Posted 5 мая 2011,, 11:33

Published 5 мая 2011,, 11:33

Modified 11 ноября 2022,, 18:43

Updated 11 ноября 2022,, 18:43

Актеры «Ленкома»: От Тюмени ждем любви

5 мая 2011, 11:33
В первые дни мая тюменских любителей театра балуют спектаклями на медицинскую тему: в театре драмы идут перфомансы от театра пластики «Европа» под названием «Кома», на сцене Тюменской филармонии сегодня и вчера легендарный театр «Ленком» представляет сценическую фантазию «Пролетая над гнездом кукушки» («Затмение»).

Актеры, занятые в спектакле, встретились с тюменскими журналистами накануне перед представлением. Народный артист России Андрей Соколов, заслуженный работник культуры РФ Юлия Косарева, заслуженный артист России Андрей Леонов и еще три талантливых актера рассказали, почему они любят этот спектакль, о его актуальности и своем отношении к критике.

Почему решили привезти именно этот спектакль?

Юлия Косарева: Во-первых, наверное, были такие пожелания. Во-вторых, у него есть награды: спектакль становился лауреатом театральной премии «Чайка» в номинации «Синхронное плавание» за лучший актерский ансамбль и лауреатом премии Союза театральных деятелей «Гвоздь Сезона». В-третьих, этот спектакль очень много ездит. Таким образом, он выбран не случайно.

Андрей Соколов: Существует сарафанная почта: если бы про этот спектакль не знали, то тогда бы не приглашали. Он честный и действительно необычный. Для каждого из нас он практически бенефисный: хороших ролей мало, а такого масштаба — еще меньше. Для каждого актера реализация — это очень здорово.

Атмосфера спектакля специфическая. Есть сложности с тем, как вживаться в роли?

Андрей Леонов: Саша Морфов просил нас не играть сумасшедших, а выстраивать взаимоотношения. Чем интереснее и глубже они были, тем сильнее мы приближались... Главное — найти взаимопонимание между персонажами на сцене.

Люди, которые идут на спектакль, сравнивают его с книгой и с фильмом. О спектакле есть разные отзывы, в том числе и отрицательные. Как вы воспринимаете критику?

Юлия Косарева: Мы не знакомы с отрицательными отзывами. Когда была премьера, его, конечно, сравнивали с книгой и фильмом, и часто в пользу спектакля.

Андрей Соколов: Многие из тех, кто смотрел фильм, говорили, что открыли для себя что-то новое, посмотрев спектакль. Для них открылись новые мысли, которые были заложены в романе.

Юлия Косарева: Ключевая фраза об образах спектакля — это не сумасшедшие, это люди, у которых больна душа. У каждого есть причина находиться там.

Спектакли идут два дня подряд. Допускается импровизация?

Андрей Леонов: Еще как, даже приветствуется.

Юлия Косарева: Никогда не бывает двух одинаковых спектаклей. Я часто езжу и смотрю несколько представлений одного спектакля подряд — они абсолютно не похожи.

Андрей Соколов: Спектакль поставлен так, что оставляются специальные зоны режиссером. В них можно играть чуть громче или тише, открытее или закрытее, поэтому у каждого актера есть некий коридор, где он может импровизировать.

Вы обсуждаете после спектакля какие-то свои огрехи?

Андрей Леонов: У нас есть «товарищеский суд». Это обычно происходит перед следующим спектаклем, если перед этим были какие-то сложности. Вот, например, сегодня у нас была репетиция, и мы что-то вспоминали.

У вас жесткая критика по отношению друг к другу или вы щадите чувства?

Александр Сирин: Щадим. Мы — обидчивые люди.

Андрей Соколов: Даже если кто-то что-то сделал не так, это же не потому, что он диверсант. Ну забыл (не все молодые в коллективе), напоминаем. Пытаемся делать это деликатно.

Вопрос к Андрею Леонову. Насколько сложна или близка роль Чезвика для Вас?

Андрей Леонов: Я этот спектакль очень люблю и считаю, что вытянул счастливый лотерейный билет, когда встретился с Морфовым. Найти в жизни свое очень сложно. Мне было с ним настолько легко: я никогда не мучился, не искал вопросы, на которые невозможно найти ответы — все складывалось просто. Главное в этом спектакле — найти правильные взаимоотношения со своими коллегами.

Юлия Косарева: Внутри театра образовалась такая компания, морфовская. И когда Морфов делал еще один спектакль — «Визит дамы» — практически все эти актеры «зашли» в него.

Насколько «Пролетая над гнездом кукушки» современен?

Иван Агапов: По-моему, очень. Несмотря на то, что роман писался в 60-е годы, многие молодые люди, которые и книгу не читали, и фильм не смотрели, с удивлением отмечают, что заложенное в романе — абсолютно сегодняшний день и близко зрителю. Спектакль ставился для того, чтобы «попадать» в сегодняшнего зрителя, а не показать историю из жизни Америки 60-х годов. Зрители видят общечеловеческую историю про себя.

Как отличается энергетика зала в разных городах? Вы это чувствуете?

Андрей Леонов: Да, чем южнее, тем теплее.

А чего ожидать, в таком случае, от Тюмени?

Юлия Косарева: Любви.

Андрей Леонов: В разных городах — разный прием. Как будет в Тюмени, мы увидим сегодня. И сегодняшний спектакль будет отличаться от завтрашнего, зрители будут разные.

Андрей Соколов: Я был в Тюмени месяц или полтора назад со спектаклем «Койка» и могу сказать, что принимают здесь хорошо. И муксун здесь замечательный. Везде же люди живые, и если это настоящее, то в сердца попадает и отклик будет соответствующий.

Вопрос к Андрею Соколову. Вы закончили режиссерские курсы, и у Вас есть опыт режиссерской работы. В этом спектакле с режиссером вы всегда были согласны?

Андрей Соколов: Я пришел в уже готовую конструкцию после Саши Лазарева, а поскольку она была задана, я вошел в уже готовые условия игры и под них подстраивался. То, что здесь происходит, мне очень нравится. Более того, когда я оканчивал Щукинское училище 20 с лишним лет назад, то ставил спектакль «Пролетая над гнездом кукушки» по одному из самых любимых моих романов. Так что для меня это как манна небесная.

Для того чтобы вжиться в роль вы смотрели фильм, читали книгу или, может быть, ходили в больницу?

Андрей Соколов: Когда я ставил спектакль в училище, то «переколпачил» достаточно материала. Мы все хорошие плохие люди. Правильно говорил Морфов о том, что не надо играть сумасшедший дом, потому что жизнь сама по себе сумасшедший дом, и мы стараемся существовать в этих обстоятельствах. А когда материал настоящий, бездонный, то и копаться можно бесконечно. Здесь нет предела.

Этот спектакль можно назвать визитной карточкой «Ленкома»?

Андрей Соколов: Визитная карточка «Ленкома», вообще-то, это «Юнона и Авось». Так сложилось исторически. Но «Пролетая над гнездом кукушки» украшает репертуар. Мы любим этот спектакль и дорожим им. Так что приходите в театр.

Андрей, расскажите про свои телевизионные проекты?

Андрей Соколов: Сейчас я снимаю последний блок нашего любимого «Адвоката», потом готовится большой международный кинопроект, снимается полный метр «Белый мавр», а летом приеду в Кемерово ставить пару спектаклей. Работы хватает.

"