Семен Зенков: Во время пожара не страшно — ты не боишься, а действуешь  4
26.06 / 17:15
    
28
июня
08.04.2012 / 12:35

Позитивный педагог Александр Виницкий

Позитивный педагог Александр Виницкий

В конце марта в Тюмени прошел конкурс юных гитаристов «Весенний аккорд». Кто-то открыл в себе талант, а кто-то штурмовал новые вершины. Специальным гостем конкурса стал Александр Виницкий, один из лучших гитаристов России. Он играет джаз на классической гитаре и является основателем уникальной методики обучения.

Александр, расскажите о Ваших впечатлениях о прошедшем конкурсе?

За два года уровень конкурса значительно вырос. Я отметил ребят, которые уже в раннем возрасте проявляют незаурядные способности. Также нельзя не сказать и о педагогах уральской, сибирской школы, которые в течение многих лет создавали собственную методику и манеру преподавания. Видно, что в музыке идет интеграция культур из разных уголков мира. Это все дает ощущение настоящей живой музыкальной культуры, которая, в частности, в Тюмени видна как процесс.

Я хочу сказать, что игра на гитаре — это не так праздно, как может показаться. Все гораздо серьезнее, потому что это помогает детям в жизни. Получив такую «музыкальную прививку», ребята интеллектуально развиваются, растет их расположение к серьезной музыке. И, будучи уже взрослыми, они смогут стать спонсорами фестивалей, конкурсов, грантов, то есть помогать культуре сами. Поэтому этот базовый образовательный процесс — со всех сторон позитивный.

Вы участвовали во многих гитарных конкурсах. Что Вы можете сказать о «Весеннем аккорде» в сравнении с ними?

Этот конкурс выдерживает конкуренцию с солидными европейскими конкурсами во Франции, в Польше. Может быть, в организации есть кое-какие недочеты, но мы над ними работаем. В будущем надо расширяться до международного масштаба, и это вполне возможно. Есть прекрасная форма организации, которая работает по всему миру, — обмен. Франция и Испания так делают давно. Иногда это затратно, но необходимо для культурной интеграции, ведь нельзя «закрыться» и творить. И очень важный момент, что этот фестиваль — транзитный, жюри переехало из Шадринска в Тюмень. Идея этого катящегося конкурса не нова, так проводят конкурсы в других городах России и за рубежом.

Кто из артистов понравился больше всех?

Я сейчас не смогу назвать имена, только тюменских было около 80 человек, но поражает их юный возраст. Мне больше всех запомнились маленькие гитаристы.

Вероятно, большинство из них представляют себя музыкантами в будущем…

Путь музыканта — это путь, полный крутых поворотов и искушений. Профессия музыканта — не как все остальные профессии, которые объединены в систему. Твой уровень зависит от тебя самого, от инструмента, на котором ты играешь, от того, как тебя воспринимают близкие, какой у тебя педагог… Все эти факторы влияют на творчество. Поэтому я не агитирую своих учеников выходить на этот путь. Я говорю им, что нет легких путей, и пусть они выбирают сами. Моя задача как учителя — подготовить их к этому нелегкому бесконечному путешествию по жизни, научить не только играть на инструменте, но и сформировать отношение к музыке.

Каковы перспективы музыканта-гитариста в России?

Система музыкального образования меняется и травмируется слишком много и слишком часто. Самое печальное то, что в этом участвуют люди, не имеющие никакого отношения к музыке. Это я говорю вполне ответственно, потому что мне самому пришлось уйти из Гнесинки, так как устал от формальностей. Я ушел и создал две школы, в России и в Литве, в Вильнюсе. Там занимаются педагоги по моей методике. Я провожу семинары, концерты. Поэтому перспектива для молодых музыкантов очень спорная. Конечно, есть ряд достойных педагогов, у которых можно продолжать обучение, но исполнительский путь — это, по сути, одиночество. Ты остаешься наедине с инструментом. Решение, которое ты принимаешь, должно быть очень глубоко прочувствовано. Это жестокая дорога, которую ты должен выдержать. Потому что, в конце концов, эта дорога приводит на сцену. Зрители — люди капризные, они хотят на сцене видеть героя. Человека проигравшего зрители не хотят видеть. Они не хотят видеть, как он трудится, как ему тяжело. Зритель не хочет сочувствовать, он пришел за мечтой.

