Происшествие Авария Пожар ДТП

Сообщи нам
Проблемы Тюмени
Обсуждаем
Мнения тюменцев
Ronaldo72
25.09.2017 в 18:38
Единственный человек, с которым общался последние лет 5, уехал в другую страну работать. Вот прошвырнулся я сегодня по центру, пока солнышко греет, понял,…
30 20849
Rusuranu
13.09.2017 в 12:28
Республики 94. Говорят, будет парковка. Экскаватор уже вплотную подобрался к относительно недавно посаженным деревцам. Когда-то здесь было так Фото…
1 17644
Все мнения тюменцев
Новости от Нашгород.ру
Добавить на Яндекс
28.11.2012 / 14:32
Денис Мацуев: Тюмень заслуживает симфонического оркестра

В Тюмени завершился первый Музыкальный фестиваль Дениса Мацуева. Три дня в нашем городе кипели музыкальные страсти: стены Тюменской филармонии вибрировали от звуков скрипок, фортепиано, арфы и других инструментов, оперных голосов.

24 ноября для тюменцев играл Национальный филармонический оркестр России, которым руководит Владимир Спиваков, солировал Денис Мацуев. Они исполнили произведения П. И. Чайковского. Этот концерт был записан – его отобрали как одно из лучших культурных мероприятий и включили в число участников Культурной Олимпиады «Сочи – 2014».

На следующий день прошло сразу два концерта. Днем - воспитанников фонда «Новые имена», молодых музыкантов, вечером - «От оперы до бельканто», где в первом отделении оркестр с Денисом Мацуевым сыграли Рахманинова, а во втором солисты Хибла Герзмава и Василий Ладюк исполняли арии из опер. Пожалуй, в этом отделении больше всего зрители рукоплескали Фигаро Василия Ладюка.

Третий день фестиваля был посвящен джазу – зрители отметили и талантливую молодую певицу из США Джин Паулин, и великолепную игру остальных музыкантов. «Понравилось музыкальное попурри, в котором легко можно было угадать ноты известных мелодий. Неизгладимое впечатление произвела игра юного саксофониста (9-летний тюменец Эдуард Винокуров стал стипендиатом фонда «Новые имена» – прим. Ред.)», - поделилась впечатлениями одна из зрительниц.

Музыкальный фестиваль Дениса Мацуева подарил тысячам тюменцев классическую (и не только) музыку в великолепнейшем исполнении от мировых звезд, и жители нашего города оценили это по достоинству. Все концерты собрали полные залы зрителей, тюменцы не хотели отпускать полюбившихся музыкантов и аплодировали им стоя десятки минут.

Денис Мацуев выкроил время, чтобы пообщаться с журналистами. Он рассказал о фестивале, о том, чего не хватает нашему городу в музыкальном плане и обрисовал, в каком положении сегодня находится русская исполнительская школа.

Мацуев и Тюмень

«Я рад быть здесь, потому что Тюмень стала для меня родным городом. Сибирь для меня – родные края, родные люди, родная публика. Все мои региональные фестивали – это запланированные дети, а не случайно родившиеся. Эти проекты строятся на дружбе.

Филармоническая жизнь в России бьет ключом, несмотря на то, что находится в очень сложном положении. Вы видите, что залы переполнены - публика изголодалась по настоящему искусству. На мой первый фестиваль в Тюмень приехали мои друзья: Владимир Спиваков с Национальным филармоническим оркестром России, потрясающие певцы Хибла Герзмава и Василий Ладюк, соратники по джазу. Неотъемлемое условие фестиваля – отбор молодых талантов фонда «Новые имена». Это беспроигрышная модель, которую я использую на всех своих десяти фестивалях: и в России, и во Франции, и в Америке.

Хочу сказать губернатору Тюменской области спасибо за поддержку этого фестиваля, без нее этого события бы не было. Классическое искусство во всем мире существует при поддержке государства, спонсоров, меценатов. Жаль, что Владимир Якушев по техническим причинам не смог быть на фестивале, но я уверен, что мы с ним повстречаемся и поговорим по поводу культурного развития Тюмени. Филармоническое детище, которое создал Михаил Михайлович Бирман, стало одной из самых ярких точек на филармонической карте России, поэтому я уверен, что в Тюмени должен быть симфонический оркестр».

Симфонический оркестр: появится ли он в Тюмени?

«Публика замечательно отнеслась к фестивалю: вы видели, как нас принимали. Ведь когда на сцене находится большой оркестр, все воспринимается абсолютно по-другому. Отсюда мы обращаемся к такой теме – в Тюмени должен быть большой симфонический оркестр, ваш город заслуживает этого. Камерная музыка, сольные концерты – это замечательно, но большой коллектив – это огромный толчок, возможности для репертуара. Это фестиваль - трамплин для того, чтобы в Тюмени родился большой симфонический оркестр. Я знаю, что Владимир Якушев говорил о его создании еще несколько лет назад.

