Posted 3 марта 2011,, 13:54

Published 3 марта 2011,, 13:54

Modified 11 ноября 2022,, 18:40

Updated 11 ноября 2022,, 18:40

Сергей Осинцев: Театр «замахнется» на режиссеров из первой десятки

3 марта 2011, 13:54
Со вчерашнего дня у Тюменского драматического театра новый директор — Сергей Осинцев. Сегодня он встретился с журналистами, чтобы рассказать об административных и художественных нововведениях, которые ждут театр с его приходом, и ответить на вопросы.

Новый директор начал со слов о том, что с сегодняшнего дня театр начнет новый отсчет, это будет определенная перезагрузка, которая приведет театр к успеху и новым достижениям. В ближайшее время в театре пройдут изменения в кадровой политике, но говорить о творческих планах ему пока сложно.

На одной из последних пресс-конференций директор департамента по культуре Тюменской области Евгений Негинский сказал, что на пост директора театра разыскивается человек, не только знающий его изнутри, но и умеющий вести бизнес. Расскажите о Вашем видении, как можно будет заставить театр зарабатывать, и не превратит ли это театр в некое варьете, где он потеряет свое лицо.

— И для нас, и для правительства Тюменской области в первую очередь важно, чтобы театр был театром. Поэтому зарабатывать деньги мы в первую очередь будем театральными проектами. Хотя уже давно считается, что театр — это неприбыльное дело, уходить в дешевые антрепризы и показывать спектакли с участием медийных лиц, мелькающих на телевизионных каналах, мы не будем.

Конечно, те антрепризы, которые сегодня уже запланированы, будут показаны, потому что есть договора и соглашения, но в ближайшее время мы начнем вести другую политику. Театр должен быть «знаком качества» и зритель должен понимать, что здесь он увидит качественный продукт. Я не говорю, что театр не будет сдавать в аренду помещения под проведение конференций и других мероприятий, но это будет делаться в дни, когда сцена простаивает (понедельник, вторник). Тем не менее, основной упор будет делаться на художественное творчество, театр, ведь главное наше предназначение — нести культуру в массы, а не заниматься зарабатыванием «бабла».

Расскажите, пожалуйста, о своих представлениях о хорошем театре, образцовых режиссерах, чтобы мы могли понять, в какую сторону будет теперь двигаться театр.

— В нескольких словах на этот вопрос ответить сложно, но, если зритель испытывает катарсис после спектакля, уходит с чувством недосказанности и хочет узнать, что будет дальше — тогда, наверное, это высокое искусство. В первую очередь это зависит от того, как театр себя позиционирует и с какой позицией выходит к зрителю.

Может быть, для картинки Вы нам расскажете, какой спектакль впечатлил Вас в последнее время или о театре, который Вам нравится.

— Я обожаю театр Наций Евгения Миронова, и считаю, что на сегодняшний день он — один из самых прогрессивных, способен удивлять и заставлять задуматься. С большим уважением отношусь к «Табакерке». В основном, сейчас я смотрю спектакли на питерской сцене, потому что учусь в Санкт-Петербургской театральной академии на продюсера. Там двойное образование — театроведческое и менеджерское.

Люблю спектакль Алисы Фрейндлих «Оскар и Розовая дама». Считаю, что его должен посмотреть каждый, и очень жаль, что Алиса Бруновна не выезжает с ним практически никуда. Это потрясающе — один человек в течение двух часов удерживает зрителей в нервном напряжении, у людей не перестают катиться слезы по лицу. При этом не используются специальные эффекты, световое и звуковое оборудование. Актриса нутром заставляет перевернуть свое сознание.

Какие антрепризные спектакли Вас раздражают в сегодняшней афише?

— Меня раздражает непрофессиональная антреприза. Ведь человек должен заслужить внимание не тем, что он мелькает на экране. Я не люблю «обезьянок» — людей, за счет которых продюсеры зарабатывают деньги. Когда приезжают великие артисты и театры не для того, чтобы «срубить бабла», а чтобы реализовать себя как творческий коллектив — это не антреприза, а искусство.

Если вы не будете пускать на сцену коммерческие проекты, как вы будете зарабатывать?

— Разговора о повышении цен на билеты сейчас не ведется вообще. Перед нами стоит важная задача — изучить зрителя, начать с ним диалог. То есть нам надо понять, какие спектакли каким зрителям нравятся, в какую ценовую политику входит какая аудитория, чтобы уделить внимание всем. То есть нам нужно не только сохранить тех, кто сегодня ходит в театр, но и привлечь тех, кто здесь никогда не был. Мы не знаем, сколько людей ходит в театр, потому что никогда не изучали свою аудиторию. Не знаем, что им интересно, устраивает ли цена, удобна ли парковка, легко ли купить билеты. Задачи по изучению зрителя будут поставлены перед службой маркетинга в первую очередь.

