Происшествие Авария Пожар ДТП

Сообщи нам
Проблемы Тюмени
Обсуждаем
Новости от Нашгород.ру
Добавить на Яндекс
23.08.2012 / 10:00
Новый школьный предмет: сто вопросов, один ответ

В этом учебном году тюменские школьники, равно как и ребята по всей стране, будут изучать новый предмет — «Основы религиозных культур и светской этики». Введение такого специфического курса в программу обучения 4-х классов до сих пор вызывает множество вопросов. Самые важные из них накануне стали центром обсуждений в одной из секций Тюменской областной педагогической конференции.

Круглый стол, посвященный новому предмету, объединил представителей разных конфессий, сотрудников ТОГИРРО и департамента образования и науки Тюменской области, преподавателей из Ялуторовска, Ишима, Тобольска, Тюмени, Омутинского и других муниципальных районов. В таком смешанном составе участники встречи поделились своими мнениями о новом курсе, поговорили о тонкостях его преподавания и обсудили возможные риски. В первую очередь, члены круглого стола рассказали о том, что они ожидают от нового предмета. «Потеря нравственности, ориентиров, которые всегда объединяли наше общество — то главное, что тревожит сегодня учителей, наше государство. Поэтому мы, работники образования, ждем от этого курса повышения нравственной культуры, что он приведет к пониманию истинных жизненных ценностей», — поделилась своим мнением Ольга Гроо, специалист отдела общего образования департамента образования и науки Тюменской области.

Дмитрий Кирьянов, православный священник, в свою очередь сказал о том, что основные ожидания от курса, с точки зрения православной церкви, носят общегражданский характер и, прежде всего, сюда входят «формирование ценностей, реализация права ребенка воспитываться в своей культурной среде, возвращение традиционных образов». «Нравственность — она общая у мусульман, у христиан. Школа просвещает, дает понятие добра. Всем остальным занимается храм» — так прокомментировал свою точку зрения имам Раиль Махмутов. Сергей Лавренов, представитель протестантской церкви, отметил, что данный курс может привести «от веротерпимости к настоящей толерантности и демократии».

Добавим, на другом круглом столе педагогическом конференции свое мнение о проблеме воспитания школьников высказала доктор педагогических наук, руководитель кафедры общей и социальной психологии Ирина Емельянова. По ее мнению, к религии нужно относиться «очень осторожно»: «Религия не равна духовности и не равна нравственности. Когда мы говорим о духовности, мы понимаем, что руководствуемся высшими смыслами. Но они могут быть продиктованы социумом, социальными потребностями, или религией. В светском учреждении мы должны воспитывать в ребенке духовность светскую, чтобы его смыслы были связаны с высокими социальными задачами, и чтобы он не уходил в себя, в свой внутренний мир, не погружался в религию».

Проблема отношения к религии и к разным вероисповеданиям в частности, — сложный аспект в мире современных взрослых. Объяснить ребенку тонкости той или иной религиозной культуры, не скрывая за этим какую-либо идеологическую подоплеку и вырабатывая толерантное отношение к вере, — это, безусловно, титанический, но необходимый труд. Об этом неоднократно упоминали и участники встречи. «Это очень важная тема и на сегодняшний день нет однозначного толкования многих вопросов. Мы первопроходцы, и здесь от нас требуется быть предельно грамотными, внимательными и тактичными» — прокомментировала Лидия Русакова, директор средней школы № 70 г. Тюмени.

Однако не только этими качествами должен обладать учитель, преподающий «Основы религиозных культур и светской этики». На первый план выходит понимание педагогом особенностей религий, нейтральная позиция в отношении каждой из них, отношение к вероисповеданиям как к культурной традиции. Пожалуй, с этими положениям согласились все участники круглого стола. В тоже время, вопрос кадров стал самым обсуждаемым в ходе встречи. Тьютор Ирина Плоскова, рассказала о том, как проходил отбор педагогов для ведения нового предмета в школах Омутинского района. По словам тютора, из 11 школ было представлено 11 учителей (среднего и начального звена). Педагог отметил, что, несмотря на большое желание учителей вести курс, у каждого из них были свои сильные и слабые стороны, с которыми приходилось работать. Так, например, учителя среднего звена слабо понимали методику преподавания у начальных классов, педагоги начального звена не имели достаточных знаний. С учителями проходили дополнительные подготовки, однако результат их работы можно будет увидеть только тогда, когда начнутся уроки.

Вопрос о возможности участия представителей той или иной конфессии в преподавании нового курса возникал у многих членов круглого стола. Несмотря на незначительные разногласия, участники встречи смогли прийти к общему выводу. Учителя посчитали, что вмешательство духовных лиц должно быть ограниченным и возможно только с согласия детей и их родителей. Однако против посещения памятников религиозных культур никто из участников собрания не выступил. В этой связи преподаватели из Тобольска и Ялуторовска отметили, что в их муниципальных районах есть все необходимое для ведения нового курса.

Самым острым моментом круглого стола стало прочтение стихотворения, опубликованного в одной из хрестоматий по курсу религиозных основ. Произведение Станислава Куняева (поэта, публициста, главного редактора журнала «Наш современник») «Добро должно быть с кулаками» давалось в книге без каких-либо комментариев, а его содержание привело в недоумение большинство участников встречи. Прочитав стихотворение, Лидия Русакова в очередной раз напомнила преподавателям о том, что вся ответственность за ведение курса лежит на их плечах, нельзя полностью полагаться на верность текстов, нужно очень внимательно относиться к той или иной информации, в особенности, если это касается религии и вопросов нравственности.

Как вести новый школьный предмет? Таким вопросом задались многие участники встречи. Некоторые из них поделились личным опытом в этой сфере. Особенно яркой и интересной оказалась презентация средней школы № 39 г. Тюмень. В этой связи Ольга Гроо коротко напомнила всем собравшимся о том, какие нормативно-правовые документы регламентируют новый школьный предмет и, вместе с тем, сотрудник департамента отметила, что самый действенный способ вести курс — это оставаться в рамках закона.

Несмотря на то, что круглый стол прошел успешно, многие вопросы остались открытыми. Смогут ли учителя рассказать детям о том, что пока является проблемой взрослых? Найдут ли педагоги золотую середину между религией, культурой, фанатизмом? Поймут ли дети то, что пока не поняли взрослые? Будет ли успех у нового курса? Хочется верить, что ответы мы получим уже в конце учебного года.

Марина Рыбьякова

Источник: собственная информация
Просмотров: 2333 | Версия для печати
Читайте новости по темам: Религия, Школы
Увидели опечатку или ошибку?
Выделите ее и нажмите
Комментарии 0 Читать на форуме