20
сентября
30.09.2012 / 13:48

Сергей Кутьмин: Актерство сложно назвать профессией

Сергей Кутьмин: Актерство сложно назвать профессией

Бенефис заслуженного артиста России и Казахстана Сергея Кутьмина в честь его 65-летия пройдет 2 октября в Тюменском драмтеатре. Первая часть вечера — показ комедии «Ужин дураков», вторая — чествование бенефицианта: со сцены театра будут звучать поздравления от коллег и друзей Сергея Прокопьевича.

NashGorod.ru пообщался с юбиляром, чтобы узнать, что он чувствует накануне торжества.

Сергей Кутьмин приехал в Тюмень из Амурска (город на Дальнем Востоке нашей страны), где и началась его увлекательная актерская судьба. Учился на курсе Е. А. Плавинского в филиале Свердловского театрального училища при Тюменском драматическом театре.

Теперь театральное сообщество ждет бенефис Сергея Кутьмина в честь его 65-летия. По слухам, поздравлять актера будут все: студенты, коллеги, родственники. Любопытно было узнать, что чувствует Сергей Прокопьевич накануне торжества. Выяснилось, что он сопротивлялся дружеской заботе и не хотел устраивать грандиозное празднование. О подведении итогов и думать не хочет, настойчиво отвечает: «Какие итоги! Мне еще внука воспитывать!». Думается, что творческий коллектив, друзья и родственники актера сделают все, чтобы на время остановить его бешеный ритм жизни и растрогать до слез.

Чтобы ни говорил Сергей Прокопьевич, свою профессию очень любит, но кроме того гордится педагогической деятельностью. Все студенты ему дороги, особенно те, кто не бросают театр: Никита Бетехтин (ныне студент ГИТИСа), Анастасия Романова (пресс-секретарь нашего театра), Александра Большакова (актриса Александринского театра г. Санкт-Петербург), Илья Матусевич (актер театра «Ангажемент»), Александр Мальков (Главный режиссер Центра искусств г. Салехард), Александр Малышкин (актер театра «Мимикрия») и многие другие. Сергей Прокопьевич вспоминает, как открыл дверь и увидел Александру Большакову всю в слезах. «Она поступила в Театральную академию Санкт-Петербурга, пришла и плачет», — говорит актер. Кутьмина обвиняют, что он творческие кадры в столицу отправляет учиться. «Я не всех, а только талантливых!» — оправдывается педагог.

Творческие достижения всегда хочется законсервировать и однозначно оценить, но в случае с актерским талантом это невозможно. Он, как само театральное искусство, живет текущим моментом. Нам остается только дать слово самому актеру. Бенефис Сергея Прокопьевича состоится 2 октября. В спектакле «Ужин дураков» по сценарию Франсиса Вебера (режиссер — Александр Цодиков) он исполняет роль Франсуа Пиньона, в новом театральном сезоне играет в спектакле «Дуэль» по повести Антона Чехова (режиссер — Олег Куликов) роль доктора Самойленко.

Как Вам удалось разглядеть в себе актерский талант?

— Да никак! Захотел артистом быть и все. Я больше ничего не умел: пел, танцевал, играл в народном театре. А математические способности для меня недоступны. Я с трудом эти точные науки осваивал. Честно сказать, внутри меня сидело желание быть врачом. Пропал хороший доктор! Как-то лежал в больнице и помогал всем, медсестра не выдержала и спросила: «Вы — доктор?».

Актерство профессией-то сложно назвать, это только первые 10 — 20 лет необходимо, а потом уже с возрастом надоедает скоморошничать, хлопотать лицом. (Задумывается) Профессия, зависимая от всех! Стесняюсь говорить, что я — актер. В больнице и пациенты прознали. Дядька говорит: «Ты артист? Давай, покажи что-нибудь!» А я ему: «Ты сварщик, принеси аппарат свари что-нибудь!» А почему я должен? Не стоит в жизни выставлять напоказ свои актерские способности. А на сцене актер должен быть по отношению к зрителю на голову выше, а если опустился ниже публики, то какой ты артист! Тогда зритель махнет рукой. Это недостойно хорошего артиста.

