Семен Зенков: Во время пожара не страшно — ты не боишься, а действуешь  2
26.06 / 17:15
    
27
июня
07.06.2010 / 18:00

Гидон Кремер: Музыка нас еще волнует

Гидон Кремер: Музыка нас еще волнует

Сегодня в Тюменской филармонии состоится уникальный концерт с участием величайшего музыканта столетия, одного из лучших скрипачей мира Гидона Кремера и оркестра «Кремерата Балтика», организованный «МДМ Банком» в рамках благотворительной программы «Мелодий дивных мир».

Гениальный скрипач поделился с тюменскими журналистами мыслями о предназначении музыканта, рассказал об оркестре и инструменте, на котором он играет, а также о том, легко ли вести кочевой образ жизни.

О предназначении

Я не ощущаю себя объектом глянцевой культуры, хотя меня представляют как «уникального», «выдающегося» и т. д. Считаю, что наше дело — служить музыке. Приятно, что есть люди, организаторы, банки, которые поддерживают то, что серьезно, а не только то, что популярно, пользуется спросом и позволяет зарабатывать большие деньги. Серьезное искусство иногда забывается в угоду тому, что приносит доход и становится в определенном смысле ширпотребом.

Мы стараемся служить музыке, композиторам прошлого и современности, быть полезными публике, открывая то, что им не известно или погружая их в те слои музыкального восприятия, о которых до сих пор они не догадывались. Я думаю, что жизнь каждого человека уникальна, если он следует своей дорогой, ищет свой голос, а не становится одним из многих. Живет не так, как ему наказали родители, педагоги, менеджеры, общество, а полноценно, по своему собственному усмотрению, по своему понятию, по своему желанию найти свой голос. Особенно это важно для художника. Важно быть интерпретатором, а не имитатором того, что происходит вокруг. Потому открыть новые страницы известных или неизвестных сочинений — достаточно дерзкий путь, но единственный для художника.

О программе, которую исполнят в Тюмени

Визитная карточка ее — это сочинение «Midsummer song» незаурядной девушки-композитора из Литвы Раминты Шеркшните. Это одновременно и доступная, и таинственная музыка. Нам приятно начать концерт с погружения в летнее состояние. Кроме этого, мы представим сегодня одно из самых мистических сочинений Бетховена в необычном сочетании — в нашей собственной версии для квартета с оркестром.

Мы познакомим вас с творчеством Астора Пьяццоллы, в чью творческую лабораторию я зашел более 15 лет назад, хотя ранее даже не догадывался, что эта музыка может быть мне близка как исполнителю, подвластна мне. Когда 14 лет назад я основал «Кремерату Балтики», ни один из музыкантов этого коллектива не знал даже имени Пьяццоллы — сейчас оно достаточно известное. Но мы играем его музыку не потому, что она популярна, а потому что она свидетельствует о необычайной личности автора. Думаю, что музыка, автора которой можно узнать за 20 секунд ее звучания — это музыка с почерком. Произведения Пьяццоллы можно отнести именно к этой разновидности. Это подлинная музыка, полная страсти, трагедии, ностальгии — чего угодно. И уж никак нельзя отнести музыку «короля танго» только к танцевальной музыке.

Гидон Кремер — «странствующий музыкант»

Я странствую и не нахожу места, которое могу назвать своим домом. Мой дом — это сцена, потому что это пространство, где я обитаю более всего. Быть все время в пути достаточно тяжело. Тем, кто наблюдает со стороны, неизвестны закулисные стороны этих странствий. Об этом я писал в своей книге «Обертон». Не чувствовать себя дома — это скорее наказание, чем благодать. Я служу своему делу, а оно от меня требует двигаться к аудитории. Не могу ожидать того, что все аудитории мира двинутся ко мне, поэтому я выступаю и в качестве обслуживающего персонала. Это удел всех артистов — я не единственный в этой ипостаси. Вопрос в том, насколько честно они служат своей профессии.

