Posted 4 января 2018,, 09:01

Published 4 января 2018,, 09:01

Modified 11 ноября 2022,, 20:17

Updated 11 ноября 2022,, 20:17

Новогодняя ночь глазами таксиста: часы на панели нам заменяют куранты

4 января 2018, 09:01
Когда в домах раздается звон бокалов, в салонах машин этих людей звонят телефоны, а первые поздравления они слышат не от близких, а от диспетчеров и клиентов. Сколько зарабатывает водитель в праздничную ночь? Много ли на улицах города таксистов-нелегалов? Выгодно ли работать в такси «в белую»? Об этом и многом другом порталу NashGorod.ru рассказал один из водителей, неоднократно встречавших праздник на линии.

Алексей Р. оказался разговорчивым молодым человеком чуть моложе 40. «К сожалению, говорить то, что думаешь, лучше всего на условиях анонимности», — заметил он в начале встречи, попросив не фотографировать лицо и иномарку, на которой некогда ездил по новогодней Тюмени. Получив согласие корреспондета, шофер отхлебнул кофе из пенопластового стакана с логотипом одной из АЗС и улыбнулся: «Давайте пообщаемся».

Начнем с темы, которая беспокоит, пожалуй, всех тюменцев: на поездках в такси в новогоднюю ночь можно разориться. Почему так происходит, что цены вырастают в 2–2,5 раза?

— Да, цены на Новый год растут, это факт. И я понимаю негодование людей — платить больше, чем обычно, не любит никто. Но если отвечать на этот вопрос коротко, то можно сказать, что при категорическом запрете на увеличение цен улицы города 31 числа опустеют — машины с шашечками выедут на дороги лишь 2–3 января. В лучшем случае получится, как в «Иронии судьбы». Помните, Надя в одной из сцен констатировала, что такси придет лишь под утро?

Если говорить подробнее, то тут надо напомнить — в Тюмени нет полноценного действующего таксопарка. У нас в городе есть лишь одна компания, которая пытается оказывать услуги полного цикла. Все остальное — это либо филиалы «диспетчерских служб», либо предприниматели, сдающие транспорт в аренду… Но суть одна — трудовых отношений между фирмой и водителем в отрасли такси практически никогда не возникает. То есть шофер сегодня — птица вольная. Заставить его выйти на линию в Новый год, просто отдав распоряжение, нельзя. Компании ищут компромисс…

— Это либо ИП-шники, либо нелегалы. «Белого» такси сегодня практически нет, это уже не секрет ни для кого. Я сам отъездил три Новых года подряд. Не буду скрывать — был нелегалом. В 2015 году, правда, у меня было разрешение, но это фактически был единственный документ, прикрывавший статус.

Что мешало работать в белую?

— Для таксиста это сегодня нереально. Нет ни инфраструктуры для такси, ни финансовой возможности. Скажем, сейчас есть определенный тренд на обсуждение «самозанятости». Мол, это универсальное решение проблемы безработицы. При этом никто не поднимает вопрос о том, в какую сумму такая «самозанятость» обойдется. Если говорить о цифрах, то в 2018 году размер платежа только в Пенсионный фонд обойдется в 26545 рублей — это месячный «чистый» доход таксиста. То есть каждый свой двенадцатый день водитель должен заниматься «благотворительностью» — работать, чтоб найти деньги для пенсионщиков.

При этом платежи в ПФР — далеко не единственная обязанность самозанятого таксиста. Есть еще и налоги. Но главное — расходы на содержание «белого» такси выше, чем траты на обычную частную легковушку.

Я слышал только про повышенные тарифы ОСАГО. Есть и другие расходы?

— Да. Во-первых, чтобы ездить полностью легально, нужно проходить техосмотр не раз в год, а раз в полгода. Во-вторых, водитель должен ежегодно проходить обучение — техминимум. Это еще несколько тысяч рублей. Самый важный момент в том, что для легальной работы нужны предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, а также контроль механика. Это еще минимум 350 рублей в смену. Но главное в другом — удобных пунктов техосмотра и медосмотра, работающих в ночное время, в городе нет. Работать «в белую» дорого, трудно, неудобно.

Итог известен — путевых листов у 90% водителей нет. Если же путевка и есть, то все отметки в ней фиктивные. Не буду раскрывать всей «кухни», но отметки врача сегодня покупаются «оптом» по сходной цене.

