Лидер группы «ГештальТ»: После восьми лет карьеры мы готовы ко всему  3
21.11 / 14:20
    
4
декабря
04.08 / 13:32

Константин Александров: Много мыться вредно

Константин Александров: Много мыться вредно

Многие считают, что проблема грязной воды в России сильно преувеличена. Так ли это? Ведь год от года заболевших от контакта с заразной жидкостью (не только из водоемов, но и из под крана), меньше не становится. Пациенты бегут к гастроэнтерологу, дерматологу, инфекционисту с абсолютно разными жалобами, однако причина недугов зачастую проста — грязная вода.

Как «правильно» контактировать с водой и чего нужно опасаться, рассказал врач дерматовенеролог Областного кожно-венерологического диспансера города Тюмени Константин Александров.

Константин Александрович, какие болезни могут появиться у человека от контакта с грязной водой?

— Да, существуют определенные заболевания, которые вызываются некачественной водой, в том числе: ржавой, жесткой, грязной. Например, очень часто возникают контактные раздражительные дерматиты, или синдром так называемой раздраженной кожи у людей с ослабленными кожными покровами.

Многие тюменцы любят часто принимать душ, а это вредно. Желательно мыться с мылом раза два в неделю, потому что вода из под крана может стать раздражителем для кожи. Появляются покраснения, шелушения, повышенная чувствительность. Частое мытье может привести не только к дерматитам, но и, так называемому отрубевидному лишаю. Это заболевание, которое вызывается грибками, живущими на нашей коже. Они начинают «есть» наш пигмент, вызывать розоватые и коричневые пятнышки со скрытым шелушением. Если потрогать эти пятнышки, они мелко шелушатся. После того как они проходят, оставляют после себя белые пятна.

Частое мытье может привести не только к дерматитам, но и, так называемому отрубевидному лишаю.

Особенно осторожными нужно быть с жесткой, ржавой водой, жидкостью с осадком, с запахом… От контакта с такой водой можно «заработать» еще больше заболеваний.

После мытья всегда нужно увлажнять кожу кремами, восстанавливать сальный покров. Крема желательно приобретать гипоаллергенные, которые продаются в аптеке.

— Наверное, не зря говорят, что у деревенских жителей более устойчивый иммунитет к болезням. Они меньше моются, чем городские жители.

— Да, действительно это так, потому что поверхностный слой кожи должен иметь определенный состав, а если мы его постоянно будем смывать, это приведет к снижению кислотности кожи. Она имеет кислую среду, а мыло — щелочную, поэтому, когда мы моемся, то «убиваем» эту защиту и открываем двери различным инфекциям, грибковым и другим. Кожа становится ослабленной.

Как известно, лето — пора купаний. Что порекомендуете любителям окунаний в водоем?

— При купании в реках и озерах не стоит забывать о том, что это может приводить как к различным воспалениям на коже, так и к серьезным дерматитам с высыпаниями, пузырями, зудом… У нас в городе не так много водоемов, в которых можно купаться, поэтому нужно выбирать самые чистые, официально одобренные.

Горячие источники в большинстве своем безвредны. Если у человека здоровая кожа, то все с ним будет в порядке. Но если вы имеете какие-нибудь проблемы с кожей, то сначала нужно проконсультироваться с врачом, а потом лезть в источник.

Какие-то новые инфекции врачи открыли в последние годы?

— Нет. В большинстве случаев все известно и изучено. Чаще всего дерматолог ставит диагноз при первом взгляде на пациента. Иногда приходится делать микроскопические исследования для поиска грибков или бактерий. Но это очень редко и практически не встречается.

— Как в последние годы изменилось число людей с заболеваниями кожи?

— Год от года статистика практически не меняется. Частота заболеваемости примерно одинаковая. Так, с атопическим дерматитом за шесть месяцев 2016 года впервые обратилось в ОКВД 328 человек, а с аллергическим контактным дерматитом по диспансеру зарегистрировано 2813 больных.

Статистика очень зависит от сезона. Летом усиливается заболеваемость кожи, потому что многие люди любят купаться в не всегда чистых водоемах. Фитодерматиты, вызванные речной травой, различные гнойничковые заболевания кожи могут возникать и так далее. Летом люди еще чаще начинают мыться, и все вышеперечисленные проблемы обостряются: отрубевидные лишаи становятся видны и так далее.

Летом люди еще чаще начинают мыться, и все вышеперечисленные проблемы обостряются: отрубевидные лишаи становятся видны и так далее.

Многие тюменцы жалуются, что у них в домах их крана течет ржавая вода с запахом. Они ничего с этим сделать не могут. Если человек контактирует с такой жидкостью, чем это чревато?

— Она может вызвать все, что угодно. Если бы лично я жил в доме с такой водой, то пошел бы жаловаться. Иначе спастись никак нельзя. Вы либо моетесь этой водой, либо где-то набираете и возите, либо что-то делаете, чтобы вода у вас была нормальной. Фильтры здесь, к сожалению, вряд ли спасут, потому что такое загрязнение не удастся как-то убрать.

Считаешь это интересным? Поделись с друзьями.
Источник: собственная информация

Лучшие комментарии
gefhj
9
gefhj   04.08.2016 / 21:26   #    Ответить   
Речь не идет конкретно о лете, о жаре. Конечно, когда очень жарко мы моемся чаще. А в общем он правильно говорит - частое мытье с мылом смывает защитный слой кожи. Достаточно мыться достаточно горячей водой с мочалочкой, а мыться с мылом можно через день-два. Вы же не валяетесь в грязи каждый день, кроме, конечно, соответствующих профессий. Кстати, волосы и интимные места тоже не рекомендуют часто мыть с мыльными средствами (почитайте литературу). А если у вас волосы сами по себе жирные, тут уж никакие шампуни не помогут. Так что зря напали на человека.
Steel Rat
8
Steel Rat   04.08.2016 / 19:49   #    Ответить   
Можно вообще не мыться, грязь сама отпадёт со временем

Просмотров: 4246 | верcия для печати
Читайте новости по темам: кожно-венерологический диспансер, Вода, Интервью, загрязнение воды

 
 Комментарии  35  Читать на форуме  
комполен
2
комполен   04.08.2016 / 13:54   #    Ответить   
мне кажется у это товарища явно выраженная водобоязнь...
андрей050473
2
андрей050473   04.08.2016 / 14:19   #    Ответить   
парень бросай курить это, срочно!
Alex7112008
6
Alex7112008   04.08.2016 / 14:50   #    Ответить   
А вот нам еще в школе рассказывали, что нужно мыться часто, особенно интимные места, иначе могут развиться грибковые болезни со всеми вытекающими последствиями. Не понимаю, неужели прийти домой потным, с вонючини ногами и лечь спать лучше, чем после душа?
П.С. а кто придумал "Чистота - залог здоровья"? Или Константин с этим выражением не согласен?
Orange.Lemur
5
Orange.Lemur   04.08.2016 / 15:04   #    Ответить   
;)
277-400x258.jpg
бумажный солдат
0
бумажный солдат   04.08.2016 / 18:57   #    Ответить   
п
бумажный солдат
1
бумажный солдат   04.08.2016 / 19:10   #    Ответить   
обтирание влажным полотенцем вполне спасает тех , кому нельзя часто мыться......что-то в статье не упомянули про исследование , удостоенное Нобелевской премии по медицине
Живой
4
Живой   04.08.2016 / 19:31   #    Ответить   
Желательно мыться с мылом раза два в неделю, потому что вода из под крана может стать раздражителем для кожи.