За вашей спиной сидит Евгений Шестаков, который готов приступить к руководству оркестром, как только будет дана команда. В Тюмени уже есть главное – Бирман и Шестаков – тот костяк, на котором будет держаться ваш симфонический оркестр, а это уже немало. Я думаю, что нужно будет провести всероссийский конкурс, объявить бюджет этого оркестра, который должен быть не меньше, чем президентские гранты, на которые содержатся оркестры в Москве и Петербурге – это 120 млн рублей в год, насколько я знаю. Я думаю, что эти деньги абсолютно посильны для вашего региона. Оркестр будет визитной карточкой Тюменской области. О том, кто его создал, будут вспоминать и несколько поколений спустя. Ведь в городе, где в филармонии есть симфонический оркестр, сразу чувствуется особая «химия». С его созданием сразу начнется абсолютно другая жизнь».

Дефицит музыкантов

«Не только в Тюмени, но и во всей стране есть дефицит духовиков: в петербуржской консерватории, в Москве, не говоря уже о Сибири и Дальнем Востоке. Не за горами времена, когда мы будем приглашать на эти позиции легионеров. Духовая школа находится в таком плачевном положении, что нужно бить во все колокола и принимать решение.

Если мы будем создавать «дрим тим» по спортивным законам, не факт, что это станет правильным выходом из ситуации. С другой стороны, почему бы не «закрыть» проблемные позиции иностранными музыкантами. Во многих оркестрах это уже практикуют, и ничего зазорного в этом нет. Правда, есть и другой вариант. Многие забыли, что до революции в наших консерваториях духовиков обучали, в основном, отнюдь не русские – это были австрийцы, немцы, французы. Нужно привлекать самых лучших преподавателей вне зависимости от национальности – талант ее не имеет».

«Неудобный» Чайковский

«Когда ты выходишь на сцену, у тебя есть план, стратегия, но во многом это импровизация. Я не слежу за скоростью игры, а думаю в этот момент о музыке. А вообще исполнение Чайковского должно быть стремительным и виртуозным, ведь именно так написал произведения Петр Ильич. А писал он не всегда удобно для пианиста, потому что был гениальным композитором, а не пианистом. Сравним концерты Чайковского и Рахманинова – у Чайковского все написано просто «антипианистично», грубо говоря, «коряво». Как с этим справиться - уже проблема пианиста. И это справедливо не только для пианино, но и для скрипки. У Рахманинова – наоборот. Он был гениальным пианистом, поэтому его сочинения, как говорят музыканты, «под пальцами».

Поддержка молодых музыкантов

«Фонд «Новые имена» - это наша семья. Членами семьи во время этого фестиваля стали два юных музыканта из Тюмени, и это значит, что мы будем следить за ними. Не думайте, что у них начнется по сто концертов в сезон – во-первых, это опасно; во-вторых, они находятся в самом начале своего творческого пути. Мы желаем им развиваться постепенно.

Вундеркинд, на мой взгляд, очень опасное слово, с ним нужно обращаться очень бережно. Меня поразил тюменский мальчик-саксофонист Эдуард Винокуров; и пианист Руслан Захаров - очень хороший. Саксофониста, думаю, мы введем в джазовый концерт – сделаем публике сюрприз. Здорово, что появляются такие самородки, но два за фестиваль человека – это мало, надо больше. Обычно во время таких событий мы приглашаем в «Новые имена» 6-7 человек».

Русская исполнительская школа не умерла

«Молодых музыкантов, которые сыграли в фестивале Crescendo, до участия в нем совсем не знали Теперь же они составляют 80% филармонической афиши страны. Фестиваль проходил в течение 8 лет, до этого говорили, что русская исполнительская школа умерла. На самом деле, тогда публика стала заложником злополучных законов, по которым существует шоу-бизнес – в афише были только 5 «раскрученных» имен.

Публика хочет видеть знаменитых исполнителей – ничего плохого в этом нет, но есть огромное количество уникальных музыкантов, которые должны играть на сцене. По-моему, нам удалось сделать их известнее. Конечно, не только нам – есть и другие фестивали, наши мэтры поддерживают молодых – мы работаем вместе. Через Crescendo прошло 120 уникальных музыкантов. Они играют по всему миру, очень успешно. Если говорить о пианистах, это Филипп Копачевский, Павел Колесников, Екатерина Мечетина и многие другие».

Бешеный ритм жизни не дает сосредоточиться на репетициях

«Главный дирижер, на мой взгляд, должен жить в оркестре. Сейчас, например, Юрий Темирканов 95% концертов проводит со своим оркестром. Мой дорогой друг Валерий Гергиев – человек и дирижер уникального склада. Он проводит до 300 концертов в сезон со всеми оркестрами. Тем не менее, и ему хочется сосредоточиться на двух своих главных оркестрах: Лондонском симфоническом и Мариинском.

