Тюменцы смогут избавиться от жестяных банок и старых сковородок  17
12.09 / 13:38
    
21
сентября
05.05.2015 / 13:06

Что производили в Тюмени во время Великой Отечественной войны

Что производили в Тюмени во время Великой Отечественной войны

Победу в Великой Отечественной войне приближали не только советские солдаты и офицеры, матросы и партизаны, героически сражаясь на фронтах, но и простые труженики тыла. В Тюмень было эвакуировано 28 заводов из разных уголков страны.

Летом и осенью тысяча девятьсот сорок первого года из прифронтовой полосы Центральной России и Украины за Урал, в том числе и в наш город, вывозились целые предприятия и заводы оборонного значения («номерные заводы»), чтобы сберечь производство и кадры и в глубоком тылу продолжать работу на благо фронта.

По данным книги «Так было» историка, профессора Тюменского университета Константина Лагунова, всего в Тюмень было эвакуировано двадцать восемь промышленных предприятий из Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Керчи, Подольска и других городов. После их объединения между собой и с местными заводами образовалось двадцать два предприятия.

Занимался приёмом и размещением в Тюмени прибывших заводов председатель городского Совета депутатов трудящихся Степан Загриняев. Поисковый отряд «Гранит» средней школы № 6 города Тюмени под руководством Ирины Рогозиной обнаружил его могилу на Текутьевском кладбище.

Что производили в Тюмени во время Великой Отечественной войны 2

Первым промышленным предприятием, прибывшим в Тюмень, был Одесский завод строительных механизмов имени десятилетия Октября. Его разместили в недостроенных корпусах завода «Механик» по улице Максима Горького под названием «Завод № 766». Завод стал выпускать миномёты, мины, реактивные боеголовки для легендарных «Катюш», а также небольшие партии растворосмесительных машин.

Аналогичную продукцию выпускал и бывший экскаваторный завод, перевезенный из города Дмитрова Московской области. Он расположился на улице Семакова и в помещении госконюшен на углу улиц Семакова и Урицкого и под названием «Завод № 769» работал фактически как филиал завода строительных машин, выполняя военные заказы.

Через год после окончания войны эти два завода были объединены и переименованы в Тюменский завод строительных машин. Завод «Строймаш» перешёл на выпуск мирной строительной техники: растворо- и бетоносмесителей, экскаваторов и канавокопателей, поставляя продукцию на все крупные стройки страны: возведение плотин гидроэлектростанций на Волге, Енисее, канале Волга-Дон, а также в сорок восемь стран мира. Производственные цеха полностью переехали на улицу Максима Горького, рядом был построен рабочий посёлок со столовой, магазинами, аптекой, детскими садами, стадионом и сквером.

Что производили в Тюмени во время Великой Отечественной войны 3

В начале ХХI века «Строймаш» выпускал бетоносмесители, сельхозмашины, микромельницы для фермеров, стальные детские санки, дорожные знаки и указатели. На стенах тюменских домов появились таблички с указанием улиц и номеров домов — продукция завода строительных машин. К концу 2005 года в связи с планом перемещения производств за черту города, завод начал работать на северной окраине города на улице Тимофея Чаркова (недалеко от улицы Щербакова) и был переименован в завод «Сибстроймаш».

Наш земляк Александр Иваненко писал в своей книге «Новые прогулки по Тюмени» (2008 года издания), что на месте самого крупного цеха номер двадцать один бывшего завода «Строймаш» на улице Максима Горького был построен торгово-развлекательный центр «Гудвин», клуб завода заняли развлекательные ночные клубы, и к весне 2006 года, когда окончательно снесли старые корпуса завода, от оборонного предприятия не осталось ни воспоминания, ни памятной доски.

С августа по декабрь тысяча девятьсот сорок первого года в Тюмень было эвакуировано несколько заводов судостроительной промышленности: цеха по строительству торпедных катеров керчинского «Завода № 532» и рыбинского «Завода № 341»; часть оборудования, незавершенное производство и кадры московского «Завода № 445» и ленинградского «Завода № 363»; цех номер семь Херсонского завода имени Коминтерна; цех катеростроения «Завода № 194» и частично оборудование и кадры Камыш-Бурунского завода Крымской АССР. Все они были размещены на базе Тюменской судоверфи (Тюменский судостроительный завод) по улице Судостроительной, дом 1А, и объединены под названием «Тюменский завод № 639».

