Posted 21 марта 2018,, 03:33

Published 21 марта 2018,, 03:33

Modified 11 ноября 2022,, 20:09

Updated 11 ноября 2022,, 20:09

Работодатели в России будут нести ответственность за приглашенных иностранцев

21 марта 2018, 03:33
Если иностранец нарушает цели и сроки пребывания в России, приглашающая сторона должна будет заплатить штраф в размере до полумиллиона рублей. Об этом законопроекте подробно рассказал президент ТПП Сергей Николаевич Катырин.

Тема миграции беспокоит бизнес-сообщество. Реализация взвешенной и продуманной политики миграции — это успешное развитие международной кооперации, привлечение в экономику России новых технологий, инвестиций и профессиональных кадров, обеспечение необходимости рынка труда в России дополнительными рабочими силами.

Мы в ТПП РФ рассматриваем эти моменты в теме подкомитета по вопросам трудовых миграций. В 2017 году мы подписали Соглашение о сотрудничестве в сфере реализации государственной миграционной политики с МВД России. Палата направляет предложения бизнеса по вопросам миграции в соответствующее Министерство.

Одна из главных проблем этой сферы — отсутствие системности в действующем законодательстве, а также множество разных нормативно-правовых актов по этому вопросу, их положения часто противоречат друг другу.

Например, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» неоднократно изменялся. Много раз вносились преобразования в уже существующие поправки к данному закону. Так разобраться в такой правовой конструкции сложно даже юристам.

Отсутствие общего нормативного документа, который бы регулировал миграционные вопросы, становится причиной юридических коллизий и разных подходов в практике применения права. Это все создает серьезный барьер при привлечении трудовых ресурсов иностранного происхождения и российскому работодателю, и потенциальному работнику-иностранцу. Мы считаем, что сейчас назрел вопрос о систематизации и унификации норм миграционного права единым нормативно-правовым актом.

Из практических проблем я бы отметил миграционный учет. И принимающие организации в России, и сами иностранцы попадают в сложные ситуации. При постановке на учет на месте требуются разные пакеты документов. При том, что процедура больше уведомительная, в постановке на миграционный учет могут отказать. Сведения в базу данных миграционного учета могут вноситься с задержками. Подать уведомление о постановке на учет через почту нельзя.

Такая процедура не имеет ничего общего с реальностью. Нам известно, что МВД РФ разрабатывает решение вопроса об электронной возможности постановки на миграционный учет. Это нововведение позволит снять критичность проблемы, и ТПП РФ инициативу министерства поддерживает.

К миграционным вопросам требуется комплексный подход. Одним из важных приоритетов должен быть вопрос национальной безопасности. Необходимо рассматривать проблему со всех сторон. Нужно по возможности находить баланс интересов, позволяющий решать проблемы безопасности в совокупности с вопросами сотрудничества международного масштаба, развития деловых связей и привлечения инвестиций.

Суть в следующем: необходимо установить обязанность приглашающих иностранцев лиц, принимать меры по соблюдению ими заявленной цели въезда, а также сроков пребывания в России, кроме того, нужно ввести административную ответственность лиц при невыполнении этой обязанности. Для юридических лиц — это штраф до полумиллиона рублей за каждый отдельный случай!

Допустим, иностранец, указал целью въезда бизнес, туризм или учебу, а сам решил в России поработать. Или он нарушил сроки пребывания в РФ. За такие противоправные действия иностранец ответственность, согласно законодательству. Все логично.

Также с помощью законопроектов предлагается возложить ответственность на действия иностранца, который реализует личные цели, самостоятельно принимая решения, на приглашающую сторону.

Далее. В законопроектах есть момент, что приглашающая сторона обязана предпринимать меры по соблюдению прибывающими иностранцами цели въезда и сроков пребывания. Какие это меры — определит постановление Правительства, так как законодательством они не указаны.

Еще один важный момент. В законопроектах нет регламента определения несоответствия заявленной цели въезда в РФ. На сегодня для определения цели поездки практикуется использование совместного приказа МИД, МВД и ФСБ России от 27 декабря 2003 года. «Перечень „Цели поездок“, используемый уполномоченными государственными органами при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства», который нуждается в обновлении. Согласно приказу, в одной только категории «Обыкновенных деловых» виз имеется до 14 целей поездок.

Принятием законопроектов в том виде, в каком они сейчас существуют, мы демотивируем организации России приглашать зарубежных партнеров.

Например, в выставочной индустрии. Заплатив неоднократно по полмиллиона рублей штрафа за каждого иностранного участника, по какой-то причине вовремя не покинувшего Россию, выставочная компания далее подумает: а нужно ли вообще проводить выставки с участниками-иностранцами?

Пострадает наша туристическая индустрия. Иностранный гражданин может иметь только одну действующую визу в Россию. Так, приглашающая сторона не сможет организовать на законных основаниях турпоездки для иностранцев, имеющих визы из категорий «деловые», «рабочие», «учебные», «гуманитарные». Это распространенная практика используется бизнесменами. Еще пример — наши вузы, обучающие иностранцев. Как сможет университет контролировать приработки студентов? Зато результат для вуза очевиден — тот же штраф 500 тысяч рублей за каждого такого студента.

Подытожу: проблему сокращения иностранцев-нарушителей предлагается решить минимальным количеством приглашение иностранцев под страхом больших штрафов.

Нашу разработку мы направляли в МВД России, но, к сожалению, ее не учли. После внесения законопроектов в Государственную Думу, мы отправили заключение Палаты в комитеты, ответственные по этим вопросам, а сейчас будем работать с депутатами. Очень надеемся, что наши аргументы все-таки услышат.

"