Происшествие Авария Пожар ДТП

Сообщи нам
Проблемы Тюмени
Обсуждаем
Новости от Нашгород.ру
Добавить на Яндекс
07.06.2013 / 16:32
Четвероклассников учили не врать и отличать Коран от Трипитаки

Для четвероклассников завершился учебный год, а с ним — занятия на уроках курса «Основы религиозных культур и светской этики», о введении которого так долго и горячо спорили взрослые. Корреспондент NashGorod.ru побывал на уроке в тюменской школе №13, чтобы узнать, чему же учили детей на новых занятиях.

Ученики 4 «В» класса школы №13, что в поселке Тарманы, - самые обычные четвероклассники: на переменке кто-то носится по классу, сбивая стулья, кто-то тихонько сидит за партой, возле доски смеется стайка девчонок и мальчишек. Звенит оглушительный школьный звонок - и в класс входит Светлана Николаевна. Она директор школы, но в этом году ведет уроки светской этики — такой курс выбрали из предложенных родители школьников. Сегодня последний урок.

«Правила жизни»
Занятие начинается с выяснения, что же такое «этика», «этикет» и «культура»; школьники вспоминают, что в нашей стране живут представители разных культур, национальностей, но есть общие для всех «правила жизни». Подсматривая в листочек, выданный на одном из прошлых уроков, ребята перечисляют их: в любой ситуации ищи положительные моменты, делай комплименты, научить распределять свое время, уважай людей, умей прощать...

После обсуждения правил — время вспомнить праздники. Услышав слово «праздник», ребята выкрикивают: «Новый год!», «Масленица!», хотя задание было — назвать праздники государственные. Потом вспоминают «День города», «День труда», «День детей». От религиозных праздников (первыми вспоминают масленицу, рождество) переходят к повторения основ мировых религий: эту тему на занятиях тоже успели затронуть.

Похоже, что история про восседающего в позе лотоса Будду запомнилась детям: они знают, что буддизм возник в Древней Индии и почти без запинки называют имя первого просветленного, принца Гаутамы. Правда, Трипитаку сначала наказывают Кораном.

После экзотического буддизма пробегаются по более привычному христианству. Тут ответы уже более дружные, да и знаний побольше: хором с учительницей вспоминают про Рождество, Нагорную проповедь, Тайную Вечерю, Распятие и Воскресение.

«В Исламе нельзя изображать Бога. А основные пять заповедей — шахада, салят, закят, ураза, хадж!», - выпаливает с «камчатки» светленький непоседливый Миша. Это ребята вспоминают ислам. Когда Миша спотыкается, вспоминая, как называется второй столп, ему подсказывают одноклассники. А вот тех, у кого от зубов отскакивали бы христианские заповеди, - не нашлось, отвечают с подсказкой учителя.

На христианских заповедях останавливаются подробнее: это — удобные формулы для того, чтобы вернуться к началу урока, к общечеловеческим нормам поведения. «Почему нельзя убивать, грабить?» - спрашивает Светлана Нколаевна. «Потому что это грех!» - почти хором отвечают бойкие ребята. Вытянуть из них более рациональный ответ оказывается не так-то легко. «Объясните просто, по-человечески!». «Потому что люди - тебе подобные! Потому что вещь может быть кому-то нужна, а ты ее заберешь. Потому что все тайное становится явным!»

Времени, оставшегося до звонка, хватает, чтобы обсудить, как следует вести себя в храме («Нельзя приходить со своими правилами. Если не знаешь, как себя вести — стой тихонько в стороне, или уходи») и написать коротенькое сочинение о своей семье.

«Религию было интересно изучать!», - рассказывают ребята после урока. «А мне понравилось христианство! Да, про Коран, буддизм, священные книги и паломничества». «И про этикет еще. Узнала, что нельзя врать», — сообщает четвероклассница. «А раньше разве врала?» «Нет!»

«Углубляться в изучение религий в четвертом классе - рано»
Фамилия Светланы Николаевны — Пуртова. Так получилось, что уроки светской этики в школе ведет сама директор. «Я учитель географии, - рассказывает она. - В свое время закончила университет марксизма-ленинизма, факультет атеизма. К курсу, который ввели в этом году, готовили в ТОГИРРО, приезжал преподаватель из Санкт-Петербурга».

