Олег Архипов: После криминальной «десятки» хочу заняться Конан Дойлем  11
15.04 / 17:21
    
25
апреля
21.09.2010 / 16:07

В первый класс без перегрузок: советы психолога

В первый класс без перегрузок: советы психолога

Бесследно пролетело лето. И вот… в первый раз, в первый класс. Радость на глазах маленького человечка, он чувствует себя взрослым, самостоятельным, ответственным. На хрупких плечах первоклашки огромный рюкзак, строгий костюм и прекрасный букет для первой учительницы. Впервые всё — первый урок, первый звонок, первые строчки в тетради… Но вместе с этим приходят и первые обиды, слезы, недопонимание учительницы и одноклассников.

О том, как сберечь психическое здоровье ребенка, корреспонденту Nashgorod.ru ответила психолог Альфия Талгатовна Кабирова.

Альфия Талгатовна, расскажите читателям, как приобщиться к новому коллективу маленьким первоклашкам? Как найти общий язык с одноклассниками? В особенности касается тех детей, которые замкнуты и необщительны в силу того, что до школы воспитывались дома и мало общались с посторонними людьми.

Тут надо спасибо сказать родителям, если их дети до школы мало общались с другими детьми. Потому что, безусловно, в дошкольном периоде потребность в общении очень велика. Но, если так получилось, что всё же ребенок не дополучил общение в полной мере до школы, в таком случае ему необходима будет поддержка родителей, потому что в такой период адаптация не всегда проходит гладко. Те дети, у которых до школы был круг общения: мама, папа, бабушка — это достаточно сложный ребенок. В любом случае существуют детские площадки, где собираются родители с детьми, можно общаться и дома, устраивать праздники ребенку. Если мама, папа — активные, общительные, ответственные за жизнь, за будущее ребенка, то всё будет хорошо.

Если ошибки были допущены, то их надо исправлять. Ребенок должен привыкать к тем условиям, в которые он попал, соответственно всё это время ребенку необходимо оказывать поддержку. С ним нужно много разговаривать, то есть обсуждать всё, что происходило в школе: на перемене, на уроке, в столовой, после школы. Нужно давать ребенку по-взрослому это обсудить, обсудить не с точки зрения: «Кто себя вел плохо, а кто хорошо? Кто тебя обидел? А кто нет? Ты у меня молодец» А с точки зрения впечатлений ребенка, то есть, что вызвало у ребенка грусть, что его напугало, что его порадовало, что развеселило и так далее. Задача взрослого — помочь ребенку, то есть все эти эмоции, которые появились благодаря школе проявить, иначе говоря, дать им ход. Никогда родитель не должен занимать позицию: «Ты хороший, а они плохие!», даже если объективно ребенку некомфортно в классе, некомфортно в школе, нужно искать причины этого дискомфорта. Она не в других детях, она в этом ребенке. За исключением, если какой-то учитель деспот или тиран. Если Вам попался некорректный учитель, который вместе с детьми начинает посмеиваться над особенностями нашего не склонного к общению первоклассника, то конечно будет достаточно трудно. Но причина, как всегда, внутри ребенка, который оказался незрелым и не готовым.

Очень хорошо, если родители окажутся неким манипулирующим звеном справиться с трудностями. Если они справиться не могут, то необходимо обращаться к специалистам, к психологам. Это важно для будущего. Когда ребенку 11–14 лет, и он находится в аутсайдерах — ему выходить из этой позиции очень трудно. А когда ребенку еще 7 лет, и у него первые трудности возникают, то тут можно дать возможность ребенку на самом деле хорошо и нормально адаптироваться в школе.

Как проявляется дезадаптация?

Дезадаптация — нарушение гомеостатического процесса. Один из вариантов — когда ребенок чувствует трудности в усвоении школьной программы. Этому могут быть разные причины, например, недостаточные способности самого ребенка. Важную роль в формировании детей играют социальнопсихологические факторы. Биологические причины связаны с неврологическими способностями ребенка. Социальные — это незрелость эмоционально-волевая, то есть разница «надо» и «хочу». Причем больше перевешивает «хочу». Например, можно слышать такую фразу: «Зачем учиться?»

Также это — уход во всевозможные болезни — головные боли, нарушение аппетита, болячки, крутит волосы вокруг головы, не усваивает школьную программу. Для ребенка 3–4 лет — болезни это норма. А для ребенка 6–7 лет — уход в болезнь — это не то что бы сознательный выбор ребенка: «Не хочу в школу, буду-ка я болеть!», а на самом деле его организм реагирует, как психика малыша. Для маленького ребенка это нормально, при трудностях, при психологическом стрессе уходить в болезнь. А для 7-летнего ребенка при трудностях нормально появление психомоторного возбуждения. То есть перед походом в школу он начинает грызть ногти, выдергивать волосы, отколупывать болячки и т. д. У школьников появляются иные страхи, они боятся конкретно чего то, например, собаку или громкого голоса учителя. Проявляются различные тревоги и страхи, нарушение сна, аппетита. Они могут выдавать черное за белое, то есть говорить, что им нравится учиться, что у них всё хорошо, хотя на самом деле считают иначе.