Профессия актера всегда остается загадочной для зрителя. Он ведь не видит, что мы делаем за кулисами. Притягательная профессия, но трудная! Репетиции каждодневные, самостоятельная работа — выкладываешься, как можешь. Все болячки за сценой остаются. Физическая форма актера большого труда стоит.

Из-за актерской игры в жизни не потерялись?

— Никогда не теряюсь. Один режиссер мне сказал: «Я все время вижу, где Кутьмин, а где его персонаж». Сейчас мне, наоборот, хочется больше времени оставаться собой. И меньше, как ни странно, играть. Анекдот такой есть театральный, дали роль — спасибо, не дали — большое спасибо!

Расскажите про спектакль «Ужин дураков»…

— Особого интереса к роли не было, пока не прочитал пьесу. Читаю, дохожу до финала и понимаю, что я хочу играть эту роль. Люблю такие роли! Человек не должен быть плоским, хорошо, когда персонаж открывается с неожиданной стороны. В «Дуэли» тоже есть замечательный монолог такой (Вероятно, речь идет о монологе Самойленко про счастье — прим. авт.). Комедию играем, а вот что стоит за этим смехом? До шестидесяти пяти лет не будешь же смеяться! А что, ни разу не плакал что ли? Больно не было никогда? Трагикомедия, как актерская природа, как любое творчество, — непредсказуема!

Как в спектакле партнерство с Сергеем Скобелевым?

— Партнерство на сцене очень важно, без него спектакль вообще не может состояться. С Сережей легко работать, видим и слышим друг друга. Старюсь поддерживать этот тандем. Он старается меня всегда подстраховать в тексте и даже в импровизации, если она возникает на сцене.

Какие режиссеры встречались на Вашем творческом пути? Авторитарные или, наоборот, лояльные?

— Мастер моего курса Е.А. Плавинский. Я бы не сказал, что было легко учиться. Играл стариков на дипломных работах, нет, говорят, обаяния молодости! Я боялся своего педагога все четыре курса. Он был суровый такой, с мощным интеллектом. А что мы хотели, третье поколение от Станиславского. Режиссер имеет право на собственное мнение. Главное, чтобы нам было понятно, про что и для чего. Я не вмешиваюсь в работу режиссера, потому что нахожусь внутри спектакля, а оценивать сам спектакль уже вам.

Режиссеров много было. И, к сожалению, могу мало кого выделить. Пять спектаклей, которыми горжусь. К старости стал играть. (Смеется) Думал, буду кряхтеть, пыхтеть в эпизодах, а мне роли дают!

Какие писатели сопутствуют вашему творчеству?

— Люблю очень Михаила Булгакова и Леонида Андреева. Студентам всегда советую читать Андреева, это очень важный материал для актера. Любой рассказ читаешь и начинаешь рыдать внутри. Люблю драматургию Вампилова, Островского обожаю. Есть такой автор Думбадзе, он меня вообще покорил. Играл в спектакле по его произведению «Ангелы падшие и непорочные». Для театра драматургия первична, но в процессе подготовки спектакля двигаешься ближе к созданию роли. Там уже сценические законы действуют и воля режиссера.

Как Вы распознаете актерский потенциал у своих студентов?

— На конкурсе в течение трех туров. Заставляем ребят читать, скакать, прыгать. Я определяю по глазам. Видно сразу: актерские глаза живут по-другому. (Шутит) Зрачки у людей, которые занимаются творчеством, расширены чуть-чуть. Абитуриенты находятся в таком странном творческом трансе. Это интуитивно определяется. Бывает, что человек читает очень хорошо, а сам холодный и пустой. Как в любви, кольнуло что то, появился интерес. Оцениваю с профессиональной точки зрения: актерское обаяние, внешние данные, голос…

В основном, набираем на режиссуру, смотрим, есть ли способность мыслить неординарно, фантазировать и воображать. Сами понимаете, профессия редкая. Актер может родиться один на сто, а режиссер рождается один на тысячу. Раскатывать губу не стоит!

