5
декабря
30.04.2010 / 20:56

Классическая музыка в Тюмени — как наполнить залы

Классическая музыка в Тюмени - как наполнить залы

— Какая же музыка вам больше нравится? — спросила Ольга.

— Трудно отвечать на этот вопрос! всякая! Иногда я с удовольствием слушаю сиплую шарманку, какой-нибудь мотив, который заронился мне в память, в другой раз уйду на половине оперы; там Мейербер зашевелит меня; даже песня с барки: смотря по настроению! Иногда и от Моцарта уши зажмешь…

— Значит, вы истинно любите музыку.

И. А. Гончаров, «Обломов»


О музыке, например, о бывшем недавно концерте Николая Луганского, говорить сложнее, чем танцевать об архитектуре. Для описания всех тонкостей исполнительского мастерства пианиста нужно быть сведущим в теории и истории музыки. А при наличии необходимых знаний нужно уметь еще рассказывать об этом понятным языком, как Артём Варгафтик, например, доступно рассказывает о «фразах» какого-нибудь композитора.

В тюменской журналистике, похоже, таких людей нет, вместо фраз им чаще слышатся нагромождения нот с промежутками для объявления названий. В масштабах города человек пять, может быть, и могут всё это понять и рассказать, но путь их к читателю тернист и практически непреодолим. Именно поэтому было решено в гущу тернистых кустов забросить корреспондента Nashgorod.ru, для того, чтобы он стал посредником между посвященным в тайны музыки знатоком и девственным сознанием читателя. В результате читатели имеют возможность узнать мнение Маргариты Парфёновой, заслуженного учителя музыки одной из тюменских музыкальных школ, о концерте Николая Луганского и культурной обстановке в целом.


Маргарита Валерьевна, понравился ли вам концерт?

— Не то слово, концерт замечательнейший, я очень рада, что Николай решил порадовать любителей музыки своим посещением Тюмени. Дело в том, что Николай Луганский — это исполнитель, на котором сосредоточено внимание ценителей фортепианной музыки практически всего мира, достаточно взглянуть на график его концертов — график очень плотный, к нам он приехал после гастролей в Прибалтике, после нас и гастролей по Уралу его ждут в Барселоне, Лондоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Париже и так далее. Для тех, кто не особо разбирается в исполнительском мастерстве, как вы сказали, хотя бы это может намекнуть, какой человек почтил наш городок своим приездом.

А именно о концерте каковы ваши впечатления? Что запомнилось?

— Мне по роду моей деятельности запомнилось практически всё. И Шопен в первом отделении, без всяких сомнений долго буду вспоминать о четвёртой сонате Прокофьева, и о Рахманинове, исполненных во втором отделении. Но вот, например, некоторые мои знакомые делились со мной таким впечатлением: что как-будто Шопен первого отделения прошел совершенно мимо, никаких чувств они не испытали. На это я могу сказать следующее: я их в этом могу понять, по моим наблюдениям человеку тем сложнее настроиться на слушание музыки, чем эта музыка удалённее от него по времени. То есть, например, Шнитке, Шёнберг, даже Прокофьев и Рахманинов современному слушателю понятны практически без подготовки и прелюдий, ему просто войти в это музыкальное пространство.

Почему же просто, откуда берется эта простота? Что-то никто из моих знакомых не жаловался на простоту при прослушивании Прокофьева.

— Простота вот откуда: музыка Прокофьева (особенно его сонаты, начиная примерно с четвёртой), ну и уж совсем откровенно это заметно у Шнитке, я не сравниваю этих композиторов, а просто говорю о некотором общем им свойстве, в гармоническом плане их музыка гораздо менее стройна (или более сложна, если угодно), чем музыка Шопена. Сложность гармонии, которую можно перепутать при поверхностном взгляде с полным её отсутствием, современному человеку гораздо ближе, чем более спокойная и строгая гармоничность композиторов 19, 18 и так далее веков. О причинах такого восприятия поговорить у нас, наверное, не хватит времени.

Что тогда делать исполнителям, чтобы Шопен «не проходил мимо»?

— А делать нужно вот что: нужно к более гармоничному Шопену готовить слушателя Прокофьевым, а не наоборот. То есть принцип организации концерта, когда исполняемых композиторов выстраивают по хронологии нужно сменить принципом нарастающей простоты гармонии (или убывающей сложности её же). Сначала лучше играть Шёнберга, Берга, потом Прокофьева, и в самом конце концерта, когда слушатель настроен, когда он уже сам хочет строгости и простоты, можно играть ему Шопена, и так далее, обратно отсчитывая века и десятилетия: Бетховена, Баха, Вивальди и так далее. Да, я сейчас говорю не только о фортепианной музыке, конечно.

Что скажете по поводу культуры тюменского слушателя? Актуально ли сейчас вспоминать о неуместных аплодисментах между частями произведения?

