8
декабря
29.11.2013 / 09:28

Инструментальное трио: Справляться с эмоциями мы учимся с 4–5 лет

Инструментальное трио: Справляться с эмоциями мы учимся с 4–5 лет

В ноябре в Тюмени выступил замечательный музыкальный ансамбль — три молодых высокопрофессиональных музыканта, выпускники Московской филармонии, обласканные наградами и призовыми местами на многочисленных конкурсах.

Перед концертом Сергей Антонов (виолончель), Никита Борисоглебский (скрипка) и Екатерина Мечетина (фортепиано) нашли время, чтобы ответить на несколько вопросов журналистов. Они рассказали, как выбирают произведения, с которыми выступают; что нотный способ записи и понятие «классическая музыка» уходят в прошлое, и о том, как играть, когда на душе кошки скребут.

О трио

В основном, мы работаем сольно, и даже живем в разных точках земного шара (Москва, Брюссель, Бостон), но иногда играем вместе. Сейчас мы собрались специально для выступления в Тюмени. Когда нас приглашают выступить в составе трио, я отменяю все, что могу отменить, потому что для меня это большая радость.

О программе

На концерте мы исполним Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Рахманинова и два маленьких трио. Почему именно эти произведения? Так получилось, что наш коллектив специализируется на русской музыке, а русский репертуар для трио не такой уж широкий. К тому же, это музыка хорошая, красивая, понятная, эмоциональная.

Составляя программу, мы думаем о слушателях. У нас могут быть личные, музыкантские интересы, но они вряд ли будут совпадать с интересами публики. Поэтому мы не ставим трехчасовую программу с вещами, которые могут быть интересны нам, как творческие задачи. Люди потом скажут, что это не для них, тяжело, перегружено, непонятно. Поэтому мы стараемся чередовать: сначала посерьезнее произведение, потом — полегче, потом — опять серьезнее, потому что хочется двигать публику вперед, чтобы она прогрессировала. И после этого слушатели вроде уже не так пугаются.

О современной музыке

Даже нам, музыкантам, далеко не всегда понятна современная академическая музыка. Иногда при ее написании и ноты не используются, композиторы записывают свое творение новыми способами: значками, загогулинами. Есть люди, которые это изучают, работают с композиторами, пишут книги о том, как читать эти партитуры.

Тем не менее, современную музыку мы играем, не чураемся, не боимся ее. В прошлом году наш ансамбль исполнял Родиона Щедрина. Этот композитор признан одним из ныне живущих классиков — и не только в России, но и за рубежом. Его музыка не может быть названа легкой для восприятия. Там очень острый современный музыкальный язык. Слава богу, что он пишет на двух строчках и нотами — это большое подспорье для музыкантов, воспитанных в академической традиции.

Классическая VS академическая

Слово «классическая» по отношению к музыке сейчас не очень принято использовать, вместо него говорят «академическая музыка» в противовес «популярной». Словосочетание «академическая музыка» употребляется по отношению к музыке и прошлых эпох, и наших дней.

Концерт должен продолжаться несмотря ни на что

Не переносить свое плохое настроение на сцену, справляться с эмоциями, мы учимся с 4–5 лет. Нам говорят, что концерт должен продолжаться, что бы ни случилось — хоть землетрясение, хоть пушечный выстрел. В каком-то смысле это актерская работа, хотя я не провожу прямых параллелей.

Полностью выключить внутренне невозможно, вы же не можете на час сердце остановить, а потом запустить его вновь. Сложность в том, что нужно найти баланс: немного задавить свое плохое настроение. Можно находиться в депрессии до концерта и после, но во время его — надо что-то делать.

Самое сложное для музыкантов — если нет концертов, ничего не получается. Нет того, чем мы сами перед собой должны заниматься. Бывает и так. А бывает так, что работаешь на износ, так, что руки болят.

Почему говорят, что наша профессия сложная, нервная? Почему говорят, что один концерт сравним с трудом шахтера? Не потому что физически очень сложно играть на рояле или скрипке, а потому что это огромное нервное напряжение — все живое, рождается здесь и сейчас, происходит исключительно на силе души.

О записи дисков

Когда я выступаю, то получаю часть энергии, вдохновение от публики. А в студии, на записи, я играю без нее, поэтому создается впечатление, что никто не пришел на концерт. Из-за этого сложно сделать исполнение естественным. Каждый музыкант решает, нужно ему делать записи или нет, но мне это очень не нравится.

Второй неприятный фактор, особенно в наше время — то, что на записи ты должен быть перфектным.