много кто по-видимому так и делает и верит в силу дезодоранта
Steel Rat
8
Steel Rat   04.08.2016 / 19:49   #    Ответить   
Можно вообще не мыться, грязь сама отпадёт со временем
gefhj
9
gefhj   04.08.2016 / 21:26   #    Ответить   
Речь не идет конкретно о лете, о жаре. Конечно, когда очень жарко мы моемся чаще. А в общем он правильно говорит - частое мытье с мылом смывает защитный слой кожи. Достаточно мыться достаточно горячей водой с мочалочкой, а мыться с мылом можно через день-два. Вы же не валяетесь в грязи каждый день, кроме, конечно, соответствующих профессий. Кстати, волосы и интимные места тоже не рекомендуют часто мыть с мыльными средствами (почитайте литературу). А если у вас волосы сами по себе жирные, тут уж никакие шампуни не помогут. Так что зря напали на человека.
Usa
3
Usa   04.08.2016 / 23:02   #    Ответить   
Согласен ТС :) Зимой раз в неделю бани хватает. Ну или душ после каких-то тяжелых физических нагрузок.Единственное летом ессно почаще в жару. А полоскаться каждый день да еще тем говном хлорированным :facepalm: что из под крана бежит - здоровье гробить только :(

где-то в Европе проводили експеримент - группе людей страдающих дерматитами и прочими незаразными кожными заболевании предложили мыться раз в неделю В итоге в течении полугода у многих улучшилось состояние кожи хотя многие жаловались что воняют :death:



Добавлено спустя 7 минут 7 секунд:  

Alex7112008 пишет:Сообщение А вот нам еще в школе рассказывали, что нужно мыться часто, особенно интимные места, иначе могут развиться грибковые болезни со всеми вытекающими последствиями. Не понимаю, неужели прийти домой потным, с вонючини ногами и лечь спать лучше, чем после душа?
П.С. а кто придумал "Чистота - залог здоровья"? Или Константин с этим выражением не согласен?



мойте руки перед и зад :death: Это само собой и к теме отношения какбэ не имеет :)
Omer
0
Omer   05.08.2016 / 02:17   #    Ответить   
gefhj пишет:А в общем он правильно говорит - частое мытье с мылом смывает защитный слой кожи. Достаточно мыться достаточно горячей водой с мочалочкой
Так ведь нет, дело не в мыле. Он вообще говорит
Желательно мыться с мылом раза два в неделю, потому что вода из под крана может стать раздражителем для кожи. потому что вода из под крана может стать раздражителем для кожи 
Понимаешь? То есть дело в воде из под крана. Я Константину Александровичу желаю успехов в его нелегком труде, а мне уже пора идти спать. Вот только душ приму...  
alone
1
alone   05.08.2016 / 06:12   #    Ответить   
Ни-че себе не мыться?
Ему за этот взброс с Водоканала заплатили?
ikea72
0
ikea72   05.08.2016 / 07:17   #    Ответить   
Маленький грязь - не грязь, а большой сам отвалится
Эпля
0
Эпля   05.08.2016 / 10:11   #    Ответить   
Воняйте господа, больше вони и смрада, больше :death:
Владимирский
1
Владимирский   05.08.2016 / 16:45   #    Ответить   
думаю здесь вряд ли имеютсяв виду 3 минуты душа, просто водой, просто пот смыть летний, полотенцем после рекомендуют промокнуться а не сдирать с себя кожу :) тогда и раздражения не будет. А про мыло врач правильно говорит, издревле такое изветсно
мореходец
2
мореходец   05.08.2016 / 16:48   #    Ответить   
Этим правилом итак пользуются очень многие. А тут еще и популяризируют. Браво!
Steel Rat
0
Steel Rat   05.08.2016 / 16:53   #    Ответить   
Проще почесатьсяи счесать грязь ногтями, которые не надо подстригать



Добавлено спустя 32 секунды:  

А зубы то хоть можно чистить?
Змей
0
Змей   05.08.2016 / 20:10   #    Ответить   
gefhj пишет:Сообщение ... Достаточно мыться достаточно горячей водой с мочалочкой, а мыться с мылом можно через день-два. Вы же не валяетесь в грязи каждый день, кроме, конечно, соответствующих профессий...

а вот тут спорный вопрос.

я какое-то время работал в офисе, у которого под окнами дорога. я утром приходил и вытирал пыль и грязь со стола влажной тряпкой, а потом сидел с открытым окном. буквально через час, если я проводил пальцем по столу где-нибудь в месте, которое я не трогаю, то на пальце оставалось чёрное пятно.

то есть, если даже я не валяюсь в грязи, но просто прошёлся сначала утром с дома на работу 50 мин, а потом вечером тоже 50 мин с работы домой и, естественно, вспотел, то можно считать, что я повалялся в своего рода грязи.

с другой стороны, всякий песок и грязь с крупными песчинками смывается легко и без мыла, а вот такая, которая летит с дороги - с мелкими пылинками - уже вряд ли, если она въедается в поры
Julja89
1
Julja89   05.08.2016 / 23:23   #    Ответить   
Летом без душа никак. Просто все должно быть в меру, вот о чем врач говорит.
Julja89
1
Julja89   05.08.2016 / 23:23   #    Ответить   
Летом без душа никак. Просто все должно быть в меру, вот о чем врач говорит.
ank
1
ank   06.08.2016 / 11:50   #    Ответить   
Кислотные дожди, кислотный водопровод.
 
Жир на коже это естественная защита кожи. С мылом только вечером и мыло выбирать мягкое.
Моюсь детским мылом (выбираю "Невская косметика", или из Еката там была космет фабрика "Уральские самоцветы").
Каждый вечер душ с мылом - так это ж только в жару.
Gonschik
3
Gonschik   07.08.2016 / 01:19   #    Ответить   
Мне жена вчера сказала: "Я больше в маршрутке не поеду. Такое чувство, что большинство не принимают утром душ и надевают вчерашнюю одежду.". Видимо теперь в маршрутках будет ещё чаще и сильнее вонять..
alone
0
alone   07.08.2016 / 11:20   #    Ответить   
: "Я больше в маршрутке не поеду.