Что производили в Тюмени во время Великой Отечественной войны 4

До войны на Тюменской судоверфи строились баржи, пассажирские паровые суда. Начиная с тысяча девятьсот сорок первого года завод стал выпускать военную продукцию: корпуса мин и боеголовок к реактивным снарядам, торпедные катера Г-5 и Г-5-123 бис (производство последних продолжалось еще два года после окончания войны).

За успешную работу в военное время завод неоднократно награждался переходящим Красным знаменем Государственного комитета обороны, которое впоследствии осталось на вечное хранение коллективу завода. Триста сорок один работник завода награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». За заслуги в обеспечении советской армии и военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны в мае тысяча девятьсот восемьдесят пятого года завод награждён орденом Отечественной Войны I степени.

После завершения войны завод был оставлен в Тюмени и перешёл на выпуск мирной продукции, через четыре года был переименован в «Завод почтовый ящик № 45», а с тысяча девятьсот шестьдесят третьего года получил свое современное название — «Тюменский судостроительный завод». На сайте завода tsz-memory.ru к семидесятилетию Победы ветераны завода собирают и размещают информацию об истории самого завода и людей, работавших на нем в годы войны.

Одним из первых в Тюмень прибыл из Киева завод «Цепи Галля», выпускавший до войны ролико-втулочные цепи типа велосипедных для зерноуборочных комбайнов. Под названием «Завод № 5» он был размещён на улице Береговой в Заречье, где в ХIХ веке находился судостроительный завод Гектора Ивановича Гуллета. В цехах завода стали изготавливать как военную продукцию: пистолеты-пулемёты ППШ, военные знаки различия, ложки, лыжи, телефонные катушки, так и товары для мирного населения: втулочные цепи для комбайнов. После окончания войны завод «Цепи Галля» вернулся в Киев, а на его месте в Тюмени начал работать приборостроительный завод, который в семидесятых годах переехал на улицу Одесскую.

Что производили в Тюмени во время Великой Отечественной войны 5

В числе эвакуированных в Тюмень предприятий был и киевский завод «Красный экскаватор», присоединенный к тюменскому станкостроительному заводу «Механик» («Завод № 762»). Во время войны завод «Механик» выпускал минометы, мины, корпуса для гаубичных снарядов, а с середины тысяча девятьсот сорок третьего года специализировался на выпуске химических мин, применяемых при постановке дымовых завес.

Тюменские станкостроители разработали и поставили два фуговочных станка в Лабораторию номер два Академии наук СССР, впоследствии реорганизованную в Институт атомной энергии Академии наук СССР, внеся таким образом свой вклад в создание крупнейшего научного центра страны. После окончания войны продукция завода шла на склады боеприпасов войск Дальнего Востока. Последний залп тюменских мин был произведен в день безоговорочной капитуляции Японии.

Завод «Механик» в послевоенное время перешёл на выпуск мирной продукции, был переименован в тысяча девятьсот шестьдесят шестом году в «Тюменский станкостроительный завод», в настоящее время он выпускает промышленные деревообрабатывающие станки (современное производство расположено в районе Гилёвской рощи).

В начале зимы тысяча девятьсот сорок первого года в Тюмень были эвакуированы три завода по производству мотоциклов: Таганрогский мотоциклетный «Завод № 65», Серпуховский мотоциклетный завод и Московский завод мотоциклетных моторов. Их объединили в «Мотоциклетный завод № 65» и разместили на территории пивоваренного завода Давыдовских на улице Ворошилова (ныне улица Циолковского), а сам пивоваренный завод был перевезён на улицу Большая Заречная. Завод производил мотоциклы М-72, запасные части к ним и детали к взрывателям. Весной тысяча девятьсот сорок четвёртого года завод был переведён в город Горький (ныне Нижний Новгород).

Что производили в Тюмени во время Великой Отечественной войны 6

Другой известный тюменский завод, появившийся в начале войны, завод АТЭ (Завод автотракторного электрооборудования), был размещён на месте неработавшей мельницы по улице Холодильной. Завод АТЭ создан на базе следующих эвакуированных предприятий: Московского завода АТЭ-2, завода мотоэлектрооборудования из города Калуги, Ленинградского электротехнического завода и карбюраторного завода имени Куйбышева. Продукция завода — электрооборудование для военной авиационной и наземной техники.

