Андрей Степанов: Конец года был очень тяжелым в эмоциональном плане
10.02 / 11:11
    
20
февраля
20.09.2011 / 13:06

Сергей Чашкин: Если хочешь после Беркли стать популярным музыкантом, уезжай от него подальше

Сергей Чашкин: Если хочешь после Беркли стать популярным музыкантом, уезжай от него подальше

Известный джазовый гитарист, выпускник музыкального колледжа Беркли Сергей Чашкин посетил наш город 10 сентября. Он провел мастер-класс, на котором поделился секретами виртуозной игры и рассказал об особенностях обучения за границей.

В личной беседе Сергей рассуждает о трудностях и возможностях современного гитариста, а также о том, как обучение в Беркли изменило его жизнь.

Об обучении в Беркли.

Когда ты обнаружил в себе тягу к музыке?

— Моя музыкальность начала проявляться еще в детстве. Возможно, это наследственное: двоюродный дедушка был профессиональным музыкантом, виолончелистом. Папа до сих пор играет на фортепиано и поет. Несмотря на то, что в детстве больше занимался спортом, фигурным катанием, я все-таки умудрился попасть и в музыкальную школу. В наш класс пришли педагоги для прослушивания, и после него меня приняли.

В музыкальную школу я ходил неделю. Потом уроки там стали пересекаться с занятиями в спортивной секции, и я бросил «музыкалку». Педагоги говорили мне, что я об этом пожалею. И спустя десять лет я пожалел: вернулся туда и закончил ее экстерном.

Как появилась идея поступить в Беркли?

— Среди музыкантов эта школа на слуху, многие стремятся туда. И я не был исключением. Узнал, что в Израиле есть отделение колледжа. И после года учебы в музыкальном училище им. П.И.Чайковского я отправился туда. Мне нужно было подтянуть как музыкальную базу (в большей степени — теорию), так и материальную.

В Израиле, что хорошо, мне помогло государство: частично оно оплачивало мне обучение как новому репатрианту. Когда же я получил что-то наподобие нашего среднего специального образования, решил попытать счастья на прослушивании в Беркли. Ведь каждый год в Израиле проходят экзамены для поступления в бостонский колледж.

Трудно было попасть в число студентов колледжа?

— Поступать в Беркли едут лучшие музыканты из разных стран. Конкуренция есть всегда. Но я даже попал на частичную стипендию, то есть оплачивал лишь часть обучения. К слову, полгода обучения в Беркли стоят 12 000-13 000$ в зависимости от направления. Но в последние годы даже за такую кругленькую сумму туда сложно попасть. Сейчас очень большой конкурс, в том числе на платные места! Грубо говоря, из 7 тысяч абитуриентов, которые едут туда каждый год, поступает лишь тысяча.

Что такое ты сыграл на прослушивании, что попал туда?

— Простой джазовый стандарт (улыбается)... «They will never be another you». Главное не то, какое ты произведение играешь, главное — как.

Беркли — это школа мировых звезд! Если верить Интернету, из российских знаменитостей ее закончили только И.Бутман и ты. Действительно ли русских ребят там так мало?

— В последние годы российских музыкантов становится все больше. Причем их мастерство на очень высоком уровне. Я знаком с саксофонистом из Питера (мой очень хороший друг и отличный музыкант), который получил полную стипендию. Двое саксофонистов из Москвы тоже очень сильные музыканты. Вообще 20-25 человек из всей школы по всем направлениям русские ребята.

Вот слышу про музыкантов из Москвы, Питера... А из уральского региона были студенты?

— Честно говоря, за время учебы я никого не нашел.

Проведя немало времени в многонациональной музыкальной среде, заметил ли ты, что какие-то национальности более сильны в музыке?

— Много хороших музыкантов со всех точек планеты. Много азиатов. И плюс их в том, что они очень трудолюбивые. Смотришь, как они усердно занимаются, и самому хочется.

Ты видел Беркли изнутри. Скажи, туда стоит стремиться?

