25
сентября
04.10.2010 / 13:33

Денис Мацуев: Внутренняя культура тюменцев стала богаче

Денис Мацуев: Внутренняя культура тюменцев стала богаче

Симфоническую музыку в исполнении молодых российских талантов можно было услышать со сцены Тюменской филармонии с 29 сентября по 3 октября. В эти дни в столице нефтяного края проходил музыкальный фестиваль Crescendo, собравший лучших молодых музыкантов.

Арт-директор фестиваля Денис Мацуев, генеральный директор Crescendo Давид Смелянский и директор Новосибирской филармонии Александр Назимко рассказали о нынешнем состоянии исполнительской школы в России, публике небольших городов и фестивале Crescendo.

Денис, Вы выступаете в Тюмени не первый раз. Меняется ли что-то с каждым приездом?

Мацуев: — Я в Тюмени в 12 раз. Гастроли по России для меня — одна из приоритетных составляющих музыкального сезона. Я объехал больше 100 русских городов и каждый приезд в любой город для меня огромное испытание, потому что наша публика самая сложная и понимающая.

Каждый раз, как я приезжаю в Тюмень, я вижу, как все меняется на глазах в хорошую сторону: и зал, и публика становятся другими. Я не имею в виду то, включен или выключен мобильный телефон и хлопают ли между частями, а хочу сказать, что у публики появилось понимание. Так, на первом концерте в зале была мертвая тишина — можно говорить, и что публика замерла от волшебного звучания гобоя Алексея Огринчука, и что внутренняя культура стала гораздо богаче.

Каковы цели и задачи фестиваля Crescendo?

Мацуев: — Основная задача Crescendo — пропагандировать классическую музыку в исполнении молодых музыкантов. В 90-е годы мое поколение музыкантов уехало за границу, поэтому было известно всего 4–5 исполнителей классической музыки. За 6 лет существования фестиваля мы добились значительного результата: если посмотреть афишный репертуар нашей страны, можно увидеть, что 90% выступающих участвовали в фестивале. До этого слушатели классической музыки их не знали, а сейчас они стали известными, их начали показывать по телевидению, брать интервью и т. д.

Да, у нас были и есть мэтры, которые живы, здоровы и играют гениально (Спиваков, Гергиев, Симонов и так далее), а после них — как будто пропасть. Многие говорили о том, что новая исполнительская школа почти умерла. Наш фестиваль показал, что это не так. Конечно, в нашем поколении больше талантов, чем в следующем, которое развивается сейчас. Но они есть — их нужно заметить, поддержать. В нашем цехе не так все плохо, вы можете посмотреть на заполненные залы, на отклики публики.

Как формируется программа фестиваля?

Мацуев: — Любой фестиваль Crescendo — это фестиваль любимой музыки. То, что у исполнителей на душе и что они хотят сыграть-то и входит в программу. Конечно, мы смотрим, чтобы это сочеталось по датам, композиторам, эпохам.

Как становятся членами семьи Crescendo?

Смелянский: — Артистический директор фестиваля Денис Мацуев сумел объединить новое поколение русской исполнительской школы. Что происходит в нашей стране: большинство музыкантов гастролирует по отдельности, поэтому объединение их в общую команду — уникальная ситуация. Попасть в команду Crescendo можно только благодаря таланту.

Сейчас очень много альтернатив классической музыке: рок, хип-хоп и так далее. А легко ли ею увлечь молодое поколение?

Мацуев: — Молодые люди идут заниматься классической музыкой неохотно, ведь сейчас идет коммерциализация всего, родители не хотят отдавать ребенка играть на валторне или гобое. Доходит до катастрофы: в петербуржской консерватории в этом году не было ни одного человека набора на эти инструменты. То же самое с балетом, насколько я знаю.

Но, тем не менее, у нашего дела есть продолжатели. Конечно, массово в музыкальные школы не ходят, как это было в Советском союзе: в каждом доме стояло пианино и ребенка обязательно отдавали учиться.

Легко ли талантам себя реализовать в регионах?

Мацуев: — Очень сложно, и так было всегда. Если бы в 1991 году я не уехал из Иркутска, то ничего бы не было, как ни печально это признавать. Если появляется «искорка» (я не люблю слова «вундеркинд», «звездочка»), нужно идти на многие жертвы. Никогда не было ни массового увлечения классической музыкой, ни нашествия талантов в этой области — это элитарное искусство.

Есть ли разница для кого играть: для избалованной столичной публики или неискушенной провинциальной?

Мацуев: — Концерты в провинции — это даже большая ответственность, они на каком-то другом градусе игры находятся. Но я не разделяю публику на наших/ не наших. Так, для того, чтобы разогреть тюменскую публику, нужно приложить максимум усилий, нужно достучаться до ее сердца и донести тот образ, который ты замыслил за 5 минут до выхода на сцену. Она все понимает, но очень сложная.

Смелянский: — Провинциальной публики не бывает, она бывает либо хорошая, либо плохая. Хорошая — это подготовленная и воспитанная. Для города, у которого нет своего симфонического оркестра, подготовленность тюменской публики — удивительная. Думаю, это благодаря большой работе вашей филармонии.

Как складываются Ваши отношения с властью, поддерживают ли они Ваши проекты?