От нас требуют идеальности, стерильности, потому что так принято. Но если послушать старые записи — чего там только не происходило.

И еще звукорежиссеры все время говорят: ну-ка, переиграй-ка, и любят давать уроки во время записи. Но есть и хорошие специалисты, которые предлагают правильные вещи.

Но все-таки записывать музыку необходимо — чтобы расширять аудиторию. Ведь когда ты выступаешь на концерте, тебя услышат грубо говоря пятьсот человек, а благодаря записям аудитория увеличивается в несколько раз. И потом эта музыка остается.

О критике

Я знаю многих людей, которым не нравится, как я играю, не нравятся интерпретации, не нравлюсь я вообще в принципе. И я их вижу в залах. Мне хочется подойти к ним и сказать: «Я же знаю, как вы ко мне относитесь. Зачем же вы пришли?». Ведь музыка должна доставлять удовольствие. Мы силком на концерты никого не тащим и диски покупать не заставляем.

О русской школе

Мне кажется, большого различия в школах игры, как раньше, сейчас нет. Были французская, немецкая, русская школы, а сейчас все смешалось из-за того, что страны открыты. Но определенная специфика имеется. Возможно, в европейской игре есть небольшая дистанцированность от исполняемой музыки, холодность, а русских музыкантов выделяет сила самоотдачи. Заграничным музыкантам привычно играть Бетховена, Моцарта и Брамса, которые не требуют такого эмоционального участия, как музыка Рахманинова и Чайковского.

Есть показатель «игра по-русски», и он может быть у человека любой национальности. К сожалению, а, может быть, и к счастью, русскую школу отличает чрезмерная открытость, искренность и какая-то безысходность. Традиции, школа, образование ведь формировались не на золотых полях. И наши музыканты давали концерты не за большие гонорары, не ради известности, а ради дела, искусства, поэтому играли честно и искреннее.

Играть для всех одинаково

Нас с детства приучали к тому, что не надо делать различия, для кого ты играешь. Не хочется говорить пафосные слова, но есть высшие цели, идеи: можно играть не только для публики, но и для композитора, для себя. Главное — остаться честным перед самим собой.

Восприятие музыки

Мы не можем слушать музыку как обычные зрители — просто в силу своей профессии. Каждый по своей специальности неосознанно анализирует детали, тонкости. Конечно, я могу получить удовольствие, слушая пианиста, но когда я слушаю оркестр, я его получаю несравненно легче. Какой бы ни был музыкант, я обращаю внимание на технологию.

Кроме того, музыка создается тремя участниками: композитор, исполнитель и слушатель. И неизвестно, кто важнее. Если слушатель настроен критически, можно быть конгениальным музыкантом, но все равно ничего не получится. И наоборот, если слушатель пришел с открытой душой, то, скорее всего, он получит удовольствие.

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация

Просмотров: 1675 | верcия для печати
Читайте новости по темам: Классическая музыка, Тюмень, Филармония, Музыканты

 
 Комментарии  0  


Другие новости рубрики «Интервью нашего города»