Сразу вспомнилось слово "Лоховоз", кто если не помнит синонимами является - любой общественный транспорт.
Никогда высоких критериев не ставил от таких видов услуг со стороны муниципалов. Начиная от предоставления воды и качества до изготовления хлеба из фуража.
комполен
0
комполен   08.08.2016 / 09:30   #    Ответить   
Usa "где-то в Европе проводили експеримент" - так они там в европах с древних времен такие експеременты уважают


Steel Rat
0
Steel Rat   08.08.2016 / 10:33   #    Ответить   
в связи с этим горячая вода отключается во всем городе до нового года
ДомКлимат
1
ДомКлимат   09.08.2016 / 20:31   #    Ответить   
alone пишет:за этот взброс с Водоканала заплатили
Содержание материала направлено против бизнеса "Водоканала".  Julja89, поддерживаю. Правда, и зимой тоже ... ank, очень рационально  Доктор упустил в своем интервью один важный момент. В современных гелях для душа (мало кто использует мыло при постоянной навязчивой рекламе "ароматов тропических фруктов") содержатся весьма не полезные для организма ароматические отдушки, которые впитываются через кожу, нанося нам "химические удары". Мнение: душ принимать стоит ежедневно, в жару - дважды, мыло - детское, гели и шампуни - минимально, мочалка - как можно реже.
alone
0
alone   10.08.2016 / 02:50   #    Ответить   
ДомКлимат пишет:Сообщение Содержание материала направлено против бизнеса "Водоканала".

В России нет бизнеса, так и капитализма. буржуи понимают это всё утрировано.
ДомКлимат
0
ДомКлимат   10.08.2016 / 08:14   #    Ответить   
alone пишет:В России нет бизнеса, так и капитализма
Да вы, сударь, нигилист! Если думаете, что только вы единственный понимаете "всё это" исключительно правильно, то как можете объяснить сочетание в ваших постах исключительно советского термина "буржуи" с постсоветским термином "вброс" (лишнюю буквочку считаю просто опечаткой)? А лучше, высказывайтесь по теме: как вы относитесь к частому мытью
Korvus
0
Korvus   10.08.2016 / 12:24   #    Ответить   
Фильтры для чего придуманы? 
alone
0
alone   10.08.2016 / 13:16   #    Ответить   
ДомКлимат, Мы все буржуины у нас есть счета в банках, накопления, банки нам выносят кредит доверия, мы все буржуи, конечно всё в отсталой форме благодаря идейным.
И вы уважаемый сударь надеюсь понимаете если речь идёт о частном бизнесе в этой стране это все утрировано.как фантик как блеф.
skdrmen
0
skdrmen   10.08.2016 / 14:32   #    Ответить   
Korvus пишет:Фильтры для чего придуманы? 
для заработка тех кто их продаёт. 
lefa
1
lefa   11.08.2016 / 15:16   #    Ответить   
В 90-годы, когда в стране в магазинах было мало сахара, соли, шла рекламная кампания о вреде этих продуктов ("белая смерть" и "сладкая смерть"). Теперь утверждают,что вредно часто мыться! Видимо это делается для экономии моющих средств и воды. 
oldbear
1
oldbear   11.08.2016 / 15:55   #    Ответить   
"Кто смывает с себя грязь, тот смывает с себя счастье". И по поводу мыться - 3 раза, после рождения, перед свадьбой и после смерти.

Может, товарищ хочет почувствовать себя французским аристократом?
Скрытый текст:
У культурных народов древности был культ здорового тела. Христианство же? проповедовавшие аскетизм, рассматривает человеческое тело лишь как временную, недостойную забот бренную оболочку бессмертной души. Физическая культура древних была подменена заботами о духе, высшим проявлением которых было умерщвление плоти самый надежной способ обрести высшую благодать. Болезни же рассматривались не как непосредственный результат каких либо неправильных действий человека или распространение инфекций, а как наказание божье за грехи. От этого пренебрежение к гигиене, а также распространение антисанитарных обычаев. В настоящие время трудно представить себе такое! Улицы городов были завалены всяким хламом, отбросами и не частотами, среди которых бродили свиньи и другие домашние животные.
Средневековье
Не было ни канализации ни водопровода. «А как известно у дремучих язычников взять к примеру Рим был водопровод!» достаточно сказать что когда много позже, в 1662 г. было решено очистить от отбросов Париж «город блестящий и просвещённый» и то «только из-за того что надвигалась чума из соседних государств» событие это явилась столь замечательным, что в его честь слагались оды и была выбита памятная медаль.

Разные эпохи ассоциируются с разными запахами. Средневековая Европа, вполне заслуженно пахнет нечистотами и смрадом гниющих тел. Города отнюдь не походили на чистенькие павильоны Голливуда, в которых снимаются костюмированные постановки романов Дюма. Швейцарец Патрик Зюскинд, известный педантичным воспроизведением деталей быта описываемой им эпохи, ужасается зловонию европейских городов позднего средневековья:

«Улицы провоняли дерьмом, задние дворы воняли мочой, лестничные клетки воняли гниющим деревом и крысиным пометом, кухни - порченым углем и бараньим жиром; непроветриваемые комнаты воняли затхлой пылью, спальни - жирными простынями, сырыми пружинными матрасами и едким сладковатым запахом ночных горшков. Из каминов воняло серой, из кожевенных мастерских воняло едкой щелочью, из боен воняла свернувшаяся кровь. Люди воняли потом и нестиранной одеждой, изо рта воняло гнилыми зубами, из их животов - луковым супом, а от тел, если они уже не были достаточно молоды, старым сыром, и кислым молоком, и онкологическими болезнями. Воняли реки, воняли площади, воняли церкви, воняло под мостами и во дворцах. Крестьянин вонял как и священник, ученик ремесленника - как жена мастера, воняло все дворянство, и даже король вонял, как дикое животное, а королева, как старая коза, и летом, и зимой».

В то время, пишет Зюскинд, «не существовало не единого вида человеческой деятельности, ни созидательной не разрушительной, ни единого выражения зарождающейся или загнивающей жизни, которую бы постоянно не сопровождала вонь».

Попробуем разобраться, не возвел ли писатель напраслину на Прекрасное Средневековье и не сгустил ли краски для эпатажа наивного и доверчивого читателя. Судите сами.

Королева Испании Изабелла Кастильская (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы.

Дочь одного из французских королей погибла от вшивости. Папа Климент V погибает от дизентерии.

Герцог Норфолк отказывался мыться якобы из религиозных убеждений. Его тело покрылось гнойниками. Тогда слуги дождались, когда его светлость напьется мертвецки пьяным, и еле-еле отмыли.


В средневековой Европе, чистые здоровые зубы считались признаком низкого происхождения. Знатные дамы гордились плохими зубами. Тек как, кариес считался болезнью знатных людей, признаком богатства. Представители знати, которым от природы достались здоровые белые зубы, обычно стеснялись их и старались улыбаться пореже, чтобы не демонстрировать свой «позор».

