Лидер группы «ГештальТ»: После восьми лет карьеры мы готовы ко всему  3
21.11 / 14:20
    
3
декабря
03.12.2009 / 17:10

Владимир Спиваков: «Мои принцип — вернуть музыканту человеческое достоинство»

Владимир Спиваков: «Мои принцип - вернуть музыканту человеческое достоинство»

Пресс-конференция с Владимиром Спиваковым, художественным руководителем и дирижером Национального филармонического оркестра России, состоялась 2 декабря в отеле «Тюмень».

На ней помимо маэстро присутствовали директор оркестра — Георгий Агеев, директор Тюменской филармонии — Михаил Бирман и представитель генерального спонсора тура — банка «ВТБ 24» — Александр Пахомов.

Владимир Теодорович присоединился к пресс-конференции не сразу, поэтому сначала о Национальном филармоническом оркестре России (далее — НФОР) рассказал Георгий Евгеньевич. Его первыми словами была благодарность банку «ВТБ 24» за финансовую поддержку, поскольку столь масштабные гастроли (в оркестре около 100 человек) проводить тяжело и дорого.

Директор оркестра рассказал о том, как был создан НФОР.

В 2002 году Владимир Теодорович, будучи главным дирижером Российского национального оркестра, объявил, что он уходит оттуда и собирается создавать новый оркестр. Его пригласил на беседу В.?В. Путин и предложил возглавить любой из существующих симфонических оркестров оперных театров, филармоний и консерваторий в стране. Владимир Теодорович поблагодарил за такую оценку своего труда и возможностей, но рассказал о желании создать новый оркестр, потому что знал, для чего он хотел создать оркестр, и какие задачи будет ставить перед коллективом. Маэстро рассказал, что он бы хотел собрать в этот оркестр лучших музыкантов, обеспечить их лучшими инструментами, и создавать оркестр с чистого листа, но не на пустом месте, а продолжить традиции лучших оркестров, которые были заложены великими дирижерами Мравинским, Светлановым и Кондрашиным. На что Путин ответил: «Я же ленинградец, и помню, какой это был оркестр. А вы можете создать оркестр такого уровня?». Владимир Теодорович ответил: «Я все для этого сделаю. И я очень бы хотел, чтобы этот оркестр назвался национальным».

Дальше началась реализация: встреча состоялась осенью 2002, в январе 2003 был подписан приказ Министерства культуры, в июне проведен конкурс, в сентябре новый состав встретился. Около 50 человек были приглашены туда вне конкурса: 30 лучших музыкантов Российского национального оркестра, которые последовали за Спиваковым в момент создания нового коллектива, 12 концертмейстеров светлановского оркестра периода его расцвета, 15 человек из оркестра Московской филармонии и другие. В НФОР лучшие в стране музыкальные инструменты: более 40 (из 69) струнных инструментов приобрел и передал оркестру сам Владимир Теодорович — это преимущественно старинные итальянские, немецкие и французские экземпляры XVIII и XIX века, каждый из которых стоит десятки тысяч евро. Директор оркестра признался, что ему жаль подвергать транспортировке по морозной погоде, плохим дорогам столь ценные инструменты, но Владимир Теодорович настоял на том, чтобы взять самое лучшее.

Кроме того, ни один оркестр не ездит столько, сколько ездит НФОР. Это очень важная составляющая культурной политики оркестра выступать не только в богатых и преуспевающих городах как Тюмень, Екатеринбург, но и там, куда другие серьезные коллективы не ездят: Мончегорск, Североморск (мы выступали даже на кораблях), Березняки, Соликамск. У нас будет фестиваль «Спиваков приглашает» в Перми — мы впервые вывезем этот фестиваль, который проходит раз в 2 года, в регион. Следом за Тюменью у НФОР будет Омск, Томск и Новосибирск, куда мало кто доезжает.

Конечно, право на лидерство в своей профессии надо доказывать каждый день, но, по мнению Георгия Евгеньевича, итоги существования первых 6,5 лет существования оркестра неплохие. После этого директор оркестра ответил на вопросы журналистов.

