Происшествие Авария Пожар ДТП

Сообщи нам
Проблемы Тюмени
Обсуждаем
Новости от Нашгород.ру
Добавить на Яндекс
26.10.2012 / 16:31
Сергей Грязнов: На взрослые кукольные спектакли тюменцы не идут

Вокруг каждого театра со временем возникает своя творческая аура: ее создают не только постановки и их обсуждение, но и частные события театральной жизни, например, пополнение труппы; масштабные мероприятия — поездки на фестивали. Точку ставит сам зритель, оценивая спектакль.

Для театра очень важно пройти через все организационные этапы и остаться целостным в своих убеждениях, чтобы процесс создания спектакля базировался на особом эстетическом мировоззрении. Так постепенно улучшается качество спектаклей и, соответственно, поддерживается интерес зрителя.

Свидетельство того, что театральная жизнь Тюмени не стоит на месте — итоги VI регионального фестиваля театров кукол Сибири. Из Томска наш театр привез приз за лучшую режиссерскую работу (спектакль «Жил был Геракл», режиссер Сергей Грязнов), приз за лучшую куклу (Герион, художник-постановщик Сергей Перепелкин) и специальный приз детского жюри. NashGorod.ru пообщался с Сергеем Грязновым, чтобы разузнать, какие убеждения разделяет режиссер и его театр.

Победы на фестивале повышают статус театра, а что такие поездки дают в творческом плане?

Для нас очень ценно видеть чужие спектакли, анализировать их. Театр не должен быть закрытым. Определенные сложности в этом есть — ты пришел в чужую квартиру, а тебе там нужно стать хозяином; публика воспитана на других эстетических и творческих взглядах; другое техническое оснащение. Актеры наши с честью все это прошли. Были очень гостеприимные хозяева, ни в чем не было отказа.

Какой спектакль на фестивале Вам запомнился больше всего?

— Я фестиваль называю детской игрушкой-пирамидой. На стержень твоего отношения к творческому процессу нанизываются разные кольца — от одного театра такая деталь… Томский театр предложил очень сложный материал — Шекспира (спектакль «Балаган герцога Глостера» театра «Скоморох» — здесь и далее прим. автора). Спектакль шел три часа. Зрители разделились на два полюса: кто-то уходил через полчаса, а кто-то оставался и рукоплескал в финале. На этом спектакле кукла была вторична, хотя решение было предложено интересное: герои вернулись с того света. Меня же восхищает филигранность работы куклы и актера, они дополняют друг друга.

В чем, по-Вашему, специфика детского театра?

— Ребенок становится сопричастным к процессу оживления куклы. В детстве мы через игру осваиваем некоторые навыки. Девочка выступает в роли мамы, играя с куклой, в соответствии с ролью, корректирует свои действия. Идет процесс накопления жизненного опыта. Детский театр вместо игры как таковой предлагает историю. Если дома ребенок сочиняет историю сам, то в театре это делаем мы. Задача театра — не промахнуться с историей, которая на том или ином возрастном этапе будет важна для ребенка. Мы приобщаем его к формированию духовно-нравственного состояния общества. С моей точки зрения, какую бы ты не взял историю, главное — чтобы ребенок пришел к пониманию добра. Важно не сюсюкать, не грозить, а подтолкнуть к осознанию.

Стоит ли перед театром проблема морализаторства в воспитании юного зрителя?

— У ребенка очень мощный «защитный экран» в отличие от взрослого зрителя, которому неудобно возмутиться, что они там показывают! Взрослый зритель иногда стесняется открыто восхищаться увиденным, он закомплексован. У ребенка есть «экран»: нравится — он хлопает, не нравится — он начинает шуметь. Выключается, как только перестает понимать, что он ежесекундно востребован. В каждом возрасте «защитные экраны» разные. Очень важно, чтобы в выборе выразительных средств, литературного материала, театр не промахнулся с разновозрастной детской аудиторией.

Почетное место в системе театрального искусства…

— Станиславский писал, работа такая же, как во взрослом спектакле, только в два раза лучше. Как бы это странно не звучало, мы готовим зрителя для драматического театра. Можно на всю жизнь отравить ребенку желание ходить в театр! У него масса соблазнов: компьютер, телевизор, улица… Это ведь проще! Для неподготовленного изначально зрителя нужно прикладывать дополнительные творческие усилия, чтобы привлечь его внимание.