— Всё намного лучше, чем было, но, к сожалению, между 2 и 3 частью сонаты Прокофьева всё-таки не удержались и захлопали, видимо под впечатлением были, забыли о приличиях. Вы вот подчеркнули, сказали «тюменский слушатель», а проблема эта есть и в Европе. Валерий Афанасьев, известный русский пианист (он иммигрировал еще из СССР и живёт долгое время на западе) в одном из своих интервью говорит, что беда невоспитанности слушателя, например, хлопанье в ладоши между частями исполняемого произведения имеет место и там. Это нас как бы должно немного успокоить. Не мы одни такие. Но и чересчур спокойными от этого тоже не нужно быть, зачем нам равняться на них?

Как вообще можно воспитать слушателя? Палкой же его не загонишь в концертный зал, да и толку, наверное, мало будет, если палкой загнать.

— Да палкой гнать, я думаю, не надо. Если слушатель не идёт к музыке, музыка должна пойти навстречу слушателю. Здесь главное не перегибать опять же ту самую вездесущую палку. Вот хор «Ренессанс», чтобы зрителя завлечь, уже только, извините меня, стриптиз не танцует, хотя я уже давно не была на их концертах (пусть они не обижаются, если прочитают).

Так как же музыка может пойти навстречу слушателю?

— По опыту я знаю, что у многих людей, живущих, как они считают, в разных плоскостях с академической музыкой, создалось какое-то странное представление о формальной стороне её прослушивания. Они считают себя далёкими от лоска концертного зала, считают, что для прослушивания такой музыки нужно по особому одеваться и иметь особый строй мыслей, которым они будто бы не обладают. Да, некоторые люди превращают посещение концерта в показ мод и выпячивание богатства. Кто-то ходит на концерты только потому, что считают что это «престижно». Какой к чёрту престиж?! Воздухом дышать ведь не престижно, но вы дышите. Так что не стоит чей-то идиотизм переносить на музыку. Самой музыке такие «атрибуты» не нужны, они ей мешают, они могут просто её заглушить.

Как с этим бороться?

— Да просто нужно показать, что музыка может быть близка каждому. Нужно попробовать устраивать камерные концерты в каких-нибудь неожиданных местах, по отношению к которым у людей нет предрассудков, как по отношению к концертным залам. В каком-нибудь аскетическом, простом месте, я часто представляю, как интересно звучал бы струнный квартет в зале Главпочтамта. Можно придумать и другие места. Ведь если это воплотить и интерес к музыке действительно повысится, от этого выиграют и исполнители, музыканты, которые в Тюмени сейчас непонятно как выживаю вообще.

Откуда у вас такая уверенность в пользе от академической музыки? Почему вообще её нужно слушать? Не тратит ли Тюменская филармония время и деньги зря, привозя в город симфонические оркестры и пианистов? Залы ведь если не наполовину, то на треть точно пустыми остаются. Вот на «Ранеток» билеты, как я помню, раскупали с большим энтузиазмом.

— Да, конечно всё это зря, и всю жизнь учителем музыкальной школы я проработала впустую. А если чуть серьёзнее ответить, то если бы в Тюмени не было возможности слушать фортепианные концерты и симфонии, то в городе, по моему глубокому убеждению, стали бы путать небо с землёй. Ну, или, попроще, полностью бы стёрлась разница между туалетом и подъездом. Или Тюмень бы переименовали в «Лучший город Земли». И так далее. При ответе на такие вопросы трудно избежать излишней патетики, уж извините.

Беседовал Николай Казанский


Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация

Просмотров: 2095 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Музыка, Интервью, Тюмень

 
 Комментарии  0  


Другие новости рубрики «Интервью нашего города»

