Асия Кагина: Профессию надо выбирать сердцем  7
15.02 / 16:13
    
27
февраля
29.11.2013 / 09:28

Инструментальное трио: Справляться с эмоциями мы учимся с 4–5 лет

Инструментальное трио: Справляться с эмоциями мы учимся с 4–5 лет

В ноябре в Тюмени выступил замечательный музыкальный ансамбль — три молодых высокопрофессиональных музыканта, выпускники Московской филармонии, обласканные наградами и призовыми местами на многочисленных конкурсах.

Перед концертом Сергей Антонов (виолончель), Никита Борисоглебский (скрипка) и Екатерина Мечетина (фортепиано) нашли время, чтобы ответить на несколько вопросов журналистов. Они рассказали, как выбирают произведения, с которыми выступают; что нотный способ записи и понятие «классическая музыка» уходят в прошлое, и о том, как играть, когда на душе кошки скребут.

О трио

В основном, мы работаем сольно, и даже живем в разных точках земного шара (Москва, Брюссель, Бостон), но иногда играем вместе. Сейчас мы собрались специально для выступления в Тюмени. Когда нас приглашают выступить в составе трио, я отменяю все, что могу отменить, потому что для меня это большая радость.

О программе

На концерте мы исполним Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Рахманинова и два маленьких трио. Почему именно эти произведения? Так получилось, что наш коллектив специализируется на русской музыке, а русский репертуар для трио не такой уж широкий. К тому же, это музыка хорошая, красивая, понятная, эмоциональная.

Составляя программу, мы думаем о слушателях. У нас могут быть личные, музыкантские интересы, но они вряд ли будут совпадать с интересами публики. Поэтому мы не ставим трехчасовую программу с вещами, которые могут быть интересны нам, как творческие задачи. Люди потом скажут, что это не для них, тяжело, перегружено, непонятно. Поэтому мы стараемся чередовать: сначала посерьезнее произведение, потом — полегче, потом — опять серьезнее, потому что хочется двигать публику вперед, чтобы она прогрессировала. И после этого слушатели вроде уже не так пугаются.

О современной музыке

Даже нам, музыкантам, далеко не всегда понятна современная академическая музыка. Иногда при ее написании и ноты не используются, композиторы записывают свое творение новыми способами: значками, загогулинами. Есть люди, которые это изучают, работают с композиторами, пишут книги о том, как читать эти партитуры.

Тем не менее, современную музыку мы играем, не чураемся, не боимся ее. В прошлом году наш ансамбль исполнял Родиона Щедрина. Этот композитор признан одним из ныне живущих классиков — и не только в России, но и за рубежом. Его музыка не может быть названа легкой для восприятия. Там очень острый современный музыкальный язык. Слава богу, что он пишет на двух строчках и нотами — это большое подспорье для музыкантов, воспитанных в академической традиции.

Классическая VS академическая

Слово «классическая» по отношению к музыке сейчас не очень принято использовать, вместо него говорят «академическая музыка» в противовес «популярной». Словосочетание «академическая музыка» употребляется по отношению к музыке и прошлых эпох, и наших дней.

Концерт должен продолжаться несмотря ни на что

Не переносить свое плохое настроение на сцену, справляться с эмоциями, мы учимся с 4–5 лет. Нам говорят, что концерт должен продолжаться, что бы ни случилось — хоть землетрясение, хоть пушечный выстрел. В каком-то смысле это актерская работа, хотя я не провожу прямых параллелей.

Полностью выключить внутренне невозможно, вы же не можете на час сердце остановить, а потом запустить его вновь. Сложность в том, что нужно найти баланс: немного задавить свое плохое настроение. Можно находиться в депрессии до концерта и после, но во время его — надо что-то делать.

Самое сложное для музыкантов — если нет концертов, ничего не получается. Нет того, чем мы сами перед собой должны заниматься. Бывает и так. А бывает так, что работаешь на износ, так, что руки болят.

Почему говорят, что наша профессия сложная, нервная? Почему говорят, что один концерт сравним с трудом шахтера? Не потому что физически очень сложно играть на рояле или скрипке, а потому что это огромное нервное напряжение — все живое, рождается здесь и сейчас, происходит исключительно на силе души.