Продолжает ли Владимир Спиваков работать с «Виртуозами Москвы»?

— Конечно. Это два его коллектива, с «Виртуозами» он ездит ещё больше, чем с НФОР, но это совершенно разные репертуары, стилистика и возможности. Ему очень уютно и комфортно с «Виртуозами», но по-своему интереснее работать с нами — открываются другие возможности, да и становится другое международное имя. Например, он приезжает на гастроли в США и выступает уже не перед русской диаспорой, как, в основном, выступают «Виртуозы», а перед американцами в самых лучших залах. И имеет потрясающие отзывы от музыкальных критиков.

Скажите, из каких оркестров ещё набирали музыкантов?

— По одному-два человека из разных московских оркестров: кто-то пришел из оркестра Павла Когана, кто-то — из Большого театра. У нас довольно много людей из Урала и Сибири. Мы в каждый город приезжаем и люди из нашего оркестра зовут своих родственников, педагогов — из Екатеринбурга, из Челябинска и т.?д. У нас нет никаких ограничений — мы готовы взять человека из любого города, но, как правило, самые сильные школы в Москве и Петербурге. Но 2 года назад мне привезли парня из Сыктывкара — 18-тилетнего, всего в прыщах, застенчивого, который играл на валторне как бог. При том, что у нас в Москве нет хороших валторнистов. И его педагогом был не валторнист, а тромбонист, потому что там некому учить. Играет он на инструменте 1919 года производства. Но, тем не менее, парень оказался абсолютно феноменальным. Бывают такие случаи — феноменальные, и мы ищем их. И насчет состава хочу сказать, что у нас очень хорошее соотношение между людьми опытными, пожилыми и молодыми. Потому что есть оркестры, состоящие преимущественно из молодых музыкантов. Это хорошо, но не во всем. Есть оркестры «пожилые», есть — преимущественно женские, их больше. У нас хорошее соотношение: три четверти мужчин и четверть женщин, довольно много пожилых — столько, сколько необходимо, чтобы они передавали опыт. И когда мы говорим о продолжении традиций Мравинского, Светланова, Кондрашина, то это не умозрительное понятие: у нас в оркестре работают люди, которые непосредственно перенимали этот опыт из рук великих дирижеров, они работали в этих оркестрах, и сегодня они передают у нас опыт молодежи. Мы работаем с теми людьми, которые являются живыми носителями традиций. Плюс живы вдовы этих дирижеров, они приходят к нам на концерты, дарят партитуры с пометками этих дирижеров, общаются.

Существуют стипендиаты Спивакова. А есть ли у них перспектива попасть к вам в оркестр?

— Во-первых, уже есть ряд стипендиатов, которые работают в оркестре: первая труба — Кирилл Солдатов. Он попал в оркестр в 17 лет, такого не бывает вообще. Сегодня ему всего 23, а он — один из лучших трубачей нашей страны. 2 недели назад мы взяли на работу гобой — Эмиль Мирославский, лучший ученик Алексея Уткина. Парень выбрал «второй» гобой в НФОР (это гораздо менее престижно и менее денежно, чем «первый»), и не пошел в президентский оркестр, который получает грант. Это говорит о реальном рейтинге оркестра. Стипендиат фонда Спивакова Александр Синчук будет играть в последующих трех городах. Мы очень плотно сотрудничаем с фондом и постоянно берем оттуда людей и в качестве солистов, и в качестве оркестровых музыкантов.

Тут в зале появился сам маэстро, и, сопровождаемый аплодисментами, занял место за столом.

Владимир Теодорович, встречались ли вы с молодым музыкантом из Тюмени — Николаем Конаковым, который в прошлом году приезжал на стажировку в НФОР?

— Он приезжал не на стажировку, а на ежегодный фестиваль «Москва встречает друзей». Вместе с Колей мы выступали на сцене Светлановского зала Московского международного дома музыки. Он играл с Ростиком Шароевским, ещё одним стипендиатом моего фонда — тоже потрясающим ударником, он играл даже в Карнеги холле финал скрипичного концерта Шостаковича с оркестром. Весь зал стоял на ушах.

Он больше не будет с вами выступать?

