Стоимость проезда в городских автобусах могут поднять до 28 рублей  133
28.11 / 15:43
    
9
декабря
11.03.2010 / 13:26

Кого обслуживает частный транспорт Тюмени?

Кого обслуживает частный транспорт Тюмени?

В работе городского транспорта Тюмени грядут перемены. Разговоров об этом много, но пока точно известно далеко не все. В этой ситуации логично разобраться: что именно не устраивает тюменцев в работе частных автобусов и маршрутных такси? Какие изменения должны произойти, чтобы ездить стало и безопасней и комфортней? Об этом размышляет и автор материала.

— Куда жмешь ручку! Поставь на место, а потом толкай дверь!

— Не могу ремень отстегнуть!

— Безрукая, поэтому и не можешь!

— Да нет, просто у вас машина на честном слове держится! Развалится скоро!

— Сама такая! Ей всего-то чуть больше 20. А если недовольна, пешком ходи!

— Ну и буду! Целее буду! Кстати, где билет?

— А не пойти ли тебе…

Думаю, свидетелем такого диалога в маршрутном такси становились многие из нас. Особенно обидно, что водитель, которому ты платишь деньги, еще и оскорбляет тебя. Не могу понять, почему каждый, кто работает в сфере общественного транспорта, уверен, что может творить беспредел и относиться к пассажиру, как будто перевозит животных, насильно загнанных в стойло, бежать же некуда.

Без вождя в голове

Ситуация, складывающаяся с противостоянием частных автовладельцев и ПАТП, так горячо обсуждаемая на различных ветках форума, такова, что впору вывести её в отдельное русло. То, что происходит в городе, не укладывается ни в какие рамки! За руль автобусов и маршруток зачастую садятся индивидуумы, имеющие лишь смутные и поверхностные представления о правилах дорожного движения. Напоминают египтян, которые уверены, что светофоры — это для самолетов.

Владельцы частных автобусов в погоне за прибылью закрывают глаза даже на отсутствие у водителя категории, позволяющей ему садиться за руль автобуса! Да и открыть пресловутую категорию в условиях коррумпированности в настоящее время не так уж сложно. Убитый транспорт, часто заполненный донельзя пассажирами, «липовые» талоны техосмотра не прибавляют порядка на дорогах. Наконец, такие автобусы просто опасны!

В советское время водитель общественного транспорта являлся эталоном мастерства вождения и корректности по отношению к участникам движения. Длительное обучение, серьёзные экзамены и жёсткий контроль не допускали проникновения посторонних общество профессионалов. Да и ответственность за пассажира была в крови у многих, каждый водитель понимал и осознавал, что, сев за руль, он отвечает за каждого (!) пассажира в салоне и пешехода на улице! Тотальный и кропотливый техосмотр каждой единицы подвижного состава, выходящей на линию, и медосвидетельствование водителей почти полностью исключали аварийные ситуации с их участием. Где всё это сейчас?

Как спасители стали вредителями

Многие из нас еще помнят конец девяностых годов, когда уехать на муниципальном автобусе было достаточно проблематично: потрепанные, они постоянно ломались, нарушая установленные графики движения, а те, что в конце концов приходили, были до крайней степени переполнены. Именно тогда, в далеком теперь уже 1993 году, на улицы города вышли частные автобусы, преимущественно бывшие ведомственные машины, осуществлявшие ранее развозку. Для большинства жителей города это было, безусловно, положительным явлением — была снята острота проблемы пассажирских перевозок.

За годы частники свыклись с мыслью, что в этом бизнесе они всерьез и надолго, и постепенно стали думать что маршруты — это их личная собственность. А значит, можно наплевать на подписанный с мэрией договор и, мягко говоря, не подчиняться требованиям, регламентирующим организацию безопасного движения.

