Тюменец с инвалидностью, пропавший на прошлой неделе, найден избитым  1
23.11 / 14:49
    
4
декабря
16.07.2013 / 12:38

Кто виноват в крушении ATR-72? МАК сделал выводы

Кто виноват в крушении ATR-72? МАК сделал выводы

Межгосударственный авиационный комитет разобрался с причинами крушения ATR-72 под Тюменью. На сайте МАК приводятся результаты расследования авиакатастрофы. Непосредственной причиной падения самолета стало, как и предполагалось ранее, то, что воздушное судно перед вылетом не было обработано антиобледенителем. Однако это не единственная ошибка экипажа и наземных служб.

Решение вылетать из аэропорта «Рощино» без проведения противообледенительной обработки самолета принял командир воздушного судна. Из-за снега и льда на поверхности фюзеляжа ухудшились аэродинамические характеристики самолета, и он начал падать при наборе высоты после взлета. Экипаж вовремя не понял этого и не принял необходимых мер.

«Члены экипажа оказались в ситуации, когда визуальные, слуховые и осязательные признаки «критического» режима проявились неожиданно и всего за несколько секунд, а это не соответствует ни одной из тех ситуаций, к которым они готовились во время обучения, и ни с чем подобным в своей летной практике они ранее не сталкивались», - отмечается в отчете по результатам расследования происшествия.

Системной причиной авиакатастрофы МАК называет недостатки в организации наземного обслуживания самолета и подготовке персонала в ООО «ЮТэйр-Техник». Отсутствие со стороны руководства контроля за соблюдением требований по наземному обслуживанию и привело к тому, что командир воздушного судна и авиамеханик неправильно оценили состояние поверхности самолета, успевшего обледенеть за проведенное на земле время. Как говорится в отчете МАК, авиамеханик доложил, что «самолет чистый». На что командир воздушного судна ответил: «Обливаться не будем, так взлетим».

Также Межгосударственный авиационный комитет отмечает недостатки в системе управления безопасностью полетов авиакомпании «ЮТэйр», в системе управления качеством ООО «ЮТэйр-Техник», а также недостатки в первоначальной и периодической подготовке членов экипажа. Так, например, командир воздушного судна и второй пилот не владели английским языком настолько хорошо, чтобы в полном объеме понимать методические рекомендации разработчика самолета.

Кроме того, установлено, что члены экипажа сильно уставали из-за нарушения режима труда и отдыха. Задолженность по отпускам на момент полета у командира судна составляла 111 дней, у второго пилота – 123 дня. Авиапсихологи сделали вывод, что с большой степенью вероятности оба пилота выполняли полет на фоне накопленной усталости, были из-за этого невнимательными и рассеянными. Это и привело к ошибкам в управлении самолетом и при принятии решений.

В отчете отмечается, что сам самолет ATR-72 был исправен перед вылетом, его двигатель был в порядке, а топлива хватало для полета по маршруту. Комиссия не выявила признаков отказов в работе планера, двигателей и систем до момента столкновения с землей. Погодные условия в Тюмени не препятствовали выполнению полета. 

Напомним, что самолет ATR-72 авиакомпании «ЮТэйр», летевший из Тюмени в Сургут, упал утром 2 апреля вблизи села Горьковка через несколько минут после взлета. В результате авиакатастрофы погибли 33 человека. Выжить удалось десятерым.

Полный текст окончательного отчета МАК (229 страниц) можно почитать здесь

 

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация

Лучшие комментарии
dent
6
dent   16.07.2013 / 17:08   #    Ответить   
Вроде страсти улеглись, попробую пару слов черкнуть о ситуации чисто с технической точки зрения.

Подъемная сила крыла зависит от многих факторов. В числе прочих очень важное значение имеет скорость. Причем, подъемная сила от скорости зависит не линейно, а пропорционально квадрату. То есть при увеличении скорости в два раза, подъемная сила возрастает в 4. Кроме того, подъемная сила зависит от профиля крыла. Для увеличения подъемной силы на низких скоростях (взлет\посадка) выпускают закрылки. Порядок действий при взлете (упрощенно): выпустили закрылки, разогнались, взлетели, набрали скорость, закрылки убрали, летим. Перед посадкой выпустили закрылки, сбросили скорость, сели.