В руководстве учтивости, изданном в конце 18-го(!) века (Manuel de civilite. 1782.) формально запрещается пользоваться водой для умывания, «ибо это делает лицо зимою более чувствительным к холоду, а летом к жаре».

Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры. Русские послы при дворе Людовика XIV (Король-солнце) писали, что их величество «смердит аки дикий зверь».

Самих же русских по всей Европе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в месяц - безобразно часто (распространенную теорию о том, что русское слово «смердеть» и происходит от французского «мерд» - «говно», пока, впрочем, признаем излишне спекулятивной).

Давно гуляет по анекдотам сохранившаяся записка, посланная имевшим репутацию прожженного донжуана королем Генрихом Наваррским своей возлюбленной, Габриэль де Эстре: «Не мойся, милая, я буду у тебя через три недели». Сам король, кстати, за всю свою жизнь мылся всего три раза. Из них два раза по принуждению. Габриэль д'Эстре пишет ему: «Милый Генрих, не моюсь уже пятую неделю - ты когда приедешь-то?!»

Жители домов выплескивали все содержимое ведер и лоханок прямо на улицу, на горе зазевавшемуся прохожему. Застоявшиеся помои образовывали смрадные лужи, а неугомонные городские свиньи, которых было великое множество, дополняли картину». (Книга для чтения по истории Средних веков. Ч. 2./ Под ред. С.Д. Сказкина. - М., 1951. - С. 12-13.)

Антисанитария, болезни и голод - вот лицо средневековой Европы. Даже знать в Европе не всегда могла есть досыта, из десяти детей выживало хорошо если двое-трое, а при первых родах умирала треть женщин. Освещение - в лучшем случае восковые свечи, а обычно - масляные светильнички или лучина. Голодные, обезображенные оспой, проказой и, позже, сифилисом лица выглядывали из окон, затянутых бычьими пузырями.

Наиболее типичная европейская городская улица шириной в 7-8 метров (такова, например, ширина важной магистрали, которая ведет к собору Парижской Богоматери). Маленькие улицы и переулки были значительно уже - не более двух метров, а во многих старинных городах встречались улочки шириной и в метр. Одна из улиц старинного Брюсселя носила название «Улица одного человека», свидетельствующее о том, что два человека не могли там разойтись. "Уличное движение составляли три элемента: пешеходы, животные, повозки. По улицам средневековых городов часто гнали стада». (А.Л. Ястребицкая. Западная Европа XI - XIII веков. - М., 1978. - С. 52.)

Историк Дрэпер представил в своей книге «История отношений между религией и наукой» довольно яркую картину условий, в которых жило население Европы в средние века. Вот главные черты этой картины:

«Поверхность континента покрыта была тогда большей частью непроходимыми лесами; там и сям стояли монастыри и города.

В низменностях и по течению рек были болота, простиравшиеся иногда на сотни миль и испускавшие свои ядовитые миазмы, которые распространяли лихорадки. В Париже и в Лондоне дома были деревянные, вымазанные глиной, крытые соломой или тростником. В них не было окон и, до изобретения лесопилен, в немногих домах существовали деревянные полы. Печных труб не было. В таких жилищах едва ли была какая защита от непогоды. О водосточных канавах не заботились: гниющие остатки и мусор просто выкидывались за дверь.

Опрятность была совершенно неизвестна: высокие сановники, как например, архиепископ Кентерберрийский, кишели насекомыми.

Пища состояла из грубых растительных продуктов, таких как горох или даже древесная кора. В некоторых местах поселяне не знали хлеба,

«Удивительно ли после этого», - отмечает далее историк, - что во время голода 1030 года жарилось и продавалось человеческое мясо или то, что в голодный 1258 год в Лондоне умерло с голоду 15 тысяч человек?»

Гордись русич тем, что ты русский, с опрятностью твоей русской матери, в чистоте выросший. Моющих средств, как и самого понятия личной гигиены, в Европе до середины ХIХ века (то есть совсем недавно) вообще не существовало. Однако атмосферу отравляли не только экскременты. Мясники забивали скот прямо на улицах и там же потрошили туши, разбрасывая кишки и сливая кровь на тротуары. Вонь распространялась на всю округу.

В позднем Средневековье люди научились перерабатывать мусор и экскременты. Мочу, например, собирали для обработки кожи и отбеливания ткани, а из костей животных делали муку. В старину художники ставили возле ферм бочки для мочи, на которой они замешивали краски, то, что не подлежало переработке, оставалось валяться на улице.

Улицы мыл и чистил единственный существовавший в те времена дворник — дождь, который, несмотря на свою санитарную функцию, считался наказанием господним. Дожди вымывали из укромных мест всю грязь, и по улицам неслись бурные потоки нечистот, которые иногда образовывали настоящие реки. Так, например, во Франции возникла речушка Мердерон («мерд» в переводе — дерьмо).

Если в сельской местности рыли выгребные ямы, то в городах люди испражнялись в узеньких переулках и во дворах.

Но и сами люди были ненамного чище городских улиц. «Водные ванны утепляют тело, но ослабляют организм и расширяют поры. Поэтому они могут вызвать болезни и даже смерть», — утверждал медицинский трактат ХV века. В Средние века считалось, что в очищенные поры может проникнуть зараженный инфекцией воздух. Вот почему высочайшим декретом были упразднены общественные бани. И если в ХV — ХVI веках богатые горожане мылись хотя бы раз в полгода, в ХVII — ХVIII веках они вообще перестали принимать ванну. Правда, иногда приходилось ею пользоваться — но только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. Французский король Людовик ХIV мылся всего два раза в жизни — и то по совету врачей. Мытье привело монарха в такой ужас, что он зарекся когда-либо принимать водные процедуры.

Все гигиенические мероприятия сводились только к легкому ополаскиванию рук и рта, но только не всего лица. «Мыть лицо ни в коем случае нельзя, — писали медики в ХVI веке, — поскольку может случиться катар или ухудшиться зрение». Что же касается дам, то они мылись 2 — 3 раза в год.

Большинство аристократов спасались от грязи с помощью надушенной тряпочки, которой они протирали тело. Подмышки и пах рекомендовалось смачивать розовой водой. Мужчины носили между рубашкой и жилетом мешочки с ароматическими травами. Дамы пользовались только ароматической пудрой.

Средневековые «чистюли» часто меняли белье — считалось, что оно впитывает в себя всю грязь и очищает от нее тело. Однако к смене белья относились выборочно. Чистая накрахмаленная рубашка на каждый день была привилегией состоятельных людей. Вот почему в моду вошли белые гофрированные воротники и манжеты, которые свидетельствовали о богатстве и чистоплотности их владельцев. Бедняки не только не мылись, но и не стирали одежду — у них не было смены белья. Самая дешевая рубашка из грубого полотна стоила столько же, сколько дойная корова.