Условий для легализации сейчас нет. Появятся они лишь тогда, когда ужесточится контроль за посредниками-агрегаторами, либо когда муниципалитет сделает «широкий жест», как это произошло в Кирове. Там возродили муниципальную диспетчерскую службу, обязав ее работать лишь с «белыми» перевозчиками. В Тюмени никакой тенденции к этому нет.

— Последний раз я был на линии два года назад. Могу сказать, что больше половины легковых машин в новогоднюю ночь — это транспорт «извозчиков». Рыбак рыбака, как говорится… Видно это и по поведению на дороге, и по выражению лица водителей. Да и просто по количеству заказов можно сделать выводы. Пик, кстати, приходится на периоды с 21 до 23 часов и с полуночи до двух часов. Дальше уже начинается «условное утро». Пассажиры становятся грустными, уставшими. Да и у самих таксистов уже силы наисходе. В это время обычно и начинают уходить с линии первые новогодние работники.

Как у вас строился график? Не было ли ощущения, что пропускаете что-то важное, работая в Новый год?

— На линию обычно выезжал еще в обед. Потом где-то в 18–19 часов делал перерыв на праздичный ужин. Поздравлял родителей. Им старался не говорить, что работаю в этот день за рулем, чтоб не волновались. Супруга, должен сказать, у меня отличная — все понимала, никогда не пилила, что в новогоднюю ночь меня не будет дома.

Выезжал на линию вновь обычно к восьми вечера, а там катался сколько было сил. Один год вернулся под утро, около семи часов. Пропускал ли что-то важное? Нет… Во-первых, я абсолютно равнодушен к спиртному. Быть первого числа трезвым — это не катастрофа для меня. Во-вторых, я не суеверен абсолютно, поэтому примету «как встретишь — так и проведешь» воспринимал с иронией. Впрочем, даже если принимать эту примету на веру, то это вовсе не плохо — прожить весь год без алкоголя, но с работой.

А что все-таки толкало за руль?

— Я всегда искренне любил эту работу. Она давала чувство постоянной жизни в движении. Машина едет, программа и телефон подсказывают, каким будет дальнейший маршрут. Сменяются кадры за окном, меняются лица пассажиров. Это похоже на диафильм. Таксист, кстати, единственная профессия, позволяющая видеть весь срез общества. Мы же работаем со всеми без исключений — сегодня ты везешь наркомана или уголовника, а завтра у тебя на заднем сидении помощник депутата, крупный бизнесмен или актер. Этакое путешествие по разным мирам получается. А в ночь с 31 на 1 в каждый из этих миров приходит праздник. И люди отмечают… По-разному. И почти все в эту ночь веселые и счастливые.

Ну, лукавить не буду, деньги тоже играют важную роль. Кому-то на работе платят тринадцатую зарплату, а мы работаем на себя. Тоже хочется окупить траты на подарки, да и на развлечения в праздники заработать. Вот и совмещаем полезное с приятным.

Какой был максимальный доход, если не секрет?

У меня рекорд 9400 был. Это с двух часов дня до семи утра. В тот год решил брать заказы в максимальном количестве диспетчерских фирм. Выбирал наиболее выгодные. В другие выезды денег было меньше, но сумма всегда превышала 5000 рублей.

2–3 января эта тема становится популярной. На стоянках люди обсуждают свои заработки, в офисах. Кто-то рассказывает про мифического «Васю», заработавшего 50 тысяч за два дня… Кто-то кичится своими 20 тысячами… Но в основном люди понимают, что это байки и хвастовство. Думаю, 15 тысяч — это верхний порог. Это надо наизнос работать. Сейчас цены упали. Полагаю, и 10 заработать нереально сложно. 5–6 тысяч — адекватная сумма для новогоднего рейса.

— Я с газировкой отмечал (смеется). Вообще, первый раз когда поехал, это еще 2014 год был, я заказ взял в 23:40 с Республики на Олимпийскую. Отвез молодых ребят и девушку. Они еще очень переживали, что не успеют к бою курантов. Успели. Привез к подъезду за пять минут до праздника. Поздравил с наступающим. Чокнулся бутылкой с газводой с приборной панелью, показавшей «нули», и поехал на Артамонова на предварительный заказ. Проезжая МЖК, на секунду почувствовал себя танкистом-героем — вокруг взрывы, а я настойчиво пробираюсь к цели — к подъезду.