При наличии на крыле обледенения подъемная сила снижена, и профиля крыла без закрылок не хватает чтобы удержать самолет в воздухе при стандартной скорости. И если с закрылками он худо-бедно взлетел, то после того как их убрали он начинает заваливаться. Поэтому, если погода склонна вызывать обледенение, надо взлетать немного не так как обычно. Во-первых, скорость на земле надо набрать максимально возможную. Не положенные по паспорту (условно) 160, а скажем 220 км\ч, сколько способны выдержать шасси. Это создаст запас подъемной силы. Кроме этого, закрылки надо убирать не на 190 (опять цифра с потолка), а на 250 км/ч, или сколько для конкретного ВС разрешено производителем. При этом убрав закрылки надо быть очень внимательным, и понимать, что если вдруг самолет начнет заваливаться, у тебя есть всего несколько секунд чтобы выпустить их обратно.

К сожалению, ни квс, ни второй пилот этих тонкостей при взлете не учли. И убрав закрылки, принялись "ловить" начавший заваливаться то вправо то влево самолет, вместо того чтобы вернуть закрылки и исправить ситуацию.


И ещё один момент. У АТР крылья расположены над фюзеляжем, т.е. крепятся в верхней его части. А снижает подъемную силу слой льда именно на верхней поверхности крыла. И на АТРе по причине высокого расположения крыльев без стремянки туда заглянуть практически нереально.
"По данным видеозаписи камер наружного наблюдения видно, что предполетный осмотр самолета КВС осуществлял бегло. В течение нескольких секунд КВС задержался около правого двигателя, затем проследовал вдоль бортов фюзеляжа, остановился у левой основной стойки шасси, после чего проследовал в кабину. По результатам поверхностного осмотра КВС не мог оценить состояния всех элементов самолета в соответствии с положениями FCOM, включая состояние аэродинамических поверхностей. Таким образом, не могло быть принято обоснованное решение о необходимости ПОО ВС"

Просмотров: 5544 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Крушение ATR-72, Тюмень

 
 Комментарии  32  Читать на форуме  
Юрий К
4
Юрий К   16.07.2013 / 14:15   #    Ответить   
читаешь блоги пилотов и пилотов-инструкторов других авиакомпаний, статистику транспортной прокуратуры прошлого года и понимаешь, что Ютэйром летать не очень хочется...
AlphaDog
0
AlphaDog   16.07.2013 / 14:20   #    Ответить   
Юрий К пишет:читаешь блоги пилотов и пилотов-инструкторов других авиакомпаний, статистику транспортной прокуратуры прошлого года и понимаешь, что Ютэйром летать не очень хочется...
А где пилоты блогятся? 
un_angelo
2
un_angelo   16.07.2013 / 14:20   #    Ответить   
Грустно, столько нарушений и как результат 33 человека погибли. И сколько еще  на земле осталось разрушенных судеб...
Юрий К
0
Юрий К   16.07.2013 / 14:30   #    Ответить   
AlphaDog,

рекомендую denokan.livejournal.com - квс-инструктор. Таких Профессионалов очень не хватает
letchikleha.livejournal.com
oldbear
2
oldbear   16.07.2013 / 14:32   #    Ответить   
Хорошо, что дали более-менее ясную картину случившегося, а не написали "Виновата погода". И точка.
Юрий К
0
Юрий К   16.07.2013 / 14:37   #    Ответить   
oldbear,

погода не виновата, что во время тумана пилоты все равно пытаются разглядеть землю вместо ухода на второй круг, погода не виновата, что КВС не обрабатывает самолет ПОЖ
oldbear
4
oldbear   16.07.2013 / 14:43   #    Ответить   
Юрий К, Я к тому, что тут неблагоприятно сложились несколько факторов. Как при взрыве Чернобыльской АЭС. Каждый из факторов, сам по себе, не мог служить причиной катастрофы.
Юрий К
0
Юрий К   16.07.2013 / 15:11   #    Ответить   
oldbear,

