Posted 1 июня 2011,, 03:37

Published 1 июня 2011,, 03:37

Modified 11 ноября 2022,, 18:43

Updated 11 ноября 2022,, 18:43

Путин пообещал педагогам сохранить школы бесплатными и повысить зарплаты

1 июня 2011, 03:37
Школьное образование в России останется бесплатным. Вся базовая программа, включая такие обязательные предметы, как русский язык, литература, иностранный язык, математика, физика, география, химия, история, биология, физкультура и прочие, будет, как и прежде, преподаваться в рамках госстандартов за счет бюджета.

С таким заверением премьер Владимир Путин выступил во вторник в Москве на Всероссийском педагогическом съезде, передают «Интерфакс» и ИТАР-ТАСС.

«Это — одно из базовых положений нашей Конституции, и от него, конечно, никто не намерен отступать», — заявил он. По словам главы правительства, государство «должно и будет полностью оплачивать весь процесс образования, нести стопроцентную нагрузку по содержанию и развитию школ, включая ремонт, закупку оборудования и, разумеется, оплату учителей».

«Хочу, чтобы здесь не было никакого двойного толкования. Ни о каком переходе на платное образование, в том числе отдельных предметов, в рамках школьной программы не может быть и речи», — подчеркнул он. Путин добавил, что любая специализация образования, введение модульного принципа или профильных классов «не должна происходить в ущерб всестороннему развитию ребенка».

Премьер отдельно остановился на федеральном законе № 83, расширяющий сферу дополнительного платного образования, который некоторые СМИ назвали «похоронкой бесплатной школе». Отметив, что вокруг него «очень много мифов и разговоров», Путин заявил: «Еще раз хочу подчеркнуть: государство продолжит финансирование образовательных учреждений в полном объеме».

Говоря о новом законе «Об образовании», общественное обсуждение которого шло в интернете с декабря прошлого года по февраль нынешнего, Путин указал, что этот и другие базовые документы должны учитывать мнения учителей и родителей учеников. По его убеждению, они «эффективно заработают только в том случае, если они будут понятны и приняты обществом, станут результатом широкой и открытой дискуссии».

Как считает премьер, в данном случае «мало совещаться с узким кругом „записных“ экспертов или вывешивать проекты на официальных сайтах — такая формальная общественная экспертиза никому не нужна и малоэффективна». (Прим. NEWSru.com: это высказывание можно расценить как камень в огород президента Дмитрия Медведева, поскольку именно от него исходит февральский указ об обсуждении законопроектов в интернете.)

Путин подчеркнул необходимость «выстраивать живые коммуникации, внимательно прислушиваться ко всем вопросам, которые высказываются родителями или самими учителями». «Если есть реальная проблема, правовая недоработка, ее конечно следует устранять, и делать это нужно своевременно. Если же тревога общественности вызвана нехваткой информации, необходимо терпеливо разъяснять суть дела», — сказал он.

Сказанное глава правительства велел считать прямым поручением Минобрнауки и профильным ведомствам в регионах. «Всем нужно уметь воспринимать не только хорошее и приятное, но и критику. У нас на федеральном и региональном уровнях много общественных организаций, неравнодушных граждан, которые искренне хотят сделать российской образование лучше и современнее — их мнение, позицию, нужно не просто выслушивать, но и обязательно воспринимать, учитывать», — сказал он.

Напомним, уже после того, как общественное обсуждение законопроекта «Об образовании» официально завершилось, Путин на встрече с представителями студенческих организаций пообещал вынести документ на повторное обсуждение.

Признав несовершенство системы ЕГЭ, Путин призвал тщательнее ее контролировать

На Всероссийском педагогическом съезде премьер коснулся еще одной животрепещущей темы — Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Он признал, что эта система нуждается в совершенствовании, и счел необходимым усилить общественный контроль над проведением ЕГЭ. По его словам, процедуры ЕГЭ «не на 100% защищены от разного рода злоупотреблений», и «в этом смысле критика со стороны преподавателей вузов, школьных учителей, родителей правильна».

Однако, по мнению Путина, «плюсы от введения ЕГЭ очевидны и бесспорны». «Основная цель — двигаться в сторону более объективной, независимой оценки качества как образования детей, так и работы самих педагогов, — сказал он. — А главное — мы значительно расширяем возможности способных детей из сельской местности, отдаленных территорий продолжить образование в лучших региональных и федеральных высших учебных заведениях».

Глава правительства заявил, что система образования «должна в полной мере выполнять функцию социального лифта, открывая путь для прихода в экономику, политику, культуру яркой, талантливой, инициативной молодежи». «Только за счет такого обновления, притока свежих сил мы сможем обеспечить динамичное развитие страны», — добавил он.

Премьер посулил учителям «достойную зарплату», но без «уравниловки»

Не осталась без внимания и проблема зарплат учителей. Путин объявил, что с 1 сентября фонд заработной платы педагогов будет увеличен сразу на 30%, а в течение двух лет средняя зарплата учителей должна быть, как минимум, равна средней заработной плате в конкретном субъекте Федерации.

При этом он высказался против «механической уравниловки». По его мнению, «нужно учитывать квалификацию учителя, его профессиональные качества, отношение к работе». «Нужно поддержать лучших, тех, кто стремится повышать свой профессиональный уровень», — пояснил он.

«Сегодня средняя зарплата учителя в России не многим более 15 тысяч рублей», — констатировал Путин. «Думаю, что практически каждый подтвердит, чтобы заработать „сносные“ деньги, педагог вынужден брать дополнительные часы учебной работы, — продолжил он. — Это свыше тех 18 часов в неделю, которые предусмотрены базовой ставкой».

Премьер отметил, что «только учебная нагрузка некоторых преподавателей составит более 36 часов». При таком графике, как заметил премьер-министр, «очень важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику. Тщательно подготовиться к каждому уроку. Качество — неизбежно страдает».

«Все наши действия в конечном итоге должны привести к тому, чтобы, сократив явно избыточную нагрузку на учителя, обеспечить ему достойный уровень оплаты труда», — заключил он.

"