9
декабря
18.08.2011 / 15:06

Никита Бетехтин: Театром я занимаюсь намного больше и чаще, чем личной жизнью

Никита Бетехтин: Театром я занимаюсь намного больше и чаще, чем личной жизнью

Знакомьтесь. Выпускник ТГАКИ, актер, режиссер, призер театральных конкурсов, художественный руководитель театра-студии «Буриме», преподаватель курсов актерского мастерства на базе драмтеатра и просто человек, влюбленный в театр, — Никита Бетехтин. История о том, как нужно любить.

Свет софитов и помойный хлам

Я, вообще-то, мечтал быть журналистом, с 9-го класса работал в печатных и интернет-изданиях. Позиционировал себя тогда как парня, который внезапно увлекся филологией. Только вот писал с орфографическими ошибками до тех пор, пока мой педагог по русскому языку, Лидия Васильевна Шапошникова, не научила меня писать грамотно.

Еще в школе меня приглашали участвовать в небольших сценках (сейчас ненавижу это слово), но я никогда не думал, что пойду в театр. Мало того, я никогда не занимался в театральном кружке, не мечтал о сцене и до академии только понаслышке знал, кто такой Станиславский, не говоря уже о Мейерхольде и Вахтангове. И тут я, значит, захожу в академию искусств и культуры, в тогда еще разбитый второй корпус. Просто шел-шел и зашел, в буквальном смысле. Я был очарован ее атмосферой. Любой кабинет представлял собой абсолютно черное пространство, с какими-то старинными софитами, годов так 50-60 -ых. Не знаю, где они их взяли, это все было вытащено из хлама, мигало, сверкало, переливалось... Там, почти сразу, я и познакомился с моим педагогом по режиссуре —Мариной Владимировной Жабровец. Я к ней подошел и сказал: «Марин Владимировна, можно, Вы меня послушаете?». А у меня были уже заготовки: я участвовал в каком-то там конкурсе чтецов и что-то из школьной программы помнил. Она меня послушала и ответила: «Ну давай, пробуй, приходи». Пришел, попробовал, поступил на первый курс. Меня спросили: «Кем хочешь быть: режиссером или актером?». «Конферансье», — ответил я, потому что тогда еще сам толком не знал. «Почему на праздники тогда не пошел?» «А я здесь хочу быть, тут фонари такие странные».

Марина Владимировна стала для меня эталоном режиссуры, Сергей Прокопьевич Кутьмин — эталоном мастерства актера, а педагог по сценической речи, Элеонора Викторовна Парфенова, — эталоном мудрейшей женщины. Она верующий человек и нам передала часть своей веры, мудрости, духовности. Даже сейчас, когда мы преподаем сценическую речь своим ученикам, мы передаем им те знания, которые нам давала она.

Теперь, конечно, появилась еще масса профессиональных кумиров, целый пантеон богов, перед которыми я преклоняюсь. Допустим, недавно я познакомился с теперь уже московским режиссером Семой Филипповым. Он закончил челябинскую академию искусств и культуры, учился у одного из уважаемых мной людей — Владимира Федоровича Филонова. Мы просто так задружились, так заобщались, что Сема, в свою очередь, тоже стал для меня образцом, в котором я нашел единомышленника.

Отсутствие туалетов на улицах Ишима и никитин журналистский опыт

Среднее образование Никита получал в Ишиме. Там же подрабатывал журналистом.

Сейчас у меня все еще прет юношеский максимализм. А тогда была просто бешеная энергия внутри, которую необходимо было куда-то девать. Мне хотелось с кем-то спорить, что-то доказывать... Очень часто я уходил в острую полемику, в социальные темы. Меня интересовали лужи и разбитые тротуары, отсутствие общественных туалетов на улицах Ишима, старушки, безработные школьники. Конфликтные темы. Естественно, чаще всего приходилось работать в информационном жанре, потому что тогда это приносило мне деньги. То есть, за какую-то определенную заметку я получал вот столько-то. Но мне было интересно поработать и в художественной публицистике: зрело, незрело, но два фельетона я выпустил. Не знаю, что бы было, займись я журналистикой профессионально, но сейчас я точно знаю, что меня интересует в театре.