согласен
Makmara
0
Makmara   16.07.2013 / 15:22   #    Ответить   
А какие санкции будут приняты в отношении Ютейра?
skdrmen
0
skdrmen   16.07.2013 / 15:26   #    Ответить   
Makmara пишет:letchikleha.livejournal.com
поймут и простят. 
OCS
3
OCS   16.07.2013 / 15:44   #    Ответить   
1
AT_64
3
AT_64   16.07.2013 / 15:49   #    Ответить   
Это все спешка...Весь дурдом начался когда Развалили Аэрофлот.... Сейчас Железнодорожники на подходе...тоже разваливают.
Смотрите статистику крушений...
AT_64
0
AT_64   16.07.2013 / 15:52   #    Ответить   
14 сентября 2008 года в Перми разбился пассажирский лайнер Boeing 737-500 авиакомпании "Аэрофлот Норд".На борту самолета находились 88 человек, все они погибли. "Боинг" упал на железнодорожные пути Транссибирской магистрали в нескольких десятках метров от жилых домов. Непосредственной причиной катастрофы пассажирского самолета Boeing-737 в Перми Межгосударственный авиационный комитет назвал потерю экипажем пространственной ориентировки на заключительном этапе полета. Судебно-медицинской экспертиза установила факт наличия в крови командира самолета следов алкоголя.
Антуан Эго
0
Антуан Эго   16.07.2013 / 15:57   #    Ответить   
AlphaDog пишет:Сообщение А где пилоты блогятся?

Кроме Дениса Оканя и лётчика Лёхи есть ещё:
http://www.aviaforum.ru
http://www.airguide.livejournal.com
Опухший заяц
0
Опухший заяц   16.07.2013 / 16:07   #    Ответить   
AT_64 пишет:Сообщение 14 сентября 2008 года в Перми разбился пассажирский лайнер Boeing 737-500 авиакомпании "Аэрофлот Норд".На борту самолета находились 88 человек, все они погибли. "Боинг" упал на железнодорожные пути Транссибирской магистрали в нескольких десятках метров от жилых домов. Непосредственной причиной катастрофы пассажирского самолета Boeing-737 в Перми Межгосударственный авиационный комитет назвал потерю экипажем пространственной ориентировки на заключительном этапе полета. Судебно-медицинской экспертиза установила факт наличия в крови командира самолета следов алкоголя.
http://www.youtube.com/watch?v=4D1ATlmrJxM

Знакомый пермяк рассказыал, что многие местные уверены, что этот борт ПВО херакнула, тк он захвачен был и направлялся на жилые массивы. За достоверность отвечать не берусь, скорее на агентство ОБС похоже.
Амакан
2
Амакан   16.07.2013 / 16:19   #    Ответить   
А посадить бы этого авиамеханика и все руководство этого ООО «ЮТэйр-Техник» годков так на пять семь... КВС своё уже получил.
Я в то же самое утро в Питер улетал. Погода была просто жесть...

Помню, какой-то истерик тут со мной спорил (аж до визга), что облединение тут не при чём. Ну вот вам и официальные выводы МАК.
OCS
0
OCS   16.07.2013 / 16:22   #    Ответить   
1
Юрий К
0
Юрий К   16.07.2013 / 16:53   #    Ответить   
Опухший заяц пишет:Сообщение Знакомый пермяк рассказыал, что многие местные уверены, что этот борт ПВО херакнула, тк он захвачен был и направлялся на жилые массивы. За достоверность отвечать не берусь, скорее на агентство ОБС похоже.


Сионистские теории легко опровергаются
dent
6
dent   16.07.2013 / 17:08   #    Ответить   
Вроде страсти улеглись, попробую пару слов черкнуть о ситуации чисто с технической точки зрения.

Подъемная сила крыла зависит от многих факторов. В числе прочих очень важное значение имеет скорость. Причем, подъемная сила от скорости зависит не линейно, а пропорционально квадрату. То есть при увеличении скорости в два раза, подъемная сила возрастает в 4. Кроме того, подъемная сила зависит от профиля крыла. Для увеличения подъемной силы на низких скоростях (взлет\посадка) выпускают закрылки. Порядок действий при взлете (упрощенно): выпустили закрылки, разогнались, взлетели, набрали скорость, закрылки убрали, летим. Перед посадкой выпустили закрылки, сбросили скорость, сели.