В общении с ребенком со сцены складывается более доверительная атмосфера. Может и актеру необходимо как-то иначе подходить к своему творчеству?

Это однозначно так, но актер всегда оказывается в одной и той же ситуации. Чем он более уникален в своей ипостаси, тем более зависим от чужой воли: режиссера, театра, драматурга… Очень важно, чтобы актер не утонул в смысле, режиссеру придумать психологическое развитие образа.

Природа актерского искусства неизменна и в детском театре, мы ведь не вступаем в интерактивное общение, иначе подменяли бы детский сад. Есть жанр с элементами интерактива — спектакль-игра, где дети обязаны быть соучастниками развития сюжета. В этом жанре специально провоцируется зрительская реакция. Актер обязан слушать дыхание зрительского зала, но не идти у него на поводу. Иногда актер начинает перекрикивать зрительный зал, если он зашумел. Это неправильно. Нужно находить вместе с режиссером новые выразительные средства, анализировать, в чем просчитались на репетиционном этапе.

Какой спектакль Вы считаете своим главным режиссерским успехом?

— Как можно многодетной маме выделить любимого ребенка, они все разные, но все ее. Если что-то у этого ребенка не так, то умный папа и умная мама должны понимать, что проблема в них. Свой спектакль ты тоже вынашиваешь, растишь. Если ты не смог обеспечить своему детищу хорошее образование или хорошее платьице, то это не его проблема, а твоя.

Какие претензии Вы бы хотели высказать нашему зрителю?

— Жалко, что в нашем городе сложилось мнение, что наш театр только для детей. Упущен интересный пласт взрослых кукольных спектаклей. Сейчас у нас их меньше в репертуаре. Спектакль «Король-олень» — победитель различных фестивалей. Нас даже приглашали играть на сцене театра Образцова. (Государственный академический Центральный театр кукол имени С.В. Образцова в Москве) А у нас в городе этот спектакль не нужен. Была проведена разнообразная рекламная компания: телевидение, листовки, афиши! А зритель не идет… Нам жалко с ним расставаться, это спектакль из серии штучного товара. Это как бабушкина брошка, красивая, дорогая, а лежит ненужная.

Как бы Вы хотели изменить свою труппу?

— Я был бы счастлив, если бы труппа увеличилась раза в два, чтобы актеры имели возможность восстанавливаться. У театра есть финансовые рамки, это не новость. Пока была возможность приглашения актеров, мы ею пользовались. У нас почти все молодые актеры иногородние. Потом кадровый вопрос встал еще более остро, а приглашать возможности нет.

Поэтому и возникла потребность набрать курс актеров кукольного театра?

— У нас у всех забот хватает, студентов мы набрали по необходимости. Актеры пошли навстречу театру и сейчас преподают (курс по специальности «актер театра кукол» Сергей Анатольевич набрал в 2009 году). Особых сложностей не возникло, преподавательская база была. (иронизирует) Основная моя работа, к сожалению, сводится к бумажной волоките!

В нашем городе благоприятная среда для развития творческой личности?

— Я был преподавателем Любы Лешуковой. Она с чистого листа организовала труппу, и добилась статусности своего театра (речь идет о театре «Мимикрия»). Попались замечательные студийцы, которые поддерживают уровень мероприятий международного масштаба, например, фестиваль «Сны улиц». Все зависит от этой самой творческой личности.

Что в первую очередь стремились привить своим студентам?

— Театр — это творческая система. Даже самая высокоуровневая самодеятельность предполагает работу по настроению: хочу — сыграю, хочу — не сыграю. Ребята пришли из такой среды, где они были звездами самодеятельности. Нам не подходит ситуация «спасибо, что пришел», в театре все гораздо серьезнее. Я по себе это помню, приходилось адаптироваться к новым условиям. Свыкался с мыслью, что это труд выматывающий нравственно и физически. Пришел в театр — должен развивать себя с нуля: по-другому говорить, по-другому ходить, по-другому мыслить.

Варвара Сополева

Источник: собственная информация
Просмотров: 3457 | Версия для печати
Читайте новости по темам: Интервью, Театр кукол, Театр, Тюмень
Увидели опечатку или ошибку?
Выделите ее и нажмите
Комментарии 0 Читать на форуме