Эксперименты

В театре меня интересуют эксперименты. Эксперимент над формой, над существованием актера, его телом, голосом. Это возраст, лет до 35, когда можно ошибаться, страшно, когда ты уже добился какого-то уровня, и только потом начал совершать ошибки.

Эксперимент — это вечный поиск. Мы с ребятами пробуем, пусть не всегда удачно, отказываться от тех приемов, которые использовали раньше. Например, если чемодан у нас имел 55 образов, а все остальное делало воображение зрителя, попробуем сделать спектакль более бытовым, или вместо трех мячей научимся жонглировать шестью. Это необходимо, некоторые устают, ломаются, уходят, но многие и остаются — сильные ребята, с которыми мне комфортно работать.

«Девочки просто чаще хотят стать актрисами»

Никита — художественный руководитель молодого, но уже известного студенческого театра-студии «Буриме», которому в октябре исполнится 2 года.

До этого я уже работал в педагогике, и «Буриме» изначально был моим проектом. На первую репетицию пришло двенадцать человек, я даже удивился, потому что к 5 курсу был разочарован в любительских коллективах, на занятия в которых приходили человек пять. Из них, допустим, один парень, и четыре девочки. Девочки просто чаще хотят стать актрисами. Ну какую пьесу можно поставить на такое небольшое количество людей? А тут приходит двенадцать. «Странно — подумал я, — ну, на следующее занятие, наверное, придут трое». Приходит двадцать. К концу года в студии было уже двадцать восемь человек. Сейчас их чуть меньше, остались те, кто готов делать спектакли: они заразительны, активны, болеют этим, могут день и ночь просидеть, пропустить свои дела, чтобы прийти на репетицию. Ребята занимаются 6 дней в неделю, каждый вечер, в воскресенье мы занимаемся около 8-10 часов подряд. Я набирал фанатиков. Теперь для того, что бы попасть к нам в студию, нужно сдать экзамен, как при поступлении в театральный вуз.

Страх и секс в туалете

Мне не раз приходилось перебарывать свой страх. Я ужасно боюсь высоты, а тут, в одном из спектаклей меня кладут на какую-то конструкцию, качают ее из стороны в сторону, а я читаю в это время монолог, и мне совсем не должно быть страшно. Я считаю, что это преодоление себя, воспитание своего тела. У меня вообще страх выхода на площадку. Но это наркотик, тебе хочется, чтобы зрители отдавали тебе свою энергетику, ты хочешь смотреть им в глаза, говорить с ними, хочешь аплодисментов в финале, уходить измученным... Это мазохистские ощущения. Спектакль «Писсуар» Экспериментального шекспировского театра был самым жестким для меня. Я играл студента, который только что познакомился с девушкой и тут же занимается с ней сексом в туалете. Мне было интересно органично сыграть эту роль, сделать так, чтобы зрителю не было противно.

«Не всегда знаешь, что ты актер». Соприкосновение без проникновения

Для того, чтобы стать актером, нужно постоянно развивать свой инструмент — свое тело, становиться духовно богаче — часами рисовать, музицировать, нужно много читать, знать классику, историю театра...

Человека можно научить ремеслу актера, определенному количеству приемов, но он должен быть от природы талантливым. Я видел таланты, которые долгое время не открывались, у меня в студии есть такие люди: я думал — абсолютно безнадежный человек, а потом он удивлял. Не всегда знаешь, что ты талантлив. Я встречал людей, которые не знали, что они актеры по природе, а у них фактура актерская, подвижный темперамент, они заразительны, обаятельны, и не в профессии.

В августе этого года на базе драмтеатра, при поддержке Тюменской государственной академии культуры искусств и социальных технологий, а так же Тюменского драматического театра, проводятся интенсивные актерские курсы. Весь месяц Никита ведет отбор новых ребят в студию «Буриме».

За месяц актерскому мастерству не научить — это факт. Я могу лишь рассказать о нем, направить, откорректировать, как преподаватель. Все. Если у вас нет задатков и страсти, такой, что бы можно было жестко над собой работать, то даже самый гениальный педагог не научит вас быть актером.