При наличии на крыле обледенения подъемная сила снижена, и профиля крыла без закрылок не хватает чтобы удержать самолет в воздухе при стандартной скорости. И если с закрылками он худо-бедно взлетел, то после того как их убрали он начинает заваливаться. Поэтому, если погода склонна вызывать обледенение, надо взлетать немного не так как обычно. Во-первых, скорость на земле надо набрать максимально возможную. Не положенные по паспорту (условно) 160, а скажем 220 км\ч, сколько способны выдержать шасси. Это создаст запас подъемной силы. Кроме этого, закрылки надо убирать не на 190 (опять цифра с потолка), а на 250 км/ч, или сколько для конкретного ВС разрешено производителем. При этом убрав закрылки надо быть очень внимательным, и понимать, что если вдруг самолет начнет заваливаться, у тебя есть всего несколько секунд чтобы выпустить их обратно.

К сожалению, ни квс, ни второй пилот этих тонкостей при взлете не учли. И убрав закрылки, принялись "ловить" начавший заваливаться то вправо то влево самолет, вместо того чтобы вернуть закрылки и исправить ситуацию.


И ещё один момент. У АТР крылья расположены над фюзеляжем, т.е. крепятся в верхней его части. А снижает подъемную силу слой льда именно на верхней поверхности крыла. И на АТРе по причине высокого расположения крыльев без стремянки туда заглянуть практически нереально.
"По данным видеозаписи камер наружного наблюдения видно, что предполетный осмотр самолета КВС осуществлял бегло. В течение нескольких секунд КВС задержался около правого двигателя, затем проследовал вдоль бортов фюзеляжа, остановился у левой основной стойки шасси, после чего проследовал в кабину. По результатам поверхностного осмотра КВС не мог оценить состояния всех элементов самолета в соответствии с положениями FCOM, включая состояние аэродинамических поверхностей. Таким образом, не могло быть принято обоснованное решение о необходимости ПОО ВС"
Ber
1
Ber   16.07.2013 / 17:29   #    Ответить   
И на АТРе по причине высокого расположения крыльев без стремянки туда заглянуть практически нереально.

блин,что стремянок нет?или неохота?
English.Intyumen
1
English.Intyumen   16.07.2013 / 17:59   #    Ответить   
 По-человечески жалко и пилотов, и пассажиров. Пилотов - потому что, несмотря на переработки и утомление, все же работали, знали, что без этого рейса люди не  улетят. Пассажиров жалко - люди доверились экипажу, никто не ожидал трагедии. 
И единственное, что могло спасти, - это точно соблюдение инструкций, техники безопасности и хорошая подготовка экипажа 
САМ
3
САМ   16.07.2013 / 18:06   #    Ответить   
Прочитал отчет МАК, очень печально все:( Весь этот отчет наглядно демонстрирует какой бардак творится в стране, а в авиации в частности. Самолетами управляют дилетанты, которые не умеют лететь впереди самолета. На земле нет никакого должного контроля безопасности полетов, техников вообще под суд отдавать за содеянное с этим АTR.
Из отчета МАК:
Из объяснения авиамеханика следует, что, войдя в кабину, он сообщил КВС, «что самолет чистый». После чего КВС сообщил, что «мы обливаться не будем, так взлетим». Ни информация авиамеханика, ни решение КВС не были записаны на бортовой магнитофон21. О том, что он (авиамеханик) не осматривал верхние поверхности крыльев и стабилизатора, командиру ВС доложено не было.

Как такое может быть вообще :? если соседние самолеты обливались и их КВСы докладывали о слое мокрого снега на поверхности...
И почему то думается что все эти жертвы никак не повлияют на ситуацию а авиации, все эти предписания и прочие меры, выданные МАК так и останутся на бумаге. Так и будут из за нехватки пилотов эксплуатировать тех кто есть на 150% пока они тупо не выдохнутся и не начнут совершать роковые ошибки. Так и будут нанимать в техники криворуких и кривоглазых, не способных анализировать и прогнозировать последствия своих действий. Как обстоят дела с ремонтом техники я думаю многим известно. И очень жаль что руководство Ютейр скорее всего не понесет никаких существенных наказаний, а оно их заслужило ой как сильно.
Kazalef
0
Kazalef   17.07.2013 / 09:15   #    Ответить   
Ну хорошо, вывод о причинах сделали, а следствие по уголовному делу, когда завершится? Я все-таки надеюсь, что виновные понесут наказание, или как обычно в таких ситуациях, "Ну виноваты все, то есть никто!"
Kafka
0
Kafka   17.07.2013 / 09:21   #    Ответить   

Так и будут из за нехватки пилотов эксплуатировать тех кто есть на 150% пока они тупо не выдохнутся и не начнут совершать роковые ошибки. Так и будут нанимать в техники криворуких и кривоглазых, не способных анализировать и прогнозировать последствия своих действий.

