Происшествие Авария Пожар ДТП

Сообщи нам
Проблемы Тюмени
Обсуждаем
Новости от Нашгород.ру
Добавить на Яндекс
03.05.2012 / 17:10
Проблемы Тюмени: новостройки, отсутствие зелени, заводы в черте города

Тюменские экологи провели экспертизу изменений, которые предлагает внести в Генплан нашего города омский институт территориального планирования «Град». По их мнению, изменения, которые предлагают внести в Генплан, узаконят градостроительные нарушения и усугубят экологическую обстановку в Тюмени.

Наша статья представляет собой «выжимку» из 34 страниц текста общественной экспертизы по проекту изменений в Генеральный план города Тюмени. Анализ подготовила коллегия экологов Общественного совета города Тюмени.

Комплексный проект развития территорий Тюмени включает в себя предложения по изменениям в Генеральный план города. Проект разработал институт территориального планирования «Град» по техническому заданию, согласованному с Главным управлением строительства Тюменской области и утвержденному Главой администрации города Тюмени в августе 2009 г.

Существующий Генеральный план города Тюмени разрабатывался семь лет и в окончательной редакции был утвержден всего лишь три года назад. Он прошел публичные слушания, государственную и общественную экологические экспертизы и рассчитан до 2040 года.

По мнению коллегии экологов, генеральный план города Тюмени – не ведомственная целевая программа и не может корректироваться ежегодно. В противном случае размываются его смысл и предназначение.

Строительство и архитектура

Коллегия считает, что некоторые изменения в Генплан хотят внести, чтобы узаконить неправомерные решения, градостроительные нарушения и распоряжения об отводах земельных участков под строительство объектов, которые не соответствуют функциональному назначению и зонированию существующего Генплана. Пример последнего – предусмотренная проектом замена зоны охраняемого ландшафта на территории поймы реки Тура в районе ДСК-500 (7 планировочный район «Гилевский») на зону размещения промышленных предприятий.

Другие примеры - сгоревший дом притча у Спасской церкви, напротив филармонии, на месте которого сейчас автостоянка и, согласно неподтвержденной информации, могут построить гостиницу Mariott.

В 1984 году в нашем городе разработали легендарный проект зон охраны памятников истории и культуры г. Тюмени. Он был согласован на государственном уровне и утвержден Тюменским облисполкомом. Легендарный – потому что он последовательно был основой разработки, используется в действующем Генплане 2008 года и в разрабатываемом институтом «Град» в 2010 и 2011 годах. Все двадцать шесть лет с момента разработки зон охраны не было ни одного дня, когда бы он не действовал, когда бы можно было безнаказанно его нарушать. И все же власть, которая инициировала и разработку этого документа, и последовательное включение его в действующие градостроительные регламенты, позволяет нарушать его, разрешая (или не препятствуя) возводить незаконные объекты в зонах регулирования застройки, которые сама же и утвердила.

В проекте были рассчитаны зоны ограничения этажности застройки - с учетом градостроительной роли памятников – чтобы сохранилась прямая видимость памятника (и взаимодействие с соседними) с оптимальных, наиболее важных точек обзора.

Новые здания противоречат концепции проекта зон охраны памятников истории и культуры Тюмени. Так, офисно-торговый 6-8-этажный комплекс «Панорама» (здание-стена, более чем 20 м высотой и 140 м длиной) по ул. Ленина « чудовищно и безвозвратно попирает исторический ландшафт, изначально определивший ядро, архитектурно-планировочную структуру города и самые ранние городские памятники». Сюда же можно отнести 16-этажное здание ПСК «Континент» в квартале с ограничением высоты застройки 9 этажей; 10-ти этажное офисное здание с жилыми помещениями, строящимся ЗАО «Горжилстрой», за сквером Борцов революции в рекреационной, водоохранной зоне посреди строящейся набережной.

Объекты, строящиеся без разрешения или разрешение на постройку которых получены незаконно – действительно, проблема для Тюмени. Так, строительство подземного пешеходного перехода на пересечении ул. Республики и М.Горького было начато в ноябре 2010 года, а разрешение получено в феврале 2011.