— Секрет-то зачем вам сразу рассказывать? (смеется)

Значит, тюменцев ждут какие-то сюрпризы?

— Ждут.

И действительно, на концерте выступил Николай Конаков, который сыграл на ксилофоне «Полет шмеля» Римского-Корсакова в сопровождении оркестра. Фантастически быстрое мелькание молоточков вызвало у слушателей овации.

Сюда приезжала выставка Рождественской, в которой присутствовал и Ваш портрет. Он, действительно, очень похож на Петра Ильича Чайковского. Как вы работали?

— Я приехал в Милан в театр «Ла Скала», и вдруг служители этого театра, посмотрев на меня, принесли фотографию Чайковского в 40-летнем возрасте. И, действительно, абрис был похож, чему я очень удивился. Потом это сходство заметила Катя Рождественская и пригласила меня в её проект. Подгримировали, я положил руку на партитуру 6 симфонии. Любопытно было, что я подарил в качестве памятного сувенира этот портрет всем членам жюри конкурса Чайковского, с которыми я работал. Они вначале решили, что это действительно портрет Чайковского, потом присмотрелись в глаза и говорят: «Это как понять?».

Насколько известно, вы имеете разряд по боксу. Что послужило толчком для занятия этим спортом?

— Какие вопросы у вас странные. Надо укреплять дух. У нас принято говорить «В здоровом теле здоровый дух», а в Древнем Риме говорили «Здоровый дух — в здоровом теле». То есть прежде всего надо укреплять дух, который формирует здоровое тело. И я по своему желанию пошел заниматься боксом, чтобы и здоровье поправить, и себя воспитать. Бывает, конечно, хочется вспомнить навыки. Иногда и с журналистами тоже. (смеется)

Есть ли разница между европейским и русским восприятием музыки? Между московским и провинциальным?

— Конечно, большая разница. Там посещение концертов отлажено, это жизнь по расписанию, социальное явление. Стыдно не пойти на премьеру и не послушать какой-то оркестр. Билеты достаточно дорогие — люди себя чувствуют увереннее, когда в состоянии купить билет дорогой, как и показать соседу, что у моей жены бриллиантовое колье от Ван Клиффа. А здесь люди приходят по велению души. А в провинции это вообще счастье. Потом, американские оркестры почти никогда не играют на бис, и публика уже знает и отчаливает в гардероб, рестораны по соседству, где они забронировали столики. В России мы всегда играем на бис. Все любят, ждут этого.

Мы, тюменцы, патриоты и мечтаем о своем оркестре. Вы не боитесь, что возникнет конкуренция? (общий смех)

— Наоборот, хотелось бы, чтобы возникла конкуренция.

Как вы считаете, в Тюмени возможно создать действительно хороший симфонический оркестр?

— Ну, а почему нет. У нас все возможно. Путин же говорит: «У нас все получится».

Тогда не забирайте от нас Конаковых.

— Подождите, пока вы забрали музыканта для этого, ещё не существующего оркестра. Мальчик, который сидел сзади, в первых скрипках, пришел и сказал: «Меня пригласили в Тюмень концертмейстером». А оркестр не был создан, парень лишился работы.

Какой из планов на следующий, 2010 год для вас наиболее важен?

— Это сложный вопрос, потому что у меня так рассчитывается уже 2013 год. На будущий год будет фестиваль «Владимир Спиваков приглашает» с разными новыми идеями. Много там всего — страшно посмотреть на график.

А фестиваль «Спиваков приглашает» будет когда-нибудь в Тюмени?

-На это вопрос ответит Михаил Михайлович Бирман.
М. Бирман: — Да.

В связи с трудностями во всем мире стало меньше концертов? И как они отразились на Вашей деятельности?

— Немножко отразились. В частности, мы не могли исполнять ряд сочинений в Америке, скажем, «Поэму экстаза» Скрябина, потому что это требует огромного количества музыкантов, дополнительный состав и т.?д. И американцы не смогли «поднять» это: билеты из России, номера в гостинице, места в автобусе и т.?д. Мы вынуждены были заменить программу, сократить количество музыкантов. Но так, чтобы все окончилось совсем печально — такого нет.