Руководил налаживанием производства на новом месте начальник производственного отдела Московского завода АТЭ-2 Владимир Хуторянский, впоследствии в шестидесятые годы двадцатого века руководивший моторостроительным заводом в Тюмени. Его именем в 2001 году была названа площадь перед заводом по Старому Тобольскому тракту, а на доме сто двенадцать по улице Советской, где жил Владимир Яковлевич, установлена мемориальная доска. В конце войны завод АТЭ переехал на улицу Ворошилова (ныне улица Циолковского), где ранее располагался мотоциклетный «Завод № 65», и остался в Тюмени насовсем.

В мирное время завод выпускал электрооборудование для автомобилей, мотоциклов, сельскохозяйственной техники, электрокипятильники и электроплитки. В девяностые годы прошлого века производство сократилось, а на новой площадке завода на Велижанском тракте был построен завод «АТЭ-ГАЗ», выпускавший полиэтиленовые трубы. В начале двухтысячных годов завод был поделён на три части, а с две тысячи четвёртого года — прекратил своё существование.


Аккумуляторный завод приехал в Тюмени из подмосковного города Подольска и был размещён в здании гвоздеделательной артели «Рекорд» по улице Ямская в Затюменке. Эвакуированные станки монтировали под открытым небом, а стены и крышу возводили постепенно прямо над работающими людьми и оборудованием. Тюменские аккумуляторы отправлялись на фронт для установки на танки и военные автомобили.

Позднее аккумуляторный завод занял половину квартала в районе улиц Луначарского-Затюменской-Ямской-Ирбитской. После окончания войны завод остался в нашем городе и стал производить мирную продукцию. К шестидесятым годам производство расширилось, но завод ухудшал санитарную обстановку в Затюменке и Заречье, и поэтому был перевезён на окраину Тюмени, в конец улицы Ямской. Соседняя улица была названа Аккумуляторной (она идёт от железной дороги до улицы Барнаульской). Однако вредные выбросы завода попадали на жилые кварталы района Дом обороны, и под нажимом экологов и властей города самое опасное производство — литейный цех — вынесли за пределы Тюмени, в район Велижанского тракта. В настоящее время «Тюменский аккумуляторный завод» успешно работает на том месте.

Что производили в Тюмени во время Великой Отечественной войны 7

Московский химико-фармацевтический завод имени Льва Яковлевича Карпова по приезду в Тюмень получил номер тридцать девять и был размещён на левом берегу Туры напротив Свято-Троицкого монастыря, на площадке небольшой артели «Победа». Для производства пара заводу выделили паровой котёл с отслужившего парохода, который с помощью лошадей и людей на санях перевезли по льду реки из тюменского речного порта. Завод выпускал лекарства для фронта и тыла: сублимированный йод, соли кофеина, химически чистый хлористый натрий для физиологических растворов, сернокислый барий, йодистый калий и другие препараты. После окончания войны завод был оставлен в Тюмени, и как Тюменский химико-фармацевтический завод работает до сих пор на прежнем месте.

Что производили в Тюмени во время Великой Отечественной войны 8

Тюменский «Завод пластмасс» взял своё начало от двух эвакуированных в годы войны химических предприятий: Московского завода № 94 и Днепродзержинского завода авиационных лаков, которые были объединены под названием «Завод № 636» и размещены на улице Первомайской недалеко от железнодорожного вокзала в помещениях спиртоводочного завода, который, в свою очередь, был переведён в Ильинскую церковь на улицу 25 октября на берегу Туры. Небольшой завод выполнял военные заказы, производил клеящие материалы для выработки фанеры, авиационных пропеллеров и другую продукцию. Бакелитовые смолы и лаки поступали, в частности, на Тюменский фанерный комбинат.

Что производили в Тюмени во время Великой Отечественной войны 9

Своё современное название завод получил через год после окончания войны, наладив выпуск мирной продукции — детских пластмассовых игрушек. В две тысячи четырнадцатом году здание завода пластмасс было снесено из-за ухудшения экологической обстановки в городе от его отходов, и завод прекратил своё существование.

Что производили в Тюмени во время Великой Отечественной войны 10

Наряду с многочисленными заводами в наш город было эвакуировано опытно-конструкторское бюро Олега Константиновича Антонова (ОКБ № 31) из подмосковного города Тушино. В результате его объединения с авиационным заводом из города Раменское Московской области в Тюмени появился «Завод № 241», выпускавший бесшумные планеры для разведки и заброски партизан в тыл противника.