Лидер группы «ГештальТ»: После восьми лет карьеры мы готовы ко всему
Лидер группы «ГештальТ»: После восьми лет карьеры мы готовы ко всему  3
21.11 / 14:20
Рок-группа «ГештальТ» из Екатеринбурга свой восьмой день рождения отметила в Тюмени. Морозным вечером в пятницу, 18 ноября, музыканты выступили на сцене рок-бара «Сайгон». Перед концертом корреспондент интернет-портала NashGorod.ru пообщался с лидером и вокалистом команды Александром Чвалой.
Шамиль Бакиров: Родители заставили вернуться в спорт
Шамиль Бакиров: Родители заставили вернуться в спорт  1
29.10 / 12:37
С 12 по 16 октября в Будапеште прошли чемпионат и первенство мира по неолимпийской версии тхэквондо ITF. В столице Венгрии золото в категории юношей 15–17 лет завоевал тюменец Шамиль Бакиров.
Юлия Каплина: Кубок мой, но еще есть над чем работать
Юлия Каплина: Кубок мой, но еще есть над чем работать
28.10 / 14:16
Эта милая девушка совсем недавно официально была признана самой быстрой скалолазкой в сезоне. Тюменка Юлия Каплина завоевала свой первый в карьере большой Кубок мира, к которому шла долгих четыре года. Не в последнюю очередь благодаря усилиям спортсменки сборная России также была признана сильнейшей в этом сезоне. Впрочем, сама Юлия, как и все спортсмены, очень строго к себе относится и признает, что ей еще много предстоит работать. Тем более, что через четыре года главные международные старты для любого спортсмена — летние Олимпийские игры в Токио.
Ольга Рычкова: Производители вакцин ничего не скрывают - в этом нет необходимости
Ольга Рычкова: Производители вакцин ничего не скрывают — в этом нет необходимости  14
27.10 / 11:54
В Тюмени продолжается прививочная кампания. Защитит ли вакцина от гриппа? Могут ли прививки быть вредны? Кому вакцинация обязательно необходима? Стоит ли верить страшилкам о прививках? На вопросы пользователей интернет-портала NashGorod.ru ответила врач аллерголог-иммунолог Ольга Рычкова.
Оксана Заморова: В выполнении нормативов ГТО нет ничего сложного
Оксана Заморова: В выполнении нормативов ГТО нет ничего сложного  28
19.10 / 13:06
В Тюменской области уже более года активно осваивают сдачу нормативов Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне»: сначала его сдавали учащиеся и государственные служащие, а с 1 января будущего года попробовать свои силы в сдаче тестов на заветный значок сможет любой желающий. О том, каким образом будет организован процесс тестирования и что для этого нужно кандидату, мы поговорили с начальником Центра тестирования ГТО в Центре спортивной подготовки Тюменской области Оксаной Заморовой.
Генпродюсер канала «Тюменское время»: Мы должны стать первыми по всей области
Генпродюсер канала «Тюменское время»: Мы должны стать первыми по всей области  1
12.10 / 13:51
Телеканал «Тюменское время» начал новый телесезон. О том, что ждет телезрителей, начиная с этой осени, как канал адаптируется под запросы почитателей, и куда планирует двигаться дальше, рассказал генеральный продюсер телеканала Заур Бабаев. «Мы работаем для наших жителей, знаем их проблемы и радости, можем об этом поговорить и помочь», — считает генпродюсер.
Анатолий Косарев: Средний возраст тюменского коллекционера - 50–60 лет
Анатолий Косарев: Средний возраст тюменского коллекционера — 50–60 лет  есть фото  есть опрос  7
04.10 / 12:06
Корреспондент интернет-портала Nashgorod.ru побеседовал с председателем областного клуба коллекционеров Анатолием Косаревым. Он рассказал о своих увлечениях, вопросах, которые остро стоят перед любителями старины.
Вячеслав Гильштейн: Охотиться на пернатых можно и с фотоаппаратом
Вячеслав Гильштейн: Охотиться на пернатых можно и с фотоаппаратом  есть фото  4
03.10 / 10:05
Существует такое необычное хобби — любительская орнитология. За рубежом для наблюдателей за птицами работает настоящая индустрия: есть специальные отели, туристические маршруты. Открываются даже специализированные рестораны, где можно пообедать, слушая не музыку, а пение птиц.
Аксель Хансманн: Мне нравится мистический свет заброшенных зданий
Аксель Хансманн: Мне нравится мистический свет заброшенных зданий  есть фото  19
28.09 / 13:28
Известный немецкий фотограф Аксель Хансманн, специализирующийся на запечатлении заброшенных зданий, накануне прибыл в Тюмень. В нашем городе он открыл выставку своих снимков «Очарование покинутых мест». 30 фотографий разместились в стенах лофт проекта Фабрика. Выставка вызвала неподдельный интерес тюменцев и гостей областной столицы. После церемонии открытия Хансманна долго не отпускали посетители, задавая ему самые разные вопросы. Корреспондент интернет-портала NashGorod.ru побеседовал с гостем.
Мугаммир Галиуллин: Дефицит воды тюменцам пока не грозит
Мугаммир Галиуллин: Дефицит воды тюменцам пока не грозит  28
25.09 / 08:26
Почему происходят аварии на сетях, когда Тюмень полностью уйдет от водоразборных колонок и какова причина постоянного снижения потребления объемов воды в городе — об этом и не только корреспондент интернет-портала Nashgorod.ru пообщался с генеральным директором компании «Тюмень Водоканал» Мугаммиром Галиуллиным.

Все новости из рубрики «Интервью нашего города»

Реклама:










Создание и разработка сайтов в Тюмени

Архив

Интервью

Новости от Нашгород.ру

Северное волокно
© 2002—2016, OOO «Наш Город РУ», Тюмень, Все права защищены © При использовании материалов ссылка обязательна.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–20303 от 29 декабря 2004 выдано Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. © Разработка — студия «Автограф»