Экологи считают, если не сносить незаконные самовольные постройки в соответствии со ст. 222 Градостроительного кодекса РФ, узаконивать существующие нарушения Генплана, то нарушения Генплана будут происходить и после утверждения рассматриваемого проекта изменений в Генплан, что делает его разработку бессмысленным, а бюджетные затраты – бесполезными, неэффективными.

Металлургический завод

В томе 1 проекта изменений в Генплан «Пространственно-планировочное развитие территории» запланирован металлургический завод.

По мнению экологов, строительство металлургического завода огромной для Тюмени мощностью (550 тысяч тонн сортового проката в год) неизбежно приведет к ухудшению экологической ситуации в городе. Появится дефицит водных ресурсов, в том числе для централизованного водопровода города Тюмени. Тем более что в последние годы мы наблюдаем сокращение количества осадков и понижение уровня поверхностных и грунтовых вод. Источник подпитки технической воды завода - озеро Прорва (п. Антипино), которое соединяется с Турой.

Маленькая, мелеющая старица реки Тура – озеро Прорва не справится самостоятельно с таким мощным водозабором, и вода будет фактически забираться из реки Тура. Между тем, согласно заключению Екатеринбургского филиала ФГУ «Главгосэкспертиза» забор из реки Тура для технических нужд металлургического завода не разрешен.

В последние годы в августе уровень воды в Туре на перекатах составляет всего полметра. В начале 2012 г. уровень воды в ней является самым низким за последние 100 лет наблюдений. Многочисленные обращения граждан в начале 2012 года показывают, что понижение уровня воды в Туре ведет к ухудшению качества воды в централизованном водопроводе Тюмени, так как концентрация вредных веществ в реке Тура на единицу объема увеличивается.

Между тем, уровень потребления воды из р. Тура ежегодно увеличивается и будет продолжать увеличиваться в связи с ростом населения и увеличением объема техногенной деятельности. Поэтому администрации города Тюмени уже сейчас необходимо изыскивать дополнительные источники водоснабжения, в том числе подземные.

Зеленые насаждения

Проект изменений в Генплан предусматривает «Создание детских парков». При этом не указывается, где и сколько их будет, каких размеров, в каком году они появятся.

Из текста проекта следует, что планируется под парки и скверы приспособить окружающие Тюмень леса и рощи. Это повлечет за собой очередные массовые вырубки деревьев и кустарников под предлогом создания тротуаров, проездов, зданий общепита, обслуживания и т.д. Примеры - Гилевская роща и парк Затюменский. Горожанам, проживающим вблизи таких лесов и рощ, нет необходимости в их благоустройстве: тюменцы и так используют зеленые уголки для прогулок и отдыха.

Руководители департамента градостроительной политики администрации города Тюмени объясняют такую поправку в Генеральный план тем, что создавать в центре города скверы небезопасно для гуляющих там горожан, в связи с неудовлетворительным состоянием воздушной среды. Приводят в пример Цветной бульвар, который окружают улицы с интенсивным движением автотранспорта. Такое суждение весьма сомнительно.

Во-первых, существующие градостроительные нормы говорят о шаговой (даже не автомобильной) доступности рекреационных зон, которые должны располагаться не далее чем в 20 минутах ходьбы от дома, где проживает горожанин.

Во-вторых, скверы и парки, как раз, и являются средством для улучшения воздушной среды города. Отказаться от их создания – значит поставить крест на создании благоприятной окружающей среды.

В-третьих, чтобы Цветной бульвар и ему подобные обезопасить от вредного влияния автотранспорта, необходимо создавать на границах таких рекреационных зон зеленые трехъярусные санитарно-защитные полосы.

Генпланом предусмотрено увеличение площади зеленых насаждений в местах общего пользования к 2025 году без учета городских лесов – 19 м2/чел. Это меньше, чем предусмотрено существующим Генпланом (23 м2 на 1 чел.), а потому недопустимо.

