Ольга Климова: Из 10 клещей 6 заражены опасными болезнями  15
13.03 / 17:04
    
27
марта
03.11.2010 / 15:11

Олег Киселев — от блатных песен к детским пьесам

Олег Киселев - от блатных песен к детским пьесам

«Когда берешь в руки гитару, будь готов, что сотрешь пальцы в кровь, станешь спать беспокойно и будешь давать концерты по всей России и даже за рубежом», — по такому пути идет знаменитый музыкант гитарист, педагог и автор многочисленных детских пьес Олег Киселёв.

В минувшие выходные он посетил Тюмень с концертом и мастер-классом. Приезд в наш город стоил ему маршрута с тремя пересадками, четырех часов сна и сломанного ногтя (ногти имеют огромное значение для хорошего звучания гитары!). Тем не менее, долгожданный гость предстал перед зрителями в самом лучшем расположении духа. И на вопросы, которые ему задавали не раз в его жизни, отвечал добродушно и с вдохновением.

Как Ваше детство отозвалось на Вашем призвании?

— Я жил жизнью простого уральского пацана из маленького городка: футбол-хоккей, драки, походы с рыбалками, лазание по чужим садам за яблоками, хотя своих было вдоволь. И в этих простых дворовых увлечениях мне всегда чего-то не хватало. Я чувствовал — жизнь, которой живу — не та, которой бы хотелось жить. И вот, когда в 13 лет я познакомился с первыми тремя аккордами, которые играли в каждом дворе, и спел в своей жизни первую блатную песню, меня это зацепило. И вот уже 33 года не отпускает.

То есть к гитаре привела простая дворовая музыка?

— А другой музыки и не было тогда, кроме «Голуби летят над нашей зоной лада ти-да-ри-ба-да-па-ма» или «А на скамье прокурора…». В каждом дворе были ребята, которые играли «восьмерочкой», «боем» и пели эти жалостливые песни. И, естественно, первый мой репертуар был блатной. А буквально через пару месяцев я понял, что этих трех аккордов мало. Именно тогда я открыл для себя Beatles, где каждый аккорд переставлялся на каждый слог. Не то, что в моих песнях про прокурора, где аккорд держится практически весь куплет (смеется).

Когда же Вы поняли, что гитара — это Ваша жизнь?

— В 15 лет мы с ребятами создали группу, и я был ее руководителем. Тогда появился спрос на музыкантов, которые могут что-то сыграть, которые могут выступать на танцплощадках. Танцы проводились под живую музыку.

Эти выступления дали мне понимание, что такое настоящий музыкант. Когда наши сверстники после занятий бежали на каток, встречались с девушками, группа мрачных товарищей запиралась в бывший туалет и репетировала часами, потому что через неделю — осенний бал! А это полтора часа живой игры, где нельзя ни остановить, ни перемотать. Тогда я понял, что музыка — это, прежде всего, труд. Без него ничего не будет.

А звездой себя в тот момент чувствовали?

— Конечно! В маленьком хулиганском городке музыкантов редко били. Их уважали! Даже отъявленные хулиганы говорили всем: «Тот человек, который играет на танцплощадке, на гитаре — мой корефан!»

Что необходимо, чтобы стать хорошим гитаристом?

— Любой успех — это 90% труда и 10% таланта. Я сам через это прошел, когда был руководителем ансамбля. Бывало уже и пальцы в кровь, а все равно просыпался ночью в испуге: кажется, я забыл два аккорда в этой песне! Вставал, брал в руки гитару — а нет, не забыл!

Сколько я видел музыкантов, которым легко все давалось — ни к чему хорошему это не приводило. Они не дорожили даром, они не работали через «не могу», и этот талант они теряли, попадая в нехорошие ситуации.

Я даже сейчас, когда у меня начинаются гастроли, отрабатываю программу концерта каждый день. Сажусь и отыгрываю от начала и до конца. Ни плохое настроение, ни температура — не причина, чтобы затормозить работу. Ведь один день остановки отбрасывает меня на полторы недели назад. Поэтому даже в поезде, на вокзале или в аэропорту нахожу уголок и играю. И своих учеников стараюсь учить трудолюбию.

Наверное, многие юные гитаристы и их родители хотят, чтобы Вы стали их наставником?

— Да, немало я встречал людей, которые приходили ко мне с установкой «хочу быть звездой!» Зачастую, конечно, это не дети, а их родители. Приходилось тогда с ними разговаривать, объяснять, что это изначально неправильно. Сидя на конкурсах в жюри по всей стране, я нередко такое видел. Выходит на сцену девочка лет шести, исполняет произведение и производит на тебя огромное впечатление. Думаешь: «Ну, круто!». Даешь ей высший балл — она получает первое место. Потом ты встречаешь ее через 8 лет и думаешь: «Куда все девалось?» Она уже выхолощена, ей всего этого не надо. Она идет по инерции — мама заставляет, вот она и идет. Ты вспоминаешь ту девочку с горящими глазами и понимаешь, что этот путь ущербный и неправильный. В музыку нужно идти только в одном случае — если ты без этого не можешь. И никакими успехами, никакими богатствами нельзя соблазнять ребенка.

