Posted 4 марта 2015,, 07:32

Published 4 марта 2015,, 07:32

Modified 11 ноября 2022,, 20:21

Updated 11 ноября 2022,, 20:21

Тюмень может остаться без легальных таксистов

4 марта 2015, 07:32
За последние несколько месяцев в Тюмени обострился конфликт между таксистами и диспетчерскими службами (ДС). Возмущённые таксисты уже начали отказываться от дешевых заказов и игнорировать клиентов-обладателей больших дисконтных скидок.

В конце прошлой недели в Тюмени прошел круглый стол, организованный профсоюзом тюменских таксистов, участие в котором, помимо вышеуказанных, приняли представители межрегионального общественного движения «Стоп нелегал», директора таксопарков и диспетчерских служб, а также политические деятели. Главные вопросы, обсуждаемые на собрании — рост числа нелегальных таксистов и огромные скидки на проезд, введенные рядом ДС города.

На 700-тысячную Тюмень, по неофициальным данным, приходится более двадцати тысяч нелегальных таксистов. В массе своей — это гости из ближнего зарубежья, работающие на так называемых «ведрах», не имеющие не только официальной работы, но, иной раз, вообще разрешения на работу в России. А вот разрешений на работу в такси в городе, на данный момент, имеют лишь 2200 человек, однако не все они работают таксистами. По словам заместителя председателя ПТТО Сергея, на самом деле в Тюмени сейчас работают всего около 500–600 легальных таксистов.

Начавшийся в стране экономический кризис только усугубил ситуацию: стремясь сэкономить, горожане стали все меньше пользоваться услугами такси, отдавая предпочтение общественному транспорту и пешим прогулкам. Чтобы вернуть клиентов и увеличить доход, крупные ДС снизили минимальную стоимость поездки, а также ввели скидки, доходящие иной раз до 30%.

Эти меры и вынудили таксистов создать профсоюз и открыто выступить с критикой стратегии работы служб. «Мы пытались мирно договориться и несколько раз проводили собрания. На одно из них, по нашей просьбе, приехал представитель сетевой ДС, в результате встреча закончилась тем, что всех присутствовавших на ней уволили. А это более ста человек», — рассказал зампредседателя.

По мнению активистов профсоюза, пришедшие в Тюмень сетевые ДС стали необоснованно занижать стоимость проезда, занизив ее до такой степени, что быть легальным таксистом стало абсолютно нерентабельно. Таксисты приводят простой пример:

Мытье и заправка автомобиля перед выходом на линию обходится водителю, примерно, в 900 рублей. Ежедневные отчисления в пенсионный фонд, прохождение медика и механика — минус еще 140 рублей. Наконец, таксист отдает 10% от суммы каждого заказа диспетчерской службе. Таким образом, при суммарном заработке за день около двух тысяч рублей, у легального таксиста остается менее тысячи рублей. А траты на замену автомобильных запчастей или масла, стоимость которых в последнее время сильно возросла, и вовсе приводят к нулевой выручке.

«Скидки 10–15% действуют в городе уже давно, а вот большие скидки 20–30% ввели около полугода назад, — рассказывает пресс-секретарь профсоюза таксистов Сергей Шеридан, — ДС „Везёт“ использовала демпинг для захода на наш рынок, а лидер рынка вынужден был на это ответить. В Тюмень планируется приход и других игроков, в результате чего ценник упадет до 50 рублей. И пассажиров будут возить очень нерусские товарищи на очень русских машинах, неизвестно каких годов выпуска. Потому что мы за такие деньги работать не будем».

По словам Сергея, если эту ситуацию срочно не остановить, то уход легальных таксистов с рынка приведет к снижению количества зарегистрированных ИП и сокращением потока поступлений в бюджет. А из-за низких цен на такси пассажиропоток из автобусов начнет перетекать в дешевое нелегальное такси. Ведь минимальная стоимость поездки в такси в Тюмени сейчас составляет 70 рублей, а проезд в общественном транспорте уже с 1-го апреля подорожает до 22-х рублей.