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши считались особыми признаками святости. Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли "Божьими жемчужинами" и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. Люди справляли нужду где придется. Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Позже для спасения от вони будет выход: люди начнут пользоваться духами. Взгляните на старинные гравюры: небольшие пристройки на внешних стенах замков и домов - это вовсе не сторожевые башенки для стрелков, а сортиры с отверстиями системы "очко", только испражнения стекали не в отстойники или в выгребные ямы, а падали на зазевавшегося под стенами замка крестьянина. Подобные "ласточкины гнезда" можно увидеть в орденских замках в Прибалтике.

В Лувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. Даже типа описанных ниже башенок (домрэ) с отверстиями и соломой. Опорожнялись во дворе, на лестницах, на балконах. При "нужде" гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили "ночные вазы", содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца. То же творилось и в Версале, например во время Людовика XIV, быт при котором хорошо известен благодаря мемуарам герцога де Сен Симона. Придворные дамы Версальского дворца, прямо посреди разговора (а иногда даже и во время мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справляли малую (и не очень) нужду.

Известна история, которую так любят рассказывать Версальские гиды, как однажды к королю прибыл посол Испании и, зайдя к нему в опочивальню (дело было утром), попал в неловкую ситуацию - у него от королевского амбре заслезились глаза. Посол вежливо попросил перенести беседу в парк и выскочил из королевской спальни как ошпаренный. Но в парке, где он надеялся вдохнуть свежего воздуха, незадачливый посол просто потерял сознание от вони - кусты в парке служили всем придворным постоянным отхожим местом, а слуги туда же выливали нечистоты.

Король-Солнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки Версаля. (До сих пор парки Версаля воняют мочой в теплый день.)

Стены замков оборудовались тяжелыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Но не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в тот, описанный выше, парк? Нет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже традиции стояла ...диарея. Беспощадная, неумолимая, способная застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. При соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным. Эта же причина прослеживается в моде тех лет (XII-XV вв.) на мужские штаны-панталоны состоящие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

В 1364 году человек по имени Томас Дюбюссон получил задание «нарисовать ярко-красные кресты в саду или коридорах Лувра, чтобы предостеречь людей там гадить - чтобы люди считали подобное в данных местах святотатством». Добраться до тронного зала было само по себе очень «запашистым» путешествием. «В Лувре и вокруг него, - писал в 1670 году человек, желавший строить общественные туалеты, - внутри двора и в его окрестностях, в аллеях, за дверьми - практически везде можно увидеть тысячи кучек и понюхать самые разные запахи одного и того же - продукта естественного отправления живущих здесь и приходящих сюда ежедневно». Периодически из Лувра выезжали все его знатные жильцы, чтобы дворец можно было помыть и проветрить.

Победа христианской католической церкви над банями в Европе


Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. До победы христианства только в одном Риме действовало более тысячи бань. То, что христиане первым делом, придя к власти, закрыли все бани, общеизвестно, но объяснения этому действу я нигде не видел. Тем не менее причина, вполне возможно, лежит на поверхности.

Христианство же проповедовавшие и проповедующие аскетизм, рассматривает человеческое тело лишь как временную, недостойную забот бренную оболочку бессмертной души. Физическая культура древних была подменена заботами о духе, высшим проявлением которых было умерщвление плоти самый надежной способ обрести высшую благодать. Болезни же рассматривались не как непосредственный результат каких либо неправильных действий человека или распространение инфекций, а как наказание божье за грехи. Христиан всегда раздражали ритуальные омовения конкурирующих религий - иудаизма и, позже, ислама. Еще Апостольскими Правилами христианам запрещалось мыться в одной бане с евреем. А где взять баню без еврея? Вот придешь в баню - и смотри в оба, кто там еврей. А вдруг не узнаешь и во грех войдешь? Это потом нацисты головы и носы будут сравнивать, а тогда еврея и по носу то не отличишь от римлянина - те тоже носатые. А ходить и члены рассматривать - так и нарваться можно. Проблема, однако. Чтобы не впасть в грех, бани и разрушили.

Для тех, кто Апостольские Правила подзабыл, правилами Трулльского («Пятошестого», 691 - 692 г.) Вселенского Собора бывшее 11-ое правило было подтверждено: запрещено пользоваться услугами врачей-иудеев и, опять же, мыться с евреями в одной бане. Заодно, как пережитки язычества, запрещались, гадания, карнавалы ряженых, и даже ученые медведи. Позже фраза «обвиняемый был замечен принимающим баню» стала обычной в отчетах инквизиции, как несомненное доказательство ереси.

Формально и сегодня любой православный может быть отлучен от Церкви за совместный поход в баню с евреем. По признанию сотрудника отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата священника Всеволода Чаплина, «церковь испытывает большие затруднения в связи с тем, что наше каноническое право сегодня не всегда можно применять буквально. Иначе всех нужно отлучить от Церкви. Если православный ходит в баню, то он должен следить за тем, нет ли рядом еврея. Ведь по каноническим правилам православному нельзя мыться в бане с евреем»

Символом победы христианства над банями могли бы послужить ворота римской постройки Порта Нигра (Porta Nigra, «черные ворота») в Трире (родине Карла Маркса) - старейшем городе Германии и бывшей столице римской провинции Бельгика Прима, стоящие среди развалин римских бань (и даже бань, в которых еще мылись первые христиане - термы св. Варвары, 2 век н.э.). В этих воротах древнего Трира, символе города, замуровал себя св. Симеон. Еду ему просовывали в окошко, и замурованный Симеон просидел там лет десять, оставив своих фекалий полную башню. Там же, в своей келье, он и был окончательно замурован после смерти.

За такой истинно христианский «подвиг» набожный Симеон-затворник был канонизирован Папой Бенедиктом IX и стал Святым Симеоном Сиракузким, а над воротами и вокруг них христиане под руководством архиепископа Поппо надстроили церковь св. Симеона (позже разобранную Наполеоном в 1803 г.). Вонь от испражнений Св. Симеона у ворот Порта Нигра, среди всех этих разрушенных термов - символ пришедшего христианского Средневековья.

В CHRONICA REGIA COLONIENSIS (Кельнская королевская хроника) за 1186 год мы можем прочитать, что «В Трире на Троицу, выпавшую на 1 июня, когда отмечался также праздник святого Симеона, некие люди наполнили печь хлебом, который они должны были выпечь, однако он весь превратился в кровь»

Обычные христианские евхаристические страшилки и каннибалистические мотивы в этой записи не главное. К этому мы уже привыкли - то христианам сжигаемый мученик кажется хлебом (св. Поликарп), то хлеб кровью. А забавно здесь то, что св. Симеону удалось опять послужить символом христианства, которое сначала утопило Европу в говне, а затем - и в крови: первые «еретики» сгорали на кострах именно около Трира в 1232 г. Еретики эти действительно совершили страшное деяние - осмелились перевести Библию на немецкий язык. Позже в архиепископстве Трира будет сожжено 6500 «еретиков» и «ведьм».