Это еще полбеды, но каждый перевозчик доказывает, что ездить по окраинам города невыгодно, так как пассажиропоток относительно небольшой, а значит, получить «центральный» маршрут жизненно необходим. Как уж они выбрали для себя самые «лакомые куски» городского транспортного «пирога», история умалчивает. Но в результате бывшие муниципальные предприятия, стали работать на убыточных маршрутах, и перевозить льготников. Сложилась парадоксальная ситуация: «частники» работающие как маршрутные такси фактически дублируют все самые выгодные официально разрешенные маршруты. Пресловутые «гонки по центру» как раз и обусловлены наличием в городе «дублеров».

Так, в центре города на участке Орджоникидзе — Мориса Тореза проходит 46 маршрутов! Их расписание вывешено на самой большой информационной доске. Теперь представьте, что по каждому маршруту проходят по 10 автобусов. Вот вам и ответ на то, почему там вечные пробки и народ мечется, бегая от светофора до остановки, пытаясь успеть прыгнуть в нужный автобус. Да и водители вечно орут, перегораживая пути выезда, «зажимая» друг друга.

Такая «красота» в центре города наблюдается только днем. Происходит это следующим образом: у идущего согласно официальному графику по утвержденному маршруту «законного» автобуса недобросовестные конкуренты любыми способами пытаются выхватить платного пассажира. Как правило, вечерами и в выходные дни, когда пассажиропоток уменьшается, частные перевозчики не работают. Объяснения дают странные: старый автобус, поэтому сломался; живот болел у водителя, поэтому пришлось снять его и заменить другим; долго искали запчасти…. С начала этого года уже зафиксировано более 42 тысяч невыходов на линию и срывов графиков движения.

Кроме того, нужно нам, пассажирам, понимать, что огромное количество единиц общественного транспорта отрицательно влияет и на величину тарифов. Как? Просто выручку можно получить лишь в час пик, а когда пассажиров становится меньше, то и автобусы ходят полупустыми, в результате затраты перевозчиков превышают доходы от продажи билетов. Как следствие — перевозчики обосновывают повышение тарифов собственными затратами.

Жизнь прекрасна, если она безопасна

Статистика показывает, что количество жителей, пользующихся общественным транспортом, растет. В 2009 году перевезено 141,8 млн. пассажиров, но при этом ни одного нового автобуса не приобретено. Почему? Ответ прост: частникам все равно, на чем промышлять, их цель — сверхприбыль. Нужно выжать все из старенького автобуса. А официальные перевозчики просто не могут собрать необходимых средств для технического перевооружения и приобретения больших автобусов.

Не верите? Если бы ниша перевозок горожан оказалась не столь привлекательной для предпринимателей, а бизнес не был бы высокорентабельным, то и конкуренция в этой сфере не принимала бы гипертрофированные формы. Это доказывает хотя бы тот факт, что ни один из частных перевозчиков не занимает заметной доли рынка.

Подчас в погоне за пассажирами и прибылью частники ездят, не соблюдая маршруты, расписание и правила перевозок. Все чаще подобная дикая конкуренция приводит к дорожно-транспортным происшествиям (ДТП) с трагическими последствиями. На дорогах Тюмени в 2009 году зарегистрировано 1 тыс. 408 дорожно-транспортных происшествий. В них пострадало 1 тыс. 908 человека, погибло 63 человека. Вместе с тем, зафиксировано увеличение количества ДТП по вине водителей городского пассажирского транспорта: 62 ДТП (по сравнению с 2008 годом увеличение на 55%), в которых пострадал 101 человек (увеличение на 87%), погиб один человек.

У представителей транспортной инспекции самые серьезные претензии к владельцам частного пассажирского транспорта и по организации труда водителей, рабочая смена которых составляла нередко 15–16 часов. В некоторых случаях технический (при выходе автобусов на линию) и медицинский контроль персонала находятся на совести перевозчика.