Площадь зеленых насаждений общего пользования в Тюмени, по мнению коллегии экологов, составляет 2,3 м2/чел. Эта цифра основывается на существующем Генеральном плане Тюмени: там площадь насаждений общего пользования в городе указывается в размере 135,7 га. Кроме того, в городе имеются три лесопарка площадью 424 га. Крупных зеленых устройств в городе немного, преобладают скверы площадью до 1 га. Общее количество скверов – 80 шт.

Комитет по экологии администрации города Тюмени в последнее время почти ежегодно в своих отчетах увеличивал площадь зеленых насаждений общего пользования и в настоящее время указывает ее уже в размере 8,8 кв.м на 1 чел. Увеличение удельной площади зеленых насаждений общего пользования комитет по экологии обосновывает якобы увеличением площади скверов и бульваров в городском округе.

Между тем, горожане в действительности видят, что количество деревьев и кустарников в Тюмени с каждым годом становится все меньше и меньше, площадь парков, скверов и бульваров сокращается.

В восьмидесятые годы прошлого века при прокладке новой автодороги до аэропорта Рощино через территорию парка «Затюменский» была существенно, примерно на 50 га сокращена площадь указанного парка. Чуть позже, в конце прошлого века при строительстве автомобильного моста через р. Тура вдоль ул. Профсоюзная была сокращена наполовину площадь Загородного (Александровского) сада.

В 2006 году площадь 400-летия Тюмени сократилась наполовину в результате строительства здания Драмтеатра с паркингом, хоздвором, выносными тумбами и въездами-выездами. В 2011 году при так называемой «реконструкции» ул. Республики сократилась площадь сквера Юннатов и бульвара «Текутьевский».

В Генплане примерно 90 скверов, площадей, аллей, бульваров указаны неправомерно: их площадь меньше 0,5 га, характеристики противоречат СНиП и региональному нормативу («сквер «Вдохновение», «зеленый уголок по ул. Домостроителей, 16»; «сквер Юристов» и т.д.) О их недостоверности говорит и то, что у половины «скверов», «бульваров» и «площадей» нет наименования, а их «мощность» не соответствует требованиям законодательства.

Таким образом, в Генплане неправомерно указано, что в настоящее время уровень озелененных территорий общего пользования составляет 8,8 м2/чел. В действительности он составляет 2,3 м2/чел.

По мнению коллегии экологов, из-за того, что данные о зеленых насаждениях необоснованно завышают, созданию скверов и парков не уделяют должного внимания.

Транспорт и улично-дорожная сеть

В целом разработчики проекта («Град») правильно определили проблемы улично-дорожной сети и направления их решения. Первоочередные меры - строительство Восточного обхода города и транспортных развязок в разных уровнях на пересечении улиц Дружбы и Мельникайте, Широтная и Мельникайте, Московский тракт и Закалужская, Первомайская и Запольная.

По проекту изменений в Генплан Восточный обход Тюмени протяженностью 13,7 км планируют построить к 2030 году. Коллегия считает, что необходимо указать срок - 2015 год. 13,7 км дороги – это одна годовая программа любой крупной дорожно-строительной организации.

Высоко оцениваются предложения разработчиков о создании системы рельсового скоростного наземного транспорта с пропускной способностью до 15 тыс. пассажиров в час, которая позволит сократить время в пути для жителей соседних микрорайонов.

Транспортную эстакаду по ул. Профсоюзной от ул. 50 от ВЛКСМ до ул. Даудельная коллегия считает экологически опасным проектом.

Сомневаются экологи в появлении развязки на пересечении улиц Профсоюзной и 50-лет Октября: прилегающий земельный участок уже отведен и сваи забиты.

Разработчики проекта тиражируют необоснованный факт загрузки дорог города транзитным транспортом (цифр нет, по данным ТюмГАСА - 2002 г. - в центральной части города транзитного транспорта не более 2%). Хорошо известно, что крупные города имеют небольшой процент транзита, основные проблемы создаёт свой транспорт, тем более, что этот показатель снижается при росте численности населения.

Предложения по проекту изменений в Генеральный план и проведению публичных слушаний

Провести публичные слушания по проекту изменений в Генплан городского округа город Тюмень в каждом из 19 населенных пунктов муниципального образования городского округа город Тюмень. 25 января прошли публичные слушания по проекту изменений в Генплан МО поселок «Московский», куда пришло 180 чел. В зале негде было сидеть, часть жителей стояла. Слушания проходили в течение трех часов, было высказано более двух десятков замечаний по существу.