Дуализм христианства проповедовал ничтожность тела и «умерщвление плоти». Тело - ничто, только душа имела значение. Первая видимость — это тело. Его следовало принизить. Григорий Великий называл тело «омерзительным одеянием души». «Когда человек умирает, он излечивается от проказы, каковой является его тело», - говорил Людовик Святой Жуанвилю.

Монахи, служившие средневековым людям примером для подражания, беспрестанно смиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки. В монастырских уставах указывалось максимальное количество дозволенных ванн и туалетных процедур, поскольку все это считалось роскошью и проявлением изнеженности. Для отшельников грязь была добродетелью. Крещение должно было отмыть христианина раз и навсегда в прямом и переносном смысле. (Жак ле Гофф «Цивилизация средневекового Запада»).

Христианство выкорчевало из памяти народа даже мысли о банях и ваннах. Столетия спустя, крестоносцы, ворвавшиеся на Ближний Восток, поразили арабов своей дикостью и грязью. Но франки (крестоносцы), столкнувшись с таким забытым благом цивилизации, как бани Востока, оценили их по достоинству и даже попытались вернуть в XIII веке этот институт в Европу. Безуспешно, конечно, - во времена вскоре наступившей Реформации усилиями церковных и светских властей бани в Европе вновь были надолго искоренены как очаги разврата и духовной заразы.

Наглядное представление о гигиене средних веков, волне адекватное реальности, можно получить, посмотрев фильм «13-ый воин», где лоханка, в которой умывается и куда сморкается и плюется один, переходит по кругу. Пару лет назад англоязычную часть интернета обошла статья «Жизнь в 1500-х годах» («Life in the 1500's», тут же названная христианами «антикатолической ложью»), в которой рассматривалась этимология различных поговорок. Авторы утверждали, что именно такие грязные лоханки спровоцировали живую и поныне идиому «не выплеснуть с водой ребенка». Действительно - в грязной воде можно было и не заметить. Но в реальности и такие лоханки были большой редкостью.

В Европе, в те времена уход за телом считался грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было еще и потому, что так можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. В итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. Грязь и вши в Европе считались особыми признаками святости.

Монахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служения Господу:
«По-видимому, монахини появились раньше, чем монахи: не позднее середины III столетия. Некоторые из них замуровывали себя в гробницах. На чистоту смотрели с отвращением. Вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки». (Бертран Рассел)

Если уже две тысячи лет назад в семье китайского императора ежегодно использовалось 15 000 листов туалетной - толстой, мягкой, опрысканной благовониями - бумаги, то в Европе туалетная бумага появится только в 1860-е гг. (Заметим, что британский изобретатель Джеймс Олкок чуть было не разорился - товар поначалу шел плохо, спроса не было. Современная мягкая туалетная бумага появится в продаже в Америке только в 1907 году).

В средние же века - грязь и дерьмо священны и сакральны. Христианский маразм доходил даже до того, что в уставе католического женского монастыря св. Клариссы в Мюнхене сестрам строго запрещалось пользоваться бумагой после посещения уборной. Результат не заставил себя долго ждать - в средние века Европа просто утопала в грязи и всевозможных эпидемиях.

Пренебрежение гигиеной обошлось Европе очень дорого: в XIV веке от чумы («черной смерти») Франция потеряла треть населения, а Англия и Италия - до половины. Многие города вымерли почти полностью. Жители бежали из пораженных чумой городов и боялись возвращаться назад - потому что Черная Смерть тоже возвращалась и забирала тех, кому посчастливилось в первый раз.

Деревни тоже опустели и многие поля превратились в пастбища или заросли лесом. Чума унесла 25 миллионов жизней, одну четвертую часть населения континента, но вот парадокс - христиане сочли чуму наказанием за грехи, в том числе и за посещение бань!

Баня вернулась в Европу лишь в XVIII веке, когда Пётр I, посетивший Амстердам и Париж, велел соорудить там бани для сопровождавших его солдат. А после 1812 года русская армия понастроила бани во всех освобождённых от Наполеона странах.

В России в те же средневековые годы


А русский моется да рад! Русский народ был на удивление чистоплотным. Даже самая бедная семья имела в своем дворе баню. В зависимости от того, как она топилась, парились в ней "по-белому" или "по-черному". Если дым из печи попадал через трубу наружу, то парились "по-белому". Если дым шел непосредственно в парную, то после проветривания стены окатывали водой, и это называлось париться "по-черному".

Был еще один оригинальный способ мыться - в русской печи. После приготовления еды стелили внутрь солому, и человек осторожно, чтобы не испачкаться в саже, залезал в печь. На стены плескали воду или квас.

Баня испокон века топилась по субботам и перед большими праздниками. В первую очередь мыться шли мужчины с ребятами и обязательно натощак. Считалось, и кстати, совершенно справедливо, что поход в баню на полный желудок приводит к повышению веса.

Глава семейства готовил березовый веник, замачивая его в горячей воде, прыскал на него квасом, крутил над горячими камнями, пока от веника не начинал исходить душистый пар, а листья становились мягкими, но к телу не липли. И только после этого начинали мыться и париться.

Красен город банею. Общественные бани строились в городах. Первые из них возводились по указу царя Алексея Михайловича. Это были обычные одноэтажные постройки на берегу реки, состоящие из трех помещений: раздевальни, мыльни и парной.

Мылись в таких банях все вместе: и мужчины, и женщины, и дети, вызывая изумление иностранцев, специально приезжавших поглазеть на невиданное в Европе зрелище. "Не только мужчины, но и девицы, женщины по 30, 50 и более человек, бегают без всякого стыда и совести так, как сотворил их Бог, и не только не прячутся от сторонних людей, прогуливающихся там, но еще и подсмеиваются им своею нескромностью", - писал один такой турист. Не менее удивляло приезжих, как мужчины и женщины, донельзя распаренные, выбегали голышом из очень жаркой бани и бросались в холодную воду реки.

Власти сквозь пальцы смотрели на такой народный обычай, хотя и с большим недовольством. Совсем не случайно в 1743 году появился указ, по которому в торговых банях запрещалось мужскому и женскому полу париться вместе. Но, как вспоминали современники, такой запрет оставался в большинстве своем на бумаге. Окончательное разделение произошло, когда стали строить бани, в которых предусматривались мужское и женское отделения.

Постепенно люди с коммерческой жилкой поняли, что бани могут стать источником неплохого дохода, и стали вкладывать в это дело деньги. Так, в Москве появились Сандуновские бани (их построила актриса Сандунова), Центральные бани (принадлежавшие купцу Хлудову) и целый ряд других, менее знаменитых. В Санкт-Петербурге народ любил бывать в Бочковских банях, Лештоковых. Но самые роскошные бани находились в Царском Селе.