Вы заметили, конечно же, и то, что многие водители по-русски говорят с трудом. Да и относятся к своей работе, словно когда-то получили навыки торговли на базаре. «Зачем крячишь дарагой? Ну и чо что гнилого тавара много палажил! Зато съешь быстро, можешь прямо сейчас, а то до дому не донесешь! Зачем обижаешь, какой имодиум? Товар самый лучший спелый!» Вот и сегодня для этих водителей из солнечных стран мы, пассажиры, все равно что покупатели на рынке — им главное продать услугу, а какого она качества, их мало волнует.

Сегодня власть разрабатывает законы о пассажирском транспорте, которые защищали бы клиентов от некачественного обслуживания и одновременно учитывали бы интересы перевозчиков. Стоит заметить, что представители рынка частных пассажирских перевозок также начали выступать за установление единых и понятных правил игры, за создание цивилизованного рынка.

Многие из предпринимателей, знающих о проблемах этого бизнеса не понаслышке, согласились с необходимостью договорных отношений с муниципалитетами — четкая система взаимоотношений, по их мнению, должна сдержать вакханалию на городских улицах.

Новые правила. Частники не хотят починяться?

Очевидно, что рынок пассажирских перевозок очень перспективный. Не случайно в последнее время так обострились отношения властей и частных перевозчиков. Чиновники убеждены, что нужно создать одинаковые условия для развития всех участников рынка, сохранив систему безопасного проезда. Следующий момент — льготники должны ездить в любом виде общественного транспорта, в том числе в маршрутных такси. Особенно пугает частников переход на безналичный расчет.

Именно поэтому среди частных перевозчиков распространено мнение о двусмысленной природе настойчивости муниципалитетов на проведении конкурсного распределения маршрутов. По мнению частников, городские власти настаивают на своих условиях для создания неких преференций избранным структурам, в том числе и муниципальным.

Особые условия для владельцев крупногабаритных автобусов приведут к тому, что 30–50% частных перевозчиков будут вынуждены уйти с рынка. Частникам, которые захотят следовать новым правилам, придется понести достаточно серьезные затраты. К примеру, уйти с уличной стоянки или превратить обычный гараж в сертифицированную базу, приобрести современное оборудование для технического осмотра. В круглую сумму обойдется и покупка новых крупногабаритных автобусов. Правда, частник всегда может воспользоваться лизингом.

Если частник хочет остаться на рынке пассажирских перевозок, он должен заключить договор с муниципалитетом и приступить к обновлению своего парка, переходя на крупногабаритные автобусы Евро3. Чтобы контроль за движением был четким, нужно приобрести приборы GPS навигации. Оборудовать салон приборами для оплаты по безналичному расчету.

Я уверена, что власть должна заставить перевозчиков относиться работе ответственно, ведь мы, горожане, им платим деньги и вправе рассчитывать на безопасность. Для воздействия на перевозчиков нужно использовать реальные рычаги управления: отзывать лицензии, подавать иски в прокуратуру и расторгать договоры.

Да, я понимаю, что большая часть этих полномочий относится к компетенции региональных и федеральных органов власти: областного отделения Российской транспортной инспекции и ГИБДД. Но ведь каждый специалист, который принимает решение или дает лицензию на работу в сфере организации перевозок, может хоть на минуточку представить, что в этом автобусе или маршрутке поедет его ребенок или мама. И наверное, ничего нет ценнее, чем жизнь родного тебе человека.

Галина Смирнова

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация

Просмотров: 4169 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Тюмень, Транспорт

 
 Комментарии  0  


Другие новости рубрики «Общество»