— Конечно, стоит. Там огромное количество приезжих музыкантов. У каждого своя национальная музыка, свое влияние, свое окружение. Каждый от этого еще более уникален! Неповторим. Один совершенно не похож на другого. Это очень здорово! Еще хорошо то, что ты можешь поучиться у тех, кого слышал лишь в записи. К примеру, Курт Розенвинкель, Виктор Вутен, Бэлле Флэк, Джек ДеДжонетт, Стив Смит, Антонио Санчес, Авишай Коэн (трубач), Гэтри Гован давали мастер-класс.

У нас преподавал Мик Гудрик, который сам долгое время концертировал, но сейчас в силу возраста больше преподает. Учил нас и Дэвид Гилмор, не тот, который в «Пинк Флойд», но тоже известный музыкант. «Топовый» зарубежный джазовый гитарист сегодня. Также я учился у Джона Дэмиана, замечательного гитариста и гениального педагога.

Есть ли различия в нашей и американской системах образования?

— В американской системе есть индивидуальный подход к каждому музыканту. В Беркли для каждого студента составляется индивидуальное расписание. Ты можешь сам выбирать себе преподавателя. Менять его каждый семестр. Пойти учиться к тому, кто лучше разбирается в направлении, которое ты выбрал. Там система подстраивается под человека.

В России же мне такого наблюдать не приходилось. У нас одна система, и неважно, какой у тебя уровень: ты после музыкального колледжа или только вчера взял в руки гитару — все учатся по одной программе. Индивидуальные качества нивелируются. И естественно, обучение менее эффективно.

О джазе и музыкантах

Почему ты выбрал джаз?

— Раньше я играл тяжелый рок. Но потом стал интересоваться импровизационной музыкой. Привлекла свобода в игре, свобода выражения своих мыслей. Так постепенно пришел к джазу. Из музыкантов на меня сильно повлиял Джо Пасс. Повлияли также духовые инструменты, в частности, саксофон и труба: это очень важные инструменты в джазе. Они и сейчас влияют на меня больше, чем гитаристы.

Что ты посоветуешь начинающему джазовому музыканту?

— Надо прийти домой и начать слушать джаз. А потом уже играть самому. Нужно заниматься столько, сколько ты можешь, а не ставить себе нереальных задач.

А сколько ты сам занимаешься в день?

— Каждый раз по-разному. Но не менее 3-4 часов в день. При этом я планирую занятия. Знаю, с чем буду работать сегодня. Я всем советую потратить 15 минут на планирование — и оставшееся время, пусть один час или полтора, пройдет более продуктивно.

Влияет ли инструмент, в частности, гитара, на качество исполнения?

— Я скажу так: на гитаре очень просто научиться играть плохо и очень сложно научиться играть хорошо. Инструмент в данном случае второстепенен. Сейчас у меня джазовая гитара — Гибсон ES 175 кастом шоп. Она наполовину акустическая, наполовину электро, очень нравится мне своим акустическим звучанием. Ее «голос» чистый, настоящий.

Расскажи, кто из джазовых гитаристов сейчас популярен в Америке? И почему?

— На первом месте, пожалуй, Курт Розенвинкель. А еще музыканты с его потока — это Джошуа Редман, Бред Мелдоу, Марк Тернер. Они считаются «топовыми» музыкантами. А популярны они тем, что у них красивая музыка (улыбается).

Приходилось ли тебе играть джаз с кем-то из знаменитостей?

— Да, посчастливилось поджемить в Беркли с замечательными музыкантами — трубачом Авишаем Коэном, пианистом Аароном Гольдбергом и барабанщиком Грегори Хатчинсоном. Они приезжали с концертом и мастер-классом в Беркли, и мне довелось с ними играть на одной сцене.

А в России, по-твоему, кто хорошо играет джаз?

— (Задумался). А вот мы (с Андреем Злояном — авт.) вчера ходили на концерт органного трио! Очень интересные музыканты, хороший гитарист играл — Максим Шибин... В России, к сожалению, хороших джазовых гитаристов не так много. Не то, чтобы их нет — просто не так много музыкантов, которые играют только джаз. Они играют его как одно из направлений. Но мало кто отдается ему всецело.

Поделись впечатлением как артист: наша публика отличается от американской?