Лидер группы «ГештальТ»: После восьми лет карьеры мы готовы ко всему
Лидер группы «ГештальТ»: После восьми лет карьеры мы готовы ко всему  3
21.11 / 14:20
Рок-группа «ГештальТ» из Екатеринбурга свой восьмой день рождения отметила в Тюмени. Морозным вечером в пятницу, 18 ноября, музыканты выступили на сцене рок-бара «Сайгон». Перед концертом корреспондент интернет-портала NashGorod.ru пообщался с лидером и вокалистом команды Александром Чвалой.
Шамиль Бакиров: Родители заставили вернуться в спорт
Шамиль Бакиров: Родители заставили вернуться в спорт  1
29.10 / 12:37
С 12 по 16 октября в Будапеште прошли чемпионат и первенство мира по неолимпийской версии тхэквондо ITF. В столице Венгрии золото в категории юношей 15–17 лет завоевал тюменец Шамиль Бакиров.
Юлия Каплина: Кубок мой, но еще есть над чем работать
Юлия Каплина: Кубок мой, но еще есть над чем работать
28.10 / 14:16
Эта милая девушка совсем недавно официально была признана самой быстрой скалолазкой в сезоне. Тюменка Юлия Каплина завоевала свой первый в карьере большой Кубок мира, к которому шла долгих четыре года. Не в последнюю очередь благодаря усилиям спортсменки сборная России также была признана сильнейшей в этом сезоне. Впрочем, сама Юлия, как и все спортсмены, очень строго к себе относится и признает, что ей еще много предстоит работать. Тем более, что через четыре года главные международные старты для любого спортсмена — летние Олимпийские игры в Токио.
Ольга Рычкова: Производители вакцин ничего не скрывают - в этом нет необходимости
Ольга Рычкова: Производители вакцин ничего не скрывают — в этом нет необходимости  14
27.10 / 11:54
В Тюмени продолжается прививочная кампания. Защитит ли вакцина от гриппа? Могут ли прививки быть вредны? Кому вакцинация обязательно необходима? Стоит ли верить страшилкам о прививках? На вопросы пользователей интернет-портала NashGorod.ru ответила врач аллерголог-иммунолог Ольга Рычкова.
Оксана Заморова: В выполнении нормативов ГТО нет ничего сложного
Оксана Заморова: В выполнении нормативов ГТО нет ничего сложного  28
19.10 / 13:06
В Тюменской области уже более года активно осваивают сдачу нормативов Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне»: сначала его сдавали учащиеся и государственные служащие, а с 1 января будущего года попробовать свои силы в сдаче тестов на заветный значок сможет любой желающий. О том, каким образом будет организован процесс тестирования и что для этого нужно кандидату, мы поговорили с начальником Центра тестирования ГТО в Центре спортивной подготовки Тюменской области Оксаной Заморовой.
Генпродюсер канала «Тюменское время»: Мы должны стать первыми по всей области
Генпродюсер канала «Тюменское время»: Мы должны стать первыми по всей области  1
12.10 / 13:51
Телеканал «Тюменское время» начал новый телесезон. О том, что ждет телезрителей, начиная с этой осени, как канал адаптируется под запросы почитателей, и куда планирует двигаться дальше, рассказал генеральный продюсер телеканала Заур Бабаев. «Мы работаем для наших жителей, знаем их проблемы и радости, можем об этом поговорить и помочь», — считает генпродюсер.
Анатолий Косарев: Средний возраст тюменского коллекционера - 50–60 лет
Анатолий Косарев: Средний возраст тюменского коллекционера — 50–60 лет  есть фото  есть опрос  7
04.10 / 12:06
Корреспондент интернет-портала Nashgorod.ru побеседовал с председателем областного клуба коллекционеров Анатолием Косаревым. Он рассказал о своих увлечениях, вопросах, которые остро стоят перед любителями старины.
Вячеслав Гильштейн: Охотиться на пернатых можно и с фотоаппаратом
Вячеслав Гильштейн: Охотиться на пернатых можно и с фотоаппаратом  есть фото  4
03.10 / 10:05
Существует такое необычное хобби — любительская орнитология. За рубежом для наблюдателей за птицами работает настоящая индустрия: есть специальные отели, туристические маршруты. Открываются даже специализированные рестораны, где можно пообедать, слушая не музыку, а пение птиц.
Аксель Хансманн: Мне нравится мистический свет заброшенных зданий
Аксель Хансманн: Мне нравится мистический свет заброшенных зданий  есть фото  19
28.09 / 13:28
Известный немецкий фотограф Аксель Хансманн, специализирующийся на запечатлении заброшенных зданий, накануне прибыл в Тюмень. В нашем городе он открыл выставку своих снимков «Очарование покинутых мест». 30 фотографий разместились в стенах лофт проекта Фабрика. Выставка вызвала неподдельный интерес тюменцев и гостей областной столицы. После церемонии открытия Хансманна долго не отпускали посетители, задавая ему самые разные вопросы. Корреспондент интернет-портала NashGorod.ru побеседовал с гостем.
Мугаммир Галиуллин: Дефицит воды тюменцам пока не грозит
Мугаммир Галиуллин: Дефицит воды тюменцам пока не грозит  28
25.09 / 08:26
Почему происходят аварии на сетях, когда Тюмень полностью уйдет от водоразборных колонок и какова причина постоянного снижения потребления объемов воды в городе — об этом и не только корреспондент интернет-портала Nashgorod.ru пообщался с генеральным директором компании «Тюмень Водоканал» Мугаммиром Галиуллиным.

Все новости из рубрики «Интервью нашего города»

Реклама:










Создание и разработка сайтов в Тюмени

Архив

Интервью

Новости от Нашгород.ру

Северное волокно
© 2002—2016, OOO «Наш Город РУ», Тюмень, Все права защищены © При использовании материалов ссылка обязательна.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–20303 от 29 декабря 2004 выдано Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. © Разработка — студия «Автограф»