Когда между педагогом и студентом складываются доверительные отношения? Как Вы это понимаете?

— Главное не обучение, а воспитание, моральное, этическое, эстетическое. Воспитываешь личность. Мы на сцене, на экране в первую очередь воспринимаем индивидуальность. Чем сильнее личность, тем больше она привлекает. Бывает, что педагог ошибается. Кажется, что студент талантлив, а через год студент оказывается профнепригодным. Отсев идет очень мощный, нужно уходить и выбирать другую профессию. Фанатиков, как Никита Бетехтин, мало. Он же сумасшедший! Три года поступал и поступил в ГИТИС.

Знаете, однажды ребята с моего курса признались, что они боялись меня! Я не поверил. За порогом театра оставляешь все свои болячки и проблемы, к студентам приходишь свободным от забот. Они для меня все одинаковые, хотя внутри кем-то больше горжусь, но не демонстрирую этого. Смешно — хохочу до слез вместе с ними, если плохо — расстраиваюсь и нервничаю. Они страшно не любили, когда я замолкал. Когда нервничаю, не впадаю в истерику, а молчу. (Шутя, перестраивается на ругательный тон и придвигается к диктофону) А сегодняшняя молодежь такая пошла: сразу в истерику, сразу орать начинают!

Как оцениваете спектакли Никиты Бетехтина?

— Никита очень энергичный человек. Спектакль «В ожидании Годо» получился слегка загнанным. (Шутит) Лошадей загнанных пристреливают! Ребятам очень сложно. Сейчас Никита поучится и поймет, что в театре важна пауза, когда можно сформулировать оценку. Важна зона молчания, где зритель может отдохнуть и понять про себя хоть что-то.

Театр — искусство молодых! Поддерживать творческий дух — это прямая особенность педагога, а я, как могу, помогаю.

А зачем человечеству этот творческий дух?

— Для жизни! Для любви, конечно. Без духа человек и недели не проживет. Впадет в депрессию. (Шутливо) Загнется и умрет… И вряд ли попытается опять вернуться на эту стезю. Не получится. Творчество не всем дано, но большинство к этому стремится. Главное здесь не потерять себя в любой ситуации: и в жизни, и на сцене.

Беседовала Варвара Сополева

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация

Просмотров: 2568 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Интервью, Личности, Театр драмы, Тюмень

 
 Комментарии  3  
Otello
0
Otello   30.09.2012 / 21:36   #    Ответить   
Сергей Прокопьевич! С юбилеем! Вы - талантливый артист! Дай бог Вам  многие лета....
Невеста Чаки
1
Невеста Чаки   01.10.2012 / 09:33   #    Ответить   
Сергей Прокопич и человек очень хороший, не только артист. Самого-самого всего наилучшего!!! 
Как ты так живешь?
0
Как ты так живешь?   18.10.2012 / 15:07   #    Ответить   
я горда что училась у него, Дай бог ему всего самого наилучшего!!! 