Мацуев: — Практически все мои фестивали и фонды содержатся на государственные деньги, и я благодарен судьбе за это. Это и фестиваль Crescendo, и «Звезды на Байкале», и фонд «Новые имена». Конечно, когда зарождался последний, он существовал благодаря вливаниям меценатов.

Смелянский: — К счастью, Crescendo достиг такого уровня, когда губернаторы и руководители областей сами выделяют деньги, чтобы он состоялся. Не так давно я был на приеме у президента, где было принято решение о дотировании государством гастролей по небольшим городам.

Насколько фестиваль коммерчески успешен и окупаем?

Смелянский: — Симфоническая музыка не может быть окупаема, в отличие от эстрады. По всему миру она существует благодаря дотациям. Главная задача классической музыки — не зарабатывать деньги, а пропагандировать высокую культуру. На встрече президент сказал, что оценка деятельности губернаторов отныне будет проводиться и с точки зрения того, что он сделал для поддержки культуры в своем регионе.

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация

Просмотров: 1964 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Классическая музыка, Фестиваль, Филармония, Тюмень, Денис Мацуев

 
 Комментарии  0  


Другие новости рубрики «Интервью нашего города»

Никита Бетехтин: Ад - это другие
Никита Бетехтин: Ад — это другие
15.08 / 15:56
Лет восемь назад тюменские СМИ много писали о начинающем режиссере — он набрал команду любителей и создал молодежный театр «Буриме». И понеслось! Однако амбициозному Никите стало тесно в региональных рамках — сейчас он сотрудничает с театрами по всей стране.
Как красавица доросла до телеведущей
Как красавица доросла до телеведущей  15
14.08 / 16:51
Кристина Смирнова — новое лицо в программе «Утро с Вами» телеканала «Тюменское время», девушка вошла в команду ведущих совсем недавно.
Надежда Павлючкова: Все самое чудесное - рядом
Надежда Павлючкова: Все самое чудесное — рядом  6
18.07 / 14:14
Возможно, у нее «неправильные» фотографии. Да и фотограф она, как сама признается, «неправильный». Но многим именно такой нестандартный взгляд на простые вещи, на бытовые сценки кажется очень интересным.
Школа перспективных исследований: прорыв в высшем образовании (ВИДЕО)
Школа перспективных исследований: прорыв в высшем образовании (ВИДЕО)  есть видео
11.07 / 11:29
В сентябре 2017 в ТюмГУ открывается принципиально новое научно-образовательное подразделение — Школа перспективных исследований. Здесь будут готовить бакалавров по социо-гуманитарным профилям, биологии и информатике, делая акцент на междисциплинарность и актуальные знания.
Семен Зенков: Во время пожара не страшно - ты не боишься, а действуешь
Семен Зенков: Во время пожара не страшно — ты не боишься, а действуешь  6
26.06 / 17:15
Тюменский пожарный Семен Зенков получил из рук губернатора важную награду — знак отличия «За мужественный поступок». В декабре прошлого сотрудник МЧС спас из горящего дома женщину с двумя детьми. Сам Семен, впрочем, не считает, что совершил подвиг. Он просто делал свою работу.
Сергей Гулевич: Слоны делают меня добрее
Сергей Гулевич: Слоны делают меня добрее
24.05 / 17:56
Слоны Большого Варшавского цирка, выполняющие различные трюки под руководством дрессировщика Сергея Гулевича, в середине минувшей неделе покорили жителей Тюмени. В областной столице в последний раз они выступят уже 28 мая.
Александр Макаров: Что общего между монолитным домостроением и виноградом?
Александр Макаров: Что общего между монолитным домостроением и виноградом?  3
14.05 / 13:31
Он во всяком деле любит нестандартный подход — будь то строительство, которым занимался всю сознательную жизнь, или виноградарство, которым увлекся несколько лет назад. И везде добивается успеха…
Александр Зверев: Изобретение без внедрения - молоко без коровы?
Александр Зверев: Изобретение без внедрения — молоко без коровы?  10
12.05 / 12:11
Россия — одна из тех стран, которые не смогли пожать плоды 4-й промышленной революции… Маленькая Швецария каждый год экспортирует гораздо больше высокотехнологичной продукции, чем Россия… в 3–4 раза больше! Почему?
Академик Мельников: Холод - это богатство нашей страны
Академик Мельников: Холод — это богатство нашей страны  24
26.04 / 18:21
Нынешней весной исполнилось 33 года научной деятельности в Тюмени академика РАН Владимира Павловича Мельникова. Почти сказочная цифра, за которой стоит многое — личные успехи, проблемы, становление академической науки в Тюменской области.
Олег Архипов: После криминальной «десятки» хочу заняться Конан Дойлем
Олег Архипов: После криминальной «десятки» хочу заняться Конан Дойлем  17
15.04 / 17:21
Он написал уже семь книг. Каждая следующая работа становится острее и ярче предыдущей. Только улеглись споры-разговоры по поводу книг из серии «Смерть под грифом «Секретно», посвященной загадочной гибели группы Дятлова, он берется за тему, на которую многие не решаются говорить вслух даже сейчас — о криминальных группировках Тюмени образца 90-х.

Все новости из рубрики «Интервью нашего города»





Архив

Интервью

Новости от Нашгород.ру

Северное волокно
© 2002—2017, OOO «Наш Город РУ», Тюмень, Все права защищены © При использовании материалов ссылка обязательна.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–20303 от 29 декабря 2004 выдано Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. © Разработка — студия «Автограф»