Как пишет Константин Лагунов, завод занимал территорию рыночной площади на месте современного Центрального почтового отделения связи и Тюменской областной Думы (где в то время стояли молочные и мясные павильоны), и цех мастерских «Красногвардеец» на месте современного отеля «Тюмень». Завод выпускал планеры А-7, материалом для которого служила берёзовая фанера Тюменского фанерного комбината.

Конструкторское бюро Антонова разработало конструкцию летающего танка — гибрид лёгкого танка Т-60 и двукрылого планера под названием «Крылья танка» — КТ-60. Всего за время войны в Тюмени было построено более шестисот планеров. После войны завод переехал в Рязань и Саратов.

Работали на Победу и местные тюменские заводы и фабрики. Фанерокомбинат был переоборудован для выпуска авиационной фанеры, дельта-древесины. Под названием «Тюменский авиафанерный комбинат № 15» он выпускал разнообразную продукцию для фронта: упаковочные ящики для мин и снарядов, лыжные установки для артиллерии, спички, фанерные ёмкости для жидкостей. На заводе работало пятьсот красноармейцев, выписанных из госпиталей, около шестисот военнопленных немцев, венгров, румын, итальянцев, находившихся в лагере № 93 НКВД при комбинате. За ударный и самоотверженный труд коллектив комбината получил в тысяча девятьсот сорок втором году переходящее Красное знамя Наркомлеса и ВЦСПС, а через два года — переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны.

Оборонные заказы выполняли тюменские лесозаводы «Республиканец», который находился в Зареке напротив современного речного порта, «Красный Октябрь» в современном посёлке ДОК, деревообрабатывающий комбинат, расположенный по улице Комбинатской. В тысяча девятьсот сорок втором году все они были объединены в одно предприятие «Деревообрабатывающий комбинат (ДОК) «Красный Октябрь». Предприятие занималось обработкой доставляемого по реке Тура леса-кругляка в брус, доски, балки и выпускало лыжи и лыжные палки.

Через год из ДОКа был выведен обозостроительный завод, выпускавший пароконные повозки («ходы»), сани и лыжи, телефонные катушки. Он располагался на углу улиц Луначарского и Казанской, в бывшем доме купцов Колокольниковых под номером двенадцать.

Что производили в Тюмени во время Великой Отечественной войны 11

После окончания войны ДОК «Красный Октябрь» стал выпускать мебель, мебельные полуфабрикаты, древесно-стружечные плиты.

Что производили в Тюмени во время Великой Отечественной войны 12

Тюменский овчинно-шубный завод имени Сергея Мироновича Кирова объединенный с эвакуированным кожевенным заводом имени Серёгина из подмосковного посёлка Кунцево, выпускали для фронта полушубки, бекеши, меховые жилеты, рукавицы (десятки тысяч изделий в год). Сапоговаляльная фабрика имени Челюскинцев, швейная фабрика поставляли одежду, в том числе меховую, тёплую валяную обувь, гимнастёрки, брюки (шаровары), патронташи, погоны и петлицы для военных училищ.

Помимо эвакуированных предприятий наш город принял девятнадцать эвакогоспиталей, в которых восстановили своё здоровье несколько тысяч раненых воинов. Тюмень приняла детей из блокадного Ленинграда, более шести тысяч семей, эвакуированных из прифронтовой полосы. Также в нашем городе размещались Центральный совет Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ), Народный комиссариат мясомолочной промышленности, Украинский психоневрологический институт, Кубанский медицинский институт.

Что производили в Тюмени во время Великой Отечественной войны 13

При угрозе наступления вражеских сил на Москву тело Владимира Ильича Ленина было вывезено из Мавзолея в Тюмень и с тысяча девятьсот сорок первого по тысяча девятьсот сорок четвёртый года в режиме строжайшей секретности находилось в здании Сельскохозяйственного техникума (ранее — Александровского реального училища). Комендантом мавзолея был назначен Денис Ткаченко. У здания был выставлен военный пост.

По воспоминаниям Ирины Григорьевой, племянницы Ткаченко, жившей в то время с ним в Тюмени, в полуподвальном помещении располагалась столовая для военных, столярная мастерская; на первом этаже — квартиры коменданта, профессоров, спортивный зал. На втором — лаборатория и траурный зал. Транспортировкой и обеспечением сохранности тела занималась группа учёных-биохимиков во главе с профессором Борисом Збарским. За выдающиеся научные достижения, имеющие важное государственное значение Збарскому было присвоено звание Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот», а также орден Красной Звезды, два ордена Красного Знамени. Информация о нахождении тела Ленина в Тюмени была рассекречена только в начале девяностых годов.

