Происшествие Авария Пожар ДТП

Сообщи нам
Проблемы Тюмени
Обсуждаем
Мнения тюменцев
Ronaldo72
25.09.2017 в 18:38
Единственный человек, с которым общался последние лет 5, уехал в другую страну работать. Вот прошвырнулся я сегодня по центру, пока солнышко греет, понял,…
30 17007
Rusuranu
13.09.2017 в 12:28
Республики 94. Говорят, будет парковка. Экскаватор уже вплотную подобрался к относительно недавно посаженным деревцам. Когда-то здесь было так Фото…
1 14368
Все мнения тюменцев
Новости от Нашгород.ру
Добавить на Яндекс
04.10.2010 / 13:33
Денис Мацуев: Внутренняя культура тюменцев стала богаче

Симфоническую музыку в исполнении молодых российских талантов можно было услышать со сцены Тюменской филармонии с 29 сентября по 3 октября. В эти дни в столице нефтяного края проходил музыкальный фестиваль Crescendo, собравший лучших молодых музыкантов.

Арт-директор фестиваля Денис Мацуев, генеральный директор Crescendo Давид Смелянский и директор Новосибирской филармонии Александр Назимко рассказали о нынешнем состоянии исполнительской школы в России, публике небольших городов и фестивале Crescendo.

Денис, Вы выступаете в Тюмени не первый раз. Меняется ли что-то с каждым приездом?

Мацуев: — Я в Тюмени в 12 раз. Гастроли по России для меня — одна из приоритетных составляющих музыкального сезона. Я объехал больше 100 русских городов и каждый приезд в любой город для меня огромное испытание, потому что наша публика самая сложная и понимающая.

Каждый раз, как я приезжаю в Тюмень, я вижу, как все меняется на глазах в хорошую сторону: и зал, и публика становятся другими. Я не имею в виду то, включен или выключен мобильный телефон и хлопают ли между частями, а хочу сказать, что у публики появилось понимание. Так, на первом концерте в зале была мертвая тишина — можно говорить, и что публика замерла от волшебного звучания гобоя Алексея Огринчука, и что внутренняя культура стала гораздо богаче.

Каковы цели и задачи фестиваля Crescendo?

Мацуев: — Основная задача Crescendo — пропагандировать классическую музыку в исполнении молодых музыкантов. В 90-е годы мое поколение музыкантов уехало за границу, поэтому было известно всего 4–5 исполнителей классической музыки. За 6 лет существования фестиваля мы добились значительного результата: если посмотреть афишный репертуар нашей страны, можно увидеть, что 90% выступающих участвовали в фестивале. До этого слушатели классической музыки их не знали, а сейчас они стали известными, их начали показывать по телевидению, брать интервью и т. д.

Да, у нас были и есть мэтры, которые живы, здоровы и играют гениально (Спиваков, Гергиев, Симонов и так далее), а после них — как будто пропасть. Многие говорили о том, что новая исполнительская школа почти умерла. Наш фестиваль показал, что это не так. Конечно, в нашем поколении больше талантов, чем в следующем, которое развивается сейчас. Но они есть — их нужно заметить, поддержать. В нашем цехе не так все плохо, вы можете посмотреть на заполненные залы, на отклики публики.

Как формируется программа фестиваля?

Мацуев: — Любой фестиваль Crescendo — это фестиваль любимой музыки. То, что у исполнителей на душе и что они хотят сыграть-то и входит в программу. Конечно, мы смотрим, чтобы это сочеталось по датам, композиторам, эпохам.

Как становятся членами семьи Crescendo?

Смелянский: — Артистический директор фестиваля Денис Мацуев сумел объединить новое поколение русской исполнительской школы. Что происходит в нашей стране: большинство музыкантов гастролирует по отдельности, поэтому объединение их в общую команду — уникальная ситуация. Попасть в команду Crescendo можно только благодаря таланту.

Сейчас очень много альтернатив классической музыке: рок, хип-хоп и так далее. А легко ли ею увлечь молодое поколение?

Мацуев: — Молодые люди идут заниматься классической музыкой неохотно, ведь сейчас идет коммерциализация всего, родители не хотят отдавать ребенка играть на валторне или гобое. Доходит до катастрофы: в петербуржской консерватории в этом году не было ни одного человека набора на эти инструменты. То же самое с балетом, насколько я знаю.

Но, тем не менее, у нашего дела есть продолжатели. Конечно, массово в музыкальные школы не ходят, как это было в Советском союзе: в каждом доме стояло пианино и ребенка обязательно отдавали учиться.

Легко ли талантам себя реализовать в регионах?

Мацуев: — Очень сложно, и так было всегда. Если бы в 1991 году я не уехал из Иркутска, то ничего бы не было, как ни печально это признавать. Если появляется «искорка» (я не люблю слова «вундеркинд», «звездочка»), нужно идти на многие жертвы. Никогда не было ни массового увлечения классической музыкой, ни нашествия талантов в этой области — это элитарное искусство.

Есть ли разница для кого играть: для избалованной столичной публики или неискушенной провинциальной?

Мацуев: — Концерты в провинции — это даже большая ответственность, они на каком-то другом градусе игры находятся. Но я не разделяю публику на наших/ не наших. Так, для того, чтобы разогреть тюменскую публику, нужно приложить максимум усилий, нужно достучаться до ее сердца и донести тот образ, который ты замыслил за 5 минут до выхода на сцену. Она все понимает, но очень сложная.

Смелянский: — Провинциальной публики не бывает, она бывает либо хорошая, либо плохая. Хорошая — это подготовленная и воспитанная. Для города, у которого нет своего симфонического оркестра, подготовленность тюменской публики — удивительная. Думаю, это благодаря большой работе вашей филармонии.

Как складываются Ваши отношения с властью, поддерживают ли они Ваши проекты?

Мацуев: — Практически все мои фестивали и фонды содержатся на государственные деньги, и я благодарен судьбе за это. Это и фестиваль Crescendo, и «Звезды на Байкале», и фонд «Новые имена». Конечно, когда зарождался последний, он существовал благодаря вливаниям меценатов.

Смелянский: — К счастью, Crescendo достиг такого уровня, когда губернаторы и руководители областей сами выделяют деньги, чтобы он состоялся. Не так давно я был на приеме у президента, где было принято решение о дотировании государством гастролей по небольшим городам.

Насколько фестиваль коммерчески успешен и окупаем?

Смелянский: — Симфоническая музыка не может быть окупаема, в отличие от эстрады. По всему миру она существует благодаря дотациям. Главная задача классической музыки — не зарабатывать деньги, а пропагандировать высокую культуру. На встрече президент сказал, что оценка деятельности губернаторов отныне будет проводиться и с точки зрения того, что он сделал для поддержки культуры в своем регионе.

Источник: собственная информация
Увидели опечатку или ошибку?
Выделите ее и нажмите
Комментарии 0 Читать на форуме