«Это прямая угроза общественному транспорту, — считает Сергей, — Происходит изменение рынка и это негативно отразится сразу на нескольких сферах жизни. Мы понимаем, что сейчас кризис и не стараемся набить себе карманы. Наша задача — вернуть цены на начало 2013 года, до введения суперэконом класса, до введения диких, ничем не обоснованных скидок. Мы хотим минимальную цену на поездку до двух километров по городу хотя бы 110 рублей, а не 70».

В борьбе с нерадивыми ДС таксисты заручились поддержкой президента ассоциации Союза тюменских таксистов, и, по совместительству, директора службы заказа такси «Авто-Дрим» Александра Артемьева.

«Я к требованиям таксистов отношусь положительно, несмотря на то, что я сам руководитель ДС. Все мы понимаем, что водитель не должен работать ради работы, он должен что-то приносить в семью. В любом бизнесе должна быть окупаемость. Автомобиль требует дорогого обслуживания, а цены, которые сейчас установились в городе, дошли до того, что водитель работает по 12 часов, а зарабатывает только на то, чтобы заправить бак и обслужить автомобиль. Это же ненормально», — считает Артемьев.

Союз тюменских таксистов был образован в 2006 году, в него вошли руководители пяти ДС города — «Отечество», «Авто-Дрим», «Олимп», «Спринт» и «Лидер». «За время нашего существования мы проходили всё — собирались на мероприятия, проводили акции, встречались с городской администрацией. Но сетевики никогда не приходили на эти встречи и не участвовали в жизни города. Они никогда не идут на контакт, — жалуется Артемьев, — Мое видение — только низы могут сотворить чудо, то есть водители сами не должны брать эти заказы и работать себе в убыток. Если водитель не будет брать его за гроши, значит люди перестанут звонить в эти службы, а будут звонить в нормальные. Тот, кто платит налоги, соблюдает законы и содержит достойно свой автомобиль, не может априори везти за копейки».

«Когда сетевые службы зашли на наш рынок, они стали набирать к себе всех подряд, — рассказывает зампредседателя профсоюза, — Да, есть нерусские водители и в „Авто-Дрим“, но они обрусевшие, хорошо знают город и работают легально. А вот у „Максим“, между тем, ездят машины с киргизскими номерами. Их в принципе не должно быть на дорогах. Они берут дешевые заказы и не платят налоги. Из-за этого работать стало убыточно, что, в итоге, повлечет за собой ухудшение качества обслуживания. Зачем мне теперь мыть машину? Зачем успевать на заказ? Зачем быть вежливым? Зачем оказывать дополнительный сервис? Мне уже все равно».

Масло в огонь подлили участники межрегионального общественного движения «Стоп нелегал», приехавшие из российской столицы специально для того, чтобы принять участие в круглом столе.

«Мы приехали по просьбе, так как услышали о больших здесь проблемах, — говорит представитель движения Евгений Грэк, — В 2011 году был принят 69 ФЗ, который обязал таксистов легализоваться, но при этом ничего, по факту, хорошего для людей не сделал. Нелегальные таксисты не проходят ни медосмотр, ни механика, они не несут налоговую нагрузку и ответственность. Для того, чтобы сегодня стать таксистом, не нужно даже появляться в офисе. Достаточно закинуть деньги на виртуальный кошелек ДС и скачать их программу на телефон. Это в корне неправильно».

По мнению участников движения, сетевые гиганты вроде «Максим» или «Везёт», занявшие прочные позиции в нашем регионе — лишь вершина айсберга. В скором времени в Тюмень должен прийти «Яндекс» со своим сервисом «Такси» — вот он-то и обрушит, по мнению общественников, рынок легального такси в Тюмени. Компания уже делает попытки пробиться на наш рынок.