Но не у всех детей, замечу, адаптация проходит долго и сложно, те дети, которые до школы ходили в детский сад, свободно общались, у которых родители сформировали навыки для того, чтобы пойти в школу, у них адаптация проходит легко, то есть организм обустроился, психика адаптировалась, он дружит с одноклассниками, ему нравиться учительница и он спокойно ходит в школу.

Адаптационный период проходят все дети. Родители в период адаптации должны проявлять активное участие: следить за правильным режимом дня ребенка, полноценным питанием. В первое полугодие режим необходимо максимально приблизить к дошкольному и полдня школьного. Нельзя родителям задавать вопросы: «Как ты учишься?» (проблема начальной школы). Ребенок ведь сам еще не знает, как он учиться. Лучше всего спросить ребенка: " Нравится ли тебе учиться?», «Что тебе там трудно?», «Что тебе там интересно?». Акцент ставится на качественные характеристики, а не на количественные.

Как бороться с детскими страхами, такими как: страх получить плохую оценку, страх разлуки с родителями на целый день, страх выйти к доске, страх заблудиться в школьном здании и обратиться за помощью к взрослым?

В этой ситуации родителям необходимо помочь своему ребенку, то есть наладить отношения с педагогом, чтобы была возможность пройтись по школе, пройти по кабинетам, сходить в столовую, по коридорам пройтись. Вообще все это нужно было делать до школы. Не нужно воспринимать учителя как врага и стоит обратиться к нему за помощью в данной ситуации! Можно дома с ребенком потренироваться по поводу детских страхов. Как это сделать? Вся семья собирается, ребенка просят выйти и рассказать стихотворение про осень, например. То есть нужно поиграть в школу. Ведь у ребенка наступает переход от дошкольного к школьному. Возможность повыступать перед игрушками даст первокласснику в дальнейшем свободно, не боясь, выйти к доске и общаться с одноклассниками и с учителем. Но хороший, добрый учитель всегда поддержит, поймет, ведь он всегда видит, что происходит с каждым ребенком, кто стесняется, кто не знает и т. д. И в любом случае учитель поддержит застенчивого ребенка!

Как быть в ситуации, если есть дети, которые в школе пытаются привлечь к себе внимание, командуют, указывают, могут даже унизить одноклассников? Могут насмехаться, обзываться, а если в ответ получили отпор, то часто ябедничают взрослым, чтобы снова привлечь к себе внимание?

Чрезмерная демонстративность — тоже признак трудности ребенка. То есть он свою тревожность пытается побороть с помощью команды. Первый вывод, который должен сделать родитель, что ребенку на самом деле тяжело — ему трудно адаптироваться в школе. Родитель должен поддержать ребенка в данной ситуации. Необходимо сказать ребенку, что эти трудности можно преодолеть.

Есть гиперактивные дети, которые склонны к резким вспышкам в характере. Они склонны командовать, потому что боятся, что узнают, что им плохо на самом деле. Ребенка стоит поддержать дома, поговорить, выяснить в чем причина, успокоить. Есть те, которые могут и нахамить учителю. Это поведение связано с эмоционально-волевыми особенностями человека, незрелостью, изъянов в воспитании, неврологическими проблемами. Если же поведение не вписывается в нормальные рамки, то стоит обраться к неврологу, детскому терапевту или же психологу.

И напоследок, какие советы Вы дадите родителям?

Во-первых, перестать бояться самим школы, эта боязнь передается ребенку. Во-вторых, дать понять своему ребенку, что он хороший, что он самый умный и самый любимый. Нужно ему дать огромную мощь любви, которая ему обязательно поможет в адаптации к школьным нагрузкам. В-третьих, самое главное, давайте своему ребенку больше свободы. Свобода — это ответственность и самостоятельность, которая должна развиваться с ранних лет!

