Posted 5 февраля 2009,, 09:59

Published 5 февраля 2009,, 09:59

Modified 11 ноября 2022,, 20:17

Updated 11 ноября 2022,, 20:17

Николай Карнаухов: «…У нас нет комплексов перед Москвой и Питером»

5 февраля 2009, 09:59
Какие кардинальные изменения ждут российскую систему высшего образования? На этот вопрос в прямом эфире Авторадио в Тюмени ответил ректор Тюменского Нефтегазового университета, академик, профессор, депутат Областной думы Николай Карнаухов.

Принятие закона о создании федеральных университетов находится на расстоянии вытянутой руки. В середине января, сразу после новогодних каникул, депутаты Госдумы утвердили его в третьем чтении.

Какие кардинальные изменения ждут российскую систему высшего образования? На этот вопрос в прямом эфире Авторадио в Тюмени ответил ректор Тюменского Нефтегазового университета, академик, профессор, депутат Областной думы Николай Карнаухов.

Вместе с журналистами в откровенном разговоре с ректором Нефтегаза приняли активное участие многочисленные радиослушатели.

Николай Карнаухов: Не только в отечественном - в мировом образовании в целом накопилось очень много проблем. Сейчас каждая страна пытается дать своим студентам такое образование, которое позволит им быть конкурентоспособными в этой жизни, а следовательно и самой стране занимать лидирующие позиции в политике и мировой экономике. Российское правительство, пытаясь поднять конкурентоспособность державы, предпринимает активные попытки поднять уровень образования в стране. Попробовали. Вывод: на всех денег не хватает. В результате чего решено выделить часть вузов, 10-15 образовательных учреждений, которые будут иметь эксклюзивную мощную поддержку со стороны государства , а все оставшиеся будут получать помощь уже по мере возможностей.

- Не придем ли мы к тому, что большинство оставшихся вузов перейдет в ранг частных?

Николай Карнаухов: Вряд ли. По сути закона - может быть, де-юре - нет. Россия - страна с особой ментальностью, роль государства у нас крайне важна, поэтому и появился закон, в рамках которого страна будет концентрировать свои интеллектуальные финансовые средства в федеральных вузах, которые потом как паровозики потянут оставшиеся вагончики. Идея прекрасна. Но как будет на самом деле... Есть определенные вопросы. Вероятность того, что не все получится как задумывалось, имеется. Время покажет.

Дмитрий, 34 года, радиослушатель: Мне кажется, что закон скажется на системе образования негативно. Не каждый перспективный студент может позволить себе поехать за лучшим образованием в другой город. И не понятно, что будет с тюменскими вузами - продолжат ли они дальнейшее существование или объединятся с другими?

Николай Карнаухов: Солидарен с Дмитрием. Но хочу заметить, что принцип: нас бьют, а мы крепчаем, срабатывал всегда. Успех или прелесть конкуренции заключается в том, чем больше сопротивления в пути, тем лучше результаты. Наши тюменские университеты заведомо ставят в более худшие условия на фоне соответствующего финансирования Южного университета, Сибирского, не говоря про Московский и Санкт-петербургский. Да, многие университеты получают господдержку. Отстраивают хорошие здания, расширяют прием… Но, к сожалению, глобально эти вузы жизнь государства не меняют. Нас же обделяют порой вниманием, финансированием, но я убежден, университеты в Тюмени не умрут. Мы даем качественное образование. Иногда, осмелюсь сказать, лучше, чем в МГУ. Например у нас есть кафедра "Криология земли" , которую возглавляет академик РАН Мельников, единственный академик в этом направлении в Российской Федерации. Так что образование по этой специальности у нас – лучшее в мире. Это признают многие.

Руслан, 22 года, радиослушатель: Образование в Норвегии и США для меня более привлекательно, т.к. например, в Америке студент спустя 2 года может изменить направление в обучении. Будет ли возможно такое в России после принятия нового закона?

Хочу сказать, что как в Норвегии, так и в США, или в Швеции, где я недавно бывал, точно также есть и хорошие и плохие вузы. Плохие в том смысле, что ими недовольны сами норвежцы, сами шведы, потому что они не получают того, что им надо.

Эта проблема шире выбора специализации. Ведь многие студенты, попав в вуз, желают, чтобы преподаватель научил их чему-то такому, чтобы сразу можно было стать миллионером. Так не бывает.

К тому же, не надо забывать, что обучение – это живое дело. В его процессе как ученик берет от преподавателя знания, так и наоборот. Например, я преподаю студентам-заочникам, они уже поработали на производстве, некоторые управляют предприятиями. В общении с ними я часто узнаю новое. Самое главное не забывать, что человек учится всю жизнь!

И все же, у молодых людей и их родителей крепко сидит мнение, что хорошее образование можно получить только в столице...

Николай Карнаухов: Не хочу спорить. Скажу о нашем направлении обучения. Во всей огромной России есть четыре вуза, где можно получить хорошее нефтегазовое образование - московский, уфимский, ухтинский и тюменский. По собственному опыту знаю, что иногда приходится добирать знания в вузах разных городов. Так после 2-х летнего обучения в тюменском индустриальном, я отправился в Ленинград, еще 4 года проучился там в политехническом. Более того, уже став ректором, я еще учился в 5-ти вузах: в США, Канаде, Франции, Германии, Японии. Теперь я могу признаться, что уезжая в Ленинград, я думал, что там учатся одни академики, но и мне, простому парню из Богандинки, удалось закончить вуз на отлично. Поэтому в любом вузе можно получить хорошее образование, главное чтобы пытливый ум не устал трудиться.

Евгений, радиослушатель: Как строятся отношения ТюмГНГУ с малыми вузами тюменской области?

Николай Карнаухов: Мы видим себя одним из лучших вузов, это несомненно. Вместе с тем мы понимаем, насколько сложна жизнь небольших вузов, поэтому мы объединяемся. Не поглощаем их, наоборот, с кем-то мы объединились на добровольной основе, с другими дружим. Каждый привносит в этот союз то, в чем он силен. Мы тесно сотрудничаем с ишимским государственным педагогическим институтом: их выпускники работают у нас в вузе, преподают математику, физику, иностранные языки…

Но все же, не получится ли так, что в скором времени нефтегаз поглотит остальные вузы и будет только тюменский нефтегазовый университет?

Николай Карнаухов: Может быть. Но только в результате добровольного согласия всех участников процесса. Нельзя забывать, что мы работаем в условиях жесткой конкуренции, рядом с нами Екатеринбург, Томск, Новосибирск, и поэтому, чтобы давать классное образование, надо объединятся и поддерживать друг друга. Другое дело, не обязательно быть единым юридическим лицом, но у нас есть совет ректоров, есть ассоциация вузов, есть хорошее образование, наконец. А образование в жизни чрезвычайно много значит - это залог нашего успеха. Наш университет всегда готов вам дать то, что вам пригодится в жизни.

Записала Наталия Нестерова, Авторадио в Тюмени.

"