Вы провели мастер-класс на тему «Аккомпанемент». Почему именно эта тема?

Я ее выбрал, во-первых, ввиду ограниченного времени, а во-вторых, потому, что этой теме уделяют мало внимания. На самом деле аккомпанемент — это великое искусство. Аккомпанировать на гитаре — это не просто мастерство, а целая философия. Это искусство, которое включает в себя исполнительство, умение слушать, искусство аранжировщика, иногда и композиторскую работу. А в силу того, что гитара хорошо сочетается с другими инструментами, тема аккомпанемента мне кажется очень актуальной. Я делюсь своим опытом как аккомпаниатора с Еленой Камбуровой и со многими другими певцами и певицами.

Чем Вас не устраивает общепринятая методика преподавания?

Я сам прошел все ступени нашего отечественного образования, а затем долгие годы преподавал в училище им. Гнесиных классическую гитару. Меня не устраивает то, что эта система вообще не реагирует или реагирует очень медленно на происходящее в мире. Некоторые элементы, такие, как ритмика, искусство аккомпанемента, аранжировки, импровизации, — совершенно не развиваются. На Западе, например, есть музыкальная йога, музыкальная гимнастика. А у нас это не практикуется. Но в своей студии я могу уделять этому время.

Другое дело, что я не готовлю профессиональных музыкантов, а приобщаю к музыке широкий круг людей и детей. Мы не гонимся за результатом, а погружаемся в элементы. Что касается профессии, то постепенно у тебя формируется своя манера исполнения, и с ней ты выходишь в жизнь. И ты либо будешь востребован, либо нет. Если в тебе кто-то нуждается, то ты счастливый человек, раз можешь давать знания. Поэтому то, что я пробовал в течение долгих лет, я решил применить на практике. Процесс этот непростой, но очень позитивный, так как направлен на окультуривание.

Что касается моей методики, то это европейский вариант обучения. Начальное образование в целом не нацелено на высшие музыкальные достижения. Я побуждаю учеников ходить на концерты, чтобы они поверили в себя и свои силы, помогаю им развиваться, чтобы они становились лучше, добрее. В общем, я развиваю европейские человеческие понятия через музыку. Поэтому, если ты сыграл так или иначе, ты молодец.

Также на начальном этапе очень важно делать музыкальные упражнения, чтобы освобождать тело от зажатости. Это ряд упражнений с инструментом. Ученик переносит внимание не на достижение технических и художественных задач, а на контроль над телом, участие тела в процессе игры. Освобождение от зажимов формирует качества, которые позволяют контролировать каждую клеточку тела. Формирование этих качеств занимает определенное время. Дальше, на следующем этапе обучения, идет «служение». К профессиональным вершинам приходят единицы. К тому же, сегодня профессиональное занятие музыкой — это еще и финансовая нагрузка на семьи, на тех, кто помогает музыканту.

Вы считаете, репертуара для детей не хватает?

Да, не хватает. И так получилось, что я стал писать для детей музыку с джазовыми элементами. Это очень сложно, потому что нужно создать музыку, которая была бы интересна в игре, она должна быть реально исполняема. И в какие-то моменты нужно превращаться в ребенка. Взрослому это сложно. Я не имею в виду дурачиться, а просто отбросить в сторону свой опыт, образование, положение в обществе. Поэтому я работал, работаю и буду работать в этом направлении. Самые первые шаги ученика, 3–4 месяца — самая большая работа. Большую ставку я делаю на развитие слуховых качеств, на «вытягивание природы». Творческим педагогам это сможет помочь.

Вы — педагог, композитор и исполнитель. Что для вас сейчас ближе?