Может быть, сегодня и невозможно без метаний туда-сюда, но от этого не получается проводить по 12 репетиций к одному концерту, как это делал Мравинский. Бывает так, что мы можем всего одну репетицию до концерта провести. Конечно, мы опытные люди, хорошо знаем друг друга, можем сориентироваться… Я очень хорошо чувствую себя в безумном темпоритме, но иногда хочется серьезно заняться именно репетицией.

Своеобразный «чес» тоже проник в классическую музыку, но если при этом сохраняется качество, музыкант прогрессирует и занимается в первую очередь музыкой – это одно, а если происходит клонирование – это совсем другое. Но в Crescendo второе полностью исключено. На каждом фестивале царит творческая атмосфера, постоянно проходят репетиции, из которых рождаются выдающиеся концерты».

Музыкант – тонкий и ранимый организм

«Не все должны существовать в таком ритме, как я и Гергиев - если могут, тогда да. Все зависит от того, подкрепляется ли это глубоким творческим моментом, или выступают много ради количества. Есть люди, которые не умеют выступать на конкурсах не потому, что они плохо играют, а потому, что их тонкий организм и нервная система не допускают переживаний. У выдающегося пианиста Софроницкого было не все в порядке с нервной системой, и он даже отменял концерты из-за этого. Но это не делает его менее гениальным - он выдающийся, суперзвезда того времени. У него были толпы поклонниц. Мало кто об этом сейчас знает.

Надо думать о том, какое наследие, какие записи ты оставишь. Записи у нас сейчас практически нет – аудиорынок классической музыки на нуле. Через месяц у меня выйдет пластинка – я записал с Нью-Йоркским филармоническим оркестром Второй концерт Рахманинова и Рапсодию в стиле блюз Гершвина. Она выйдет во всем мире миллионным тиражом, но как продавать эти пластинки в России никто не знает. Сейчас нет такого, как раньше: человек пошел в магазин «Мелодия» и купил свежую пластинку. Да, есть интернет и пиратство, но этих записей в виртуальном пространстве не будет. Компания Sony очень четко отслеживает все права. Придется брать с собой коробки, привозить и здесь на месте все продавать».

Мацуев и зрители

«Я очень люблю момент, когда после 2,5-часового концерта я выхожу к публике (кстати, в Тюмени мы это делали 2 года назад), общаюсь с людьми глаза в глаза. Когда я на сцене, я воспринимаю зрителей как единое целое, а тут с каждым слушателем отдельно разговариваем. Интересно получить не похвалу, а мнение, что хочется услышать в следующий раз, что понравилось и не понравилось. Это очень важно для меня».

Олимпийские игры в Лондоне

«Так совпало, что я играл на Эдинбугском фестивале рядом с Лондоном, когда проходили Олимпийские игры. Мы были на них с Гергиевым и группой поддержки. Это была эйфория. До этого у России было всего 9 золотых медалей, но в последние три дня, когда я присутствовал на Олимпиаде, мы выиграли еще 14 золотых. Надо было раньше приехать (смеется). Особенно волейбол запомнился – по накалу, драматизму, развитию событий – практически «Пиковая дама». Вырвать из безнадежного положения победу – это грандиозно. Синхронное плавание, художественная гимнастика и многое другое тоже впечатлили. Я считаю, что мы очень много медалей завоевали, если учитывать состояние, в котором находится наш спорт».

В этот раз на пресс-конференции Денис Мацуев не говорил о культуре зрителей, а это бы нам не помешало. Несмотря на то, что интерес к классической музыке в исполнении звездных коллективов и музыкантов у тюменцев есть, правильно себя вести на концертах симфонических оркестров нам еще стоит поучиться. Хотя бы затем, чтобы не хлопать между частями музыкального произведения (во время концерта Денис Мацуев жестом останавливал аплодисменты, которые звучали не вовремя), и не работать на нетбуке в разгар исполнения серьезного произведения.

Источник: собственная информация
Просмотров: 22208 | Версия для печати
Увидели опечатку или ошибку?
Выделите ее и нажмите
Комментарии 1 Читать на форуме
fortunkina_mama
1
fortunkina_mama 29.11.2012 / 19:58 #
Очень-очень рада за Эдика Винокурова, так как знаю его лично - он очень талантливый и очень трудолюбивый мальчик! Желаю ему, а также Руслану Захарову наиболее полного раскрытия всех их творческих возможностей!
И рада тому, что наши тюменские юные исполнители сумели покорить души тех, кто уже объездил весь мир. Огромное спасибо Мацуеву, что готов выявлять и поддерживать ребятишек.