От столиц стремилась не отстать и провинция. Почти в каждом из мало-мальски крупных городов были свои "Сандуны".

Вообще старая баня была для русского народа чем-то вроде современной поликлиники. Вывески вроде: "Здесь стригут, бреют, ставят пиявки и пущают кровь" были обычным явлением. В парной лечили все виды простуд, бабки-костоправки правили вывихи, "пресекали" радикулиты, заговаривали грыжу, "правили животы" как мужчинам, так и женщинам.

Во всем мире давно поняли прелесть русской бани, ее замечательные лечебные свойства и стараются строить их как можно больше. Нет "английской" или "французской" бани. Но есть "русская" баня, в которую, в наше время, и англичане и французы мыться ходят.
История Европейского сортира


По одной из версий, первый туалет был построен на острове Крит задолго до начала нашей эры. «Продвинутые» жители Крита уже тогда делали внутренние туалеты со смывом. Выглядели они, как каменные стульчаки, к которым при помощи сложной системы труб подводилась вода. 3800 лет назад их придумала царица Крита, присевшая облегчиться возле ручья и увидевшая, как все, что она извергла, было смыто течением. Прообраз туалета, предназначенного для практического применения, появился приблизительно 3000 лет до н.э. в Месопотамии.

Канализация уже существовала в Древнем Египте: археологи обнаружили там сточные каналы, которым свыше 2500 лет, а стульчак из известняка, найденный близ Тель-эл-Амарны, датируется ориентировочно 1350 г. до н. э. Такой же древний туалет относится к цивилизации Мохенджо-Даро (2500 лет до н.э. на территории нынешнего Пакистана). Это кирпичное сооружение со стульчаком, связанное с подземной сточной системой. Более продвинутые системы подземного отвода дождевых и бытовых стоков существовали в Вавилоне, Карфагене, Иерусалиме. Как отхожее место клозет впервые повсеместно встречается в V в. до н.э. в Афинах, где воду и нечистоты с площадей отводили при помощи специального канала глубиной и шириной 1 метр.

В Китае, в захоронении императора западной династии Хан (206 год до н.э. – 24 год.н.э.), следопыты нашли каменное сидение с подлокотниками и сливной бачок, наполнявшийся проточной (водопроводной!) водой.

Однако самая известная из клоак - Cloaca maxima - была проведена в Риме. Построенная в VII—VI веках до нашей эры, она имела она около пяти метров в ширину и оставалась самой совершенной системой еще многие века после того. История канализации хранит сведения о роскошных уборных (фриках), которые в Древнем Риме служили местом встреч и бесед под журчание сливных ручьев. Развитию сортиров не помешал даже налог на латрины (общественные туалеты), введенный в I-ом веке римским императором Веспасиану. Этот туалетный налог обогатил мировой лексикон выражением «деньги не пахнут» (Pecunia non olet).

Что касается территории современного Евросоюза, то единственное упоминание о сортире - в саге о Торстейне Морозе, а это - Исландия века как максимум XI -го. Исландия, как известно, и сегодня - страна языческая, христианство там не прижилось.

С приходом христианства будущие поколения европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тысячи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. Роль забытой канализации выполняли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев. Забывшие об античных благах цивилизации люди справляли теперь нужду где придется.

Например, на парадной лестнице дворца или замка. Французский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ночные горшки стояли под кроватями дни и ночи напролет. К мытью тела тогдашний люд относился подозрительно: нагота – грех, да и холодно - простудиться можно. Горячая же ванна нереальна - дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю - Святой Инквизиции - и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось заменять четвертованием, а позже - колесованием.

С вонью и антисанитарией Средневековья пытались бороться деятели эпохи Возрождения. Вот формула одного из изобретений Леонардо да Винчи: «Сиденью нужника так поворачиваться, как окошечку монахов, и возвращаться в свое первое положение противовесом. Крышка над ним должна быть полна отверстий, чтобы воздух мог выходить». Но теоретические разработки Да Винчи на практике оказались никому не нужны. Народ продолжал испражнятся где придется, а королевский двор - в коридорах Лувра. Впрочем, ограничиваться коридорами уже не приходилось - в моду вошло отправление нужд прямо на балу. Позже для спасения от вони будет найден другой, альтернативный предложениям Да Винчи, выход: люди начнут пользоваться духами.

Верх сортирного комфорта в те времена в Европе выглядел примерно так, как показано в фильме «Черный Рыцарь» - дыра с лежащим рядом пучком соломы... Взгляните на старинные гравюры: небольшие пристройки на внешних стенах замков и домов - это вовсе не сторожевые башенки для стрелков, а сортиры с отверстиями системы «очко», только испражнения стекали не в отстойники или в выгребные ямы, а падали на зазевавшегося под стенами замка крестьянина. Подобные «ласточкины гнезда» можно увидеть в орденских замках в Прибалтике. В Шато-Гайаре все было устроено примерно так же и рутьеры (бандиты-наемники) взяли Шато-Гайар, ворвавшись через те самые сортирные отверстия.

В этих сортирных башнях висели крючья для одежды - но не удобства ради, а потому что считалось, что амбре убивает блох. Зато в замках Люксембурга и Швейцарии наличие туалета приветствовалось, ибо сток направлялся в подконтрольное ущелье - враг не пройдет! В городах же ходить по улицам становилось все более затруднительно.

Из-за постоянной грязи почти все члены думы ходят в думу в деревянных башмаках, (вот почему, у национальной одежды европейцев - деревянные башмаки) и когда сидят в зале совета, деревянные башмаки стоят за дверью. Глядя на них, можно отлично сосчитать, сколько человек явилось на заседание. (Книга для чтения по истории Средних веков. Ч. 2./ Под ред. С.Д. Сказкина. – М., 1951)

Позже деревянные ботинки уже не будут спасать от грязи и дерьма, и в моду войдут ходули, (вот откуда появились ходули) как единственное возможное средство передвижения по засранным улицам средневековых европейских городов.

Отдельные экзотические попытки «унитазостроения» были лишь забавой. В XVI веке сэр Джон Харрингтон порадовал английскую королеву Елизавету (которая гордилась тем, что мылась раз в месяц) занятной вещицей под названием «ватерклозет» - устройством с автоматическим смывом того, что туда наложили (в Китае аналогичный «ватерклозет» был за две тысячи лет до того). Над изобретением Харрингтона посмеялись, как над забавной безделушкой, и забыли о нем на пару веков, продолжая выбрасывать содержимое всех ночных горшков и помойных ведер на улицы.