— Отличается. Например, у нашей публики ты будешь востребован, если играешь как кто-то из знаменитых музыкантов. Скажем, как Колтрейн, Паркер или еще кто-то. В Штатах ты интересен, если ты играешь индивидуально. Если ты играешь как Джошуа Редмен — ты не будешь популярен. Все потому, что Джошуа Редмена можно послушать в соседнем клубе. В Америке ценится индивидуальность, свой звук, авторские композиции!

Про тебя в Интернете пишут, что ты талантливый молодой музыкант, самобытный... Ты считаешь себя самобытным?

— Я еще в поиске своей самобытности. Пишу, играю свои композиции, но их еще нужно вывести на определенный уровень.

Каждый день ты занимаешься музыкой; в чем находишь свое вдохновение?

— Меня вдохновляет игра с другими музыкантами. Джаз — это импровизационная музыка. Порой на сцене происходят вещи, которые совершенно не были запланированы. Они происходят произвольно. Ты играешь и не знаешь, что будет дальше. И в этом-то все удовольствие!

О перспективах после Беркли

Что ждет музыканта после Беркли?

— Если исполнительское отделение, то музыканты остаются в Бостоне или едут в Нью-Йорк, в центр джазовой тусовки. Композиторы, которые пишут музыку для кино, покоряют Лос-Анджелес или Голливуд. Кто-то возвращается домой. Нет пути, который тебе гарантирован.

А разве ученики из бостонского колледжа не нарасхват?

— Чем дальше ты от Беркли, тем больше ты востребован. Тем больше за тебя хватаются. В самом Бостоне — тысячи людей, которые учатся или учились в Беркли.

Отчего тогда ты, окончив Беркли, вернулся в Россию, а теперь вновь собираешься в Америку?

— В США больше музыкантов, больше клубов... И еще мне одобрили рабочую визу. Раньше у меня была только студенческая, и я не мог по ней работать. Поскольку есть шанс — я хочу попробовать.

Неужели тебе не предлагали остаться в России, играть в каком-нибудь коллективе?

Предлагали. Но это предложение было не настолько перспективным, чтобы остаться (смеется).

Где ты планируешь работать в США?

— В любых местах и коллективах. Везде, где можно играть музыку и получать за это деньги. Возможно, займусь преподавательской деятельностью — частными уроками. Там на занятиях можно хорошо заработать.

Какие творческие вершины тебя манят?

— Хочется играть свою музыку. Чтоб у нее был слушатель, и чтобы она приносила деньги.

Ты видишь себя сольным исполнителем или музыкантом в коллективе?

— Я бы хотел, чтобы у меня был коллектив. Мне нравится взаимодействие. Нравится создавать музыку с другими людьми.

Беседовали Светлана Рожина и Алексей Голомолзин, центр развития гитары «Романтик саунд»

Посмотреть все фотографии
7
Автор: Procop
Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация

Просмотров: 5400 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Интервью, Музыканты, Гитара, Romantic sound, Тюмень, Музыка

 
 Комментарии  0  


Другие новости рубрики «Интервью нашего города»