Про языки мира

Моя судьба сложилась очень пестро, я родился в многослойной семье: мой дедушка был шведом, я родился в Латвии, мама — немка. Говорил я всю жизнь на русском языке больше, чем на всех других, хотя моим первым языком был немецкий, затем — латышский. Потом приобрел еще и английский, немного французского. Все это свидетельствует о том, что в мире я двигаюсь не на одном меридиане, не на одной высоте. Но язык музыки — самый близкий и самый точный. Бывают счастливые концерты, но всегда находишься на каком-то расстоянии от того, чего бы хотелось сыграть. Идеал — как линия горизонта, к которой стремишься, но никогда ее не достигаешь.

Об оркестре «Кремерата Балтика»

За 14 лет мы с Кремератой Балтики стали семьей, объездили весь мир, повидали все континенты, заслужили право говорить о себе как о достойном коллективе, который стремится поддерживать качество музыки.

Мне удается сочетать и сольную деятельность, и работу с оркестром. С его появлением у меня просто удвоилась нагрузка или по-другому строится баланс этой нагрузки. Уже 14 лет «Кремерата Балтика» — это примерно половина моей деятельности, которая за это время стала намного интенсивнее. Для меня музыканты коллектива сначала были детьми, а сейчас я на них смотрю как на более молодых коллег, единомышленников. Половина участников первого состава (когда они начинали играть им было по 21–22 года) все еще играет в «Кремерате». Вторая половина — еще более молодые участники, поэтому средний возраст держится на отметке 28–29 лет. Я отношусь к коллективу крайне бережно, но и строго, потому что отношение к музыке должно быть принципиальным, творческим, но никак не рутинным.

Для меня каждый участник оркестра «Кремерата Балтика» — отдельная личность, а вместе они играют и слаженно, и азартно, и с искоркой таланта и дерзания. Я надеюсь, что это слышно и видно. Сегодня вечером вы сможете удостовериться, что музыка нас еще волнует, мы ей отдаемся, не просто выходим на сцену покрасоваться, а сами переживаем музыку и хотим поделиться этими переживаниями с нашей аудиторией.

О своем инструменте

С юности мне посчастливилось играть на хороших инструментах: у меня скрипичная династия — и мама, и папа, и бабушка с дедушкой — все играли на скрипках. Дедушка играл на прекрасном инструменте Гвадонини, который потом достался мне. Сейчас на нем играет один из музыкантов оркестра. Я сам играл и на Страдивари, и на Гварнери, а сейчас, вот уже 6 лет, играю на инструменте выдающегося итальянского мастера Николо Амати, учителя Страдивари, который был сделан в 1641 году. Никогда ранее я не держал такой старый инструмент у себя в руках, а когда он попал ко мне, я уже не смог от него оторваться. Я предан ему, а он предан мне. Каждый день в нем открываю какие-то новые звуки. У выдающихся инструментов, как и у картин, есть какой-то свой голос, особый почерк, что-то неповторимое. Это не исчисляется деньгами, это не описать ценностью инструмента. Художник, если он следует своей судьбе, оставляет знаковые создания, на которых можно учиться, с которыми можно входить в контакт, таинство которых неисчерпаемо.

Об источниках энергии

Энергию для творчества, как ни странно, дает музыка. Когда я очень усталый сажусь репетировать, то вдруг просыпаюсь. В музыке самой есть какая-то энергия. Когда хочу отдохнуть от музыки, то отправляюсь в те страны, в которых не играю концерты, где нахожу голос природы и цивилизаций мне незнакомых, будь то Королевство Бутан, острова Тихого океана, Камбоджи или что-то еще неизведанное. Стараюсь искать ту тишину, которую в моей суете мне найти очень трудно.

