4+2, а второй — специальной унитарной группой плоскости. Эти объекты естественным образом возникают при описании явлений квантовой механики.

Каждый элемент Киблер предлагает кодировать набором его электронов. При этом каждый электрон предлагается для удобства считать размещенным на энергетических уровнях атома водорода. Состояние каждого такого электрона однозначно задается четырьмя так называемыми квантовыми числами. Такая «водородно-электронная» классификация заметно отличается от привычной всем классификации по свойствам и атомным номерам обычной таблицы Менделеева.

По словам ученого, новых подход может оказаться полезным для анализа свойств будущих сверхтяжелых элементов. Теоретически, данный подход может пригодиться при изучении так называемого «острова стабильности» — группы устойчивых сверхтяжелых элементов.

Другой исследователь, Мод Абубар из Индии, предложил на его взгляд более правильную запись периодической таблицы. Он предлагает записывать элементы по концентрическим окружностям, поместив отдельно ближе к центру гелий и водород. По словам Абубара, подобная запись отражает относительный размер атомных ядер, поскольку размеры ячеек к краю таблицы увеличиваются. При этом, однако, читать круглую таблицу гораздо менее удобно, чем прямоугольную.

Периодическая таблица химических элементов была создана Менделеевым в 1869 году. Сейчас известно несколько сот вариантов изображения данной таблицы. В современном варианте системы предполагается сведение элементов в двумерную таблицу, в которой положение элемента в столбце определяет его физико-химические свойства. При этом элементы занумерованы атомными числами, то есть зарядами ядер.

Читайте новости по темам: Ученые