А Ваш Благотворительный фонд продолжает существовать?

— Он будет продолжать даже после того, как меня не будет, как я планету поменяю.

Такой гастрольный график — это ведь очень тяжело. А никогда не хотелось остановиться, прервать деятельность, уехать куда-нибудь?

— Иногда думаю об этом, мечтаю. Хорошо бы сейчас оказаться где-нибудь на берегу моря, в тишине, на песке, но… оказываюсь в Сибири.

А куда бы мечтали поехать, где ещё не были?

— Да мне все равно, лишь бы все было организовано по-человечески.

А как будете Новый год отмечать?

— Вся семья приезжает в Москву, и 31 числа мы с НФОР в Светлановском зале Дома музыки делаем новогодний концерт. Этот проект уже один раз случился, но он был настолько успешен, что публика умоляла повторить. Это фильм Чарли Чаплина «Огни большого города» под музыку оркестра.

А когда-нибудь бывает празднование Нового года в кругу семьи?

— А это и есть семейный вариант: все приедут. Без концерта для меня нет Нового года.

Есть ли среди молодых музыкантов те, кого вы считаете гениями?

— Евгений Кисин — гений. И я так считал, когда ему уже было 11 лет. Другие так не думали, особенно Министерство культуры СССР. Чиновники у нас любят, чтобы все были равны: подрезать голову сразу, чтобы не высовывался. И это ужас. Когда ребенок начинает проявлять большие способности, его начинают считать не совсем нормальным. Хотя не совсем нормальные те, кто так считают. Очень много пришлось бороться, и я нажил себе большое количество врагов.

А сейчас в России такая же ситуация?

— Сейчас меньше внимания обращают на это.

Ваш оркестр придерживается традиций. А он открыт для чего-то нового?

— Конечно, мы играем массу новой музыки, и с другими дирижерами в том числе. Потому что я человек не ревнивый, и считаю, что нужно, чтобы оркестр видел разные взгляды на музыку, мир. Играл бы совершенно разную музыку. Из этого многообразия и рождается настоящее качество.

А можете сказать, что у вас уже сформировались собственные традиции?

— Мне кажется, да. Есть собственные интерпретации, которые оценены достаточно высоко. Особенно это касается русской музыки, потому что это моя почва, из которой я вырос.

Что вы можете посоветовать тем, кто делает первые шаги в профессии, и что-то не получается, поэтому возникают сомнения?

— Я считаю, что сомневаться — это хорошо. И боюсь людей, которые ни в чем не сомневаются. Мы часто видим политиков, которые уверены, что будет так то, дефолта не будет. И что потом вдруг случается? Так что я — за сомнения. Когда человек сомневается, он думает, глубже проникает в проблему.

Сколько раз Вы были в Тюмени и что Вам здесь нравится?

— В Тюмени был много раз, замечательный музей здесь. Я вижу, что город как-то оживает, раньше и этой гостиницы даже не было. Теперь хорошо здесь — театр вот построили. Квадриги (лошадей сверху на крыше) нет, но без нее тоже не беда.

У вас везде в России такие теплые приемы и аншлаги или есть города, где такая «непопсовая» культура не воспринимается?

— Мне кажется, что уже масса городов, где попсовая культура не воспринимается. Куда мы ни приезжаем, все говорят: «Как же нам осточертело это все». Я не помню случаев, когда бы в зале были пустые места. Есть борьба за места за сценой, за спиной оркестрантов, что очень сложно, потому что у нас большой оркестр.

У вас действительно очень большой коллектив. А как вы умещаетесь, когда маленький зал?

— Приходится сокращать, ужиматься как можем, почти как йоги.

Какой у вас принцип работы с оркестрантами? Ведь все яркие личности, почти гении. Диктат?

— Да какой диктат, я вообще к этому слову отношусь с иронией. Человек ведь не осел — уперся и надо тянуть. Надо создать такие условия при которых люди сами будут хотеть все делать. Ведь в очень многих организациях людей унижают, и это отражается на работе. Для меня одним из самых дорогих поздравлений явилась маленькая открыточка от музыкантов оркестра, в которой было написано: «Мы Вам благодарны за то, что вы вернули нам человеческое достоинство». Дорогого стоит, я думаю. Это мой принцип.

