Происшествие Авария Пожар ДТП

Сообщи нам
Проблемы Тюмени
Обсуждаем
Мнения тюменцев
Ronaldo72
25.09.2017 в 18:38
Единственный человек, с которым общался последние лет 5, уехал в другую страну работать. Вот прошвырнулся я сегодня по центру, пока солнышко греет, понял,…
30 16426
Rusuranu
13.09.2017 в 12:28
Республики 94. Говорят, будет парковка. Экскаватор уже вплотную подобрался к относительно недавно посаженным деревцам. Когда-то здесь было так Фото…
1 13890
Все мнения тюменцев
Новости от Нашгород.ру
Добавить на Яндекс
02.08.2013 / 09:14
Как Сукин в Сибирь пришел

История и «преданья старины глубокой» могут вызвать споры, не меньшие, чем самые актуальные события. В этом в очередной раз убедились, опубликовав рассказ об экспедиции клуба «Сибирская вольница». Кто-то с восторгом, кто-то с недоумением отнесся к самой идее воссоздания событий XVI века. А сегодня редакция портала получила мнение об исторической реконструкции, приуроченной ко Дню города, от автора книги о походе Ермака. Публикуем его без изменений.

На сайте «NashGorod» 22 июля опубликовано интервью «Про исторический поход по следам воевод, основавших Тюменский острог». В нем председатель клуба Андрей Телышев говорит о том, что 1 июля в городе Ивдель Свердловской 13 человек в снаряжении 16 века, на деревянных стругах повторяют маршрут перехода отряда воевод в полном антураже того времени. Им предстоит пройти по рекам Приуралья 1200 км, чтобы прибыть в Тюмень ко Дню города — 27 июля».

И в самом деле, 28 июля струги, а если точнее, небольшие лодки, похожие на утюги, и сидящие в них участники похода, пытающиеся грести не в разнобой в объективе телекамеры, прибыли к Мосту влюбленных. Опоздав на один день, они не увидели, как возле Поклонного креста православная общественность заупокойной молитвой поминала «славного в истории Ермака со товарищами», а также и царских воевод, а после наслаждалась народными песнями. Участникам похода не удалось увидеть, что в момент совершения этой простой заупокойной молитвы стало тихо: не стало ветра, прекратился дождь. Сама природа замерла. И небо, и все вокруг внимало и слушало, когда поминали Ермака Тимофеевича и первопроходцев.

Не будем строги к ребятам за их опоздание. Приятно было видеть их с веселыми лицами, в чистой одежде и подстриженными бородами и просто бритыми, шагнувшими на тюменский берег… в одежде 16 века. Печально другое — воссоздавая внешнее (лодки, одежду, пищали) они не увидели внутреннего — Православной веры. Именно это члены экспедиции неуважительно подчеркнули: сфотографировались на фоне Поклонного креста, даже не перекрестившись.

У нас в Тюмени в последнее время как-то стараются обойти имя Ермака Тимофеевича, и даже поспорить, что он не основал Тюмень, а то и вообще проплыл мимо, не заметив Чимги-Туры. А Сукин и Мясной — вот это да! — спинным мозгом почувствовали…где Чимги-Тура. Спору нет, каждый делал свое дело, но без первых не было бы и вторых, и третьих.

Меня лично нечистоплотное отношение к истории не устраивает. Так, Андрей Телышев рассказывает: «Отряд стрельцов с воеводами во главе количеством 200 человек был отправлен Иваном Грозным на подмогу Ермаку зимой 1586 года. Отряд шел с Москвы через Нижний Новгород до Чердыни, откуда двинулся в сторону великого Камня, ныне Уральского хребта. Перейдя в Сибирь, воеводы узнали, что Ермак погиб, и не рискнули сами идти на Кучума. Решили закрепиться на Туре и основали острог близ развалин старого татарского города Чимги Тура. Так и появилась Тюмень». Смею поправить автора, потому что изучением истории похода Ермака я занимался основательно и не один год. В 1586 г. уже правил царь Федор Иоаннович, а царь Иван Грозный упокоился 17 марта (ст.стиль) 1584 г. Он, Грозный, принял посольство, отправленное Ермаком и принесшее радостную весть о завоевании Сибири. Казаки получили «вечное прощение», награды «деньгами и сукнами за их к нему государю службу и пролития крови» (из Есиповской летописи, составленной в 1636 г.). Ермака царь назвал «Князем Сибирским» велев «распоряжать» и устраивать землю.