Композиторская работа для меня вышла на первый план, далее — исполнительство, поскольку это почти единственный способ заработать деньги, ну и, конечно, я не оставляю преподавательскую деятельность. У меня есть ученики, с которыми занимаюсь более глубокими вещами: аранжировки, импровизации. В своих школах я куратор, даю материалы, приезжаю на открытые уроки, провожу семинары, а преподают другие педагоги по моей методике.

Что Вы играете как исполнитель?

Основа всего — джаз и разные его ответвления. Меня интересует музыка, которая не имеет названия или пересекается с разными стилями. Это так сказать дневники, которые выражены в игре.

В последние годы пишу камерную музыку для гитары со струнным квартетом, для гитары камерного оркестра, много дуэтов, трио. Круг интересов широкий и всегда входит такой детский репертуар, и много идей, которые хочется осуществить. Детский репертуар: учебный, игровой, то, что на конкурсах исполняется. Большое внимание уделяю ритмическому развитию, освобождению от комплексов, в новой работе большой раздел по ритмике. Необходимы регулярные семинары. Вопрос не навязывания своих идей, а вопрос передачи знаний и опыта, тех элементов, которые ты сможешь использовать в педагогической деятельности.
Ваши базовые принципы работы педагога?

Я называю это позитивной педагогикой. Вы никогда не будете педагогом абсолютно справедливым, вы будете ошибаться. Но ребенок должен понять вас. Базируется это все на том, что устанавливается дистанция возрастная, но с другой стороны ее нет, так как идет взаимная учеба. Стоит воспринимать ученика всерьез со всеми его чудачествами. Ко мне приходили и рокеры, и панки, даже бывшие наркоманы, и начинали интересоваться классической гитарой. Из многих получались хорошие музыканты. Если ты не считаешься с учеником — ты его теряешь. Все мы хотим уважения к себе. Ребенок — незащищенное существо, поэтому важно ему помогать. В этом смысле школа ставит в сложное положение, а в студии я могу свободно это делать.

А зачем вообще нужны конкурсы? Должен ли педагог выставлять на конкурсы ученика?

Этот вопрос не имеет однозначного ответа. Есть естественный ход событий. Если вы посмотрите биографии великих музыкантов, вы поймете, что в конкурсах они не участвовали. Карьера складывалась другим путем. Сегодня конкурс нельзя исключать, потому что статус победителя поднимает статус и самооценку и ученика, и педагога. Учитель гордится тем, что вырастил цветочек. Также лауреатам надо давать возможность выступить. Мое к вам пожелание: делайте концерты лауреатов.

Что бы Вы пожелали тюменскому конкурсу и тюменской школе?

Самое главное пожелание — это чтобы он продолжался, повторялся, чтобы тот вирус, которым поражает этот конкурс, давал серьезные осложнения. Вот эти волны чтобы докатывались, импульсы доходили, чтоб вовлекалось все больше людей. Я хотел бы, чтобы конкурс был не только гитарного формата, но чтобы это было также культурное событие. Я желаю конкурсу шире-шире разрастаться.

Благодарность выражаю организаторам — Станиславу Савельеву из Шадринска и Наталье Чубке из Тюмени. Я здесь не случайно оказался, потому что все складывается из наших отношений. Я очень благодарен, что меня пригласили. Мы готовы идти на компромиссы, потому что нас объединяет цель. Обязательно должна быть центральная идея, вокруг которой все складывается. И терпеть какие-то лишения ради идеи мы готовы.

Материал подготовили Алексей Голомолзин при участии Марины Михальковой (Центр развития гитары «Романтик саунд»)

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация

Просмотров: 1919 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Тюмень, Интервью, Музыка

 
 Комментарии  0  


Другие новости рубрики «Интервью нашего города»