Офтопик:
P.S. Взял статью из Интернета. Проверил несколько биографий, но упоминаний о нечистоплотности не нашел. Может, правда, может, нет.
SKVO113
0
SKVO113   14.08.2016 / 13:27   #    Ответить   
Если от тебя постоянно воняет удушливым потом, обратись к врачу - возможно у тебя нарушение обмена веществ. Стоит также провериться у гастроэтеролога, возможно нужна щадящая диета  без острых блюд. Ежедневные обтирания мокрым полотенцем тоже выход.  Сейчас в каждой квартире вода, чем чаще моешься, тем больше потеешь. Когда жили в домах с печным отоплением, расход воды был намного меньше и вода была чище. Спасали обтирания и воздушные ванны после них. Я больше 30 лет прожила в такой квартире. Кожа была как атласная,  а сейчас ещё и возраст сказывается. 
 
Любава77
0
Любава77   16.08.2016 / 16:37   #    Ответить   
Вредно ванну принимать и долго лежать в ней, а прохладный (не горячий, умеренный) душ с детским мылом, навряд ли навредит. Если отмокнуть и погреться хочется, то лучше в баню.


Другие новости рубрики «Интервью нашего города»

Лидер группы «ГештальТ»: После восьми лет карьеры мы готовы ко всему
Лидер группы «ГештальТ»: После восьми лет карьеры мы готовы ко всему  3
21.11 / 14:20
Рок-группа «ГештальТ» из Екатеринбурга свой восьмой день рождения отметила в Тюмени. Морозным вечером в пятницу, 18 ноября, музыканты выступили на сцене рок-бара «Сайгон». Перед концертом корреспондент интернет-портала NashGorod.ru пообщался с лидером и вокалистом команды Александром Чвалой.
Шамиль Бакиров: Родители заставили вернуться в спорт
Шамиль Бакиров: Родители заставили вернуться в спорт  1
29.10 / 12:37
С 12 по 16 октября в Будапеште прошли чемпионат и первенство мира по неолимпийской версии тхэквондо ITF. В столице Венгрии золото в категории юношей 15–17 лет завоевал тюменец Шамиль Бакиров.
Юлия Каплина: Кубок мой, но еще есть над чем работать
Юлия Каплина: Кубок мой, но еще есть над чем работать
28.10 / 14:16
Эта милая девушка совсем недавно официально была признана самой быстрой скалолазкой в сезоне. Тюменка Юлия Каплина завоевала свой первый в карьере большой Кубок мира, к которому шла долгих четыре года. Не в последнюю очередь благодаря усилиям спортсменки сборная России также была признана сильнейшей в этом сезоне. Впрочем, сама Юлия, как и все спортсмены, очень строго к себе относится и признает, что ей еще много предстоит работать. Тем более, что через четыре года главные международные старты для любого спортсмена — летние Олимпийские игры в Токио.
Ольга Рычкова: Производители вакцин ничего не скрывают - в этом нет необходимости
Ольга Рычкова: Производители вакцин ничего не скрывают — в этом нет необходимости  14
27.10 / 11:54
В Тюмени продолжается прививочная кампания. Защитит ли вакцина от гриппа? Могут ли прививки быть вредны? Кому вакцинация обязательно необходима? Стоит ли верить страшилкам о прививках? На вопросы пользователей интернет-портала NashGorod.ru ответила врач аллерголог-иммунолог Ольга Рычкова.
Оксана Заморова: В выполнении нормативов ГТО нет ничего сложного
Оксана Заморова: В выполнении нормативов ГТО нет ничего сложного  28
19.10 / 13:06
В Тюменской области уже более года активно осваивают сдачу нормативов Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне»: сначала его сдавали учащиеся и государственные служащие, а с 1 января будущего года попробовать свои силы в сдаче тестов на заветный значок сможет любой желающий. О том, каким образом будет организован процесс тестирования и что для этого нужно кандидату, мы поговорили с начальником Центра тестирования ГТО в Центре спортивной подготовки Тюменской области Оксаной Заморовой.
Генпродюсер канала «Тюменское время»: Мы должны стать первыми по всей области
Генпродюсер канала «Тюменское время»: Мы должны стать первыми по всей области  1
12.10 / 13:51
Телеканал «Тюменское время» начал новый телесезон. О том, что ждет телезрителей, начиная с этой осени, как канал адаптируется под запросы почитателей, и куда планирует двигаться дальше, рассказал генеральный продюсер телеканала Заур Бабаев. «Мы работаем для наших жителей, знаем их проблемы и радости, можем об этом поговорить и помочь», — считает генпродюсер.
Анатолий Косарев: Средний возраст тюменского коллекционера - 50–60 лет
Анатолий Косарев: Средний возраст тюменского коллекционера — 50–60 лет  есть фото  есть опрос  7
04.10 / 12:06
Корреспондент интернет-портала Nashgorod.ru побеседовал с председателем областного клуба коллекционеров Анатолием Косаревым. Он рассказал о своих увлечениях, вопросах, которые остро стоят перед любителями старины.
Вячеслав Гильштейн: Охотиться на пернатых можно и с фотоаппаратом
Вячеслав Гильштейн: Охотиться на пернатых можно и с фотоаппаратом  есть фото  4
03.10 / 10:05
Существует такое необычное хобби — любительская орнитология. За рубежом для наблюдателей за птицами работает настоящая индустрия: есть специальные отели, туристические маршруты. Открываются даже специализированные рестораны, где можно пообедать, слушая не музыку, а пение птиц.
Аксель Хансманн: Мне нравится мистический свет заброшенных зданий
Аксель Хансманн: Мне нравится мистический свет заброшенных зданий  есть фото  19
28.09 / 13:28
Известный немецкий фотограф Аксель Хансманн, специализирующийся на запечатлении заброшенных зданий, накануне прибыл в Тюмень. В нашем городе он открыл выставку своих снимков «Очарование покинутых мест». 30 фотографий разместились в стенах лофт проекта Фабрика. Выставка вызвала неподдельный интерес тюменцев и гостей областной столицы. После церемонии открытия Хансманна долго не отпускали посетители, задавая ему самые разные вопросы. Корреспондент интернет-портала NashGorod.ru побеседовал с гостем.
Мугаммир Галиуллин: Дефицит воды тюменцам пока не грозит
Мугаммир Галиуллин: Дефицит воды тюменцам пока не грозит  28
25.09 / 08:26
Почему происходят аварии на сетях, когда Тюмень полностью уйдет от водоразборных колонок и какова причина постоянного снижения потребления объемов воды в городе — об этом и не только корреспондент интернет-портала Nashgorod.ru пообщался с генеральным директором компании «Тюмень Водоканал» Мугаммиром Галиуллиным.

Все новости из рубрики «Интервью нашего города»

Реклама:










Создание и разработка сайтов в Тюмени

Архив

Интервью

Новости от Нашгород.ру

Северное волокно
© 2002—2016, OOO «Наш Город РУ», Тюмень, Все права защищены © При использовании материалов ссылка обязательна.
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77–20303 от 29 декабря 2004 выдано Федеральной службой по надзору
за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. © Разработка — студия «Автограф»