Мы предложили ребятам лишь попробовать себя в актерском мастерстве, слегка коснуться его. Решили, что из этих курсов заберем к себе в театр четырех ребят. Нам нужны новые люди, и нам есть из кого выбирать. Думаю, возьмем к себе даже чуть больше, чем планировали. Сейчас на занятия ходит около шестидесяти ребят. Мы занимаемся по системе Станиславского, по программе интенсивных актерских курсов, кому это интересно и у кого это получается, тот, возможно, попадет в нашу труппу.

Если ты забыл, как делать стул, то возьми справочник «Как сделать стул»

В актерском мастерстве я развивать себя точно не хочу, я хочу развивать себя в режиссуре, возможно, в педагогике, возможно, я когда-нибудь наберу свой курс в каком-нибудь профессиональном вузе, но это все «возможно-возможно-возможно». Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах. Я не сразу понял, что я больше режиссер, чем актер. Мне стало интересно чувствовать себя художником, потому что актер — соавтор, а режиссер — автор спектакля.

Были у меня попытки уйти — потому что режиссура... Вот ты когда столяром работаешь, ты всегда знаешь, как сделать стул. Ты знаешь, как подобрать древесину, инструменты... Если забыл, как делать стул, то возьми справочник «Как сделать стул». Ты в любом случае его сделаешь, а если ты еще и хороший столяр, то и стул получится хорошим, прослужит сотни лет и денег тебе принесет, если продашь. Но когда ты режиссер — ты не знаешь, как делать очередной спектакль. Ты каждый раз сталкиваешься с проблемой: ты не знаешь, как сделать удачную инсценировку, у тебя проблемы с подбором актеров, мучительный поиск образов, приспособлений, инструментов... Потом ты заражаешь своим измученным воображением всю труппу, всех задействованных в спектакле людей. А сам не знаешь куда идешь, но должен сделать вид, что знаешь, иначе актеры за тобой не последуют. Я никогда не знаю, каким спектакль будет в финале. Для меня режиссура — одна из самых сложных профессий. Огромное напряжение я испытываю на премьерах спектаклей — иногда не выдерживаю, сбегаю.

В «Эмигрантах», на одном из спектаклей, актер, в сцене, где он вешается на рубашке, берет пиджак. А пиджак намного короче, чем рубашка. Он так же заматывает его, вешает на трубу, и тут я начинаю понимать, что у меня сейчас актер залезает в петлю, которая в два раза меньше, чем должна быть. А он все это делает на шатком чемодане, стоя на пальцах ног. Вот-вот, вполне возможно, он у меня сейчас повесится на этой трубе. Меня прошибает холодный пот. Я начинаю молиться за него. Он вытерпел. На цыпочках простоял свои положенные 10 минут и, с передавленным горлом, проговорил монолог. Но что творилось в зале с теми, кто знает, что ему сейчас очень сложно! Вся постановочная труппа сидит и шепотом «Отче наш» читает. Я тогда чуть не поседел. Таких историй очень много. Легче участвовать в спектакле: ты всегда можешь контролировать ситуацию. А когда ты режиссер, ты же не можешь выбежать на сцену и сказать: «Вот тут я передумал, а тут по-другому», ты боишься за актеров, они как дети для тебя.

В Тюмени с театром все в порядке

Я рад за Тюменский драматический. У него появился новый, очень сильный руководитель, я думаю, что афиши нас не обманут, и наступит театральный расцвет. В Тюмени неплохой театральный уровень, много студий, которые хотят работать с театром. У нас любят творчество и искусство. Может, мы сейчас переживаем театральную революцию. С приходом кино все поставили крест на театре, сказали, что он отомрет, так как больше не способен конкурировать с телевидением. Но в театре, в отличие от кино, можно сделать все. Кино — плоскость пленки и кадра, а театр никогда не изживет сам себя, так же как невозможно представить, что бы живопись изжила себя.