Обратимся к Г.Ф. Миллеру и его знаменитому труду «Описание Сибирского царства»: «Небольшое войско, состоящее из 300 (не 200!- Авт.) человек стрельцов и казаков…сие отправление воспоследовало около половины зимы… в начале 1586 г.». Кстати, в 1586 г. в Москве уже знали о гибели Ермака. Первоначальная цель экспедиции состояла в оказании помощи воеводе Ивану Мансурову. Этот воевода был также отправлен царем Федором Иоанновичем в 1585 г., и ему пришлось не сладко: по одним источникам, не найдя Ермака с казаками, а только врагов, а по другим — встретив ермаковых казаков, покинувших Искер, воевода Мансуров ушел на р. Объ. «Воевал остяков» и зимовал на Оби.

О воеводах Василии Борисовиче Сукине и Иване Мясном Миллер откровенно недоумевает: «Либо в царском наказе воеводам написано было, чтоб они не вдруг далеко идти отважились, либо им самим предостерегая себя так рассудилось». И вместо того, чтобы идти «прямо на р. Иртыш и в Сибирь, то напротив того воевода Сукин занял место при реке Туре и прибыв туда 29 июля (ст. стиль) начал строить город, где бы ему с войском в безопасности жить». Только потом «бы и способно было к исполнению царского величества намерения… против неприятеля чинить всякие приуготовления».

Одна причина понятна, почему воеводы Сукин и Мясной, идя на помощь воеводе Мансурову, вдруг оказались на реке Туре. И Андрей Телышев говорит: «не рискнули идти на Кучума». Они и через год на Искер не рискнули идти. Город Тобольск основывал «письменный голова Данила Чулков» с ермаковыми казаками.

Вспомним для сравнения слова Ермака к дружине: «Довлеет нам умрети христиански храбро за веру христианскую, яко да прославит Бог впредь род наш» (Кунгурская летопись, с. 159). Мягко говоря, не было у царских воевод настроя, духа Ермака. Их заменили и вскоре отозвали в Москву для других дел, не связанных с военными действиями.

В интервью Андрей Телышев упомянул Кучума. Здесь тоже внесем поправку. Во время прихода воевод Сукина и Мясного Сибирью правил сын Бекбулата и племянник Едигера хан Сейдяк, а не хан Кучум. Мало кто знает о том, что до прихода Ермака в Сибирские земли Россия и Сибирь мирно объединились. Сибирские народы в лице правителей Бекбулата и соправителя Едигера рода Тайбугинов присягнули русскому самодержцу в 1556 году, а позже хан Кучум, истребив род Тайбугинов, нарушил их мирную жизнь.

И последнее. Как оказались воеводы Сукин и Мясной на месте Чимги-Тура? В XVI веке россияне уже знали пути в Сибирь. Первый — через Печеры на Обь и далее. Второй — по рекам Лозьва, Тавда, Тобол и Иртыш. Третьим путем прошел славный сын русского народа Ермак Тимофеевич. Я не нашел сведений, чтобы кто-то из русских людей до него уже проходил тем путем.

Пройдя от Строгановских г. Орла по р. Чусовой и Серебрянке, на плечах пронеся струги на реку Тагил, Ермак вышел на реку Туру. Дойдя до места Чимги-Тура на 4–5 лет раньше царских воевод и «взяша град Тюмень» «И ту зимоваша». Зимовал Ермак по причине того, что войско его «Временно умаляшеся цынгою и недугом чрева» (Кунг. летопись). За время восьмимесячного пребывания Ермак с казаками поставил небольшую крепость, привел в подданство местных татар. Заметим, после Искера, Чимги-Тура — второе по продолжительности место пребывания казаков.

После смерти атамана Ермака оставшиеся в живых казаки, возглавляемые атаманом Матвеем Мещеряком, покинули Искер. По одним историческим источникам казаки ушли «вниз по Иртышу и по Оби» через «югорские горы» вышли на Печёру и вернулись в Россию. По другим, встретив воеводу Ивана Мансурова, «доблии (доблестные — Авт.) казаки ожили радостно», «не боясь новых опасностей и битв, ужасаясь единственно мысли явиться в Отечестве бедными изгнанниками, с вестию о завоевании утраченном, они, исполненные мужества и надежды, возвратились к устью Тобола» (по Н. М. Карамзину). Именно казаки привели растерявшихся воевод к месту Чимги-Тура.

Погодинский летописец повествует, что проводниками воеводам служил атаман ермаковых казаков Черкасс Александров. Через год атаманы Матвей Мещеряк и Черкасс Александров находились среди «строителей и защитников» Тобольска. Казаки Ермака так и не захотели уйти из Сибири и остались в местах своей боевой славы и рядом с могилами своих братьев-казаков. В начале XVII века они составляли «старую сотню».

И для информации: воевода Василий Сукин стал в конце своей жизни предателем России в угоду королю Сигизмунду III.