В 2015 году история была похожей, правда, праздник я встретил у подъезда одного из домов на Холодильной. Еще годом позже было веселее. 23:45, закончил поездку у центральной аптеки на Ленина. Стою. В программе — тишина. Рация тоже молчит. Шутки ради голосом Шахрина из «ЧайФа» спел в эфир: «Есть еще здесь хоть кто-то?!». Откликнулся один позывной с улицы Челюскинцев — похвастался, что у него пирожные с собой и чайник с травяным чаем. Выключил ручник — поехал к нему, отметили, поболтали. Он пассажиров ждал на 00:10…

После 2016 года вы выезжали еще на линию?

— Честно говоря, уже в 2015 работать было неинтересно. В таксисты в 2000-х часто шли «вольные художники» — те, кто хотел иметь заработок, принадлежа лишь самому себе. В начале 10-х доходы стали падать, интересные люди стали массово уходить из профессии. Кто-то про пылящийся диплом вспоминал, кто-то получал рабочую профессию, уходил на стройки, уезжал на вахты. Многие в автобусные перевозки подались, кто-то дальнобойщиком стал. Я, так получилось, пришел уже под закат «старого доброго такси». Откатался несколько лет. Но вот в 2015 диспетчерские службы начали демпинговать. Доходы пошли вниз, а коллегами оказались совсем неинтересные люди — стало больше гастарбайтеров, случайных подработчиков, шпаны. Зарабатывать выше средней з/п по региону уже не получалось. Надо было уходить, что я и сделал. Тогда еще на линии погиб Саша Чашников, его какие-то нелюди убили под Тюменью, это резонансный случай был. Были и другие покушения на шоферов. Это и стало последней каплей — рисковать жизнью за гроши не хотелось.

Вы затронули тему риска. Скажите, как можно объяснить всплеск аварийности с участие такси в последние годы?

— Сергей Шеридан тогда, как я помню, уже прокомментировал это. За руль таксомоторов пришли любители. Дошло уже до того, что в такси стали работать наркоманы ради дозы и алкоголики ради опохмелки. Это не домысел, это я лично видел еще два года назад. Это первая причина. Есть и вторая — чтобы заработать на жизнь сегодня, водителю нужно крутиться как белка в колесе. Устают люди. А усталость, даже по словам автоинспекторов, это «второй алкоголь». Вы знали, что в Тюмени были случаи, когда таксисты зарабатывались насмерть?

— Не миф. Я про два таких случая знаю. Одному водителю почти 60 уже было, всю жизнь в такси проездил, любил свою профессию. Перерабатывал капитально. Как-то ночью приехал на заказ, отметился, пассажиры вышли из подъезда и увидели, что машина пустая стоит с работающим двигателем. Сообщили диспетчеру, та в свою очередь отправила ближайший экипаж посмотреть, что происходит. Второй шофер походил по двору и нашел дедушку нашего. Видать, плохо стало тому, показалось, что тошнит… Вышел из салона за трансформатор — там его и нашли. Как выяснилось позже, инфаркт у него был.

Второй случай на Федюнинского был в 2015 году. Водитель доработался до инсульта, плохо стало на светофоре с Пермякова, если я не ошибаюсь. Увезли в Патрушево на скорой, но спасти его не смогли и там. Владельцы диспетчерских, как мне кажется, сегодня любят деньги больше, чем людей и свое дело. А так нельзя.

Есть ли способ это изменить, как считаете?

— Думаю, способ есть. В первую очередь нужны жесткие законодательные меры — нужно пресекать нелегальный извоз. Вводить суровые штрафы для агрегаторов. Я понимаю, что странно слышать это от человека, ездившего без лицензии, но фактическая бесконтрольность убивает отрасль. Надо реформировать разрешительную систему — лицензировать не автомобили, как это происходит сейчас, а водителей. Так мы сможем вытеснить из-за руля лишенцев и хронических нарушителей. Необходимо создание инфраструктуры для медицинских осмотров — проверка у врача не должна занимать много времени и стоить больше 100 рублей. Сегодня уже есть технологии дистанционного осмотра, телемедицина это позволяет. В то же время, нужны и налоговые поблажки. Думаю, надо снижать сборы в ПФР для самозанятых людей, как минимум, вдвое.

И все-таки, многие считают, что таксист — умирающая профессия.

— Думаю, до конца XXI века, как минимум, таксисты будут нужны. Никаких беспилотников на дорогах России не появится в ближайшие 50 лет, это точно. Повременная аренда транспорта в Тюмень тоже пока не пришла, да и в Москве эта услуга доступна отнюдь не каждому. Полагаю, что извоз будет востребован. И наш общий интерес в том, чтобы услуги перевозчиков были качественными и безопасными. А это могут обеспечить лишь опытные профессионалы.

"