Педагогов учили вести все шесть модулей курса: они могут рассказать и об исламе, и о буддизме, и о светской этике. Именно «Основы светской этики» и преподавала в этом году ребятам Светлана Николаевна.

«Считаю, что родители мудро поступили, выбрав его: классы-то у нас многонациональные, детишки разные. Можно было выбрать модуль православной культуры или исламской, но это было бы в корне неправильно», - уверена Светлана. И здесь не поспоришь — выбрать, какую из религий преподавать в Тарманах было бы, пожалуй, сложно. Среди 583 подопечных Пуртовой только согласно официальным документам 59 татар, 8 армян, по паре грузин и украинцев, азербайджанец, немец и таджик, и еще четыре ребенка внесены в графу «другие».

Светлана Николаевна показывает учебник по светской этике: «Первые темы идут в форме рассказов — о добре, дружбе, правилах жизни. К каждой теме даны очень хорошие тексты о том, какие правила этикета были раньше и есть сейчас: как дарить букет, как говорить вежливые слова...». Весь курс рассчитан на 34 часа. Время, призналась директор, выделили за счет предметных часов - уроков литературного чтения. Непосредственно блок светской этики занимает 17 часов. Еще 17 директор решила посвятить тому, чтобы рассказать детям о мировых религиях: «О правилах поведения ребята, в общем, знают. А вторая часть, которую мы ознакомительно взяли, несколько от них далека, хоть у них и есть верующие бабушки, мамы, папы. Но мы не углубляемся в религию. Два часа мы учили ислам, два часа — буддизм, два часа — христианство». Иудаизм не брали: евреев в школе нет. Не делали, по возможности, и акцент на православии: «К нам приходил отец Николай, принес нам учебник своей воскресной школы, по православной культуре. И он хотел, чтобы мы взяли их. Я объяснила ему: если бы в классе были только русские дети, и все бы исповедовали православие, - тогда ладно, можно было бы. Но не в этом классе. Хотя по первому учебнику можно было бы заниматься: там ни слова про религию, про Бога».

Ребятишки, по словам учительницы, легко откликались на предмет, много говорили, знали и делали сами, и, бывало, она сама узнавала от них что-то новое. «Алина принесла изумительный Коран — я сама впервые видела такой! В нем на каждой странице и русский перевод, и текст, написанный арабской вязью. У Никиты из другого класса верующая бабушка, и мальчик очень хорошо знает молитвы. Когда мы начали учить христианство, он говорит: а я знаю молитву «Отче наш», и читал ее при всех детях.

В этом же классе девочка Настя, у нее тоже бабушка верующая, она приносила изумительные книги. Другая девочка принесла на урок настоящий хиджаб. И, оказывается, «хиджаб» - это не просто название одежда, это — принцип поведения, особые правила».

«Я считаю, что школе дети должны просто познакомиться с этим, не более того, - еще раз радуется Пуртова мудрости родителей, решивших не настаивать на каком-то из религиозных курсов. - Даже если ребенок татарин, или русский, неизвестно, придет ли он к вере Мы ведь не все верующие».

Но не рано ли в четвертом классе рассказывать детям о религиях? «С одной стороны — да, с другой — нет, - отвечает педагог. - Если знакомиться более глубоко, то, конечно, нужны более старшие дети, а если на том уровне, на котором они знакомятся на уроках светской этики — как раз. Они узнали, как называются религии, священные книги... Это хорошо для общего развития, а больше им — зачем?» «Нельзя говорить, плохо это или хорошо, что ввели такой предмет, - резюмирует Светлана Пуртова. - С одной стороны, дети узнают какие-то вещи, это хорошо. А с другой стороны, в чем-то, конечно, немножко рановато».

Напомним, случай школы №13 — довольно типичный. По информации областного департамента образования, большинство тюменских родителей выбрало для детей «религиозно нейтральные» модули : 80% изучают основы светской этики или основы мировых религиозных культур (светскую этику выбрало около 9,5 тысяч человек, ОМРК — около 3 тысяч). Примерно 2 тысячи захотели изучать основы православной культуры и 200 человек — основы исламской культуры. По данным специалистов департамента, желающих узнать только о буддийской или иудейской культуре в этом году не нашлось.

Автор: moss
Источник: собственная информация
Просмотров: 2955 | Версия для печати
Читайте новости по темам: Религия, Образование, Школьники
Увидели опечатку или ошибку?
Выделите ее и нажмите
Комментарии 0 Читать на форуме