А как Вы нашли своих успешных учеников — Дмитрия Масленникова, Тимура Шамсивалеева? Вы их сразу же заметили среди других?

— Диму я заметил сразу, когда он еще занимался у моей жены. Помню, дашь ему пьесу, и он исполняет ее уже на следующий день по максимуму. В то время как нормальный ученик подготовит ее только через два дня и сыграет так, нормально.

Тимур же полностью сформировался благодаря Диме. Честная конкуренция способствовала его росту. После 2-х лет обучения Тимур уже собирался бросать гитару, и тут я поставил его с Димой в дуэт. Он понял, что Дима играет сложные партии, а он и аккомпанемент не может ему сыграть. Его это задело, и он резко стал прибавлять. Сперва на конкурсе дуэтов они стали лауреатами, потом Тимур захотел попробовать сольно (лауреат 3 степени, видеоконкурс в Вильнюсе). И теперь Тимур на все 100% реализовал себя как музыкант, и все благодаря труду.

Вообще такие яркие ученики, как Дима и Тимур, в маленьком городке рождаются раз в 20 лет. Вот выпущу их, и следующие 20 лет пройдут у меня спокойно (смеется)

Расскажите про свою методику обучения. Она ведь отличается от традиционной? Взять хотя бы название сборника ваших пьес «Немного отдохни от Каркасси».

— Я сам начал писать потому, что во времена СССР не было музыки для детей современных авторов. Была музыка авторов XVIII века: Каркасси, Джулиани и пр. А хотелось поиграть что-то современное. Поэтому я уже и написал 500 пьес, из которых большинство для детей.

Моя методика заключается в том, что пьесы заставляют играть ребенка более эмоционально и программно. Если пьеса называется «Танцующий слон», то ребенку, по крайней мере, ясно, про что это пьеса. Ему интересно разобраться и раскрыть образ. «Ты себе слона представляешь — какой он? Огромный! А как он танцует, раз огромный? Неуклюже танцует. Вот! А ты как играешь?»

Для детей пишут вообще очень мало, потому что с точки зрения композитора-профессионала — это невыгодно. Основные деньги композитор получает не за сборники, а за исполнение своей музыки по всему миру. Понятно же, что детские пьески в серьезных концертах никто играть не будет.

А Вы сейчас продолжаете писать для детей?

— Да. Недавно написал 30 пьес по заказу для английского издательства, сейчас закончил — для канадцев. В России у меня новый сборник выходит. Я это делаю, потому что мне нравится. Потому что сразу видишь исполнителей — своих учеников. Не то, что написать сонату, опубликовать ее и ждать, когда же ее кто-нибудь сыграет, чтобы заработать свои 50 центов.

Для детей Вы не только пишете, но теперь и организовываете конкурсы: конкурс «Олег Киселёв приглашает» состоится будущей весной. Откуда возникла идея?

— Идею подкинули умные западные музыканты. Я привозил в наш город (г. Аша) мексиканцев и израильтян, и, когда они гуляли по нашему городу, они спросили меня, причем не сговариваясь: «А что ты фестиваль у себя не проведешь? Гостиницы дешевые, еда дешевая, такси в любой конец города 40 рублей». Они уехали, а я подумал: а ведь точно! Наш город всего километр — всё в пределах шаговой доступности. Не так, как в больших городах: живем в одном месте, конкурс в другом, концерт в третьем. Вся поездка — это суета какая-то! И конкурс теряет из-за нее свою праздничность.

То, что конкурс называется «Олег Киселёв приглашает», — это не для того, чтобы мне лишний раз забронзоветь, бронзы мне и так хватает. Это вовсе не реклама, это ответственность. Название моего города — Аша — никому ничего не говорит, а вот мое имя за годы музыкальной деятельности уже стало известным. Поэтому название дает людям понять, что за этим конкурсом стоит конкретный человек, которого они знают, чью музыку они играют, с которым они общались. И, если что-то пойдет не так, понятно, кому бить лицо.

Главное, чтобы люди, которые приехали на конкурс, участвовали в нем и в следующий раз.

И много сейчас желающих принять участие в конкурсе?

— Мы уже вправе переименовать его из открытого регионального конкурса во всероссийский. География огромна: Москва, Санкт-Петербург, Липецк, Самара, Уфа, Казань, Екатеринбург, Челябинск, Сургут. Надеюсь, что из Тюмень участники тоже приедут.