а все потому что у нас не создаются условия в стране для того, чтобы люди хотели идти обучаться по этим профессиям. никто не верит в светлое будущее, тихо ненавидят государство и мечтают свалить. вот и вся идеология
Амакан
1
Амакан   17.07.2013 / 11:12   #    Ответить   
Статью "Черные крылья России" выкладывали здесь?
Там интересная статистика по летным проишествиям с Ютейром. Но только за половину 2012 года. Бардак какой-то у них творится.
http://tapki.org/articles/donkeys-and-p ... -svedeniya
CycaHuH
1
CycaHuH   17.07.2013 / 12:20   #    Ответить   
Kafka,
люди может и хотят, да вот учебных заведений для подготовки пилотов осталось пересчитать по пальцам
Амакан
0
Амакан   17.07.2013 / 14:59   #    Ответить   
В кризисные девяностые резко упал объём авиа перевозок. Пилоты сидели без работы.
Соответственно никого и не учили. Сейчас объём перевозок восстановился и растёт дальше, а вот с пилотами теперь проблема.
Страшно летать. У Ютейра за половину 2013 года ВОСЕМЬ летных инцидентов!!! Семь из них с самолётами.
Юрий К
2
Юрий К   17.07.2013 / 15:18   #    Ответить   
allexx1305 пишет:Сообщение Интересно где это видано чтобы КВС по стремянкам лазил ,нах ему на верхнюю плоскость смотреть об обледенении он и так знал,и не раз взлетал (я думаю) в подобных условиях,это лотерея,просто до тех пор пока квс будет в одностороннем порядке принимать решение об обработке,при этом должен соблюдать экономию реагента (с материальной составляющей) так и будет....


из отчета следует, что КВС в подобных условиях ни разу не просил обрабатывать самолет ПОЖ. Это политика компании или весьма странные решения КВС?
drunkenMaster
0
drunkenMaster   17.07.2013 / 16:28   #    Ответить   
За 7 месяцев 2013 года в авиационных происшествиях в России погибло 32 человека. Воздушный транспорт, как был самым безопасным так им и остается, странно что кому-то страшно летать при этом ездить на автобусах или на автомобилях кажется более безопасным.
САМ
0
САМ   17.07.2013 / 16:28   #    Ответить   
Амакан пишет:Сообщение Страшно летать. У Ютейра за половину 2013 года ВОСЕМЬ летных инцидентов!!! Семь из них с самолётами.

И один из них случился не далее чем позавчера :( http://www.avianews.com/incidents/2013/ ... _off.shtml Свиделеь на форуме летчиков пишет что посадили самолет на середину полосы, короче тупо перелетели :facepalm:
CycaHuH
0
CycaHuH   17.07.2013 / 20:41   #    Ответить   
Амакан,
Амакан пишет:Сообщение В кризисные девяностые резко упал объём авиа перевозок. Пилоты сидели без работы.

ну отчего же без работы? таксовали, охраняли объекты...
ank
0
ank   18.07.2013 / 22:03   #    Ответить   
"Люди гибнут за металл."
Как я и предполагал: исходная причина катастрофы - шкурный интерес собственника и руководства ютэйр.

САМ пишет:Сообщение Так и будут из за нехватки пилотов эксплуатировать тех кто есть на 150% пока они тупо не выдохнутся и не начнут совершать роковые ошибки.
Да. И нехватка пилотов из-за экономии руководством на зарплате. "Дефицит рождает цену." = не хватает пилотов - поднимай зарплату и ищи.

Такая же ситуация во многих других отраслях, в том числе напрямую связанных с жизнью людей.