Что производили в Тюмени во время Великой Отечественной войны 14

С первых дней войны Станция Тюмень и депо Свердловской железной дороги обеспечивали бесперебойное движение военных и гражданских грузов с запада на восток и обратно, в депо изготавливали автоматы ППШ, мины, миномёты калибра 50 и 82 мм. Ушедших на фронт мужчин заменяли женщины и подростки. Осенью тысяча девятьсот сорок первого года в тюменское депо прибыло семь разбитых и списанных паровозов. Паровозная комсомольская бригада Михаила Ковязина восстановила и модернизировала один из них — паровоз «ФД» под номером 213034 с изображением пятиконечной звезды и обозначением «КИМ», то есть, комсомольский.

Что производили в Тюмени во время Великой Отечественной войны 15

Паровоз возил тяжеловесные составы и имел надпись на борту «Лучший паровоз сети дорог СССР». К годовщине празднования четырёхсотлетия города в тысяча девятьсот восемьдесят шестом году Тюмени паровоз-трудяга серии ФД № 21–3031 по инициативе ветеранов труда железной дороги был установлен на вечную стоянку возле Дворца культуры железнодорожников, где стоит и по сей день.

Что производили в Тюмени во время Великой Отечественной войны 16

Также на собранные тюменцами деньги в депо за двадцать пять дней был построен поезд-баня из десяти вагонов, и в феврале тысяча девятьсот сорок второго года отправлен к лини фронта во главе с машинистом-добровольцем Иваном Садаковым.

Тюменцы помогали фронту не только самоотверженным трудом, но и добровольным сбором средств на вооружение Красной Армии. По информации областного детско-юношеского центра «Аванпост», тюменцами было собрано четырнадцать миллионов двести двадцать два рубля на строительство самолётов, бронепоезда, поезда-бани, на танковую колонну «Боевые подруги», на авиаэскадрилью «Тюменцы-фронту», танковую колонну «Омский колхозник» (во время войны Тюмень входила в состав Омской области) и в фонд обороны страны. Наши земляки собрали и отправили на фронт восемьсот двадцать один полушубок, семьсот семь меховых жилетов, две тысячи четыреста двадцать три пары валенок, две тысячи шестьсот сорок шесть пар носков и чулок, пять тысяч сто двадцать три пары перчаток и варежек. К различным праздникам было выслано на фронт пятьдесят пять тысяч девятьсот тридцать три килограмма различных подарков для бойцов.

Наш город внёс свой посильный вклад в приближение Победы и получил надёжную базу для послевоенного промышленного развития.

Светлана Аксарина

Посмотреть все фотографии
18
Автор: lefa
Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация

Просмотров: 9503 | верcия для печати
Читайте новости по темам: История, Великая Отечественная война, Тюмень

 
 Комментарии  9  
SCreenSaVer
0
SCreenSaVer   05.05.2015 / 13:18   #    Ответить   
что на месте самого крупного цеха номер двадцать один бывшего завода «Строймаш» на улице Максима Горького был построен торгово-развлекательный центр «Гудвин»

не на месте цеха, а цех был переоборудован в ТЦ
mna1310@mail.ru
1
mna1310@mail.ru   05.05.2015 / 13:53   #    Ответить   
Интересная статья, спасибо! 
antracite
0
antracite   05.05.2015 / 14:25   #    Ответить   
Статья интересная - не хватает до полноты схем расположения заводов на спутниковой или простой карте современного города.
MrME
0
MrME   05.05.2015 / 14:48   #    Ответить   
Очень интересная инфа :bravo:
Dragon
0
Dragon   05.05.2015 / 15:32   #    Ответить   
Еще тюменская типография, ее что-то забывают.
m515510
2
m515510   05.05.2015 / 15:34   #    Ответить   
22 предприятия в такое тяжелое время, а сейчас...
Sky777
0
Sky777   05.05.2015 / 17:08   #    Ответить   
Спасибо за информацию,интересно было почитать. Только непонятно,зачем к этому тексту куча фоток Инфинити прилеплено?
lefa
0
lefa   05.05.2015 / 17:24   #    Ответить   
Sky777, автоматом прицепился не тот альбом, уже поправили, спасибо за внимательность! 
lefa
0
lefa   05.05.2015 / 17:28   #    Ответить   
Dragon, эта статья планировалась изначально про эвакуированные заводы, которые работали в военные годы в Тюмени, уже потом добавили чисто тюменские предприятия. И мы рассказали только про самые известные и крупные из них. Список можно продолжать долго... 