О записи дисков

Когда я выступаю, то получаю часть энергии, вдохновение от публики. А в студии, на записи, я играю без нее, поэтому создается впечатление, что никто не пришел на концерт. Из-за этого сложно сделать исполнение естественным. Каждый музыкант решает, нужно ему делать записи или нет, но мне это очень не нравится.

Второй неприятный фактор, особенно в наше время — то, что на записи ты должен быть перфектным.

От нас требуют идеальности, стерильности, потому что так принято. Но если послушать старые записи — чего там только не происходило.

И еще звукорежиссеры все время говорят: ну-ка, переиграй-ка, и любят давать уроки во время записи. Но есть и хорошие специалисты, которые предлагают правильные вещи.

Но все-таки записывать музыку необходимо — чтобы расширять аудиторию. Ведь когда ты выступаешь на концерте, тебя услышат грубо говоря пятьсот человек, а благодаря записям аудитория увеличивается в несколько раз. И потом эта музыка остается.

О критике

Я знаю многих людей, которым не нравится, как я играю, не нравятся интерпретации, не нравлюсь я вообще в принципе. И я их вижу в залах. Мне хочется подойти к ним и сказать: «Я же знаю, как вы ко мне относитесь. Зачем же вы пришли?». Ведь музыка должна доставлять удовольствие. Мы силком на концерты никого не тащим и диски покупать не заставляем.

О русской школе

Мне кажется, большого различия в школах игры, как раньше, сейчас нет. Были французская, немецкая, русская школы, а сейчас все смешалось из-за того, что страны открыты. Но определенная специфика имеется. Возможно, в европейской игре есть небольшая дистанцированность от исполняемой музыки, холодность, а русских музыкантов выделяет сила самоотдачи. Заграничным музыкантам привычно играть Бетховена, Моцарта и Брамса, которые не требуют такого эмоционального участия, как музыка Рахманинова и Чайковского.

Есть показатель «игра по-русски», и он может быть у человека любой национальности. К сожалению, а, может быть, и к счастью, русскую школу отличает чрезмерная открытость, искренность и какая-то безысходность. Традиции, школа, образование ведь формировались не на золотых полях. И наши музыканты давали концерты не за большие гонорары, не ради известности, а ради дела, искусства, поэтому играли честно и искреннее.

Играть для всех одинаково

Нас с детства приучали к тому, что не надо делать различия, для кого ты играешь. Не хочется говорить пафосные слова, но есть высшие цели, идеи: можно играть не только для публики, но и для композитора, для себя. Главное — остаться честным перед самим собой.

Восприятие музыки

Мы не можем слушать музыку как обычные зрители — просто в силу своей профессии. Каждый по своей специальности неосознанно анализирует детали, тонкости. Конечно, я могу получить удовольствие, слушая пианиста, но когда я слушаю оркестр, я его получаю несравненно легче. Какой бы ни был музыкант, я обращаю внимание на технологию.

Кроме того, музыка создается тремя участниками: композитор, исполнитель и слушатель. И неизвестно, кто важнее. Если слушатель настроен критически, можно быть конгениальным музыкантом, но все равно ничего не получится. И наоборот, если слушатель пришел с открытой душой, то, скорее всего, он получит удовольствие.

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация

Просмотров: 1689 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Классическая музыка, Тюмень, Филармония, Музыканты

 
 Комментарии  0  


Другие новости рубрики «Интервью нашего города»