Поэтому можно с уверенностью ожидать, что в проведении публичных слушаний, например, в п. Антипино, п. Метелево или д. Верхний Бор, количество участников, замечаний и активность будут не меньшими.

Проект изменений в Генеральный план, подготовленный институтом территориального планирования «Град», необходимо переработать и внести в него следующие изменения и дополнения. В настоящее время в Тюмени существует две общегородские проблемы: заторы на улицах, неудовлетворительная экологическая обстановка. Все вносимые изменения в Генплан должны способствовать их решению.

Альтернативная концепция: освобождение города от «ненужных» поездок легкового транспорта личного пользования и развитие городского пассажирского транспорта.

Пересмотреть в Генплане план строительства автодорог и развязок. Приоритетным сделать строительство следующих объектов:

1). Восточный участок первой кольцевой автодороги «Обход г. Тюмени».

2). Путепровод через железную дорогу по ул. Монтажников.

3). Мостовой переход через Туру в поселке бывшего объединения «Тура» за ДСК 500.

4). Мостовой переход через Туру в районе между Архитектурно-строительным университетом и ДОК «Красный Октябрь» в направлении ул. Щербакова.

5). Транспортный тоннель под Транссибирской магистралью в створе улицы Белинского с выходом на Интернациональную.

6). Расширение мостового перехода через Туру по улицам Мельникайте и Челюскинцев.

7). «Пробивка» ул. М. Тореза параллельно ул. Северная через пустующие территории бывших заводов от ул. Республики до ул. 50 лет Октября и далее.

8) «Спрямление» и расширение участка улицы Советской от М. Горького до Северной за счет территории Станкостроительного завода.

9). Работы по выносу за городскую черту грузового и пассажирского (дальнего следования) железнодорожного движения (вынос осуществить до 2020 г.)

10). «Пробивка» улицы Запольной до Чернышевского (Товарное шоссе).

11). «Пробивка» улицы Харьковской до Профсоюзной.

12). Строительство тоннеля под ул. 50 лет Октября на участке от ул. Профсоюзная до ул. Пермякова.

Исключить из Генплана следующие объекты:

1) Строительство промышленных объектов в пределах границ городского округа Тюмени, в том числе строительство металлургического завода и завода пластмасс в п. Утешево.

2) Строительство надземной металлической эстакады от путепровода по ул. Мориса Тореза до ул. Даудельная (над проезжей частью ул. Профсоюзная).

3) Расширение проезжей части улицы Республики на участке от Мельникайте до Пермякова. В крайнем случае, реконструкцию указанного участка ул. Республики произвести после корректировки проекта, чтобы включить в него устройство трамвайных путей и велосипедных дорожек. Они предусмотрены проектом изменений в Генплан. Какой смысл производить реконструкцию указанного участка ул. Республики дважды? Ведь это заведомое планирование неэффективного расходования бюджетных средств.

4) Расширение проезжей части ул. Московский тракт. Строительство многоуровневой развязки на пересечении кольцевой автодороги и ул. Московский тракт отсрочить и произвести после окончания создания замкнутой кольцевой системы (строительства Восточного обхода).

5) Строительство новых зданий в историческом центре города (от областного музея до ул. М. Тореза, от ул. Герцена до ул. Советская) и т.д.

В Генплане необходимо уделить особое внимание сохранению и увеличению озеленения, в том числе в центральной части города, предусмотреть создание скверов на месте сносимых объектов, в том числе ветхих и других, жилых, ликвидируемых и выносимых из центра предприятий.

С полным текстом экспертизы вы можете познакомиться здесь. Другие материалы коллегии экологов Общественного совета Тюмени находятся по ссылке.

Источник: собственная информация
Просмотров: 13572 | Версия для печати
Читайте новости по темам: Экология, Парк, Генплан, Тюмень, Дороги
Увидели опечатку или ошибку?
Выделите ее и нажмите
Комментарии 0 Читать на форуме