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация

Просмотров: 2264 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Музыка, Личности, Тюмень

 
 Комментарии  0  


Другие новости рубрики «Интервью нашего города»

Семен Зенков: Во время пожара не страшно - ты не боишься, а действуешь
Семен Зенков: Во время пожара не страшно — ты не боишься, а действуешь  2
26.06 / 17:15
Тюменский пожарный Семен Зенков получил из рук губернатора важную награду — знак отличия «За мужественный поступок». В декабре прошлого сотрудник МЧС спас из горящего дома женщину с двумя детьми. Сам Семен, впрочем, не считает, что совершил подвиг. Он просто делал свою работу.
Сергей Гулевич: Слоны делают меня добрее
Сергей Гулевич: Слоны делают меня добрее
24.05 / 17:56
Слоны Большого Варшавского цирка, выполняющие различные трюки под руководством дрессировщика Сергея Гулевича, в середине минувшей неделе покорили жителей Тюмени. В областной столице в последний раз они выступят уже 28 мая.
Александр Макаров: Что общего между монолитным домостроением и виноградом?
Александр Макаров: Что общего между монолитным домостроением и виноградом?  2
14.05 / 13:31
Он во всяком деле любит нестандартный подход — будь то строительство, которым занимался всю сознательную жизнь, или виноградарство, которым увлекся несколько лет назад. И везде добивается успеха…
Александр Зверев: Изобретение без внедрения - молоко без коровы?
Александр Зверев: Изобретение без внедрения — молоко без коровы?  8
12.05 / 12:11
Россия — одна из тех стран, которые не смогли пожать плоды 4-й промышленной революции… Маленькая Швецария каждый год экспортирует гораздо больше высокотехнологичной продукции, чем Россия… в 3–4 раза больше! Почему?
Академик Мельников: Холод - это богатство нашей страны
Академик Мельников: Холод — это богатство нашей страны  23
26.04 / 18:21
Нынешней весной исполнилось 33 года научной деятельности в Тюмени академика РАН Владимира Павловича Мельникова. Почти сказочная цифра, за которой стоит многое — личные успехи, проблемы, становление академической науки в Тюменской области.
Олег Архипов: После криминальной «десятки» хочу заняться Конан Дойлем
Олег Архипов: После криминальной «десятки» хочу заняться Конан Дойлем  15
15.04 / 17:21
Он написал уже семь книг. Каждая следующая работа становится острее и ярче предыдущей. Только улеглись споры-разговоры по поводу книг из серии «Смерть под грифом «Секретно», посвященной загадочной гибели группы Дятлова, он берется за тему, на которую многие не решаются говорить вслух даже сейчас — о криминальных группировках Тюмени образца 90-х.
Татьяна Ишкова решила голодать до победного конца. Новые подробности
Татьяна Ишкова решила голодать до победного конца. Новые подробности  113
04.04 / 20:00
У стен администрации Тюменского района идет голодовка до победного конца. Началась она 1 апреля, и это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
Алексей Салмин: «Мы стоим у воды и страдаем от жажды»
Алексей Салмин: «Мы стоим у воды и страдаем от жажды»  5
02.04 / 15:22
За пять лет руководства Федерацией зимнего плавания Алексей Салмин пришел к выводу, что пора систематизировать опыт, обобщить информацию, как-то изложить ее и выходить на федеральный уровень.
Ольга Климова: Из 10 клещей 6 заражены опасными болезнями
Ольга Климова: Из 10 клещей 6 заражены опасными болезнями  23
13.03 / 17:04
Тюменские врачи-инфекционисты готовятся к приходу «горячей поры». Медики предупреждают: весна — это не только теплые лучи солнца и первая зелень на лужайках, но и традиционных наплыв пациентов, пострадавших от укусов клещей. Как защититься от маленьких лесных врагов, горожанам напомнила заместитель главного врача тюменской инфекционной больницы Ольга Климова.
Асия Кагина: Профессию надо выбирать сердцем
Асия Кагина: Профессию надо выбирать сердцем  14
15.02 / 16:13
Она оставила учебу в ВУЗе, последовав за мечтой о небе и полетах. Сегодня она не жалеет о своем решении — ее рабочим местом стала кабина вертолета Ми-8. О своей «дороге в облака» корреспонденту NashGorod.ru рассказала второй пилот АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги» Асия Кагина.

Все новости из рубрики «Интервью нашего города»

Реклама:




Архив

Интервью

Новости от Нашгород.ру

Северное волокно
© 2002—2017, OOO «Наш Город РУ», Тюмень, Все права защищены © При использовании материалов ссылка обязательна.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–20303 от 29 декабря 2004 выдано Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. © Разработка — студия «Автограф»