Другие новости рубрики «Интервью нашего города»

Никита Бетехтин: Ад - это другие
Никита Бетехтин: Ад — это другие
15.08 / 15:56
Лет восемь назад тюменские СМИ много писали о начинающем режиссере — он набрал команду любителей и создал молодежный театр «Буриме». И понеслось! Однако амбициозному Никите стало тесно в региональных рамках — сейчас он сотрудничает с театрами по всей стране.
Как красавица доросла до телеведущей
Как красавица доросла до телеведущей  15
14.08 / 16:51
Кристина Смирнова — новое лицо в программе «Утро с Вами» телеканала «Тюменское время», девушка вошла в команду ведущих совсем недавно.
Надежда Павлючкова: Все самое чудесное - рядом
Надежда Павлючкова: Все самое чудесное — рядом  5
18.07 / 14:14
Возможно, у нее «неправильные» фотографии. Да и фотограф она, как сама признается, «неправильный». Но многим именно такой нестандартный взгляд на простые вещи, на бытовые сценки кажется очень интересным.
Школа перспективных исследований: прорыв в высшем образовании (ВИДЕО)
Школа перспективных исследований: прорыв в высшем образовании (ВИДЕО)  есть видео
11.07 / 11:29
В сентябре 2017 в ТюмГУ открывается принципиально новое научно-образовательное подразделение — Школа перспективных исследований. Здесь будут готовить бакалавров по социо-гуманитарным профилям, биологии и информатике, делая акцент на междисциплинарность и актуальные знания.
Семен Зенков: Во время пожара не страшно - ты не боишься, а действуешь
Семен Зенков: Во время пожара не страшно — ты не боишься, а действуешь  6
26.06 / 17:15
Тюменский пожарный Семен Зенков получил из рук губернатора важную награду — знак отличия «За мужественный поступок». В декабре прошлого сотрудник МЧС спас из горящего дома женщину с двумя детьми. Сам Семен, впрочем, не считает, что совершил подвиг. Он просто делал свою работу.
Сергей Гулевич: Слоны делают меня добрее
Сергей Гулевич: Слоны делают меня добрее
24.05 / 17:56
Слоны Большого Варшавского цирка, выполняющие различные трюки под руководством дрессировщика Сергея Гулевича, в середине минувшей неделе покорили жителей Тюмени. В областной столице в последний раз они выступят уже 28 мая.
Александр Макаров: Что общего между монолитным домостроением и виноградом?
Александр Макаров: Что общего между монолитным домостроением и виноградом?  3
14.05 / 13:31
Он во всяком деле любит нестандартный подход — будь то строительство, которым занимался всю сознательную жизнь, или виноградарство, которым увлекся несколько лет назад. И везде добивается успеха…
Александр Зверев: Изобретение без внедрения - молоко без коровы?
Александр Зверев: Изобретение без внедрения — молоко без коровы?  10
12.05 / 12:11
Россия — одна из тех стран, которые не смогли пожать плоды 4-й промышленной революции… Маленькая Швецария каждый год экспортирует гораздо больше высокотехнологичной продукции, чем Россия… в 3–4 раза больше! Почему?
Академик Мельников: Холод - это богатство нашей страны
Академик Мельников: Холод — это богатство нашей страны  24
26.04 / 18:21
Нынешней весной исполнилось 33 года научной деятельности в Тюмени академика РАН Владимира Павловича Мельникова. Почти сказочная цифра, за которой стоит многое — личные успехи, проблемы, становление академической науки в Тюменской области.
Олег Архипов: После криминальной «десятки» хочу заняться Конан Дойлем
Олег Архипов: После криминальной «десятки» хочу заняться Конан Дойлем  17
15.04 / 17:21
Он написал уже семь книг. Каждая следующая работа становится острее и ярче предыдущей. Только улеглись споры-разговоры по поводу книг из серии «Смерть под грифом «Секретно», посвященной загадочной гибели группы Дятлова, он берется за тему, на которую многие не решаются говорить вслух даже сейчас — о криминальных группировках Тюмени образца 90-х.

Все новости из рубрики «Интервью нашего города»

Реклама:




Архив

Интервью

Новости от Нашгород.ру

Северное волокно
© 2002—2017, OOO «Наш Город РУ», Тюмень, Все права защищены © При использовании материалов ссылка обязательна.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–20303 от 29 декабря 2004 выдано Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. © Разработка — студия «Автограф»