В сентябре в Тюмень приезжает спектакль Джорджа Стреллера «Слуга двух господ». Я буду на гастролях, и, к сожалению, не попаду на него. На самом деле, не многие тюменцы знают, что на этот спектакль нужно идти, необходимо срочно брать билеты, этот спектакль — абсолютно другая школа, такого в русском искусстве нет, всем советую сходить, никто не пожалеет.

Хороший и плохой спектакль

Чтобы понять, что спектакль плохой или средний, я его разбираю по профессиональным параметрам: ясны ли события, есть ли в нем режиссерская целостность, находки, эксперимент... Если же ты видишь хороший спектакль, то ты понимаешь, что а) ты так не можешь, б) тебя сейчас не волнуют никакие режиссерские параметры, в) ты включаешься и смотришь как зритель. Ты плачешь как зритель, смеешься как зритель. Для меня хороший спектакль — это когда я смотрю его не как профессионал, а как человек. Последним таким потрясением для меня была постановка Семы Филиппова «Простое, как мычание» театра «Рупор» на фестивале Селигер.

Про любовь и...

Актер должен обладать влюбленностью. Любовью к своей профессии, к жизни, к любимому человеку. Он должен находиться в состоянии вдохновения. Вахтангов это еще сто лет назад сказал, а я с ним согласен. Влюбляйтесь в то, что вы любите. Если вы любите театр — влюбитесь так, чтобы вы не смогли представить себя без него. Я каждый день просыпаюсь с мечтой полюбить театр настолько, чтобы не играть, что «я в театре», как делают очень многие, я хочу искренне влюбиться в него, пропасть. Сейчас же у меня влюбленность, страсть, все только начинается.

Театр у меня в приоритете. Недавно, например, я спрашивал разрешение у труппы, можно ли съездить с однокурсниками на пикник, я некоторых не видел с момента выпуска. Личную жизнь я точно подстроил под театр, потому что театром я занимаюсь намного больше и чаще, чем личной жизнью.

Хочу пожелать всем театралам найти свою изюминку, найти свой почерк, свой метод. Молодым актерам и начинающим режиссерам — найти своего зрителя, театр нуждается в зрителе, а зритель в театре. В Тюмени еще не перевелся театральный дух.

Беседовала Алена Коваленко

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация

Просмотров: 4770 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Театр, Интервью, Никита Бетехтин

 
 Комментарии  0  


Другие новости рубрики «Интервью нашего города»