Тюменец нашел в хурме ядовитого паука
Тюменец нашел в хурме ядовитого паука  7
08.12 / 13:37
Главный редактор одной из тюменских газет Сергей Суразаков нашел в хурме черного паука с красными точками на спине. Фотографию членистоного он выложил на своей странице в социальной сети Facebook.
Чай против шампанского: предприниматели готовятся к Новому году
Чай против шампанского: предприниматели готовятся к Новому году  12
08.12 / 09:48
В магазине «Чай-Кофе-Мед» уже все готово к Новому году. Это пик сезона для его хозяйки Светланы Дубовкиной. Оригинальный, вкусный чай, привезенный с самых дальних уголков света, — такой подарок оценит каждый. К новому году уже собраны и красиво оформлены чайно-медовые и кофейные наборы. С уверенностью можно сказать, в нашей стране — чай, в качестве подарка к новому году, популярнее шампанского.
Билет - 25 рублей: Максим Афанасьев прокомментировал подорожание проезда
Билет — 25 рублей: Максим Афанасьев прокомментировал подорожание проезда  есть фото  23
08.12 / 17:59
Заместитель главы города Тюмени Максим Афанасьев прокомментировал предстоящее подорожание проезда в городских автобусах. По словам представителя администрации, основной причиной прислушаться к требованиям перевозчиков и повысить цену билетов стал рост цен на топливо и тарифов на страхование пассажиров.
В Тюмени снесут еще пять незаконно установленных торговых объектов
В Тюмени снесут еще пять незаконно установленных торговых объектов
08.12 / 17:17
Городской департамент земельных отношений и градостроительства выявил в областном центре еще несколько самовольно занятых земельных участков под временные объекты.
Абоненты «Триколор ТВ» жалуются на цензуру в группах поддержки в соцсетях
Абоненты «Триколор ТВ» жалуются на цензуру в группах поддержки в соцсетях  есть видео
08.12 / 16:31
Абоненты оператора спутникового телевидения «Триколор ТВ» жалуются, что компания блокирует их страницы в социальных сетях за упоминание Discovery и Eurosport, пропавших из сетки вещания некоторое время назад.
Камень с плеч дачников: садовые дома будут подключать к газу за счет газовщиков
Камень с плеч дачников: садовые дома будут подключать к газу за счет газовщиков  3
08.12 / 16:19
Депутаты предложили переложить затраты на присоединение дачных и садовых домов, а также частных домов в сельских населенных пунктах на газораспределительные организации.
Тюменцы хотят вернуть деньги за неустановленные окна
Тюменцы хотят вернуть деньги за неустановленные окна  3
08.12 / 15:18
Тюменцы, недовольные фирмой по установке окон, создали петицию на платформе Change.org. Под документом уже подписались свыше 70 человек.
Тюменские предприятия задолжали газовщикам почти 42 млн рублей
Тюменские предприятия задолжали газовщикам почти 42 млн рублей
08.12 / 14:58
На сайте компании «Газпром Межрегионгаз Север» появился список должников за голубое топливо. Общая задолженность предприятий Тюменской области (включая Югру и Ямал) составила 371,5 млн. В Тюмени эта цифра составила 41,9 млн рублей.
На открытии «Ашана» тюменцы устроили давку
На открытии «Ашана» тюменцы устроили давку  есть видео  33
08.12 / 14:37
Открытие гипермаркета сети «Ашан» в Тюмени спровоцировало гигантскую давку. В социальных сетях появилась видеозапись, на которой запечатлена толпа жителей областного центра.
Четверть века без СССР: что думают историки и эксперты?
Четверть века без СССР: что думают историки и эксперты?  есть опрос  26
08.12 / 13:57
Ровно 25 лет назад, 8 декабря 1991 года в Вискулях было подписан документ, поставивший точку в истории Советского Союза — Беловежское соглашение. Сегодня, четверть века спустя, журналист NashGorod.ru вместе с тюменскими историками и активистами вспомнил произошедшие события.

Все новости из рубрики «Общество»

Реклама:










Создание и разработка сайтов в Тюмени

Архив

Интервью

Новости от Нашгород.ру

Северное волокно
© 2002—2016, OOO «Наш Город РУ», Тюмень, Все права защищены © При использовании материалов ссылка обязательна.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–20303 от 29 декабря 2004 выдано Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. © Разработка — студия «Автограф»