Каким было Ваше первое распоряжение на посту директора?

По-моему, о выдаче сотрудникам зарплаты. Кстати, никаких изменений по окладам артистов в худшую сторону не будет. Будем стремиться к тому, чтобы все работники театра получали достойную зарплату. Кроме этого, я приверженец того, что театр должен находиться на государственном обеспечении.

Собираетесь ли Вы дальше выступать на сцене?

— Этот вопрос обсуждается. До конца сезона я буду по совместительству работать в должности актера. А в следующем сезоне посмотрим. Для меня сейчас очень важно получить нового главного режиссера, все творческие вопросы, в том числе и этот, мы будем решать с ним. Тем не менее, я не претендую на роль художественного руководителя. Основная моя компетенция — финансово-хозяйственные вопросы театра.

На данный момент в театре единственный режиссер — Михаил Заец, или верны слухи о том, что он увольняется?

— Михаил Васильевич написал заявление. Сегодня его больше привлекают постановки по разным театрам, у него это достаточно успешно получается. Он сыграет последний спектакль 16 марта. Пока он вышел из штата нашего театра и как режиссер, и как артист.

А какие режиссеры есть у Вас на примете?

— Мы обсуждали с департаментом культуры и правительством Тюменской области вопрос режиссуры. Департамент «замахивается» на первую десятку, например, на Юрия Бутусова, Евгения Марчелли. Важно, какой человек придет. Он должен быть лидером и вести за собой труппу. Сейчас есть определенная эйфория от того, что что-то меняется. Пока есть подъем, нужно им пользоваться. Сейчас важно, чтобы театр встал на ноги. Мы три года обживались в этом здании — вы не представляете как это сложно. Люди, которые приезжают в Тюмень, и видят это здание, понимают, что в городе есть театр. Надо, чтобы они вошли в это здание, увидели спектакль и сказали: «А ведь это хороший театр. Я хочу туда сходить еще раз».

Вы оставите руководство радио «Город»?

— Скорее всего, я не буду руководить радио «Город».

Почему сократили музейный проект театра?

— Его не сократили, а «заморозили». Обстоятельства складываются так, что мы целиком меняем команду. Я бы хотел привлечь к созданию музея актеров, которые пришли в наш театр и начали в нем свою трудовую деятельность. Хочу, чтобы они своими руками «прошли» всю историю театра: перебирали фотографии, познакомились с кладезем знаний и эмоций из архива. Это будет полезнее, чем если мы пригласим музейного работника.

Для молодых актеров будет создан совет старейшин театра. В него войдут все заслуженные артисты нашего театра, которые будут курировать молодежь, спектакли, этику в театре.

Деятельность театра не ограничится только выпуском и продажей спектаклей. Как это будет происходить, сейчас разрабатывается. Когда создавался театр, правительство хотело, чтобы он стал неким культурным центром, организацией, в которой будут сопоставляться разные виды искусств — и это будет. Мы меняем направление и форму.

Вы несколько раз упомянули о том, что будет меняться команда. Что Вы подразумеваете — актерскую труппу, администрацию театра?

— Команда — это и режиссерский, и актерский, и управленческий состав. Коснется всех, но актерского состава в меньшей степени.

Насколько неожиданным было назначение для Вас?

— Я подписал документ у губернатора 1 марта вечером. , Но даже 2 марта, когда было собрание, для меня это было неожиданностью, потому что я до последнего думал, вдруг это все перепишется.

Что Вам нравилось или не нравилось у предыдущего директора?

— Владимир Здиславович руководил театром более 20 лет. Я считаю, что он достойный менеджер и руководитель. Он делал замечательные проекты, и я всегда буду рад видеть его в этих стенах. Судить или разбирать то, что было, я не вижу смысла. У меня к нему огромное уважение как к человеку, который очень многое дал мне как руководитель. Но меняется жизнь, обстоятельства, поэтому сейчас все будет немного по-другому.

Останется ли «Золотой конек»?

— Пока этот вопрос с департаментом не обсуждался. Я считаю, что фестивали должны быть. , Но любой из них — достаточно затратное мероприятие, и на чьи плечи лягут расходы… Если его будет поддерживать департамент и правительство — это одно, а если он будет проводиться за счет театра и спонсоров — другое.

В театре происходит эволюция или революция?

— У нас происходит инновация.

"