Светлана Рожина

Фото Натальи Горевой

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация

Просмотров: 2886 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Личности, Интервью, Тюмень, Музыка

 
 Комментарии  0  


Другие новости рубрики «Интервью нашего города»

Ольга Климова: Из 10 клещей 6 заражены опасными болезнями
Ольга Климова: Из 10 клещей 6 заражены опасными болезнями  15
13.03 / 17:04
Тюменские врачи-инфекционисты готовятся к приходу «горячей поры». Медики предупреждают: весна — это не только теплые лучи солнца и первая зелень на лужайках, но и традиционных наплыв пациентов, пострадавших от укусов клещей. Как защититься от маленьких лесных врагов, горожанам напомнила заместитель главного врача тюменской инфекционной больницы Ольга Климова.
Асия Кагина: Профессию надо выбирать сердцем
Асия Кагина: Профессию надо выбирать сердцем  9
15.02 / 16:13
Она оставила учебу в ВУЗе, последовав за мечтой о небе и полетах. Сегодня она не жалеет о своем решении — ее рабочим местом стала кабина вертолета Ми-8. О своей «дороге в облака» корреспонденту NashGorod.ru рассказала второй пилот АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги» Асия Кагина.
Андрей Степанов: Конец года был очень тяжелым в эмоциональном плане
Андрей Степанов: Конец года был очень тяжелым в эмоциональном плане
10.02 / 11:11
В прошлом году в адрес Уполномоченного по правам ребенка Андрея Эдуардовича Степанова поступило 769 обращений.
Неля Рахимова: «Устойчивое развитие» - не просто слова
Неля Рахимова: «Устойчивое развитие» — не просто слова  1
03.02 / 16:58
Генеральная ассамблея ООН в 2015 году утвердила 17 целей устойчивого развития до 2030. О важности этих целей, корреспонденту NashGorod.ru рассказала специалист в области устойчивого развития Неля Рахимова.
Команда КВН «Наполеон Динамит»: Хотим взять от сезона Высшей лиги по максимуму
Команда КВН «Наполеон Динамит»: Хотим взять от сезона Высшей лиги по максимуму
30.01 / 10:12
Команда «Наполеон Динамит» в этом году представит Тюменскую область в Высшей лиге КВН. Раньше квнщики играли за Челябинск, но в составе сборной есть наши земляки — Евгений Хохлов и Артем Смирнов. Корреспондент NashGorod.ru встретился с тюменской половиной команды сразу после сочинского фестиваля, чтобы узнать о причинах смены квновской прописки и планах на сезон «вышки».
Следователь Маргарита Полянских: Каждое преступление в сфере медицины - индивидуально
Следователь Маргарита Полянских: Каждое преступление в сфере медицины — индивидуально  10
20.01 / 15:39
Громкие скандалы, в которые оказываются втянуты врачи и медицинские учреждения, время от времени сотрясают Тюмень, вызывая широчайший общественный резонанс. Следователь Маргарита Полянских — человек, чья задача установить истину, когда заходит речь о врачебной ошибке или халатности медиков. Корреспонденту интернет-портала NashGorod.ru Маргарита Анатольевна рассказала об особенностях своей работы.
Андрей Добрынин: Уделите детям время!
Андрей Добрынин: Уделите детям время!  16
04.01 / 15:00
Тюменский регион оказался вовлечен в события, связанные с деятельностью интернет-сообщества «Дети-404». Зачем общественники обратились в областную прокуратуру, губернатору Тюменской области и уполномоченному по правам ребенка, интернет-порталу Nashgorod.ru рассказал руководитель Тюменского родительского комитета Андрей Добрынин.
Анатолий Пусев: В 2017 году работа аэродрома в Ялуторовске выйдет на новый уровень
Анатолий Пусев: В 2017 году работа аэродрома в Ялуторовске выйдет на новый уровень  27
20.12.2016 / 15:04
В начале декабря портал NashGorod.ru опубликовал новость о скандале на аэродроме Тюменского АСК в Ялуторовске. Его работники сообщили о нарушениях трудовых прав и невыплате зарплаты. Вместе с тем, тюменское региональное отделение ДОСААФ, призвало не сгущать краски и не преувеличивать проблему.
Роман Разоренов: За тепло в домах все чаще отвечают юристы и экономисты
Роман Разоренов: За тепло в домах все чаще отвечают юристы и экономисты  13
15.12.2016 / 10:47
Вопрос теплоснабжения, пожалуй, в каждом регионе зимой актуален. Тюменская область — не исключение. В мороз статистика порывов регулярно растет, и каждый день в городе количество отключений составляет по несколько десятков объектов. Какова причина частых порывов на тепломагистралях, и как решить эту проблему, корреспондент интернет-портала Nashgorod.ru узнал у эксперта НП «Российское теплоснабжение» Романа Разоренова.
Лидер группы «ГештальТ»: После восьми лет карьеры мы готовы ко всему
Лидер группы «ГештальТ»: После восьми лет карьеры мы готовы ко всему  3
21.11.2016 / 14:20
Рок-группа «ГештальТ» из Екатеринбурга свой восьмой день рождения отметила в Тюмени. Морозным вечером в пятницу, 18 ноября, музыканты выступили на сцене рок-бара «Сайгон». Перед концертом корреспондент интернет-портала NashGorod.ru пообщался с лидером и вокалистом команды Александром Чвалой.

Все новости из рубрики «Интервью нашего города»

Реклама:










Создание и разработка сайтов в Тюмени

Архив

Интервью

Новости от Нашгород.ру

Северное волокно
© 2002—2017, OOO «Наш Город РУ», Тюмень, Все права защищены © При использовании материалов ссылка обязательна.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–20303 от 29 декабря 2004 выдано Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. © Разработка — студия «Автограф»