Другие новости рубрики «Общество»

Осень - самое время для прививки против клещевого энцефалита
Осень — самое время для прививки против клещевого энцефалита
Сегодня в 16:18
Вакцинацию против клещевого энцефалита лучше начинать осенью. Такой совет дают тюменцам сотрудники Роспотребнадзора.
На улицах Тюмени хотят установить комнаты для кормления и ухода за детьми
На улицах Тюмени хотят установить комнаты для кормления и ухода за детьми  11
Сегодня в 15:37
В Тюмени могут появиться комнаты для матерей и малышей. Зайдя в них, жительницы областной столицы смогут спокойно покормить проголодавшихся во время прогулки младенцев грудным молоком.
Бюджет Тюмени: перекосов нет, но вопросы остаются
Бюджет Тюмени: перекосов нет, но вопросы остаются
Сегодня в 14:56
Городской бюджет за первое полугодие исполнен «без перекосов». К такому выводу пришли депутаты тюменской гордумы и члены комиссии по бюджету, налогам и финансам.
Тюменцы выйдут на необычный фитнес-субботник
Тюменцы выйдут на необычный фитнес-субботник  5
Сегодня в 14:26
Тюменцев привлекут к общественному субботнику через спорт и приверженность к здоровому образу жизни. Акцию «Экофитнес» организаторы проводят впервые. И первой площадкой для ее проведение станет лесопарк «Затюменский» (район ул. Барнаульской).
Тюменка, упавшая на скользком тротуаре, отсудила 50 тысяч рублей компенсации
Тюменка, упавшая на скользком тротуаре, отсудила 50 тысяч рублей компенсации  2
Сегодня в 14:06
Тюменка, подскользнувшаяся зимой на тротуаре, отсудила у подрядной организации 50 тысяч рублей.
Пенсионер, потерявшийся в лесу под Тобольском, найден
Пенсионер, потерявшийся в лесу под Тобольском, найден
Сегодня в 13:47
Поиски пожилого мужчины, заблудившегося в лесу в районе деревни Усольцева, завершены.
Плата за лояльность: расходы Тюменской области на финансирование СМИ превысили 500 млн рублей
Плата за лояльность: расходы Тюменской области на финансирование СМИ превысили 500 млн рублей  7
Сегодня в 13:27
Несколько недель назад федеральный интернет-портал «Новые известия» опубликовал аналитическую статью, посвященную расходам правительства Москвы на финансирование «дружественных» СМИ — журналисты издания выяснили, что бюджетные траты столицы на эти цели в 2016 году превысили 200 млн долларов. Следуя опыту коллег, корреспонденты NashGorod.ru решили выяснить, как обстоит дело с расходами на «поддержку» журналистов в Тюменской области.
В Госдуме предложили поделить нефтяные доходы между гражданами
В Госдуме предложили поделить нефтяные доходы между гражданами  18
Сегодня в 13:05
Депутаты от КПРФ предложили распределять часть доходов от добычи полезных ископаемых между работающими россиянам и пенсионерами.
Департамент культуры: Баннер попал на крышу по вине подрядчика
Департамент культуры: Баннер попал на крышу по вине подрядчика  1
Сегодня в 11:44
В возмутившей горожан истории с портретами ветеранов ВОВ, которыми застелили крышу тюменской автомойки, разбирался областной департамент культуры. «Стену памяти» распечатали еще в 2015 году.
Тюменка борется за звание «Девушка года Playboy 2017»
Тюменка борется за звание «Девушка года Playboy 2017»  14
Сегодня в 09:22
Уроженка Тюмени Виолетта Грехова принимает участие в конкурсе «Девушка года», запущенном журналом Playboy.

Все новости из рубрики «Общество»





Архив

Интервью

Новости от Нашгород.ру

Северное волокно
© 2002—2017, OOO «Наш Город РУ», Тюмень, Все права защищены © При использовании материалов ссылка обязательна.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–20303 от 29 декабря 2004 выдано Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. © Разработка — студия «Автограф»