Какая, по-вашему, главная добродетель?

— Не быть равнодушным.

Стоит ли голодать простому человеку, чтобы купить билет и попасть на Ваш концерт?

— Если будет много голодающих, то я попытаюсь сделать так, чтобы они просто попали на концерт.

Скажите, пожалуйста, несколько слов о солисте. Он сегодня первый раз приезжает в наш город.

— С Александром Гаврилюком мы встретились 3 года тому назад. Я услышал его записи, потом мне позвонили друзья, которые слышали его за границей, сказали, что вот такой замечательный мальчик молодой. Он пришел, поиграл мне. Мы пригласили его выступить в Большом зале Консерватории, и он имел огромный успех. Показал что-то новое, свой взгляд незатертый, незамыленный, очень свежий. Ведь каждый интерпретатор раскрывает нам сочинение совершенно по-новому. Он — яркая индивидуальность с великолепным мастерством.

В кризисное время очень многие пытаются делать что-то новое и интересное. Может быть, и у вас появились новые проекты.

— Вы все говорите про кризисное время. Как раз в такое время все очень хорошо получается во многих областях, потому что тучи орошают землю.

Нетворческий вопрос. Как вы относитесь к комфорту?

— Хотелось бы, чтобы было чисто и можно было поесть, не растягивая это удовольствие на 3 часа. Я не сторонник необыкновенного люкса, и у нас нет никаких таких вещей, чтобы были в артистической комнате 3 бутылки коньяка. Комната есть, и хорошо. «Тюмень» — прекрасный отель, и уже традиция, что я здесь останавливаюсь каждый раз. Все меня тут знают. История такая даже была в один из первых приездов. Я позвонил в ресторан, и попросил, чтобы меня покормили в 4 часа дня. Мне принесли пельмени, и повара выстроились у стеночки. И увидел — по краю тарелки горчицей написано: «Мы вас любим». Так трогательно — воспоминание на всю жизнь.

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация

Просмотров: 2400 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Музыка, Интервью

 
 Комментарии  0  


Другие новости рубрики «Интервью нашего города»