Юлия Клычлиева

Фото с сайта woman.ru

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация

Просмотров: 2765 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Школы, Тюмень, Психология

 
 Комментарии  0  


Другие новости рубрики «Интервью нашего города»

Олег Архипов: После криминальной «десятки» хочу заняться Конан Дойлем
Олег Архипов: После криминальной «десятки» хочу заняться Конан Дойлем  11
15.04 / 17:21
Он написал уже семь книг. Каждая следующая работа становится острее и ярче предыдущей. Только улеглись споры-разговоры по поводу книг из серии «Смерть под грифом «Секретно», посвященной загадочной гибели группы Дятлова, он берется за тему, на которую многие не решаются говорить вслух даже сейчас — о криминальных группировках Тюмени образца 90-х.
Татьяна Ишкова решила голодать до победного конца. Новые подробности
Татьяна Ишкова решила голодать до победного конца. Новые подробности  99
04.04 / 20:00
У стен администрации Тюменского района идет голодовка до победного конца. Началась она 1 апреля, и это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
Алексей Салмин: «Мы стоим у воды и страдаем от жажды»
Алексей Салмин: «Мы стоим у воды и страдаем от жажды»  5
02.04 / 15:22
За пять лет руководства Федерацией зимнего плавания Алексей Салмин пришел к выводу, что пора систематизировать опыт, обобщить информацию, как-то изложить ее и выходить на федеральный уровень.
Ольга Климова: Из 10 клещей 6 заражены опасными болезнями
Ольга Климова: Из 10 клещей 6 заражены опасными болезнями  23
13.03 / 17:04
Тюменские врачи-инфекционисты готовятся к приходу «горячей поры». Медики предупреждают: весна — это не только теплые лучи солнца и первая зелень на лужайках, но и традиционных наплыв пациентов, пострадавших от укусов клещей. Как защититься от маленьких лесных врагов, горожанам напомнила заместитель главного врача тюменской инфекционной больницы Ольга Климова.
Асия Кагина: Профессию надо выбирать сердцем
Асия Кагина: Профессию надо выбирать сердцем  14
15.02 / 16:13
Она оставила учебу в ВУЗе, последовав за мечтой о небе и полетах. Сегодня она не жалеет о своем решении — ее рабочим местом стала кабина вертолета Ми-8. О своей «дороге в облака» корреспонденту NashGorod.ru рассказала второй пилот АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги» Асия Кагина.
Андрей Степанов: Конец года был очень тяжелым в эмоциональном плане
Андрей Степанов: Конец года был очень тяжелым в эмоциональном плане
10.02 / 11:11
В прошлом году в адрес Уполномоченного по правам ребенка Андрея Эдуардовича Степанова поступило 769 обращений.
Неля Рахимова: «Устойчивое развитие» - не просто слова
Неля Рахимова: «Устойчивое развитие» — не просто слова  2
03.02 / 16:58
Генеральная ассамблея ООН в 2015 году утвердила 17 целей устойчивого развития до 2030. О важности этих целей, корреспонденту NashGorod.ru рассказала специалист в области устойчивого развития Неля Рахимова.
Команда КВН «Наполеон Динамит»: Хотим взять от сезона Высшей лиги по максимуму
Команда КВН «Наполеон Динамит»: Хотим взять от сезона Высшей лиги по максимуму
30.01 / 10:12
Команда «Наполеон Динамит» в этом году представит Тюменскую область в Высшей лиге КВН. Раньше квнщики играли за Челябинск, но в составе сборной есть наши земляки — Евгений Хохлов и Артем Смирнов. Корреспондент NashGorod.ru встретился с тюменской половиной команды сразу после сочинского фестиваля, чтобы узнать о причинах смены квновской прописки и планах на сезон «вышки».
Следователь Маргарита Полянских: Каждое преступление в сфере медицины - индивидуально
Следователь Маргарита Полянских: Каждое преступление в сфере медицины — индивидуально  10
20.01 / 15:39
Громкие скандалы, в которые оказываются втянуты врачи и медицинские учреждения, время от времени сотрясают Тюмень, вызывая широчайший общественный резонанс. Следователь Маргарита Полянских — человек, чья задача установить истину, когда заходит речь о врачебной ошибке или халатности медиков. Корреспонденту интернет-портала NashGorod.ru Маргарита Анатольевна рассказала об особенностях своей работы.
Андрей Добрынин: Уделите детям время!
Андрей Добрынин: Уделите детям время!  17
04.01 / 15:00
Тюменский регион оказался вовлечен в события, связанные с деятельностью интернет-сообщества «Дети-404». Зачем общественники обратились в областную прокуратуру, губернатору Тюменской области и уполномоченному по правам ребенка, интернет-порталу Nashgorod.ru рассказал руководитель Тюменского родительского комитета Андрей Добрынин.

Все новости из рубрики «Интервью нашего города»

Реклама:

Архив

Интервью

Новости от Нашгород.ру

Северное волокно
© 2002—2017, OOO «Наш Город РУ», Тюмень, Все права защищены © При использовании материалов ссылка обязательна.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–20303 от 29 декабря 2004 выдано Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. © Разработка — студия «Автограф»