»За последнее время значительно уменьшилось количество заказов, доходы упали на 30–40%, а наше терпение лопнуло, — говорит зампредседателя профсоюза, -В первую очередь мы требуем убрать с улиц нелегальных таксистов, а затем урегулировать размер скидки, оставив ее на уровне, хотя бы, 10%».

Однако тут у профсоюза возникает дилемма — ведь если 20 тысяч нелегальных таксистов покинут улицы, оставшиеся 600 легальных не смогут покрыть всех нужд населения. «Даже в самые провальные сезоны такое количество всех вывезти не сможет, — подтверждает Сергей Шеридан, — Без подработчиков, без нелегалов в данный момент обойтись невозможно. Если мы уберем всех нелегалов, то клиент, заказав такси, будет ждать его очень и очень долго. Тем не менее, ситуация становится совершенно неприемлемой. Если профсоюз пойдет на забастовку — это будет крайняя мера. Фактически, это будет означать конец».

«На наш круглый стол те ДС, что действительно виновны в такой ситуации, в частности „Максим“ и „Везёт“, не пришли, хотя были приглашены, — подвел итог Шеридан, — Когда нам станет понятно, что дипломатия ни к чему не приводит, мы обратимся в прокуратуру, ОБЭП, полицию и будем требовать проверки нелегальных таксистов. Хотя это, на самом деле, не есть хорошо. Ведь инициируя проверки нелегалов, мы, в первую очередь, навлечем огонь на себя, легальных таксистов. Потому что проверки пойдут сначала по нам. А проверка сама по себе никогда не бывает приятной процедурой. Отсутствие хотя бы квитанции уже чревато для таксиста большим штрафом. На нашу встречу не пришли те фирмы, которые осуществили снижение цен. А нам бы хотелось просто услышать их позицию — почему, зачем, с какой целью? Каждый день к нам в профсоюз приходят таксисты, сейчас нас уже около 70 человек и мы представляем реальную силу».

Несмотря на то, что служба заказа такси «Максим» не присутствовала на собрании, официальный представитель компании согласился прокомментировать спорную ситуацию:

Об «искусственном занижении» цен на перевозки

Цены на услуги такси не регулируются государством, а формируются рынком. Он в Тюмени достаточно хорошо развит: в нем работают механизмы спроса и предложения, конкуренция высока. При этом у такси не так много маркетинговых механизмов, основной — это снижение цен и скидки постоянным клиентам. К тому же в кризис покупательная способность населения снижается, люди начинают экономить на такси, и приходится на это реагировать.

Для того чтобы поддержать объем заказов, чтобы у водителей была работа, в конце февраля минимальная цена поездки была снижена со 120 до 110 рублей, стоимость километра пути изменилась с 12 до 11 рублей. В утренние и вечерние часы пик минимальная цена поездки составляет 140 рублей. Этот уровень цен остается адекватным. Изменится экономическая ситуация — изменятся и цены.

Напомним, что в Новый год водители работали по двойному тарифу. В праздник 8 Марта цены тоже могут быть повышены. Когда-то выше, когда-то ниже — всегда работать на высоких ценах невозможно, как бы этого ни хотелось водителям.

О большом количестве «нелегальных» таксистов

Наличие разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси — одно из основных требований, предъявляемых нашей компанией к перевозчику. В случае если к нам в офис приходит водитель, не имеющий разрешения, наши менеджеры дают подробную консультацию по порядку его получения.

Деятельность служб заказа никак не связана с существованием теневого сектора рынка услуг такси. Нелегалы были и всегда будут. Развитые рынки стран Европы и США это показывают. И даже в Советском Союзе это было. Важно, чтобы легальных таксистов на рынке стало больше, чем нелегальных. Мы давно говорим, что государство должно изменить правила, создать такой климат для предпринимательства, такие условия для развития рынка таксомоторных перевозок, когда перевозчикам самим было бы выгоднее легализоваться.

"