Лидер группы «ГештальТ»: После восьми лет карьеры мы готовы ко всему
Лидер группы «ГештальТ»: После восьми лет карьеры мы готовы ко всему  3
21.11 / 14:20
Рок-группа «ГештальТ» из Екатеринбурга свой восьмой день рождения отметила в Тюмени. Морозным вечером в пятницу, 18 ноября, музыканты выступили на сцене рок-бара «Сайгон». Перед концертом корреспондент интернет-портала NashGorod.ru пообщался с лидером и вокалистом команды Александром Чвалой.
Шамиль Бакиров: Родители заставили вернуться в спорт
Шамиль Бакиров: Родители заставили вернуться в спорт  1
29.10 / 12:37
С 12 по 16 октября в Будапеште прошли чемпионат и первенство мира по неолимпийской версии тхэквондо ITF. В столице Венгрии золото в категории юношей 15–17 лет завоевал тюменец Шамиль Бакиров.
Юлия Каплина: Кубок мой, но еще есть над чем работать
Юлия Каплина: Кубок мой, но еще есть над чем работать
28.10 / 14:16
Эта милая девушка совсем недавно официально была признана самой быстрой скалолазкой в сезоне. Тюменка Юлия Каплина завоевала свой первый в карьере большой Кубок мира, к которому шла долгих четыре года. Не в последнюю очередь благодаря усилиям спортсменки сборная России также была признана сильнейшей в этом сезоне. Впрочем, сама Юлия, как и все спортсмены, очень строго к себе относится и признает, что ей еще много предстоит работать. Тем более, что через четыре года главные международные старты для любого спортсмена — летние Олимпийские игры в Токио.
Ольга Рычкова: Производители вакцин ничего не скрывают - в этом нет необходимости
Ольга Рычкова: Производители вакцин ничего не скрывают — в этом нет необходимости  14
27.10 / 11:54
В Тюмени продолжается прививочная кампания. Защитит ли вакцина от гриппа? Могут ли прививки быть вредны? Кому вакцинация обязательно необходима? Стоит ли верить страшилкам о прививках? На вопросы пользователей интернет-портала NashGorod.ru ответила врач аллерголог-иммунолог Ольга Рычкова.
Оксана Заморова: В выполнении нормативов ГТО нет ничего сложного
Оксана Заморова: В выполнении нормативов ГТО нет ничего сложного  28
19.10 / 13:06
В Тюменской области уже более года активно осваивают сдачу нормативов Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне»: сначала его сдавали учащиеся и государственные служащие, а с 1 января будущего года попробовать свои силы в сдаче тестов на заветный значок сможет любой желающий. О том, каким образом будет организован процесс тестирования и что для этого нужно кандидату, мы поговорили с начальником Центра тестирования ГТО в Центре спортивной подготовки Тюменской области Оксаной Заморовой.
Генпродюсер канала «Тюменское время»: Мы должны стать первыми по всей области
Генпродюсер канала «Тюменское время»: Мы должны стать первыми по всей области  1
12.10 / 13:51
Телеканал «Тюменское время» начал новый телесезон. О том, что ждет телезрителей, начиная с этой осени, как канал адаптируется под запросы почитателей, и куда планирует двигаться дальше, рассказал генеральный продюсер телеканала Заур Бабаев. «Мы работаем для наших жителей, знаем их проблемы и радости, можем об этом поговорить и помочь», — считает генпродюсер.
Анатолий Косарев: Средний возраст тюменского коллекционера - 50–60 лет
Анатолий Косарев: Средний возраст тюменского коллекционера — 50–60 лет  есть фото  есть опрос  7
04.10 / 12:06
Корреспондент интернет-портала Nashgorod.ru побеседовал с председателем областного клуба коллекционеров Анатолием Косаревым. Он рассказал о своих увлечениях, вопросах, которые остро стоят перед любителями старины.
Вячеслав Гильштейн: Охотиться на пернатых можно и с фотоаппаратом
Вячеслав Гильштейн: Охотиться на пернатых можно и с фотоаппаратом  есть фото  4
03.10 / 10:05
Существует такое необычное хобби — любительская орнитология. За рубежом для наблюдателей за птицами работает настоящая индустрия: есть специальные отели, туристические маршруты. Открываются даже специализированные рестораны, где можно пообедать, слушая не музыку, а пение птиц.
Аксель Хансманн: Мне нравится мистический свет заброшенных зданий
Аксель Хансманн: Мне нравится мистический свет заброшенных зданий  есть фото  19
28.09 / 13:28
Известный немецкий фотограф Аксель Хансманн, специализирующийся на запечатлении заброшенных зданий, накануне прибыл в Тюмень. В нашем городе он открыл выставку своих снимков «Очарование покинутых мест». 30 фотографий разместились в стенах лофт проекта Фабрика. Выставка вызвала неподдельный интерес тюменцев и гостей областной столицы. После церемонии открытия Хансманна долго не отпускали посетители, задавая ему самые разные вопросы. Корреспондент интернет-портала NashGorod.ru побеседовал с гостем.
Мугаммир Галиуллин: Дефицит воды тюменцам пока не грозит
Мугаммир Галиуллин: Дефицит воды тюменцам пока не грозит  28
25.09 / 08:26
Почему происходят аварии на сетях, когда Тюмень полностью уйдет от водоразборных колонок и какова причина постоянного снижения потребления объемов воды в городе — об этом и не только корреспондент интернет-портала Nashgorod.ru пообщался с генеральным директором компании «Тюмень Водоканал» Мугаммиром Галиуллиным.

Все новости из рубрики «Интервью нашего города»

Реклама:










Создание и разработка сайтов в Тюмени

Архив

Интервью

Новости от Нашгород.ру

Северное волокно
© 2002—2016, OOO «Наш Город РУ», Тюмень, Все права защищены © При использовании материалов ссылка обязательна.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–20303 от 29 декабря 2004 выдано Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. © Разработка — студия «Автограф»