Асия Кагина: Профессию надо выбирать сердцем
Асия Кагина: Профессию надо выбирать сердцем  7
15.02 / 16:13
Она оставила учебу в ВУЗе, последовав за мечтой о небе и полетах. Сегодня она не жалеет о своем решении — ее рабочим местом стала кабина вертолета Ми-8. О своей «дороге в облака» корреспонденту NashGorod.ru рассказала второй пилот АО «ЮТэйр-Вертолетные услуги» Асия Кагина.
Андрей Степанов: Конец года был очень тяжелым в эмоциональном плане
Андрей Степанов: Конец года был очень тяжелым в эмоциональном плане
10.02 / 11:11
В прошлом году в адрес Уполномоченного по правам ребенка Андрея Эдуардовича Степанова поступило 769 обращений.
Неля Рахимова: «Устойчивое развитие» - не просто слова
Неля Рахимова: «Устойчивое развитие» — не просто слова  1
03.02 / 16:58
Генеральная ассамблея ООН в 2015 году утвердила 17 целей устойчивого развития до 2030. О важности этих целей, корреспонденту NashGorod.ru рассказала специалист в области устойчивого развития Неля Рахимова.
Команда КВН «Наполеон Динамит»: Хотим взять от сезона Высшей лиги по максимуму
Команда КВН «Наполеон Динамит»: Хотим взять от сезона Высшей лиги по максимуму
30.01 / 10:12
Команда «Наполеон Динамит» в этом году представит Тюменскую область в Высшей лиге КВН. Раньше квнщики играли за Челябинск, но в составе сборной есть наши земляки — Евгений Хохлов и Артем Смирнов. Корреспондент NashGorod.ru встретился с тюменской половиной команды сразу после сочинского фестиваля, чтобы узнать о причинах смены квновской прописки и планах на сезон «вышки».
Следователь Маргарита Полянских: Каждое преступление в сфере медицины - индивидуально
Следователь Маргарита Полянских: Каждое преступление в сфере медицины — индивидуально  10
20.01 / 15:39
Громкие скандалы, в которые оказываются втянуты врачи и медицинские учреждения, время от времени сотрясают Тюмень, вызывая широчайший общественный резонанс. Следователь Маргарита Полянских — человек, чья задача установить истину, когда заходит речь о врачебной ошибке или халатности медиков. Корреспонденту интернет-портала NashGorod.ru Маргарита Анатольевна рассказала об особенностях своей работы.
Андрей Добрынин: Уделите детям время!
Андрей Добрынин: Уделите детям время!  16
04.01 / 15:00
Тюменский регион оказался вовлечен в события, связанные с деятельностью интернет-сообщества «Дети-404». Зачем общественники обратились в областную прокуратуру, губернатору Тюменской области и уполномоченному по правам ребенка, интернет-порталу Nashgorod.ru рассказал руководитель Тюменского родительского комитета Андрей Добрынин.
Анатолий Пусев: В 2017 году работа аэродрома в Ялуторовске выйдет на новый уровень
Анатолий Пусев: В 2017 году работа аэродрома в Ялуторовске выйдет на новый уровень  26
20.12.2016 / 15:04
В начале декабря портал NashGorod.ru опубликовал новость о скандале на аэродроме Тюменского АСК в Ялуторовске. Его работники сообщили о нарушениях трудовых прав и невыплате зарплаты. Вместе с тем, тюменское региональное отделение ДОСААФ, призвало не сгущать краски и не преувеличивать проблему.
Роман Разоренов: За тепло в домах все чаще отвечают юристы и экономисты
Роман Разоренов: За тепло в домах все чаще отвечают юристы и экономисты  13
15.12.2016 / 10:47
Вопрос теплоснабжения, пожалуй, в каждом регионе зимой актуален. Тюменская область — не исключение. В мороз статистика порывов регулярно растет, и каждый день в городе количество отключений составляет по несколько десятков объектов. Какова причина частых порывов на тепломагистралях, и как решить эту проблему, корреспондент интернет-портала Nashgorod.ru узнал у эксперта НП «Российское теплоснабжение» Романа Разоренова.
Лидер группы «ГештальТ»: После восьми лет карьеры мы готовы ко всему
Лидер группы «ГештальТ»: После восьми лет карьеры мы готовы ко всему  3
21.11.2016 / 14:20
Рок-группа «ГештальТ» из Екатеринбурга свой восьмой день рождения отметила в Тюмени. Морозным вечером в пятницу, 18 ноября, музыканты выступили на сцене рок-бара «Сайгон». Перед концертом корреспондент интернет-портала NashGorod.ru пообщался с лидером и вокалистом команды Александром Чвалой.
Шамиль Бакиров: Родители заставили вернуться в спорт
Шамиль Бакиров: Родители заставили вернуться в спорт  1
29.10.2016 / 12:37
С 12 по 16 октября в Будапеште прошли чемпионат и первенство мира по неолимпийской версии тхэквондо ITF. В столице Венгрии золото в категории юношей 15–17 лет завоевал тюменец Шамиль Бакиров.

Все новости из рубрики «Интервью нашего города»

Реклама:










Создание и разработка сайтов в Тюмени

Архив

Интервью

Новости от Нашгород.ру

Северное волокно
© 2002—2017, OOO «Наш Город РУ», Тюмень, Все права защищены © При использовании материалов ссылка обязательна.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–20303 от 29 декабря 2004 выдано Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. © Разработка — студия «Автограф»