Асия Кагина: Профессию надо выбирать сердцем
Асия Кагина: Профессию надо выбирать сердцем  7
15.02 / 16:13
Она оставила учебу в ВУЗе, последовав за мечтой о небе и полетах. Сегодня она не жалеет о своем решении — ее рабочим местом стала кабина вертолета Ми-8. О своей «дороге в облака» корреспонденту NashGorod.ru рассказала второй пилот АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги» Асия Кагина.
Андрей Степанов: Конец года был очень тяжелым в эмоциональном плане
Андрей Степанов: Конец года был очень тяжелым в эмоциональном плане
10.02 / 11:11
В прошлом году в адрес Уполномоченного по правам ребенка Андрея Эдуардовича Степанова поступило 769 обращений.
Неля Рахимова: «Устойчивое развитие» - не просто слова
Неля Рахимова: «Устойчивое развитие» — не просто слова  1
03.02 / 16:58
Генеральная ассамблея ООН в 2015 году утвердила 17 целей устойчивого развития до 2030. О важности этих целей, корреспонденту NashGorod.ru рассказала специалист в области устойчивого развития Неля Рахимова.
Команда КВН «Наполеон Динамит»: Хотим взять от сезона Высшей лиги по максимуму
Команда КВН «Наполеон Динамит»: Хотим взять от сезона Высшей лиги по максимуму
30.01 / 10:12
Команда «Наполеон Динамит» в этом году представит Тюменскую область в Высшей лиге КВН. Раньше квнщики играли за Челябинск, но в составе сборной есть наши земляки — Евгений Хохлов и Артем Смирнов. Корреспондент NashGorod.ru встретился с тюменской половиной команды сразу после сочинского фестиваля, чтобы узнать о причинах смены квновской прописки и планах на сезон «вышки».
Следователь Маргарита Полянских: Каждое преступление в сфере медицины - индивидуально
Следователь Маргарита Полянских: Каждое преступление в сфере медицины — индивидуально  10
20.01 / 15:39
Громкие скандалы, в которые оказываются втянуты врачи и медицинские учреждения, время от времени сотрясают Тюмень, вызывая широчайший общественный резонанс. Следователь Маргарита Полянских — человек, чья задача установить истину, когда заходит речь о врачебной ошибке или халатности медиков. Корреспонденту интернет-портала NashGorod.ru Маргарита Анатольевна рассказала об особенностях своей работы.
Андрей Добрынин: Уделите детям время!
Андрей Добрынин: Уделите детям время!  16
04.01 / 15:00
Тюменский регион оказался вовлечен в события, связанные с деятельностью интернет-сообщества «Дети-404». Зачем общественники обратились в областную прокуратуру, губернатору Тюменской области и уполномоченному по правам ребенка, интернет-порталу Nashgorod.ru рассказал руководитель Тюменского родительского комитета Андрей Добрынин.
Анатолий Пусев: В 2017 году работа аэродрома в Ялуторовске выйдет на новый уровень
Анатолий Пусев: В 2017 году работа аэродрома в Ялуторовске выйдет на новый уровень  26
20.12.2016 / 15:04
В начале декабря портал NashGorod.ru опубликовал новость о скандале на аэродроме Тюменского АСК в Ялуторовске. Его работники сообщили о нарушениях трудовых прав и невыплате зарплаты. Вместе с тем, тюменское региональное отделение ДОСААФ, призвало не сгущать краски и не преувеличивать проблему.
Роман Разоренов: За тепло в домах все чаще отвечают юристы и экономисты
Роман Разоренов: За тепло в домах все чаще отвечают юристы и экономисты  13
15.12.2016 / 10:47
Вопрос теплоснабжения, пожалуй, в каждом регионе зимой актуален. Тюменская область — не исключение. В мороз статистика порывов регулярно растет, и каждый день в городе количество отключений составляет по несколько десятков объектов. Какова причина частых порывов на тепломагистралях, и как решить эту проблему, корреспондент интернет-портала Nashgorod.ru узнал у эксперта НП «Российское теплоснабжение» Романа Разоренова.
Лидер группы «ГештальТ»: После восьми лет карьеры мы готовы ко всему
Лидер группы «ГештальТ»: После восьми лет карьеры мы готовы ко всему  3
21.11.2016 / 14:20
Рок-группа «ГештальТ» из Екатеринбурга свой восьмой день рождения отметила в Тюмени. Морозным вечером в пятницу, 18 ноября, музыканты выступили на сцене рок-бара «Сайгон». Перед концертом корреспондент интернет-портала NashGorod.ru пообщался с лидером и вокалистом команды Александром Чвалой.
Шамиль Бакиров: Родители заставили вернуться в спорт
Шамиль Бакиров: Родители заставили вернуться в спорт  1
29.10.2016 / 12:37
С 12 по 16 октября в Будапеште прошли чемпионат и первенство мира по неолимпийской версии тхэквондо ITF. В столице Венгрии золото в категории юношей 15–17 лет завоевал тюменец Шамиль Бакиров.

Все новости из рубрики «Интервью нашего города»

Реклама:










Создание и разработка сайтов в Тюмени

Архив

Интервью

Новости от Нашгород.ру

Северное волокно
© 2002—2017, OOO «Наш Город РУ», Тюмень, Все права защищены © При использовании материалов ссылка обязательна.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–20303 от 29 декабря 2004 выдано Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. © Разработка — студия «Автограф»