Мне немного жаль, что проделав большой путь по рекам Сибири, ребята из клуба исторической реконструкции «Копье» г. Ельца и Тюменского клуба «Сибирская вольница» не заметили, что возле Поклонного креста в Историческом сквере, еще совсем недавно именуемом «Сквере Ермака», стоит камень с надписью: «Ермаку Тимофеевичу со товарищи от благодарных потомков казаков»…

Николай Владимиров,

автор книги о походе Ермака.

г. Тюмень.

Источник: собственная информация
Увидели опечатку или ошибку?
Выделите ее и нажмите
Комментарии 8 Читать на форуме
Юрий Владимиров
0
Юрий Владимиров 02.08.2013 / 17:41 #
Спасибо. Думаю что надо рекомендовать школам вашу книгу. А то учителя до сих пор думают что Ермак город построил. И это грустно.
Николай Владимиров
0
Николай Владимиров 03.08.2013 / 02:18 #

"Что до сих пор думают учителя" - это надуманное преувеличение. В ответ получите их справедливое негодование. Преподаватель преподает по программе.

На самом деле о личности Ермака и о его делах говорят мало, хотя дело сделал большое. А вот о Сукине говорят с пристрастием и небольшая группа людей. Конечно, сегодня памятник В.Сукину "востребован" как символ чиновника и предателя. Другой вопрос: кто окажется проворнее - Тюмень или г. Елец.

Юрий Владимиров
0
Юрий Владимиров 03.08.2013 / 08:35 #
Насколько я знаю он был в составе делегации! Считать лично его предателей не совсем корректно! И вы понимаете что смута и попытка расшатать государство со стороны других была очевидна в то время. Мы не были свидетелями того времени. А читаем историю по документам. И их тоже могут писать либо как сказали, либо исходя из личных убеждений. Прочитайте книгу Черный лебедь. Далеко ходить не надо. Современные летописцы-журналисты, не очень разбираются и часто делают осознанно ложные выводы. И вранья и непрофессионализма достаточно в их статьях. Потомки потом голову сломают столы докопаться до истины.
Деревенщина
0
Деревенщина 03.08.2013 / 11:37 #
Прошу авторов поподробнее рассказать вот про этот факт: "Сибирские народы в лице правителей Бекбулата и соправителя Едигера рода Тайбугинов присягнули русскому самодержцу в 1556 году, а позже хан Кучум, истребив род Тайбугинов, нарушил их мирную жизнь". Мне это очень интересно, так как я сам имею среди предков и русских, и хантов и татар. Еще мне интересно, были ли племена и татарские роды, которые выступили против Кучума, на стороне  русского царя.
ameli_naumova
1
ameli_naumova 03.08.2013 / 12:44 #
а где в Тюмени можно купить книгу о походе Ермака? или может в интернете, где?
Ptt_Tf
1
Ptt_Tf 06.08.2013 / 18:22 #
Интересно написано, главное искренне и с верой в то, что так и было на самом деле... Вот только много неудобных вопросов для официальных историков по поводу этих походов...
Вот, например, подскажите мне:
- "В каком году Сибирь была внесена на карты Российской империи и что на ней было до этого момента?......
Holtoff
1
Holtoff 06.08.2013 / 20:34 #
Ptt_Tf пишет:Сообщение Интересно написано, главное искренне и с верой в то, что так и было на самом деле... Вот только много неудобных вопросов для официальных историков по поводу этих походов...
Вот, например, подскажите мне:
- "В каком году Сибирь была внесена на карты Российской империи и что на ней было до этого момента?......

Чтобы ответить на этот вопрос в рамках разговора о походах Ермака, Сукина и Мясного, надо сначала ответить на другой: в каком году Российская Империя стала Российской Империей? ;) А уж потом моно разговаривать, что и когда нанесли на карты этой империи.
Bublik Krendelev
0
Bublik Krendelev 07.08.2013 / 18:36 #
Юрий Владимиров пишет:Сообщение Насколько я знаю он был в составе делегации! Считать лично его предателей не совсем корректно!..


Сукин был действительно в составе делегации, часть которой с митрополитом Филаретом мужественно стояла за Россию, а часть (сукин) соблазнилась и предала. Не понимаю, что здесь некорректного. Назвать предателя его именем?

В то время, как, кстати, и в наше, общество разделилось: одни стояли на российских позициях, другие становились предателями. Но выстояло государство не благодаря предателям - не им и памятники ставить!

Благодаря таким, как Сукин мы бы жили в колонии. Дай Бог, чтобы сегодня количество предателей не превысило критического процента, чтобы Россия была жива.