Семен Зенков: Во время пожара не страшно - ты не боишься, а действуешь
Семен Зенков: Во время пожара не страшно — ты не боишься, а действуешь  4
26.06 / 17:15
Тюменский пожарный Семен Зенков получил из рук губернатора важную награду — знак отличия «За мужественный поступок». В декабре прошлого сотрудник МЧС спас из горящего дома женщину с двумя детьми. Сам Семен, впрочем, не считает, что совершил подвиг. Он просто делал свою работу.
Сергей Гулевич: Слоны делают меня добрее
Сергей Гулевич: Слоны делают меня добрее
24.05 / 17:56
Слоны Большого Варшавского цирка, выполняющие различные трюки под руководством дрессировщика Сергея Гулевича, в середине минувшей неделе покорили жителей Тюмени. В областной столице в последний раз они выступят уже 28 мая.
Александр Макаров: Что общего между монолитным домостроением и виноградом?
Александр Макаров: Что общего между монолитным домостроением и виноградом?  2
14.05 / 13:31
Он во всяком деле любит нестандартный подход — будь то строительство, которым занимался всю сознательную жизнь, или виноградарство, которым увлекся несколько лет назад. И везде добивается успеха…
Александр Зверев: Изобретение без внедрения - молоко без коровы?
Александр Зверев: Изобретение без внедрения — молоко без коровы?  8
12.05 / 12:11
Россия — одна из тех стран, которые не смогли пожать плоды 4-й промышленной революции… Маленькая Швецария каждый год экспортирует гораздо больше высокотехнологичной продукции, чем Россия… в 3–4 раза больше! Почему?
Академик Мельников: Холод - это богатство нашей страны
Академик Мельников: Холод — это богатство нашей страны  23
26.04 / 18:21
Нынешней весной исполнилось 33 года научной деятельности в Тюмени академика РАН Владимира Павловича Мельникова. Почти сказочная цифра, за которой стоит многое — личные успехи, проблемы, становление академической науки в Тюменской области.
Олег Архипов: После криминальной «десятки» хочу заняться Конан Дойлем
Олег Архипов: После криминальной «десятки» хочу заняться Конан Дойлем  15
15.04 / 17:21
Он написал уже семь книг. Каждая следующая работа становится острее и ярче предыдущей. Только улеглись споры-разговоры по поводу книг из серии «Смерть под грифом «Секретно», посвященной загадочной гибели группы Дятлова, он берется за тему, на которую многие не решаются говорить вслух даже сейчас — о криминальных группировках Тюмени образца 90-х.
Татьяна Ишкова решила голодать до победного конца. Новые подробности
Татьяна Ишкова решила голодать до победного конца. Новые подробности  114
04.04 / 20:00
У стен администрации Тюменского района идет голодовка до победного конца. Началась она 1 апреля, и это было бы смешно, когда бы не было так грустно.
Алексей Салмин: «Мы стоим у воды и страдаем от жажды»
Алексей Салмин: «Мы стоим у воды и страдаем от жажды»  5
02.04 / 15:22
За пять лет руководства Федерацией зимнего плавания Алексей Салмин пришел к выводу, что пора систематизировать опыт, обобщить информацию, как-то изложить ее и выходить на федеральный уровень.
Ольга Климова: Из 10 клещей 6 заражены опасными болезнями
Ольга Климова: Из 10 клещей 6 заражены опасными болезнями  23
13.03 / 17:04
Тюменские врачи-инфекционисты готовятся к приходу «горячей поры». Медики предупреждают: весна — это не только теплые лучи солнца и первая зелень на лужайках, но и традиционных наплыв пациентов, пострадавших от укусов клещей. Как защититься от маленьких лесных врагов, горожанам напомнила заместитель главного врача тюменской инфекционной больницы Ольга Климова.
Асия Кагина: Профессию надо выбирать сердцем
Асия Кагина: Профессию надо выбирать сердцем  14
15.02 / 16:13
Она оставила учебу в ВУЗе, последовав за мечтой о небе и полетах. Сегодня она не жалеет о своем решении — ее рабочим местом стала кабина вертолета Ми-8. О своей «дороге в облака» корреспонденту NashGorod.ru рассказала второй пилот АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги» Асия Кагина.

Все новости из рубрики «Интервью нашего города»

Реклама:




Архив

Интервью

Новости от Нашгород.ру

Северное волокно
© 2002—2017, OOO «Наш Город РУ», Тюмень, Все права защищены © При использовании материалов ссылка обязательна.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–20303 от 29 декабря 2004 выдано Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. © Разработка — студия «Автограф»