Лидер группы «ГештальТ»: После восьми лет карьеры мы готовы ко всему
Лидер группы «ГештальТ»: После восьми лет карьеры мы готовы ко всему  3
21.11 / 14:20
Рок-группа «ГештальТ» из Екатеринбурга свой восьмой день рождения отметила в Тюмени. Морозным вечером в пятницу, 18 ноября, музыканты выступили на сцене рок-бара «Сайгон». Перед концертом корреспондент интернет-портала NashGorod.ru пообщался с лидером и вокалистом команды Александром Чвалой.
Шамиль Бакиров: Родители заставили вернуться в спорт
Шамиль Бакиров: Родители заставили вернуться в спорт  1
29.10 / 12:37
С 12 по 16 октября в Будапеште прошли чемпионат и первенство мира по неолимпийской версии тхэквондо ITF. В столице Венгрии золото в категории юношей 15–17 лет завоевал тюменец Шамиль Бакиров.
Юлия Каплина: Кубок мой, но еще есть над чем работать
Юлия Каплина: Кубок мой, но еще есть над чем работать
28.10 / 14:16
Эта милая девушка совсем недавно официально была признана самой быстрой скалолазкой в сезоне. Тюменка Юлия Каплина завоевала свой первый в карьере большой Кубок мира, к которому шла долгих четыре года. Не в последнюю очередь благодаря усилиям спортсменки сборная России также была признана сильнейшей в этом сезоне. Впрочем, сама Юлия, как и все спортсмены, очень строго к себе относится и признает, что ей еще много предстоит работать. Тем более, что через четыре года главные международные старты для любого спортсмена — летние Олимпийские игры в Токио.
Ольга Рычкова: Производители вакцин ничего не скрывают - в этом нет необходимости
Ольга Рычкова: Производители вакцин ничего не скрывают — в этом нет необходимости  14
27.10 / 11:54
В Тюмени продолжается прививочная кампания. Защитит ли вакцина от гриппа? Могут ли прививки быть вредны? Кому вакцинация обязательно необходима? Стоит ли верить страшилкам о прививках? На вопросы пользователей интернет-портала NashGorod.ru ответила врач аллерголог-иммунолог Ольга Рычкова.
Оксана Заморова: В выполнении нормативов ГТО нет ничего сложного
Оксана Заморова: В выполнении нормативов ГТО нет ничего сложного  28
19.10 / 13:06
В Тюменской области уже более года активно осваивают сдачу нормативов Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне»: сначала его сдавали учащиеся и государственные служащие, а с 1 января будущего года попробовать свои силы в сдаче тестов на заветный значок сможет любой желающий. О том, каким образом будет организован процесс тестирования и что для этого нужно кандидату, мы поговорили с начальником Центра тестирования ГТО в Центре спортивной подготовки Тюменской области Оксаной Заморовой.
Генпродюсер канала «Тюменское время»: Мы должны стать первыми по всей области
Генпродюсер канала «Тюменское время»: Мы должны стать первыми по всей области  1
12.10 / 13:51
Телеканал «Тюменское время» начал новый телесезон. О том, что ждет телезрителей, начиная с этой осени, как канал адаптируется под запросы почитателей, и куда планирует двигаться дальше, рассказал генеральный продюсер телеканала Заур Бабаев. «Мы работаем для наших жителей, знаем их проблемы и радости, можем об этом поговорить и помочь», — считает генпродюсер.
Анатолий Косарев: Средний возраст тюменского коллекционера - 50–60 лет
Анатолий Косарев: Средний возраст тюменского коллекционера — 50–60 лет  есть фото  есть опрос  7
04.10 / 12:06
Корреспондент интернет-портала Nashgorod.ru побеседовал с председателем областного клуба коллекционеров Анатолием Косаревым. Он рассказал о своих увлечениях, вопросах, которые остро стоят перед любителями старины.
Вячеслав Гильштейн: Охотиться на пернатых можно и с фотоаппаратом
Вячеслав Гильштейн: Охотиться на пернатых можно и с фотоаппаратом  есть фото  4
03.10 / 10:05
Существует такое необычное хобби — любительская орнитология. За рубежом для наблюдателей за птицами работает настоящая индустрия: есть специальные отели, туристические маршруты. Открываются даже специализированные рестораны, где можно пообедать, слушая не музыку, а пение птиц.
Аксель Хансманн: Мне нравится мистический свет заброшенных зданий
Аксель Хансманн: Мне нравится мистический свет заброшенных зданий  есть фото  19
28.09 / 13:28
Известный немецкий фотограф Аксель Хансманн, специализирующийся на запечатлении заброшенных зданий, накануне прибыл в Тюмень. В нашем городе он открыл выставку своих снимков «Очарование покинутых мест». 30 фотографий разместились в стенах лофт проекта Фабрика. Выставка вызвала неподдельный интерес тюменцев и гостей областной столицы. После церемонии открытия Хансманна долго не отпускали посетители, задавая ему самые разные вопросы. Корреспондент интернет-портала NashGorod.ru побеседовал с гостем.
Мугаммир Галиуллин: Дефицит воды тюменцам пока не грозит
Мугаммир Галиуллин: Дефицит воды тюменцам пока не грозит  28
25.09 / 08:26
Почему происходят аварии на сетях, когда Тюмень полностью уйдет от водоразборных колонок и какова причина постоянного снижения потребления объемов воды в городе — об этом и не только корреспондент интернет-портала Nashgorod.ru пообщался с генеральным директором компании «Тюмень Водоканал» Мугаммиром Галиуллиным.

Все новости из рубрики «Интервью нашего города»

Реклама:










Создание и разработка сайтов в Тюмени

Архив

Интервью

Новости от Нашгород.ру

Северное волокно
© 2002—2016, OOO «Наш Город РУ», Тюмень, Все права защищены © При использовании материалов ссылка обязательна.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–20303 от 29 декабря 2004 выдано Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. © Разработка — студия «Автограф»