Справка:
"Так и выбрали собором, послать к королю столпа непоколебимого и мужа святой жизни ростовского митрополита Филарета Никитича, и с ним послать из духовного чина, избрав мужей разумных и грамоту знающих от священнического чина и от дьяконского, которые бы умели говорить с латынянами о православной христианской вере. Бояре же избрали из бояр князя Василия Васильевича Голицына, из окольничих князя Даниила Ивановича Мезецкого, из думных людей Василия Борисовича Сукина, из дьяков думного Томилу Луговского да Сыдавного Васильева, да с ними стольников и дворян десять человек, да из всяких чинов всяких людей. Пришли же [они] к патриарху за благословением. Патриарх же митрополита и бояр благословил и укреплял, чтобы постояли за православную за истинную христианскую веру, ни на какую прелесть не прельщались. Митрополит же Филарет дал обет умереть за православную христианскую веру. Так же и содеял: многую беду и скорбь девять лет за православную христианскую веру терпел".

"...Митрополит же Филарет, видя такую погибель Московскому государству, еще больше собрался пострадать за православную христианскую веру и товарищей своих укреплял. Грехов ради наших, многие на их дьявольскую прелесть прельстились, которые [были] посланы с Москвы при митрополите и послах в товарищах; Василий Сукин да дьяк Сыдавной Васильев от митрополичьего совета отстали и прельстились к литве; [и о том] что думали митрополит и бояре, то все рассказали литве. Митрополит же и бояре, увидав их лукавство, перестали с ними советоваться. Тот же Василий [Сукин] и Сыдавной [Васильев] и иные, которые были посланы с митрополитом, власти и дворяне, напросились у короля ехать в Москву и привести московских людей к кресту на королевское имя. Король же их пожаловал и отпустил, а митрополиту же стало еще большее утеснение. Он же отнюдь им не потакал, и говорил им всем против..."



Добавлено спустя 47 минут 32 секунды:  

Еще...
Большая биографическая энциклопедия:

В 1609 г. Сукин потерпел поражение от разбойника Салкова в пятнадцати верстах от Москвы, недалеко от Николо-Угрешского монастыря. В 1610 г. был в числе лиц, отправленных в Польшу к королю Сигизмунду с кн. Вас. Вас. Голицыном и митрополитом Филаретом. Послы поднесли королю подарки; Сукин поднес сорок соболей и рысь. Будучи в Польше, Сукин и думный дьяк Сыдавной Васильев передавали королевским людям о разговорах кн. Голицына и митрополита Филарета; узнав об этом, митрополит стал советоваться с прочими членами посольства тайно от Сукина и Сыдавного. Ожидая от короля особых милостей, Сукин, Сыдавной и еще несколько светских и духовных лиц из членов посольства отпросились у него в Москву и обещали, что будут склонять московских людей присягнуть самому королю, а не сыну его, королевичу Владиславу. Митрополит Филарет и остальные послы просили панов рады доложить королю, что не следует никого отпускать в Москву, но паны отвечали, что король отпустил некоторых членов посольства по собственной их просьбе и что изменить решения нельзя. Однажды Лев Ив. Сапега призвал к себе думного дьяка Луговского, как будто по весьма важному делу. Луговской застал у Сапеги обоих приверженцев короля Сигизмунда: Сукин и Сыдавной, одетые в богатое платье, собирались идти представляться королю. Указывая на них Луговскому, Сапега оказал: "Сукин стар, а прочие, живучи здесь, проелись". Луговской, возмущенный намерением Сукина и Сыдавного уехать в Москву, ответил: "Хотя бы Василья Сукина и прямо постигла болезнь и ему б лучше тут умереть, где послан, а от дела не отъехати, и старее его живут, а дел не мечут, а Baсилью еще можно жити, так же и Сыдавному, хотя б он и проелся, а еще жити можно". Сукин и Сыдавной поехали в Москву с королевским листом и с жалованным словом о соизволении Сигизмунда отпустить на Московское царство королевича Владислава, с обещанием истребить нового Лжедмитрия и утишить все волнения. По возвращении в Московское государство С. продолжал быть на стороне Сигизмунда. Вот что писал о нем Прокопий Ляпунов в грамоте, посланной из Рязани в Нижний-Новгород 31 января 1611 г.: "И на Коломне, господа, ворует Василий Сукин, потому что он был под Смоленским у короля и крест королю целовал, и король ему дал со всем Коломну в путь; а Коломенские, господа, дворяне и дети боярские и черные люди с нами в одной мысли".

Горькая участь у Сукина - на старости лет жизнь свою завершить предательством своей Родины. С тем он через 2 года и умер.
И "слава" о нем в народе не геройская. В Москве есть Сукино болото, о его истории сохранились лишь легенды, но они не в пользу Сукина