Другие новости рубрики «Общество»

Осколки гильотинных ножниц повредили рабочему глаз
Осколки гильотинных ножниц повредили рабочему глаз  5
03.12 / 15:03
В Заводоуковске рабочий получил серьезную травму глаза, работая на гильотинных ножницах. За производственную травму сотрудника будут судить начальника корпуса Заводоуковского машиностроительного завода.
Daily Mail написал о тюменцах, тушивших горящий грузовик снежками
Daily Mail написал о тюменцах, тушивших горящий грузовик снежками  7
03.12 / 14:52
Случай с тушением грузовика снежками, произошедший в Тюмени, привлек внимание британских журналистов. Материал появился на сайте издания Daily Mail вчера, 2 декабря.
54% социально значимых зданий в области доступны инвалидам
54% социально значимых зданий в области доступны инвалидам
03.12 / 14:14
Более 103 тысяч людей с ограниченными возможностями здоровья живут в Тюменской области. Уже шестой год для них в регионе реализуется программа «Доступная среда». За этот период удалось адаптировать около 600 объектов социальной инфраструктуры.
Пожар в Тюменской области: погибла семья - родители и двое близнецов
Пожар в Тюменской области: погибла семья — родители и двое близнецов  1
03.12 / 13:21
Страшный пожар произошел сегодня, 3 декабря, в Упоровском районе. В 7.20 пламя охватило один из частных домов по улице Свободы в деревне Лыкова. В огне погибли четыре человека.
Жертвы пожара — супруги и трехлетние близнецы.
Лучшая воспитательница СНГ работает в Тюмени
Лучшая воспитательница СНГ работает в Тюмени  6
03.12 / 13:04
В Санкт-Петербурге подвели итоги престижных международных соревнований — XI Дельфийских игр Содружества Независимых Государств. Первое место в номинации «Искусство воспитания» в копилку региона завоевала методист тюменского педагогического колледжа Анастасия Литус.
Куда сходить в выходные: 3 и 4 декабря
Куда сходить в выходные: 3 и 4 декабря
02.12 / 12:46
Бесплатный урок в школе «Русский балет», мастер-класс по классической фотографии, спектакли, концерты — об этих и других событиях читайте на сайте Nashgorod.ru.
Тюменские ВИЧ-диссиденты: пассивны в лечении, активны в соцсетях
Тюменские ВИЧ-диссиденты: пассивны в лечении, активны в соцсетях  5
03.12 / 10:53
В России и по всему миру растет количество людей, считающих, что ВИЧ-инфекция — это миф и выдумки врачей. Тюменская область не является исключением. Здесь тоже есть активные сторонники ВИЧ-диссиденства. И проблема с деятельностью «отрицателей» вируса стоит остро. Эти люди осознанно отказываются от лечения и не заботятся о защите своих партнеров, распространяют посты о том, что ВИЧ — просто мистификация.
Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта отметит юбилей
Вневедомственная охрана железнодорожного транспорта отметит юбилей  4
03.12 / 10:02
Сотрудники вневедомственной охраны железнодорожного транспорта обеспечивают защиту и безопасность пассажиров и грузов. 9 декабря вневедомственной охране железнодорожного транспорта Российской Федерации исполняется 95 лет. Именно в этот день в 1921 году по инициативе Феликса Дзержинского вышел декрет ВЦИКа и Совета Труда и Обороны «Об организации охраны складов, пакгаузов и кладовых, а равно сооружений на железнодорожных и водных путях».
Тюменских школьников посвятят в юнармейцы
Тюменских школьников посвятят в юнармейцы  22
03.12 / 09:01
Посвящение во всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия» состоится в ходе открытого городского форума «Молодежь Тюмени».
ТОП-3: предложение Киселева, смерть на рыбалке, трагедия в гараже
ТОП-3: предложение Киселева, смерть на рыбалке, трагедия в гараже  1
02.12 / 17:47
В прошлые выходные в Тюмени произошло несколько несчастных случаев. Так, в районе деревни Быково утонула супружеская пара, а в гараже на улице Домостроителей отравились угарным газом трое молодых людей. Неудивительно, что новости об этих трагедиях стали одними из самых читаемых на этой неделе. Однако на первом месте в рейтинге — текст, который и новостью назвать сложно.

Все новости из рубрики «Общество»

Реклама:










Создание и разработка сайтов в Тюмени

Архив

Интервью

Новости от Нашгород.ру

Северное волокно
© 2002—2016, OOO «Наш Город РУ», Тюмень, Все права защищены © При использовании материалов ссылка обязательна.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–20303 от 29 декабря 2004 выдано Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. © Разработка — студия «Автограф»